Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование экономики. Монетарная и фискальная политика государства





Национальная экономика – это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств и территориальных комплексов, охватившая все сложившиеся формы общественного труда.

ГРЭ в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Главная задача государства в рыночной экономике – создание благоприятных хозяйственных условий для ведения бизнеса и конкуренции. Поддержанием их или приведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимается государство (правительство) через определенные функции. Строго говоря - государство – это система отношений по организации совместной жизни и деятельности. Правительство – это властные структуры в лице Министерств, Комитетов, национальных банков и др. правительственных органов, посредством которых осуществляются управление и контроль над соблюдением конкурентных правил, законов, нормативов и т.д.

ГРЭ – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

Главная цель ГРЭ - достичь сбалансированности (равномерности) развития экономики, с помощью мер государственного воздействия ликвидировать (или уменьшить) диспропорции экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам. Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них, выступают в форме равновесия, прежде всего, спроса и предложения. Различают равновесие: частичное и общее. Частичное достигается на макроуровне посредством ценового механизма и предполагает равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам. Общее требует согласования деятельности всех сфер экономики. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированности широко применяется государственное регулирование.

Достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономическая безопасность, адаптация рыночного механизма к различным ситуациям – это генеральные цели.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

 

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:

· стабильного экономического роста

· полной занятости ресурсов

· стабильности уровня цен

· равновесия платежного баланса

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

 

4. Безработица как проявление макроэкономической нестабильности: формы, причины, последствия.

Безработица - социально-экономическая форма проявления макроэкономической нестабильности, сложное социально-экономическое явление, выражаемое в невозможности части трудоспособного населения найти работу в сфере общественного производства.

Безработица - это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости и индекс цены труда (зарплаты). Равновесие на рынке труда достигается в том случае, когда спрос на труд равен предложению труда.

В западной статистике население в возрасте от 16 лет и старше подразделяется на четыре группы:

· занятые. К ним относят выполняющих любую оплачиваемую работу и те, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска;

· безработные. В эту группу включают людей, которые не имеют работы, но активно ее ищут. Согласно определению Международной организации труда (МОТ) безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места;

· экономически неактивное население (не включаемое в рабочую силу). К ним относятся учащиеся, домохозяйки, пенсионеры, а также те, кто не может работать по состоянию здоровья или просто не хочет работать;

· экономически активное население (рабочая сила). Включает в себя тех, кто либо занят, либо не имеет работы.

Уровень безработицы - это количество безработных, деленное на общую численность рабочей силы (численность экономически активного населения).

По характеру проявления различают явную, текучую, скрытую, частичную, сезонную и застойную безработицу.

На рынке труда выделяют три основных вида безработицы: фрикционная; структурная; циклическая.

Фрикционная безработица возникает при постоянном перемещении людей из одной сферы труда в другую или с одной работы на другую на разных стадиях своего жизненного цикла (учеба, уход за детьми и т.п.). В связи с тем, что фрикционно не занятые работники зачастую перемещаются с одного рабочего места на другое либо заняты поиском более подходящей работы они рассматриваются как добровольные безработные. Это положительный процесс, его ограничивать нельзя.

Структурная безработица возникает в результате несовпадения структуры спроса на труд и его предложения. Главная причина - научно-технический прогресс. Подобное несовпадение возникает из-за того, что спрос на работников одной профессии падает, а другой - может, наоборот, расти. Предложение труда медленно приспосабливается к таким изменениям. Этот вид безработицы возникает естественно и может ограничиваться путем переобучения и повышения квалификации. Фрикционная и структурная безработица вместе образуют естественный уровень безработицы.

Циклическая (конъюнктурная) безработица - это безработица, связанная с кризисом и невозможностью найти работу по любой специальности в связи с падением совокупного спроса. При сокращении объема производства безработица возрастает практически повсеместно.

Полная занятость - это все активное население (100%) за исключением естественной безработицы (5,5-6,5% от общей численности рабочей силы). Показатель естественной безработицы может колебаться по разным странам, но во всех случаях полная занятость рабочей силы не означает ее 100%-го использования.

Безработица вызывает негативные экономические и социальные последствия. Она отчуждает человека от общественно-полезной деятельности, падает его благосостояние и снижаются доходы. Возрастает уровень преступности, увеличивается число психических заболеваний из-за моральных потрясений. Поэтому современные государства, как правило, разрабатывают и проводят в жизнь крупные социальные программы, направленные на увеличение занятости и сокращение уровня безработицы.

Наиболее важными направлениями стабилизационной политики в сфере занятости являются: 1) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; 2) расширение числа рабочих мест в государственном секторе, в малом бизнесе и др.

Все меры по повышению занятости, как показывает мировая практика, подразделяются:

1) по характеру воздействия на рынок труда: на активные (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, досрочный выход на пенсию и др.) и пассивные (выплата пособий и материальная помощь безработным);

2) по уровню воздействия на рынок труда: на прямые (проводимые на уровне отдельных предприятий и регионов) и косвенные (осуществляемые на макроуровне, направленные на повышение спроса и предложения товаров и услуг с помощью различных инструментов денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и других направлений экономической политики государства).

Право на труд записано в конституциях всех стран мира. Государства Запада разработали и используют в последние 3-4 десятилетия систему социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются для экономической безопасности трудящихся.

В этой системе можно выделить ряд элементов: первый - формирование занятости за счет:

· сокращения рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы;

· «разделения» рабочих мест (рекомендательно);

· досрочного увольнения на пенсию;

· создания новых рабочих мест, общественных работ (особенно инфраструктуры);

· ограничения иммиграции и стимулирования репатриации.

Второй элемент - биржи труда. В России это центры занятости, действующие как посредники между предприятиями и работниками. Они могут быть государственными и частными (коммерческими). Функции центров занятости - учет и трудоустройство; изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; профессиональная ориентация и переподготовка, выплата пособий по безработице. Третий элемент - системы социальных амортизаторов: фонды страхования по безработице. Четвертый элемент - государственные программы (меры) финансово-кредитной, денежной, налоговой, инвестиционной политики, направленные на рациональное размещение производительных сил и повышение мобильности трудовых ресурсов; развитие временной и самостоятельной занятости, гибких режимов труда и др.

Помимо общеэкономических, безработица приводит к ряду отрицательных социально-экономических последствий:

· снижается уровень жизни;

· происходит утрата профессионально-квалификационных знаний и трудовых навыков;

· возрастает заболеваемость, снижается продолжительность жизни;

· увеличивается преступность.

Отсутствие в условиях рыночного хозяйства механизма, обеспечивающего постоянное поддержание безработицы на естественном уровне, ее негативные экономические и социальные последствия превращают занятость в один из важнейших объектов государственного регулирования.

Основные методы воздействия государства на уровень занятости:

· стимулирование создания новых рабочих мест и спроса на труд;

· осуществление мер по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях;

· выплата пособий по безработице;

· законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы;

· организация переподготовки кадров;

· информирование о наличии вакансий.

Безработица - проблема относительно новая для российского общества. В условиях плановой экономики, в силу как низкой производительности труда, так и преимущественно экстенсивного типа развития производства, постоянно создавались рабочие места, не обеспеченные рабочей силой.
С началом перехода к рыночной экономике, в условиях трансформационного спада, сокращения объемов производства, структурной перестройки, существенного сокращения финансирования военно-промышленного комплекса в России возникла и стала нарастать безработица.

 

 

Date: 2016-05-18; view: 1063; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию