Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурные параметры формирования у студентов комплекса общекультурных и профессиональных компетенций
Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ 1. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Тема 1. Состав и структура народнохозяйственного комплекса Понятие о народном хозяйстве страны. Характеристика народного хозяйства РФ по формам собственности и уровням подчиненности. Экономическая классификация и понятие «сферы», «отрасли» и «сектора» экономики. Показатели, характеризующие экономическую структуру. Факторы, определяющие отраслевую структуру народного хозяйства. Разделы общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Понятие «комплекс» экономики. Межотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.
Тема 2. Предприятие и предпринимательство в рыночной сфере Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. Товарное производство: рынок, определение, характеристика, виды. Предпринимательский риск. Государственное регулирование рынка. Понятие фирмы. Виды предприятий, их классификация. Организационно-правовые формы предприятий. Принципы подразделений по масштабам производства. Малые предприятия. Жизненный цикл фирмы: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация, банкротство.
Тема 3. Организация деятельности фирмы. Производственная программа фирмы Производственная структура фирмы и формирующие ее факторы. Организационная структура управления предприятием. Инфраструктура фирмы. Типы производства. Производственный процесс, его состав, виды, принципы организации. Организация производства: сущность, формы. Производственный цикл и его структура. Методы организации производства. Понятие «производственная мощность». Производственная мощность фирмы и факторы, ее определяющие. Взаимосвязь производственной программы и производственной мощности. Виды производственных мощностей. Значение эффективного использования производственных мощностей. Методика расчета производственной мощности фирмы. Особенности расчета по производствам. Факторы, влияющие на размер производственной мощности. Баланс загрузки оборудования. Методика расчета. Пути повышения уровня использования производственной мощности. Принципы и методы планирования производства продукции. Понятие производственной программы, ее место в плане социально-экономического развития фирмы и взаимосвязь с другими разделами плана. Технико-экономическая характеристика фирмы. Основные разделы и показатели производственной программы. Разработка плана производства продукции. Валовая и реализованная продукция фирмы: методика расчета, учетная политика.
РАЗДЕЛ 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема 4. Основной капитал фирмы (организации) Уставный капитал и имущество фирмы: понятие и состав. Основные фонды предприятий, их состав, структура и воспроизводственная характеристика. Виды оценки основных производственных фондов. Виды износа и амортизация основных фондов. Методы амортизации: линейный, суммы чисел лет срока полезного использования, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Система показателей использования основных фондов: фондоотдача, фондоемкость, коэффициент годности, коэффициент износа и т.д. Нематериальные активы организации. Критерий отнесения объекта к нематериальным активам. Сущность оценки нематериальных активов. Формы расчетов за нематериальные активы. Пути улучшения использования основного капитала.
Тема 5. Оборотные средства фирмы Понятие «оборотный капитал», «оборотные активы», «оборотные средства фирмы». Структура оборотных средств: оборотные фонды и фонды обращения. Классификация оборотного капитала: оборотные фонды, фонды обращения, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Основные принципы и методы нормирования оборотных средств. Нормы запаса оборотных средств. Виды производственных запасов. Показатели использования оборотных фондов и оборотных средств. Экономическое значение улучшения их использования.
Тема 6. Организация, оплата и рынок труда Сущность понятий «кадры», «персонал», «трудовые ресурсы». Состав и структура производственного персонала. Принципы управления персоналом фирмы. Текучесть кадров. Рынок труда. Понятие и показатели производительности труда. Выработка и трудоемкость и их характеристика. Методы определения производительности труда. Предельная производительность труда. Резервы роста производительности труда. Понятие терминов «списочная численность», «явочный состав», среднесписочная численность». Классификация затрат рабочего времени. Методы изучения затрат рабочего времени. Методы нормирования труда. Методика проведения фотографии рабочего времени. Оплата и мотивация труда. Принципы организации заработной платы на предприятии. Элементы организации оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Фонд заработной платы. Планирование фонда оплаты труда. Основные направления стимулирования труда.
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ
Тема 7. Планирование деятельности фирмы Цели, этапы, типы стратегии фирмы. Анализ внешней среды. Анализ внутренних возможностей организации (фирмы). Анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии. Оценка стратегии. Маркетинговая и товарная стратегия. Содержание и методы планирования. Роль планирования, основные задачи и принципы. Виды планов, их характеристика и взаимосвязь. Учетная политика фирмы. Характеристика плана развития фирмы, его основных разделов. Цели и значение бизнес - планирования. Характеристика разделов бизнес-плана, методика разработки и оформления. Методика проведения маржинального анализа. Определение точки безубыточности и порога рентабельности.
Тема 8. Управление качеством продукции Понятие о конкуренции. Сущность и показатели конкурентоспособности фирмы и продукции. Критерии уровня конкурентоспособности товара и его оценка. Факторы, воздействующие на отношение покупателей к организации (предприятию и ее продукции). Конкурентные преимущества и пути их достижения. Сущность и значение повышения качества продукции. Понятие и функции качества продукции. Система управления качеством продукции на предприятии. Система показателей качества продукции. Факторы, влияющие на качество продукции. Зарубежные модели управления качеством. Направления развития систем управления качеством. Стандартизация и сертификация продукции. Государственные стандарты РФ. Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета. Техническое регулирование. Правила и процедуры обязательной и добровольной сертификации продукции.
Тема 9. Инвестиционная деятельность фирмы Понятие инноваций как экономической категории. Классификация инноваций. Факторы, способствующие инновациям. Основные направления инновационной политики фирмы. Сущность НТП и его основные направления. Научно-технический потенциал и его составляющие. Содержание инновационной деятельности. Комплексное обеспечение инновационной деятельности. Характеристика инновационного процесса. Выбор инновационного проекта. Оценка экономической эффективности инноваций. Проектно-технологическая подготовка производства: этапы, системы стандартов. Подготовка и структура проекта нововведений. Система постановки продукции на производство. Экономическая сущность и задачи инвестирования. Инвестиции: реальные и финансовые. Цель инвестиций. Виды инвестиций. Основные направления инвестиционной политики фирмы. Источники инвестирования. Инвестиционный цикл. Виды инвестиционных вложений. Расчет эффективности инвестиционных вложений. Показатели оценки коммерческой эффективности инвестиционного проекта. Оценка фирмы в системе инвестирования.
РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
Тема 10. Финансовая и налоговая система организации Сущность и функции финансов фирмы. Механизм формирования финансов фирмы в финансовых отношениях и при образовании денежных фондов. Финансовый план фирмы: доходы и поступления, расходы и отчисления. Содержание разделов финансового плана. Система управления финансами. Финансовая устойчивость фирмы. Оперативное финансовое планирование. Рычаги (левередж): операционный (производственный), финансовый и сопряженный Понятие бюджетирования, бюджета фирмы. Этапы составления бюджетов фирмы. Операционный и финансовый бюджет. Структура общего бюджета фирмы. Кредит как экономическая категория. Ссудный фонд (капитал) и его состав. Понятие терминов «кредитор» и «заемщик». Функции кредита. Основные принципы кредитования. Понятие банков. Понятие пассивных и активных операций банка. Двухуровневая банковская система РФ. Виды банков. Основные задачи, полномочия и функции банка России. Понятие, функции и права коммерческих банков. Направления качественного совершенствования банковской сферы. Сущность налогов. Понятие «налоги» с юридических и экономических позиций. Принципы налогообложения. Федеральная налоговая система. Функции налогов: регулирующая, стимулирующая, распределительная, фискальная. Классификация налогов по различным признакам. Понятие налоговой ставки. Налоговые платежи. Налог на добавленную стоимость. Акцизы и пошлины. Единый социальный налог. Налог на имущество юридических лиц. Взаимосвязь налога на имущество и ускоренной амортизации. Налог на прибыль. Прочие налоги. Эффективность налогообложения для целей бизнеса. Законные способы снижения налоговых платежей фирмы. Типы доходов, облагаемые налогом. Подоходный налог с работника. Расходы, уменьшающие налоговую базу. Виды налогов на имущество физических лиц. Налоговые льготы.
Тема 11. Издержки, прибыль, рентабельность и ценовая политика организации Понятие издержек. Издержки производства как затраты живого и овеществленного труда. Факторы и тенденции изменения соотношения между ними. Виды издержек. Общественно-необходимые и индивидуальные издержки. Внутренне и внешние издержки. Структура себестоимости. Виды калькуляций. Расчет плановых и фактических калькуляций. Методы учета затрат. Основные направления снижения себестоимости продукции. Цель и методика разработки сметы затрат на производство и реализацию продукции. Сущность понятия «прибыль». Виды прибыли и методика их расчета. Методы планирования прибыли. Сущность метода прямого счета. Понятие валовой прибыли. Схема распределения доходов фирмы. Состав фонда накопления. Фонд потребления. Понятие рентабельности. Виды рентабельности. Расчет показателей рентабельности. Факторы роста уровня рентабельности. Факторы, увеличивающие массу прибыли. Факторы, уменьшающие стоимость основного капитала. Взаимосвязь показателей рентабельности и собственного капитала. Стоимость оборотного капитала. Роль цен в управлении предприятием. Ценовая политика фирмы. Характеристика основных и типичных целей политика организации в области установления цен. Основные цели ценовой политики. Виды цен и основные их классификации. Особенности формирования цен в условиях различных моделей рынка. Факторы, влияющие на формирование структуры и уровня цены. Ценообразование. Методы ценообразования: определение, классификация.
Тема 12. Оценка эффективности хозяйственной деятельности фирмы и состояние его баланса Финансовая отчетность – основа платежеспособности и прибыльности. Понятие платежеспособности. Баланс активов и пассивов, как основной документ, отражающий финансово-экономическое положение фирмы. Структура активов и пассивов. Основные балансовые соотношения: сумма активов и долгов на рубль собственного имущества, оборотные активы на рубль основных средств, ликвидность активов. Отчет о прибылях и убытках. Отчет о фондах. Счет финансирования. Понятие эффекта и эффективности деятельности фирмы. Виды эффективности. Сущность экономической эффективности общественного производства. Критерий эффективности, его качественная и количественная характеристика. Показатели эффективности хозяйственной деятельности фирмы и использование отдельных видов ресурсов, методика их расчета. Оценка финансового состояния фирмы. Показатели финансово-хозяйственной деятельности: финансовой устойчивости, имущественного положения, ликвидности, деловой активности, положения фирмы на рынке ценных бумаг. Основные направления повышения эффективности производства.
Date: 2016-05-18; view: 580; Нарушение авторских прав |