Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неотвратимость ответственности
Суть этого принципа заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, расследовано, а лица, виновные в его совершении, должны понести предусмотренное законом наказание. Возможно освобождение от ответственности и наказания только в случаях, прямо предусмотренных в законе. Например, в соответствии с примечаниями к ст. 431 и 432 УК Республики Беларусь основанием освобождения от уголовной ответственности взяткодателя, посредника во взяточничестве, равно как и соучастника в даче или получении взятки является их добровольное заявление о содеянном, в том числе и тогда, когда названные лица добросовестно полагали, что органам уголовного преследования неизвестно о совершенном преступлении. Личная виновная ответственность. Принцип личной виновной ответственности означает, что за преступные деяния и наступившие последствия отвечает только тот гражданин, должностное лицо, которое совершило правонарушение и при условии его виновности в содеянном. Принцип гласности. Процедура обсуждения и принятия законов должна быть гласной и открытой, а тексты принятых актов в полной мере доступны для понимания всего населения. Согласно ст. 114 Конституции Республики Беларусь разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. При этом, в соответствии с уголовно-процес-суальным законодательством, разбирательство дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов, иной охраняемой законом тайны и в других случаях, т.е. когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля и членов их семей. Гласность призвана ограждать честь и достоинство личности, защищать ее интересы. ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ) КОРРУПЦИИ
Законом «О борьбе с коррупцией» определен ряд мероприятий, которые непосредственно направлены на предупреждение (профилактику) коррупции. Согласно ст. 16. Закона «О борьбе с коррупцией» государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией», а также законодательством Республики Беларусь о государственной службе для государственных служащих (если соответствующая должность государственного должностного лица относится к государственной службе), и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства. Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной государственной организации. Не подписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной государственной организации за невыполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями, несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Законом «О борьбе с коррупцией» установлены для государственных должностных и приравненных к ним лиц ограничения. Так, государственное должностное лицо не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной государственной организации, служащим которого (которой) оно является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа, государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь; выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов). Законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы прохождения государственной службы, для государственных должностных лиц, являющихся государственными служащими, могут быть установлены иные ограничения. Государственное должностное лицо обязано в течение трех месяцев после назначения (избрания) на должность передать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии. Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой – четвертой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь. Ограничения для лиц, приравненных к государственным должностным лицам и являющихся государственными служащими, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь. Прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимися в отношениях близкого родства или свойства, не допускается, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Лицо, принятое на государственную службу в нарушение требования, установленного частью первой настоящей статьи, с его согласия подлежит переводу на должность, исключающую такую подчиненность или подконтрольность, а при невозможности перевода или отказе от него – освобождению от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Руководители государственных органов и иных государственных организаций, допустившие нарушение требований, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Граждане Республики Беларусь, поступающие на государственную службу, государственные служащие и члены их семьи обязаны представлять декларации о доходах и имуществе и об источниках денежных средств в соответствующий государственный орган в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Непредставление декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в нее неполных, недостоверных сведений являются основанием для отказа в приеме на государственную службу, назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождения от занимаемой государственной должности, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Сведения о доходах и имуществе, об имущественных сделках, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе и об источниках денежных средств, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Ст. 15 Закона «О борьбе с коррупцией» установлены требования к порядку принятия отдельных решений государственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений. Так, решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений: о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов; о распределении квот; о выборе поставщиков для государственных нужд; о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика; в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Метод и порядок распределения квоты на внешнюю торговлю товарами определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. Открытые конкурсы и аукционы в целях распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд не проводятся, если соответствующие поставки товаров (работ, услуг) осуществляются организацией, являющейся естественным монополистом, а также в случаях, когда законодательством Республики Беларусь допускается иной порядок распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд. Законом «О борьбе с коррупцией» (Ст. 20) определен также перечень правонарушений, создающих условия для коррупции, который имеет прямую профилактическую направленность. Так, к таким правонарушениям отнесено: вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь; оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении; использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью; участие государственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делах государственной организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственной организации; использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученную при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей; отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации; требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию; создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов; делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь; нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь; требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь. Совершение вышеуказанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Ст. 23 Закона «О борьбе с коррупцией» закреплены гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции. Так, физическое лицо, противоправно предоставившее государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущество или другую выгоду в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц, освобождается от ответственности, если имело место вымогательство со стороны государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц либо если физическое лицо после предоставления указанным лицам имущества или выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц добровольно заявило о содеянном. Законом «О борьбе с коррупцией» определены также меры, направленные на устранение последствий коррупционных правонарушений. Согласно ст. 24 Закона «О борьбе с коррупцией» денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства Республики Беларусь и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня их обнаружения. Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Учет, хранение, оценка и реализация сданного имущества осуществляются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Члены семьи государственного должностного или приравненного к нему лица не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки, за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью. Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное членами его семьи имущество в финансовый орган по месту своего жительства либо возместить его стоимость или стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или членами его семьи имущество либо возместить его стоимость или стоимость услуг, незаконно полученных им или членами его семьи, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом. Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию уполномоченными государственными органами либо по решению суда и реализации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость услуг, полученных с нарушением этого порядка, перечислению в республиканский бюджет. Решения, принятые государственными должностными или приравненными к ним лицами в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений, могут быть отменены государственным органом, иной государственной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие, либо вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей государственной организацией, вышестоящим должностным лицом или судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь. Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции или коррупционного правонарушения, возмещается в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. По требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения. Руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны: принимать установленные Законом «О борьбе с коррупцией» и иными актами законодательства Республики Беларусь меры, направленные на борьбу с коррупцией; привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, к такой ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь; своевременно информировать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений. Руководители государственных органов и иных организаций, не выполняющие или не в полной мере выполняющие требования, предусмотренные частью первой настоящей статьи, а также не предоставляющие информацию, запрашиваемую государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. С учетом особой значимости борьбы с коррупцией контроль за деятельностью специальных подразделений по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности осуществляют соответственно Генеральный прокурор Республики Беларусь, Министр внутренних дел Республики Беларусь и Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, а надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
ПРИНЯТО Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 31.10.2003 № 58/4
Извлечение Статья 1 Цели Цели настоящей Конвенции заключаются в следующем: a) содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; b) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов; c) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.
Статья 2 Термины Для целей настоящей Конвенции: a) «публичное должностное лицо» означает: i) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; ii) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; iii) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве Государства-участника. Тем не менее для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой II настоящей Конвенции, «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; b) «иностранное публичное должностное лицо» означает любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; c) «должностное лицо публичной международной организации» означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени; d) «имущество» означает любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право собственности на такие активы или интерес в них; e) «доходы от преступления» означают любое имущество, приобретенное или полученное прямо или косвенно, в результате совершения какого-либо преступления; f) «приостановление операций (замораживание)» или «арест» означают временное запрещение передачи, преобразования, отчуждения или передвижения имущества, или временное вступление во владение таким имуществом, или временное осуществление контроля над ним по постановлению суда или другого компетентного органа; g) «конфискация» означает окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа; h) «основное правонарушение» означает любое правонарушение, в результате которого были получены доходы, в отношении которых могут быть совершены указанные в статье 23 настоящей Конвенции деяния, образующие состав преступления; i) «контролируемая поставка» означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления.
Статья 3 Сфера применения 1. Настоящая Конвенция применяется в соответствии с ее положениями к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию за коррупцию и к приостановлению операций (замораживанию), аресту, конфискации и возвращению доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией. 2. Для целей осуществления настоящей Конвенции, если в ней не предусмотрено иное, не обязательно, чтобы в результате совершения указанных в ней преступлений был причинен вред или ущерб государственному имуществу. Статья 4 Защита суверенитета 1. Государства-участники осуществляют свои обязательства согласно настоящей Конвенции в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. 2. Ничто в настоящей Конвенции не наделяет Государство-участника правом осуществлять на территории другого государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию органов этого другого государства в соответствии с его внутренним законодательством.
Глава II
МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ
Статья 5 Политика и практика предупреждения и противодействия коррупции 1. Каждое Государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности. 2. Каждое Государство-участник стремится устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции. 3. Каждое Государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней. 4. Государства-участники в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своих правовых систем взаимодействуют друг с другом и с соответствующими международными и региональными организациями в разработке и содействии осуществлению мер, указанных в настоящей статье. Это взаимодействие может включать участие в международных программах и проектах, направленных на предупреждение коррупции.
Статья 6 Орган или органы по предупреждению и противодействию коррупции 1. Каждое Государство-участник обеспечивает в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы наличие органа или в надлежащих случаях органов, осуществляющих предупреждение коррупции с помощью таких мер, как: a) проведение политики, упомянутой в статье 5 настоящей Конвенции, и в надлежащих случаях осуществление надзора и координации проведения такой политики; b) расширение и распространение знаний по вопросам предупреждения коррупции. 2. Каждое Государство-участник обеспечивает органу или органам, упомянутым в пункте 1 настоящей статьи, необходимую самостоятельность в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, с тем чтобы такой орган или органы могли выполнять свои функции эффективно и в условиях свободы от любого ненадлежащего влияния. Следует обеспечить необходимые материальные ресурсы и специализированный персонал, а также такую подготовку персонала, какая может потребоваться для выполнения возложенных на него функций. 3. Каждое Государство-участник сообщает Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций название и адрес органа или органов, которые могут оказывать другим Государствам-участникам содействие в разработке и осуществлении конкретных мер по предупреждению коррупции.
Статья 8 Кодексы поведения публичных должностных лиц 1. В целях борьбы с коррупцией каждое Государство-участник поощряет среди прочего неподкупность, честность и ответственность своих публичных должностных лиц в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы. 2. В частности, каждое Государство-участник стремится применять в рамках своих институциональных и правовых систем кодексы или стандарты поведения для правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций. 3. Для целей осуществления положений настоящей статьи каждое Государство-участник принимает во внимание в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы соответствующие инициативы региональных, межрегиональных и многосторонних организаций, например Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, содержащийся в приложении к резолюции 51/59 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 года. 4. Каждое Государство-участник также рассматривает в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства возможность установления мер и систем, способствующих тому, чтобы публичные должностные лица сообщали соответствующим органам о коррупционных деяниях, о которых им стало известно при выполнении ими своих функций. 5. Каждое Государство-участник стремится в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц. 6. Каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства дисциплинарных или других мер в отношении публичных должностных лиц, которые нарушают кодексы или стандарты, установленные в соответствии с настоящей статьей.
Глава III
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 15 Подкуп национальных публичных должностных лиц Каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно: a) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; b) вымогательство или принятие публичным должностным лицом лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.
Статья 16 Подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций 1. Каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых деяний, когда они совершаются умышленно, обещание, предложение или предоставление иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с ведением международных дел. 2. Каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, вымогательство или принятие иностранным публичным должностным лицом или должностным лицом публичной международной организации лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.
Статья 17 Хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом Каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых деяний, когда они совершаются умышленно, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование публичным должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо имущества, публичных или частных средств, или ценных бумаг, или любого другого ценного предмета, находящихся в ведении этого публичного должностного лица в силу его служебного положения.
Статья 18 Злоупотребление влиянием в корыстных целях Каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно: a) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу или любому другому лицу лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это публичное должностное лицо или такое другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения от администрации или публичного органа Государства-участника какого-либо неправомерного преимущества для первоначального инициатора таких действий или любого другого лица; b) вымогательство или принятие публичным должностным лицом или любым другим лицом лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или для другого лица, с тем чтобы это публичное должностное лицо или такое другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения от администрации или публичного органа Государства-участника какого-либо неправомерного преимущества. Статья 19 Злоупотребление служебным положением Каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, злоупотребление служебными полномочиями или служебным положением, т.е. совершение какого-либо действия или бездействия в нарушение законодательства публичным должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица.
Статья 20 Незаконное обогащение При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
Статья 21 Подкуп в частном секторе Каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно в ходе экономической, финансовой или коммерческой деятельности: a) обещание, предложение или предоставление лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое руководит работой организации частного сектора или работает в любом качестве в такой организации, для самого такого лица или другого лица, с тем чтобы это лицо совершило в нарушение своих обязанностей какое-либо действие или бездействие; b) вымогательство или принятие лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества любым лицом, которое руководит работой организации частного сектора или работает в любом качестве в такой организации, для самого такого лица или другого лица, с тем чтобы это лицо совершило в нарушение своих обязанностей какое-либо действие или бездействие.
Статья 22 Хищение имущества в частном секторе Каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно в ходе экономической, финансовой или коммерческой деятельности, хищение лицом, которое руководит работой организации частного сектора или работает в любом качестве в такой организации, какого-либо имущества, частных средств, или ценных бумаг, или любого другого ценного предмета, находящихся в ведении этого лица в силу его служебного положения.
Статья 23 Отмывание доходов от преступлений 1. Каждое Государство-участник принимает в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно: a) i) конверсию или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния; ii) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений; b) при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы: i) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений; ii) участие, причастность или вступление в сговор с целью совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей статьей, покушение на его совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при его совершении. 2. Для целей осуществления или применения пункта 1 настоящей статьи: a) каждое Государство-участник стремится применять пункт 1 настоящей статьи к самому широкому кругу основных правонарушений; b) каждое Государство-участник включает в число основных правонарушений, как минимум, всеобъемлющий круг преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией; c) для целей подпункта (b) выше основные правонарушения включают преступления, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции соответствующего Государства-участника. Однако преступления, совершенные за пределами юрисдикции какого-либо Государства-участника, представляют собой основные правонарушения только при условии, что соответствующее деяние является уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству государства, в котором оно совершено, и было бы уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству Государства-участника, в котором осуществляется или применяется настоящая статья, если бы оно было совершено в нем; d) каждое Государство-участник представляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций тексты своих законов, обеспечивающих осуществление положений настоящей статьи, а также тексты любых последующих изменений к таким законам или их описание; e) если этого требуют основополагающие принципы внутреннего законодательства Государства-участника, то можно предусмотреть, что преступления, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не относятся к лицам, совершившим основное правонарушение.
Статья 24 Сокрытие Без ущерба для положений статьи 23 настоящей Конвенции каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых деяний, когда они совершаются умышленно после совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, без участия в совершении таких преступлений, сокрытие или непрерывное удержание имущества, если соответствующему лицу известно, что такое имущество получено в результате любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией.
Статья 25 Воспрепятствование осуществлению правосудия Каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно: a) применение физической силы, угроз или запугивания или обещание, предложение или предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний или вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств в ходе производства в связи с совершением преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией; b) применение физической силы, угроз или запугивания с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией. Ничто в настоящем подпункте не наносит ущерба праву Государств-участников иметь законодательство, обеспечивающее защиту других категорий публичных должностных лиц. Статья 26 Ответственность юридических лиц 1. Каждое Государство-участник принимает такие меры, какие с учетом его правовых принципов могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией. 2. При условии соблюдения правовых принципов Государства-участника ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-право-вой или административной. 3. Возложение такой ответственности не наносит ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления. 4. Каждое Государство-участник, в частности, обеспечивает применение в отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности в соответствии с настоящей статьей, эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие уголовных или неуголовных санкций, включая денежные санкции.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 мая 2007 г. № 220 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ НА 2007–2010 ГОДЫ (в ред. указов Президента Республики Беларусь от 28.05.2008 № 286, от 06.10.2008 № 545, от 15.06.2009 № 312) В целях обеспечения планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций в сфере борьбы с коррупцией ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу по борьбе с коррупцией на 2007–2010 годы (далее – Государственная программа). 2. Определить государственными заказчиками Государственной программы Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль за ее выполнением. 3. Возложить функции координатора Государственной программы на республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, которое: координирует деятельность государственных органов и иных организаций по выполнению мероприятий Государственной программы; осуществляет взаимодействие с государственными заказчиками Государственной программы в ходе реализации ее мероприятий; ежегодно до 15 марта информирует Президента Республики Беларусь о ходе выполнения Государственной программы за прошедший год. 4. Финансирование мероприятий Государственной программы осуществляется в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание соответствующих государственных органов и иных организаций. 5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь А. ЛУКАШЕНКО
УТВЕРЖДЕНО: Указ Президента Республики Беларусь 07.05.2007 № 220
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ НА 2007–2010 ГОДЫ (в ред. указов Президента Республики Беларусь от 28.05.2008 № 286, от 06.10.2008 № 545, от 15.06.2009 № 312)
Извлечение
Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам. Принятые государством в предыдущие годы меры позволили значительно усилить антикоррупционную направленность законодательства, определить основные направления и формы предупреждения коррупции. Вместе с тем, внедряясь в различные сферы экономики и общества, приобретая новые криминологические характеристики, коррупция продолжает оказывать деструктивное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие государства и поэтому остается серьезной угрозой его национальной безопасности. В связи с этим принятие Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007–2010 годы (далее – Государственная программа) обусловлено необходимостью продолжения эффективной реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией. Мероприятия, предусмотренные Государственной программой, разработаны на основе анализа криминогенной ситуации в Республике Беларусь, прогнозной оценки подверженности различных сфер деятельности коррупционным рискам, результатов научных исследований, а также практики борьбы с коррупционными правонарушениями. При разработке данных мероприятий учитывались также опыт и результаты выполнения Государственной программы по усилению борьбы с коррупцией на 2002– 2006 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2002 г. № 500 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 113, 1/4068).
Глава 2 ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА 2002–2006 ГОДЫ
В период 2002–2006 годов на фоне общего роста преступности в Республике Беларусь (в 2002 году было зарегистрировано 135133 преступления, в 2006 году – 191468) количество ежегодно регистрируемых коррупционных преступлений начиная с 2003 года постоянно снижалось и в 2006 году составило 3387, что на 37,6 процента ниже показателя 2002 года (5426 преступлений). Такая тенденция является следствием как активизации борьбы с коррупцией, в том числе усиления государственного контроля за распределением и использованием государственного имущества, так и повышения уровня латентности коррупционных преступлений. В структуре преступности, связанной с коррупцией, за рассматриваемый период также произошли некоторые изменения. Если в первые годы указанного периода основную долю коррупционных преступлений составляли хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь), то уже в 2006 году таких преступлений было зарегистрировано 887, что более чем в два раза меньше по сравнению с 2002 годом (2165 преступлений). В свою очередь, доминирующую позицию стало занимать взяточничество (статьи 430, 431, 432 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Так, в 2006 году зарегистрировано 1045 случаев взяточничества, что составляет 30,8 процента от общего количества коррупционных преступлений (хотя и здесь также наблюдается снижение количества случаев взяток по сравнению с 2002 годом на 15,7 процента). Рассматриваемый период характеризуется существенным увеличением количества злоупотреблений властью или служебными полномочиями (статья 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь). По сравнению с 2002 годом в 2006 году таких преступлений было зарегистрировано на 43,5 процента больше. Обращает на себя внимание увеличение размера материального ущерба от коррупционных преступлений. Так, в 2006 году по уголовным делам, связанным с коррупцией, он составил 56295 млн. рублей, что на 37,8 процента больше, чем в 2004 году. Опыт борьбы с коррупцией, в том числе полученный в ходе реализации Государственной программы по усилению борьбы с преступностью на 2002–2006 годы, позволяет сделать следующие выводы. Борьба с коррупцией должна носить системный, комплексный характер, охватывая все сегменты общественной жизни, в первую очередь – систему государственного управления и экономику. Она не может быть ограничена лишь мерами уголовно-правового характера, поскольку проявления коррупции характеризуются не только преступными деяниями. Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому помимо уголовно-правовых мер важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам. Вместе с тем в республике пока не удалось создать эффективно функционирующий механизм профилактики коррупции, разработать методику выявления источников коррупционных рисков, учесть в полной мере международный опыт в формировании государственной антикоррупционной политики. Недостаточно эффективным является и использование уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией. Деятельность правоохранительных органов Республики Беларусь является результативной только в аспекте выявления так называемого «бытового» взяточничества. Коррупционные «соглашения» более высокого и скрытого уровня зачастую остаются невыявленными. Во многом это объясняется тем, что борьба с коррупционными преступлениями осуществляется на основе ситуационных факторов без серьезного изучения и оценки объективной информации о коррупционных возможностях и рисках, которые сохраняются в нашем обществе.
Глава 3 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основной целью Государственной программы является обеспечение планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций в процессе осуществления организационно-правовых, социально-экономических, организационно-практических мероприятий антикоррупционного характера, направленных на эффективное предупреждение и пресечение коррупции. Государственная программа направлена на решение следующих основных задач: снижение уровня преступности, связанной с коррупцией; повышение эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, введение объективных критериев оценки их деятельности в данной сфере; усиление прокурорского надзора и государственного контроля за надлежащим выполнением государственными органами и иными организациями антикоррупционных мероприятий; создание эффективного механизма профилактики коррупции; дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам борьбы с коррупцией на основе практики его применения и с учетом положений международных антикоррупционных документов; углубление научных исследований, направленных на разработку практических рекомендаций в сфере борьбы с коррупцией; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
Глава 5 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Государственные органы (организации), указанные первыми в графе «Исполнители» Государственной программы, являются ответственными исполнителями и обеспечивают своевременное и качественное выполнение соответствующих мероприятий. При необходимости к исполнению отдельных мероприятий могут привлекаться не названные в числе исполнителей государственные органы (организации), в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов. Исполнители, участвующие в реализации Государственной программы, представляют ежегодно к 1 февраля информацию о ходе выполнения мероприятий Государственной программы ответственному исполнителю, который ее анализирует, обобщает и направляет к 15 февраля в республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией. Председатель республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией ежегодно до 15 марта информирует Президента Республики Беларусь о ходе реализации Государственной программы.
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
21 апреля 2003 г. № 194-З Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года
Извлечение
Статья 1.3. Разъяснение отдельных терминов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения: вредные последствия – причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам; должностное лицо – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе; заведомо – признак, указывающий, что физическому лицу, совершающему административное правонарушение, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные настоящим Кодексом; малолетний – физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет; незначительный размер ущерба – размер ущерба на сумму до сорока базовых величин; несовершеннолетний – физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет; Абзац исключен. – Закон Республики Беларусь от 19.07.2005 № 31-З. физическое лицо – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не оговорено в настоящем Кодексе.
Статья 2.1. Понятие административного правонарушения 1. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. (часть 1 статьи 2.1 в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 № 31-З). 2. Административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение.
Статья 3.1. Вина физического лица и ее формы 1. Вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. 2. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Статья 3.2. Совершение административного правонарушения умышленно 1. Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. 2. Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления. 3. Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.
Статья 4.2. Принципы административной ответственности 1. Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма. 2. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании настоящего Кодекса. 3. Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 4. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств. 5. Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. 6. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 6 статьи 4.2 в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 № 31-З). 7. Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение. 8. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. 9. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации. Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность 1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статья 6.1. Понятие и цели административного взыскания 1. Административное взыскание является мерой административной ответственности. 2. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. 3. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. 4. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Статья 6.2. Виды административных взысканий 1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения. 2. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 2, 6, 7, 9 части первой настоящей статьи. 3. Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9 части первой настоящей статьи, налагаются только судом (часть 3 статьи 6.2 в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 № 31-З).
Статья 6.3. Основные и дополнительные административные взыскания 1. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания. 2. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания. 3. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания. 4. За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса. 5. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
20 декабря 2006 г. № 194-З Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года
Извлечение
Статья 1.4. Разъяснение отдельных терминов Процессуально-исполни-тельного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения: административно арестованные – физические лица, подвергнутые административному взысканию в виде административного ареста и отбывающие его в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий; административный процесс – установленный настоящим Кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении; близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля; Date: 2016-05-18; view: 753; Нарушение авторских прав |