Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные понятия и определения





ББК 67б48

 

ISBN 978-985-523-070-1 Ó Чепик А. А., Бородко Н. П.., 2010

 
Ó Оформление. ООО «БИП-С Плюс», 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

Коррупция представляет собой весьма опасное явление, порождающее такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам. Поэтому борьба с коррупцией в современный период является одной из важнейших задач любого государства и требует особого и непрерывного внимания.

Принятые государством в предыдущие годы меры позволили в какой-то степени усилить антикоррупционную направленность законодательства, определить основные направления и формы профилактики коррупции. Вместе с тем, внедряясь в различные сферы общества, приобретая новые негативные характеристики, коррупция продолжает оказывать отрицательное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие государства и поэтому остается серьезной угрозой его национальной безопасности.

Об особой опасности коррупции говорят даже такие данные. Так, в 2002 году было зарегистрировано 135133 коррупционные преступления, а уже в 2006 году – 191468 коррупционных преступлений. Если первоначально (в начале 2000-х годов) основную долю коррупционных преступлений составляли хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь), то в последующем (начиная с 2006 года) таких преступлений было зарегистрировано несколько меньше. В свою очередь, доминирующую позицию стало занимать взяточничество (статьи 430, 431, 432 Уголовного кодекса Республики Беларусь), существенно увеличилось количество злоупотреблений властью или служебными полномочиями (статья 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Весьма существенно увеличился размер материального ущерба от коррупционных преступлений. Например, в 2006 году по уголовным делам, связанным с коррупцией, ущерб составил 56295 млн. рублей, что на 37,8 процента больше, чем, к примеру, в 2004 году.

Практическая деятельность по борьбе с коррупцией показала, что эта деятельность должна носить системный, комплексный характер, охватывая все сферы общественной жизни, в первую очередь – систему государственного управления и экономику. Причем она не может быть ограничена лишь мерами уголовно-правового характера, так как проявления коррупции характеризуются не только преступными деяниями. Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому помимо уголовно-правовых мер важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам.

Необходимостью продолжения эффективной реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией были обусловлены разработка и принятие в нашей республике Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007–2010 годы, а также ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы борьбы с коррупцией и усиления ответственности за соответствующие преступления.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Название темы Лекции Семинары
  Тема 1. Понятие и общая характеристика коррупции  
  Тема 2. Правовые основы борьбы с коррупцией  
  Тема 3. Виды коррупционных правонарушений и их характеристика  
  Тема 4. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений  
  Тема 5. Основные направления и формы борьбы с коррупцией на современном этапе  
ИТОГО    

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Наименование темы Содержание Объем в часах
       
  Тема 1. Понятие и общая характеристика коррупции Понятие коррупции. Общественная опасность коррупционной преступности. Субъекты коррупции и их характеристика. Условия, способствующие возникновению коррупции. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией  
  Тема 2. Правовые основы борьбы с коррупцией Международно-правовое регулирование борьбы с коррупционными правонарушениями. Правовые основы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь. Программа борьбы с коррупцией в Республике Беларусь. Закон «О борьбе с коррупцией» и его особенности  
  Тема 3. Виды коррупционных правонарушений и их характеристика Виды коррупционных правонарушений. Гражданско-правовые коррупционные деликты и их характеристика, дисциплинарные коррупционные проступки и их характеристика, административные коррупционные проступки и их характеристика; коррупционные преступления  
  Тема 4. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений Административная ответственность за совершение административных коррупционных проступков. Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений. Особенности гражданско-право-вой ответственности  
  Тема 5. Основные направления и формы борьбы с коррупцией на современном этапе Международные стандарты в борьбе с коррупцией. Основные направления борьбы с коррупцией в Республике Беларусь. Функции государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Основные формы борьбы с коррупцией на современном этапе  
  ИТОГО    

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение.

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Административный процесс – установленный Процессуально-исполнитель-ным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении.

Виды коррупционных правонарушений: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и преступления.

Дело об административном правонарушении – обособленное производство, которое включает в себя заявление, сообщение об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о наложении административного взыскания и иные материалы, относящиеся к административному правонарушению.

Защита – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной защиты в целях опровержения подозрения или обвинения либо смягчения обвинения, обеспечения прав и интересов подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, а так же лица, задержанного либо к которому применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства, компетентного принимать решения по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам, об оказании международной правовой помощи по уголовному делу на основе принципа взаимности (далее – просьба органа иностранного государства) либо в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи;


Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо, либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Корыстные побуждения – мотивы, характеризующиеся стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат.

Орган, ведущий административный процес – государственный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, должностное лицо, в пределах своей компетенции составляющее протокол об административном правонарушении и ведущее подготовку дела об административном правонарушении либо налагающее административное взыскание.

Орган дознания – государственный орган и должностное лицо, уполномоченные законом осуществлять дознание.

О рган предварительного расследования – государственный орган, уполномоченный законом осуществлять предварительное следствие и дознание.

Орган уголовного преследования – орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор.

Предварительное расследование – производство предварительного следствия и дознания по уголовному делу.

Преступление – совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом РБ, и запрещенное им под угрозой наказания.

Производство по материалам и уголовному делу:

производство по материалам – совокупность процессуальных действий и процессуальных решений, совершаемых и выносимых при принятии и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении и ускоренном производстве.


производство по уголовному делу – совокупность процессуальных действий и процессуальных решений, совершаемых и выносимых по конкретному уголовному делу;

Прокурор – действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, начальники управлений (отделов) и их заместители, прокуроры управлений и отделов, если иное не оговорено в соответствующих статьях УПК Республики Беларусь.

Процессуальные действия – предусмотренные УПК РБ и производимые в соответствии с его положениями действия управомоченных на это должностных лиц, совершаемые в ходе производства по материалам и уголовному делу.

Процессуальные решения – выносимые в ходе уголовного процесса правомочными на то органами или должностными лицами решения, предусмотренные УПК РБ: приговоры, определения, постановления.

Суд – любой организованный на законных основаниях суд Республики Беларусь, рассматривающий уголовные дела коллегиально или единолично;

Уголовное дело – обособленное производство, ведущееся органом уголовного преследования и судом по поводу совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.

Уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, частным обвинителем в целях установления факта и обстоятельств совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и совершившего его лица, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания либо иных мер уголовной ответственности или принудительных мер безопасности и лечения.

Участники административного процесса – судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Участники уголовного процесса – судья, прокурор, государственный обвинитель, начальник следственного подразделения, следователь, начальник органа дознания, дознаватель, подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители и представители, секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания – помощник судьи), свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также лицо, задержанное либо к которому применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства либо, в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи, и иные лица, принимающие участие в уголовном процессе в соответствии с УПК РБ.

ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Субъектами коррупционных правонарушений являются:

1) государственные должностные лица.

Государственные должностные лица – это Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам;

2) лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Закон дает определение лиц, приравненных к государственным должностным лицам. Ими являются члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно, либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйствен-ных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения;

3) иностранные должностные лица.

К таким лицам относятся должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов;

4) лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются:

· государственные должностные лица;

· лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» дано определение государственной должности, а также определение государственного служащего. Так, в соответствии со ст. 4 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» под государственной должностью следует понимать должность, предусмотренную Конституцией Республики Беларусь, Законом о государственной службе, иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Ст. 20 Закона «О борьбе с коррупцией» определены правонарушения, создающие условия для коррупции, совершение которых влечет за собой ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством Республики Беларусь. К ним относятся:

1) вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;

2) оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

3) использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;

4) участие государственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делах государственной организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственной организации;

5) использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученную при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

6) отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

7) требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

8) нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

9) создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

10) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

11) нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;

12) требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.

Ст. 21 Закона «О борьбе с коррупцией» определены также коррупционные правонарушения, совершение которых влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Коррупционными правонарушениями являются:

· вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом, либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

· принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;

· предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

· действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

· незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой ст. 21 Закона «О борьбе с коррупцией»;

· принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

· принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок: по приглашению близких родственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

· передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

· использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;

· использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.

В соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией» борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие перед ними задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой, с иными государственными органами и организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь. В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией.

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения следующих мер:

· планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;

· установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;

· обеспечения правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;

· совершенствования системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

· восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;

· установления правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;

· предоставления в установленном законодательными актами Республики Беларусь порядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией;

· недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

· проведения криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;

· сочетания борьбы с коррупцией с созданием экономических предпосылок для устранения причин коррупции.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией. В целях обеспечения организации борьбы с коррупцией Генеральная прокуратура Республики Беларусь аккумулирует информацию о фактах, свидетельствующих о коррупции; анализирует эффективность применяемых мер по противодействию коррупции; координирует деятельность иных государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией; осуществляет надзор за исполнением руководителями государственных органов и иных организаций требований настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией и в случае выявления правонарушений принимает меры по привлечению лиц, их совершивших, к ответственности, установленной законодательными актами Республики Беларусь; готовит предложения по совершенствованию правового регулирования борьбы с коррупцией; осуществляет иные полномочия в сфере борьбы с коррупцией, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией. Порядок создания специальных подразделений по борьбе с коррупцией определяется Президентом Республики Беларусь.

Специальным подразделениям по борьбе с коррупцией при выполнении возложенных на них задач предоставляется право:

· получать безвозмездно от государственных органов и иных организаций в установленном законодательством Республики Беларусь порядке информацию, необходимую для выполнения функций по борьбе с коррупцией, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и банков данных;

· беспрепятственно прибывать в пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и места, где осуществляется пограничный контроль, по служебным удостоверениям и пропускам, выдаваемым Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь или уполномоченными должностными лицами иных органов пограничной службы Республики Беларусь;

· приостанавливать с санкции прокурора полностью или частично. на срок до десяти суток, финансовые операции физических и юридических лиц, а также ограничивать их в праве распоряжения имуществом, если имеются достаточные основания полагать, что денежные средства и (или) иное имущество получены от лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений или к легализации доходов, полученных незаконным путем;

· вносить в государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, представления об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности.

Другие права, а также обязанности специальных подразделений по борьбе с коррупцией определяются Законом «О борьбе с коррупцией» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 9 Закона «О борьбе с коррупцией» в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь участвуют также: Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации.

Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.

Порядок и условия взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, определяются ими совместно.

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, на основе международных договоров Республики Беларусь могут обмениваться необходимой информацией с органами иностранных государств, осуществляющими деятельность в сфере борьбы с коррупцией.

Ст. 11 Закона «О борьбе с коррупцией» закреплена обязанность государственных органов, иных организаций и их должностных лиц в пределах своей компетенции, а также граждан Республики Беларусь, оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией. Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, предоставляются государственными органами, иными организациями и их должностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то втечение трех суток.

Предоставление сведений и документов, содержащих государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

В целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в том числе о физических и юридических лицах, причастных к коррупции, в специальных подразделениях по борьбе с коррупцией создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных.

В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь ведутся единые банки данных о состоянии борьбы с коррупцией, которые формируются на основании информации, представляемой органами прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности в порядке и в сроки, установленные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь.

Координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией, осуществляется Межведомственной комиссией по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь, создаваемой по решению Президента Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 64 в целях повышения эффективности деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией утверждено Положение о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.

В соответствии с Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией (далее – координационное совещание) является постоянно действующим межведомственным органом по координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, противодействие экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, распространению наркомании (далее – борьба с преступностью) и борьбу с коррупцией и деятельность по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией.

Координационное совещание образуется в целях осуществления на основе анализа правоприменительной практики согласованных действий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции (далее – правонарушения). Координационное совещание осуществляет свою деятельность на принципах: законности; равноправия его членов при внесении вопросов на рассмотрение координационного совещания и принятии на нем решений; самостоятельности членов координационного совещания в пределах предоставленных им полномочий; ответственности за выполнение принятых им решений; гласности с учетом ограничений, установленных законодательством.

В Республике Беларусь действуют: республиканское координационное совещание; координационные совещания в областях и г. Минске; координационные совещания в районах, районах в городах, городах; координационные совещания в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, и на транспорте. Председателями координационных совещаний являются Генеральный прокурор Республики Беларусь и нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур. При отсутствии соответствующего прокурора координационное совещание возглавляет лицо, исполняющее его обязанности. В состав координационных совещаний на правах членов входят руководители государственных органов, осуществляющие борьбу с преступностью и коррупцией, руководители государственных органов и иных организаций, участвующие в борьбе с преступностью и коррупцией. Персональный состав координационного совещания определяется его председателем.

Основными целями координационного совещания являются:

· определение стратегии и тактики деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией с учетом криминогенной ситуации;

· выработка согласованных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений, обеспечение выполнения этих мероприятий;

· содействие проведению научных исследований в сфере правового, криминологического и криминалистического обеспечения борьбы с преступностью и коррупцией, внедрению их результатов в правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией и в деятельность по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией.

Координационное совещание выполняет также следующие основные задачи:

· анализирует состояние и динамику преступности, тенденции и закономерности изменения криминогенной ситуации, дает им прогнозную оценку с учетом результативности проводимой работы по соблюдению законности и обеспечению правопорядка;

· вырабатывает комплекс согласованных оперативно-тактических и организационных мер по нейтрализации негативных изменений криминогенной ситуации, повышению эффективности деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений;

· содействует выполнению мероприятий государственных программ в сфере борьбы с преступностью и коррупцией;

· дает оценку эффективности правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией;

· привлекает специалистов (ученых) в области правоохранительной деятельности для подготовки аналитических материалов и согласованных предложений по совершенствованию правового, криминологического и криминалистического обеспечения деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией;

· анализирует практику выполнения международных договоров Республики Беларусь в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, организует внедрение положительного зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией в правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и в деятельность по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией;

· организует освещение актуальных проблем борьбы с преступностью и коррупцией в средствах массовой информации.

Работу координационных совещаний организуют Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур.

Для обеспечения деятельности координационного совещания его председатель уполномочен: созывать и проводить заседание координационного совещания, председательствовать на нем, определять по согласованию с членами координационного совещания планы работы координационного совещания; давать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией; заслушивать отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, руководителей государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией, в том числе о выполнении решений координационного совещания; истребовать от правоохранительных органов, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций материалы, статистическую и другую информацию, необходимую для осуществления деятельности координационного совещания; поручать членам координационного совещания подготовку материалов для рассмотрения вопросов на координационном совещании; утверждать состав секретариата координационного совещания; создавать временные комиссии (рабочие группы) из числа работников правоохранительных органов, научных и других государственных организаций для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационном совещании, утверждать их состав; выполнять иные функции в соответствии с настоящим Положением и законодательными актами.

Члены координационного совещания выполняют письменные указания и другие поручения по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией, данные председателем координационного совещания в пределах его полномочий; вносят председателю координационного совещания обоснованные предложения по вопросам, рассматриваемым на координационном совещании, а также об оценке эффективности принятых координационным совещанием решений и мерах по их реализации; участвуют в подготовке и принятии решений по вопросам, рассматриваемым на координационном совещании, вносят на его рассмотрение проекты документов, иные необходимые материалы; определяют участников временных комиссий (рабочих групп) для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационном совещании, из числа работников государственных органов (организаций), которые они возглавляют; выполняют иные функции в соответствии с настоящим Положением и законодательными актами.

Члены координационного совещания лично присутствуют на его заседаниях. При невозможности личного участия в заседании член координационного совещания письменно излагает свое мнение по рассматриваемым на нем вопросам. В координационном совещании по решению его председателя могут участвовать руководители и другие должностные лица государственных органов и иных организаций, не являющиеся членами координационного совещания.

Заседания координационного совещания созываются его председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Решения координационного совещания принимаются простым большинством голосов его членов и оформляются протоколами, которые подписываются председателем и секретарем координационного совещания. При равенстве голосов, поданных «за» и «против» решения координационного совещания, голос председателя координационного совещания является решающим. Решения координационного совещания являются обязательными для выполнения государственными органами, осуществляющими борьбу с преступностью и коррупцией, государственными органами и иными организациями, участвующими в борьбе с преступностью и коррупцией, и их должностными лицами.

Для организации деятельности координационного совещания образуется секретариат из 3-х человек, в состав которого входят работники государственных органов, осуществляющие борьбу с преступностью и коррупцией, государственных органов и иных организаций, участвующие в борьбе с преступностью и коррупцией, без освобождения их от исполнения обязанностей по основному месту работы (службы). Работой секретариата координационного совещания руководит секретарь, назначаемый председателем координационного совещания из числа прокурорских работников. Секретариат координационного совещания: ведет документацию координационного совещания, участвует в подготовке проектов планов его работы; извещает членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о месте, времени проведения заседания координационного совещания и плане его работы, направляет им проекты документов, подлежащих рассмотрению на координационном совещании, и другие необходимые материалы; выполняет поручения председателя координационного совещания.

Материально-техническое обеспечение деятельности координационного совещания осуществляется за счет средств государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией.







Date: 2016-05-18; view: 443; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.047 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию