Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вечер шестой. Короткие эмоциональные реакции





 

Удивление

 

Удивление – это эмоциональная короткая реакция на внезапное, неожиданное событие, имеющая четко выраженные мимические черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. Это одна из наиболее легко узнаваемых и универсальных эмоциональных реакций. И по нашей «Азбуке эмоций» не является эмоцией, которая способна сформировать эмоэнграмму. Удивление может быть по шкале от неприятного оттенка до приятного, стремящегося к радости или к испугу в зависимости от ситуации, поражающей своей неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью человека.

При данном чувстве у человека наблюдается некий мыслительный шок, или стопор, при котором мозг на доли секунд освобождается от мыслей. При легком ударе электрического тока мышцы мгновенно сокращаются. Можно провести аналогию, что также и при удивлении есть ощущение, как от удара тока, что-то заставляет пробежать ток по нервам, которое заставляет вздрогнуть. При удивлении человек не знает «что же дальше?», так как внезапность порождает у него чувство неопределенности.

В нашем контексте таблицы эмоциональных состояний от настроения до аффекта удивление является чувством, а не эмоцией, именно потому, что это коротко-возникающее состояние, которое испытывает человек при возникновении неожиданной ситуации. Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление способно перерасти в низкотоновые состояния, такие как тревога, страх, испуг. Если ситуация будет оценена как безопасная или приятная, то в высокотоновые – интерес, счастье, радость. Чувство удивления знакомо каждому человеку с детства, именно поэтому данная эмоциональная реакция не получает достаточного описания и осмысления у человека.

Существует общепринятое мнение о том, что большинство людей расценивают чувство удивления как позитивное переживание. Любой человек при вспоминании ситуации с чувством удивления чаще всего расскажет о радостном или приятном сюрпризе, или полученном далее удовольствии.

Удивление, по мнению психологов, занимает промежуточное положение между позитивными и негативными эмоциями. В нашей теории эмоэнграмм это не так, у нас нет негативных эмоций. При этом важно заметить, что в целом высокотоновое состояние интереса в переходе далее через удивление до возбуждения от сделанного открытия имеет гораздо более высокий уровень эмоционального напряжения, чем просто эмоция радости от полученного подарка.

Удивление характеризуется краткосрочностью – быстро, наступает внезапно и так же уходит. В отличие от других чувств и эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. Зачастую психологи относят удивление не к эмоциям в истинном значении этого слова, а к эмоциональным реакциям. Основная функция удивления состоит в том, чтобы человека был готов к эффективному взаимодействию с чем-то новым или внезапным. Это как вспышка или сигнал для привлечения внимания.

 

Стихи от V.

 

Мы все свободны до открытий,

До новых грез, вершин высот!..

Но в ком-то голод до событий,

В других же все наоборот.

 

Павел Иванов. «Моей Особенной».

Жизнь человека – это в первую очередь жизнь через эмоциональные состояния, которые человек всегда испытывает длительное или короткое, одно или несколько сразу. Длительность эмоции характеризуется психологическими и физиологическими индивидуальностями человека. Однажды возникнув, в связи с конкретной ситуацией, они долго как бы не угасают и продолжают держать человека в этом состоянии. Яркий пример грусть или печаль. И вот как раз, если бы не эмоциональная реакция удивления, которая способна менять общий эмоциональный фон человека, при внезапном возникновение опасности, то человек, находящийся в этот момент в грусти мог бы и погибнуть.

Удивление как бы встряхивает организм и очищает каналы для других эмоциональных токов, подготавливает тело к новой активности и к новому восприятию происходящего.

 

Пренебрежение

 

Пренебрежение, в контексте эмоционального состояния, проявляется в высокомерно-презрительном отношении к людям, в недостатке уважения и внимания к другим или в игнорировании к чему-нибудь в плане действий. Зачастую таким игнорированием человек унижает и даже оскорбляет окружающих, особенно если это умный человек. Как верно и обратное: чувство пренебрежения, игнорирование может быть хорошей защитной реакцией организма, особенно в условиях личного оскорбления и проявления злобы по отношению к человеку.

В тех же случаях, когда пренебрежение является проявлением гордыни или высокомерия, то оно проявляется как неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим при условии явного преувеличения человеком своих собственных достоинств. Пренебрежение является социальным аналогом состояния отвращения, развитому через физиологические проявления. Это социальное чувство людей с развитым интеллектом. Неразумный человек не пренебрегает, он просто не замечает других, так как не способен их оценивать в сравнении с собой.

Чувство пренебрежения, или игнорирования, следует испытывать, но твердо знать, что не бывает людей, совершенно незначительных и не заслуживающих внимания, и если хоть раз выказать им свое пренебрежение, то данное состояние пренебрежения человек будет помнить как проявление моральной жестокости.

Пренебрежение легко развивается в людях циничных и эгоистичных, далее – в форму гордыни и высокомерия. Если же человек отслеживает данное чувство и легко его переводит в состояния безразличия, то тем самым он демонстрирует свою способность управлять своими эмоциями с разумной человечной позиции.

Пренебрежение заложено в человеке как особый механизм психологической защиты от жестокости социальной жизни. Данное чувство необходимо человеку, когда мир вокруг него сужается, и чтобы быть не раздавленным под тяжестью обязательств и долга перед другими, надо иногда быть способным игнорировать события и ситуации и проявить заботу о собственном благополучии, что само по себе нормально. Беспокоиться стоит, если осталось только свое благо, а все остальное исчезло из поля зрения. Недостаточно заботиться о благе узкого круга своей семьи. Ближних много, стоит только оглядеться, другие люди тоже всегда рядом.

 

Стихи от V

 

Пренебрежительной улыбкой

От злого умысла сокрыт,

Ты занят новою попыткой

Иметь забрало, меч и щит

оценки —

«Я тут круче,

выше,

я умней!»

Сынок,

ты просто будь разумней,

лучше

и умей

Людей любить

как самого себя,

И в сумраке ночи

и

на восходе дня.

 

Лени Фич. Моему сыну.

Игнорирование зачастую возникает от чрезмерной «сытости», в том смысле, что «сытый не понимает голодного». Чувство блаженного отупения в момент удовлетворения потребностей желудка рождает чувство пренебрежения к другим и всему вокруг происходящему. Человек должен иметь достаток, кров над головой и пищу, необходимую для жизни, но не переизбыток этих материальных благ, которые зачастую ввергают его в чувство пренебрежения к другим людям и условиям.

Само по себе чувство игнорирования помогает понять, что такое благородный эгоизм и нормальное проявление индивидуализма, а что такое – вульгарный с установкой приоритета личных интересов человека над любыми другими интересами.

 

Оживленность

(игривость)

 

В понимании эмоционального состояния человека оживленность – это энергичное выражение потребностей, импульсивность и бойкость. Жизненный лозунг оживленности – «К действию!», а неугомонность человека позволяет реализовывать ему множество начинаний. Оживленность в детском периоде жизни проявляется в состоянии игривости и кинезии, составная часть слова, означающая движение. Такие дети всегда неугомонные и активные, сами они не волнуются, но волнуют всех окружающих. Волнуют. Убрать волнение, как и любую другую эмоциональную реакцию, нельзя. Подавлять тоже нельзя, и уж тем более таблетками. Эмоциональное состояние проявляется только в том случае, если оно нужно организму и его нервной системе, а затем уже и психике. Оживленность как и некий оптимальный уровень волнения сопровождает многие виды человеческой деятельности, обеспечивает тонус организма.

Потребности человека на пути его роста и развития необходимо реализовывать, в том числе и потребность в спонтанности, проявляющейся в эмоциональном состоянии оживленности или игривости.

 

Стихи от V

 

Разжав младенческий кулак,

Гадалка говорила так:

– Мальчишка будет не дурак.

Пускай зовется Робин!

 

Немало ждет его обид,

Но сердцем все он победит.

Парнишка будет знаменит,

Семью прославит Робин.

 

Он будет весел и остер,

И наших дочек и сестер

Полюбит с самых ранних пор

Неугомонный Робин.

 

Роберт Бернс. Робин.

Игривость, открытость, любознательность, творчество, инициатива и фантазия – это далеко не полный перечень того, что мы разрешаем и допускаем как эмоциональные состояния и возможности детей, и почему-то отказываемся от них сами, достигнув зрелого возраста. Оживленность, такое же высокотоновое эмоциональное состояние как для взрослых, так и для детей. Оно позволяет человеку становиться более открытым, более коммуникабельным, приятным в общении, расположенным к поддержке от других, чем пассивные и закрытые люди.

 

Смущение

 

Зачастую при встрече незнакомые люди почему-то опускают и отводят глаза. Почему они не смотрят прямо и открыто в глаза друг другу. Традиционный ответ – он смущается, он воспитанный или скромный. Правильный ответ: если личность человека еще не сформирована и он не может противостоять другим людям по жизни, то другие его будут подавлять, а он в ответ смущается, как более слабый перед сильным. И никакого отношения это к воспитанности не имеет, это ложная предпосылка. Состояние смущения – это состояние замешательства ребенка перед неизвестностью. Ребенок выучил стишок, но на просьбу пришедших в гости бабушки и дедушки прочесть его, он смущается и даже может отказаться рассказывать, потому что хочет выглядеть наилучшим образом в глазах своих любимых людей. Ты неуверен, не знаешь что делать, как сказать правильно, это целая череда эмоциональных реакций – страха, волнения, беспокойства и раздражения. Чаще всего смущение присутствует в ситуациях с оценкой нас и наших талантов, и достоинств, и в ситуации первого взгляда. И как раз тут-то, когда человек смущается, он может стать объектом острот и насмешек, что позволяет другим людям подавлять его и ставить значительно ниже, чем есть на самом деле. В этом смысле, надо уметь определять эмоциональную реакцию своего организма как атавизм, как собственную недоразвитость и работать над избавлением от чувства смущения. Воспринимать его только как сигнал, так как оно, в отличие от морального состояния скромности, ничего хорошего человеку не несет.

 

Стихи от V

 

Но и все же, тебя презирая,

Я смущенно откроюсь навек:

Если б не было ада и рая,

Их бы выдумал сам человек.

 

Сергей Есенин.

Родителям надо учить ребенка скромности и гордости одновременно за свои достижения, ведь все достижения в современных условиях относительны и мимолетны. Самое главное, что должен сделать человек на земле, – это воспитать себя и своего ребенка, так, чтобы быть уверенным, что и сам, и наши дети станут личностями, которых будет трудно подавлять. С ними надо будет договариваться на равных, на равных на языке наших предков. И смущение тут плохой попутчик, не поощряйте его в ребенке, а вот скромности учите обязательно. Это то качество, которое должно быть в сознании вашего ребенка. Учите, что достижение мимолетно, достиг, и пошел далее, нет предела в совершенстве. Успешная личность – это личность, много достигающая для себя и других на пути совершенства себя и мира. Родители делают ошибку, когда при достижении вершин закрепляют желание и создают потребность хвастаться этим, становиться тщеславным и самодовольным болваном, который почивает далее на лаврах, в то время когда его успеют обойти другие. На пути роста личности – эгоизм нормальное свойство человеческого организма, которое входит в понятие смысла жизни. Есть «Я» – есть жизнь в социуме, есть достижения, через которые есть и блага, об этом надо помнить и всего лишь. Главное принимать это достойно и продолжать развивать свои таланты и множить свои успехи, не ради мимолетного мгновения славы людской, а ради себя и мира, всего человечества, только так можно сохранить свое достоинство и таланты.

 

Беспокойство

(мандраж)

 

Русское слово «мандраж» обозначает чрезмерное волнение, которое сопровождается повышенной тревожностью и характерными физиологическими проявлениями: трясутся колени, дрожит голос, ком в горле, испарина на лбу. Чаще в обиходе мы называем этот состояние беспокойством или тревогой.

Исторически это эмоциональное состояние, скорее всего возникло как реакция на какой-то еще неизвестный фактор либо в окружающей среде, либо в самом индивиде, как состояние страха или испуга, вызванный изменениями в окружающем мире.

Беспокойство имеет и положительную сторону, так как именно оно обращает внимание человека на нежелательное положение дел, событие, как предупреждение, что может что-то случиться. И в этом случае беспокойство неотъемлимая черта всех матерей и жен, потому что они беспокоятся обо всем и всех: продуктах, болезнях, дороговизне жизни, авариях, о работе, о деньгах и друзьях… «Али Бабу съел бегемот в горах, наверно…» – верное описание состояния беспокойства, особенно женского, способного накручивать в себе целую цепочку тревожных мыслей и переживаний.

Каждому с детства знакомо состояние тревоги и волнения, по причине невозможности контролировать обстоятельства в окружающем мире, на которые человек не может воздействовать и в которых находится в данный момент. Отсюда зачастую «из мухи делает слона», расширяет проблему, которой нет на самом деле, но которая заставляет с каждой минутой беспокоиться все больше и больше.

Наш мозг с помощью аналитики борется с попытками беспокоиться по пустякам, но стоит только отпустить вожжи и бешеный скакун страхов и тревог понесет человека в мысленную пучину бедствий. Навязчивые мысли так овладевают, что вытесняют и важные текущие заботы, и здравый смысл. Беспокойство овладевает человеком и лишает его способности думать более конструктивно и действовать в соответствии с происходящим, так секунда за секундой крадет его жизнь. Беспокойство – самая непродуктивная форма жизни. Это сигнал «красный свет», что-то впереди опасно. Теперь представьте себе, что светофор заклинило и «красный свет» не переключается, значит движения далее нет. Стоп. Но ведь сигнал ложный, и на самом деле есть и движение, и дорога свободна.

 

Стихи от V

 

И это – явь? Не сновиденье?

Не обольстительный обман?

Какое в жизни возрожденье!

Я плачу! Я свободой пьян!

 

Как? Неужели? Все, что в мыслях, —

Отныне и на языке?

Никто в Сибирь не смеет выслать?..

Не смеет утопить в реке?

 

Поверить трудно: вдруг все ложно?!.

Трепещет страстной мукой стих…

Но невозможное – возможно

В стране возможностей больших!

 

Игорь Северянин. И это явь.

Беспокойство полезно только как сигнал быть бдительным или предотвратить несчастный случай, подготовить к неприятному событию или плохому результату. Это хорошая сигнальная рекция: обратить внимание, как бы побеспокоиться заранее, до того, как это произойдет, и когда придет настоящее, что будет легче с этим справиться. Как говорится, трудно в учении, легко в бою. Беспокойство даст возможность потренироваться на случай вероятных негативных ситуаций, чтобы легче справиться, когда случится, так как человек уже поволновался на тренировочном задании.

В том случае, когда беспокойство тревожит человека и непродуктивно, и в стрессовом режиме, оно губительно для нервной системы и открывает прямой путь к неврастении. Гнать тревожные мысли бесполезно, они чрезвычайно липучие и будут многократно прокручиваться в уме, таким образом человек против своей воли, наоборот, закрепляет тревожную мысль в сознании. Парадоксально, но именно само стремление отогнать мысль и создает проблему. Не гони, а обсудите с кем-то очень близким, поделитесь своими тревогами и беспокойством. Как страшный или плохой сон, чтобы он не сбылся, надо рассказать кому-нибудь с утра, так и тревогой надо поделиться, как бы вынести мысль из темноты мозга на свет через слова. В случае, когда поделиться не с кем, помогает даже ведение дневника. Можно пытаться сосредоточиться на сиюминутной задаче, как бы отложить беспокойство на потом, но обязательно не забудьте поделиться. Вообще выбирайте: или всю жизнь беспокоиться, или побеспокоиться о том, что вы беспокоитесь и взять беспокойство под контроль. Чаще всего чувство беспокойства возникает от неопределенности и собственной недоразвитости, поэтому логика и ясность ума, юмор – лучшие средства против тревог.

У психологов даже существует термин «самопрограммирование», так лучше программируйте себя на успех. Если не прислушиваться к совету психологов и отметать хорошее, а большая часть жизни будет проходить в волнениях, переживаниях, что само по себе было положительным и предупредительным состоянием, то далее беспокойство станет неотъемлемой частью и может привести к депрессии, постоянным стрессам и неврастении.

Человек – это система полная энергий, статических и динамических состояний. Как и любая физическая система, человек пытается прийти в состояние покоя. Вышедшая из равновесия система проявляется в человеке физически и психически, далее, по законам динамики, происходит стремление уравновесить возмущение и убрать напряжение. В эмоциональной сфере это проявляется в состояниях беспокойства и удрученности, которые сигнализируют о потребности каким-нибудь способом восстановить равновесие и снять напряжение. Сознание формирует данную потребность в форме желания. Только человек осознает свои желания и переводит в осознанные действия – стремление. В то время у животных, даже высокоразвитых и биороботов, проживание остается на уровне потребностей: половых, защитных и физиологических.

Распознавание потребностей, беспокойств, желаний и стремлений, осознание их взаимных связей – одна из интереснейших задач на пути развития личности человека и вместе с тем, путь от беспокойства к счастью самого себя и к счастью ваших детей. Не беспокойтесь за них, а доверяйте. Доверяйте и чаще обсуждайте с ними любые темы, и в том числе неприятные, несущие вам беспокойство, так ваше беспокойство перерастет в доверие, понимание, и ваше, и ребенка.

Не допытывайтесь с пристрастием, а любите их и заботьтесь о создании условий, чтобы человек умел позаботиться о себе сам, проявляйте интерес к его жизни, к его успехам и неудачам, к его переживаниям; разговаривайте с ними больше и чаще. Изредка вспоминайте слова из книги самураев: «Делайте на своем месте все возможное, а дальше будь что будет».

 

Безразличие

 

Безразличие – равновесное эмоциональное состояние, настроение, означает состояние безчувствования, полного эмоционального равновесия, бесстрастности. В устаревшей форме – это слово означало отсутствие различия, разницы между чем-нибудь. В нашей классификации для эмоциональной функции основным является, что нет отличия между чувствами самого человека и чувствами других людей в окружающей ситуации, это еще и безучастность, когда все равно, это безэмоциональное состояние принятия окружения и себя в данной ситуации.

 

Стихи от V

 

От Бога, из Дали

Все взяли. Все взяли.

Фонарь ли, Луна ли?

Что думать о том.

Фонарь ли, Луна ли

За грязным стеклом.

Мечты так устали.

Все взяли, все взяли.

И все потеряли.

И где он, мой дом…

 

Зима ли, весна ли

Глядится в окно.

Зима ли, весна ли.

Не все ли равно.

 

Иван Рукавишников.

«После нас хоть потоп» – фраза, полностью соответствующая человеку безразличному и старающемуся отбросить всякое отношение к другим людям и окружающему миру.

Безразличие может возникать как реакция на происходящее, которое не затрагивает его лично, человек остается ко всему холодным, или он поглощен решением какой-то своей проблемы и все остальное является и кажется ему несущественным.

Состояние безразличия зачастую возникает после достижения успеха, намеченной цели, результата. Пока у человека было желание и он стремился к достижению чего-то, но как только он приобретает желаемое и удовлетворяется, состояние безразличия будет его неизбежным эмоциональным состоянием, его настроением.

Часто человек испытывает безразличие к себе, тогда ему все равно как он выглядит, что скажут о нем люди, что он думает и за кого голосует, и так далее. Безразличие к другим людям, к своему и их положению в обществе, к материальному достатку, к вере в Бога – все это одна и та же форма «Я совершенно безразличен к этому, мне все равно». На попытку объяснить человеку, что он испытывает настроение безразличия, слегка пожмет плечами, показывая, что ваше мнение ему тоже безразлично. Иногда состояние безразличия проявляется как автоматическая реакция на ощущение своей неспособности получить необходимое или желаемое, что-то сделать или изменить.

Мир вокруг человека такой, потому что многие люди придумывали его и проявляли усилия через интерес к познанию. Интерес позволил человеку сотворить красивый и прогрессивный мир. Без способности познавать, основанной на интересе и поиске истины, мир людей никогда не эволюционировал бы, но, как все и всегда, нуждается в уравновешивании, в противовес интересу должно быть иное состояния. Человек, впадая в настроение безразличия, способен действовать, не внося в процесс энергичные усилия, более спокойно и более продолжительно. Так, вместо динамично активных действий, возникают спокойные повторения, что позволяет закрепить на уровне рефлексов действия без сверх усилий. Безразличие автоматически освобождает человека от бесполезных ограничений и усилий по их преодолению.

Не следует искусственно создавать в себе настроение безразличия и его усиливать, пока человек сам естественным образом не научится его различать среди других чувств и не научится с ним работать, это очень нужная точка перехода межу высокотоновыми и низкотоновыми эмоциями. Была такая пословица: «Интерес творит королей, но безразличие творит императоров», так вот это сказано не об обычном человеке, который не умеет отличить безразличие от равнодушия. Безразличие – это скорее состояние равности, без владения, без обладания ничем и никем. Почести, статус, власть и деньги не владеют больше человеком, и он относится к людям и к себе с равных позиций, кем бы они и он ни были в обществе.

Необходимо научиться отличать состояние безразличия, делая постепенно его интенсивнее, далее изменять в пока еще слабый интерес, который мало отличается от безразличия, как безучастное отношении ко всему, но является уже проявлением высокотоновой эмоции.

Есть ситуации, при которых эмоциональное состояние безразличия необходимо, например, вынесение приговора будет действительно справедливым, при условии безразличного поведения судьи, который не должен бояться и не должен участвовать со стороны обвинения, иначе приговор будет несправедливым. Судья должен быть безразличным к ситуации и бесстрастным, то есть должен исключить свои эмоции и рефлексы, чтобы решение было по закону, а не по эмоциональным реакциям судьи.

То же самое касается и родителей в отношении поведения и поступков своих детей, они должны быть безразличными, чтобы трезво оценивать поведение и поступок, чтобы быть объективными и как можно ближе к истине в каждой конкретной ситуации и сделать разумный вывод – наказать или защитить свое чадо. Необходимо убрать всю страстность и эмоциональность, то есть быть безразличным, как судья, и найти верное решение, которое будет правильным для всех сторон конфликта. Безразличие и трезвый ум родителя являются необходимыми условиями, чтобы научить своего ребенка нести ответственность за свой выбор и решения, чтобы уметь самостоятельно исправлять и не допускать в будущем ошибок. Поверьте, на собственном опыте родители много раз убеждались, что даже если ребенок на сегодня будет думать, что родители его равнодушны к его проблемам, то в будущем он скажет им «спасибо» за уроки по воспитанию ответственности за свои поступки. И как раз наоборот, когда родитель идет на поводу эгоистичному требованию ребенка вмешаться в ситуацию, на поводу своего чувства защитить свое чадо, и сам не справляется со своими собственническими и защитными реакции по отношению к своему ребенку, он теряет состояние безразличия к ситуации, и начинаются, в том числе, и его волнения, и страсти. Хочется в очередной раз подчеркнуть, что в каждой ситуации, в каждом действии и каждом эмоциональном состоянии необходима мера, чтобы трезвость ума и холодность рассудка были хорошими попутчиками в преодолении трудностей. В том случае, когда человек убирает логику своего сознания, выбор будет происходить на уровне инстинктов и рефлексов или на уровне эмоционального центра, исходить из сердца, а значит будет более истинным. Надо уметь быть и бесстрастным, и безразличным, унять свои страсти и напомнить себе, что жизнь имеет ограничение во времени, нельзя себе позволить вернуться на стадию развития животного, надо быть человеком.

 

Безответственность

 

Безответственность по-русски – это когда человек не держит ответа ни перед кем и ни за что. Очень часть вопрос о том, что человек должен то-то и то-то, или он сам или другие заявляют, что у нас свобода личности и человек никому ничего не должен. Это расхожее сегодня мнение присутствует и у взрослых людей, и у детей, и у подростков. Часто вроде бы образованные и культурные русские люди гордо заявляют: «Я никому ничего не должен». Что это значит в переводе на русский язык? Это значит, что он ни за что и, ни за кого не хочет отвечать. Возможно, что это и есть его свобода выбора, что этот человек может быть, за что-то и ответит, если он сам этого захочет, а так – «он никому ничего не должен». В современном мире произошел перевертыш и то, что раньше было, безусловно, положительными необходимыми качествами, не особыми подвигами, а неотъемлемыми от нормального, воспитанного, культурного человека качествами, вдруг перестало быть таковым. К таким перевертышам относятся и понятия «долг и честь» русского человека.

Так о какой же ответственности идет речь? Человек должен любить и принимать себя и свою жизнь, человек должен за это отвечать самостоятельно. Это уже долг, за которым следует ответственность отвечать за себя. Это первый этап необходимого развития ребенка в личность, и затем он будет уже способен быть ответственным и тогда он способен решать и свои, и чужие проблем. Чем он более ответственен, тем больше чужих проблем становится для него своими. Фраза о том, что это «твои проблемы» демонстрирует недоразвитость человека как личности, и вносит сильные разрушения в жизнь общества, особенно русского, в котором очень сильны традиции взаимовыручки и взаимопомощи, что, в свою очередь, отразилось и на личностном развитии, и на психике людей. Люди русской культуры – это люди из общины, в которой все любили помогать друг другу, которые были ответственны за себя и за другого. Один за всех и все за одного. У древних славян отсутствовало когда-то даже понятие наказания в форме казни. Самым худшим было, что провинившегося сажали в яму и отстраняли от общины на время, лишали возможности совместного труда и общения. Позднее то же самое делали, когда ребенка ставили в угол, чтобы он там подумал и сам разобрал свой поступок, чтобы при выходе объяснить родителям, что он понял и почему так не надо делать. Когда же с приходом индивидуалистических течений, понятие собственности и золотого тельца, а позднее, искоренения личности и понятие общей собственности, искажения коллективного принятие решения в форме прикрытия коллективной безответственности, что означает отсутствие персональной ответственности человека в коллективных действиях, в сознание человека стала внедряться безответственность. И разруха произошла не только в жизни общества, но и в личности, и в психике людей. На простом примере мусора еще раз поясним. Если человек способен нести анонимную персональную ответственность, то он не выкинет мусор мимо урны, видит это кто-то или нет, будет за это порицание или нет. Он сам себе главный деятель и судья, мудрее и справедливее царя Соломона, который несет в себе и деяние, и ответственность за свои поступки персонально и анонимно. Это позволяет ему быть цельной личностью. Безответственный же человек не может быть самим собой как внутри себя, так и снаружи в обществе, ему нужен пряник или кнут судьи, чтобы что-то делать или не делать.

Отказ сознательно взять на себя ответственность за все происходящее в жизни обычно приводит человека к психоаналитикам, которые будут рассуждать совместно с клиентом об ответственности, которую надо нести за свою жизнь, за свои решения, поступки и мысли. И это совершенно верно.

 

Стихи от V

 

О люди жалкие, бессильные,

Интеллигенции отброс,

Как ваши речи злы могильные,

Как пуст ваш ноющий вопрос!

Не виновата в том крестьянская

Многострадальная среда,

Что в вас сочится кровь дворянская,

Как перегнившая вода.

Что вы, порывами томимые,

Для жизни слепы и слабы,

Что вы, собой боготворимые,

Для всех пигмеи и рабы.

Как вы смешны с тоской и мукою

И как несносны иногда…

Поменьше грез, рожденных скукою,

Побольше дела и труда!

 

Игорь Северянин.

Нельзя перестать дышать по собственной воле и продолжать жить, или-или – третьего не дано, так и с ответственностью за свою жизнь и себя, ее нельзя избежать. Ответственность на уровне внутренней физиологии и психики заложена в человека природой как один из инструментов выживания и развития от стадии животного в человека и далее в личность. Выключить его даже при всем желании нельзя, надо брать ответственность и работать над собой.

Как же тогда возникла безответственность, как обманный маневр человека, который сделал хорошую мину при плохой игре, как реализация стремления к лени и сибаритству, к разврату тела и души, к богатству и безделью.

Ответственность проявляется как обратная связь, необходимая для развития через приобретенный опыт жизнедеятельности человеком. Далее идет фиксация нового опыта, и в последующие моменты выбор человека состоит только в сопоставлении обработанных признаков на схожесть ситуации, что ускоряет процесс и составляет мастерство выхода из любых ситуаций, даже очень сложных.

Любой опыт, хороший и негативный, фиксируется, и уровень ответственности человека проверяется уровнем обвинений или поощрений окружающих обстоятельств, таким образом человек тренирует и закрепляет свою безответственность. Уровнем поиска оптимального выхода человек берет на себя ответственность за поиск и далее, за принятие решения, а также его исполнение, тем самым складывает положительный опыт в свою копилку.

Увиливание от ответственности – удел трусливых и изворотливых, которые могут даже гордиться своей самооценкой в безопасности, собственной неуязвимостью. Но в глубине души безответственный человек знает, что был не прав, что виноват и что всех подставил и наврал, и это почва для переживаний.

Даже если он не захочет сам себе во всем этом признаться, все это усилит переживания, что обязательно приведет к конфликту представлений внутри и вне себя о себе самом.

Только цельная личность залог спокойствия души и развития личности. У слова – дела и поступки не расходятся с реальностью, что позволяет человеку быть цельным и счастливым. Все остальное создает почву для неврозов и заболеваний.

Безответственность проявляется в нарушениях самооценки и оценки окружения, при этом внутри все плохо, даже если снаружи есть видимость благополучия. Это совершенно беспросветное будущее, и часто – причина алкогольной и наркотической зависимости.

Так как ответственность за жизнь является у человека врожденным механизмом для сохранения жизнедеятельности и развития, то жизнь не прощает невыученных уроков. И для того, чтобы человек все же приобрел этот опыт, если с первого раза он ничему не научился, то обязательно повторит в другой раз, и третий, и четвертый, чем дальше, тем более суровые будут последствия за отказ принимать уроки жизни и ответственность за себя. И это, можно сказать, часть неизбежной ответственности всего сущего, плата за деградацию личности человека, которому от рождения дано очень много для реализации.

Безответственность и лицемерие зачастую возникают от страха признания собственной ошибки или отстаивания своей позиции, потому что на неосознаваемом уровне ощущаем, что такое деяние нанесет сокрушительный удар по самооценке нашего эго и в целом по всей личности. Это не так, это плоды неправильного воспитания и примеров старшего поколения, которые на глазах ребенка ни за что не хотели признавать такие несоответствия. Вместо того, чтобы спокойно признать собственную оплошность или отстаивать свою позицию, даже на глазах ребенка, и проявить, тем самым, мудрость жизни и быстро исправить ситуацию, родитель ищет возможности выкрутиться, выйти сухими из воды, лицемерит, чтобы сохранить свой авторитет и свое эго в неприкосновенности.

Безответственность растет из боязни человека совершить ошибку, быть неправым и слабым. Тем самым мы лишаем ребенка возможности развиваться, учиться и двигаться дальше. Так человек встает на «путь клочков» и начинает внутри себя рвать на много, много частей, так слова расходятся с делом, поступки с речами, сознательные и непроявленные желания не совпадают. Он всегда любил ее, а женился на другой, он хотел такой автомобиль, а купил другой. В такой ситуации человек полностью безответственный и превратил свою жизнь в ад на земле.

Не надо рвать на себе волосы и прилюдно каяться, это так же вредно для психики, как проявление другой крайности – жалости и самобичевания. Суть в том, чтобы брать на себя и нести ответственность за свою жизнь самому. Это ключ к самому себе, счастливому. Ответственность перед обществом – это кому надо? Ответственность самого человека за свою жизнь проявляется в честности в первую очередь с собой, в светлой душе и мыслях, в осознанных действиях и поступках при оценке причины каждой победы и каждого поражения.

Безответственный человек боится и стыдится самого себя, и убежит от любых трудностей, боится любых ошибок, а ответственного человека отличает не безупречность его решений и поступков, а отсутствие страха перед правдой о самом себе, своих возможностях и своих слабостях.

Кто лучше тебя самого знает правду о тебе самом? Ты самый лучший себе и критик, и судья, и тренер, и призер на забеге в дистанции под названием «жизнь», ты та самая безусловная и безоговорочная ответственность за каждое мгновение своей жизни.

Человек очень счастлив, когда способен кому-нибудь помочь, именно поэтому в мире так много общественных и добровольных организаций, куда люди приходят сами, по зову своей души.

Для человека огромная радость отвечать за кого-то, помогать и защищать: детей, стариков, страну, это ответственность и счастье одновременно, это совокупность анонимных персональных ответственностей, проявленных коллективно, совместно.

Безответственный человек, живущий в свое удовольствие, чаще других испытывает депрессии и кризисы, потому что не отвечает ни за себя и ни за кого, такие люди неразвитые и безответственные.

Русские люди, даже в коллективное и персонально-безответственное советское время, были ответственными, альтруистичными, смелыми, щедрыми. Посмотрите на них, они и сейчас остаются такими. Даже сейчас, без войны и трудностей, когда не нужно класть свою жизнь, нет понятия долга и чести, но они все равно живут и трудятся по совести. Живут по чести и долгу, несмотря на небольшую кучку уродов, которые пользуют ситуации в личных целях обогащения, потому что тот жизненный опыт, который приобрел этот народ, выковал их ответственность, сделал их боеспособными по жизни и научил сопротивляться и брать ответственность на себя. Наша задача сохранить и развить анонимную персональную ответственность на уровне генной памяти поколений, что возможно только при условии ответственности каждого за себя и всех вместе, анонимно и персонально. Люди же безответственные – это скорее стадо баранов, сытых и в загоне, которое может легко зарезать один волк.

Я так много пишу именно про это чувство, потому что это самая актуальная болезнь нашего общества на сегодня. Будьте ответственны за все, что происходит с вами и вокруг вас.

 

Жалость

 

Жалею – значит люблю, звучало на древнеславянском и долго жило в русских деревнях некоторых краев. В нашей теории такое понятие жалости скорее надо отнести к эмоциональному состоянию сочувствия, как разделяющего чувства другого, как присоединения и прочувствования состояния другого, как свое.

В нашей теории, жалость как переходное между низкотоновыми и высокотоновыми состояниями помогает, как площадка между лестничными пролетами, осознать потери от прошлого и пока еще несостоявшимися приобретениями будущего. Главное, не застрять, и опуститься вниз по тонам к самоедству, потому что так можно себя разжалобить, и до язвы добраться. Желательно из состояния жалости переходить через сожаление в вверх, к свободной жизни счастливого человека, умеющего управлять эмоциями.

 

Стихи от V

 

Мне жаль самого себя, других, всех людей, зверей, птиц… всего живущего.

Мне жаль детей и стариков, несчастных и счастливых… счастливых более, чем несчастных.

Мне жаль победоносных, торжествующих вождей, великих художников, мыслителей, поэтов.

Мне жаль убийцы и его жертвы, безобразия и красоты, притесненных и притеснителей.

Как мне освободиться от этой жалости? Она мне жить не дает… Она, да вот еще скука.

О скука, скука, вся растворенная жалостью! Ниже спуститься человеку нельзя.

Уж лучше бы я завидовал, право!

Да я и завидую – камням.

 

Иван Тургенев. Мне жаль.

Чаще всего испытывает состояние жалости тот человек, который ищет сочувствия у других, а значит, пытается привлечь к себе внимание. Человеку с недостатком дружбы в таком сочувствии есть возможность найти для себя возврат приятных для себя чувств и ощущений. Вы не из таких людей? Значит сможете вспомнить из своего окружения знакомых, которые умеют жаловаться на свою жизнь, болезни или несчастья. Жалобщики постепенно становятся зависимыми от поддержки и одобрения близких и даже малознакомых людей и не стесняются приставать к ним, рассказывая о своих несчастьях. Это вредная психопривычка состоит в ожидании сочувствия с помощью жалости, чтобы человек смог почувствовать себя лучше за счет внимания других.

Вопрос не в том, что жалость не надо испытывать. Жалеют детей, стариков, слабых и немощных, почему? В какихто ситуациях жалость можно и нужно проявлять. Как и любую низкотоновую эмоцию – надо, это некая форма обезболивающего средства при душевном дискомфорте. Жалость изменяет направление эмоционального состояния из себя на других. Как временное «лекарство» от боли, это не плохо, но если им злоупотреблять, без рецепта, в дозировке, и не к месту, может возникнуть зависимость, от которой будет сложно избавиться. Учите детей сочувствию и отзывчивости, но избегайте приучать их жаловаться, для взрослого хныкать и просить его пожалеть, не к лицу. Жалость взрослого человека парализует его мысли, чувства и действия так, что он перестает осознавать, что своими эмоциями надо управлять самому и нести ответственность за решение своих проблем. Не жалеют того человека, который сам хозяин своей судьбы.

 

Стихи от V

 

Ты нагрешил, запутался, Хайям?

Не докучай слезами небесам.

Будь искренним! А смерти жди спокойно:

Там – или Бездна, или Жалость к нам!

 

Омар Хайям. Рубаи.

 

Ужас

 

Ужас по-русски – это и чувство сильного страха, испуга, приводящее в состояние подавленности, оцепенения, трепета. Это и холод ужаса, который леденит сердце, это и мысли об ужасе своего положения, это и безвыходность, весь ужас, вся трагическая сторона нашего существования. Это так хорошо и прекрасно, что ужас – какой вкусный, такой вкусный, что просто ужас! Это и денег – ужас сколько! Это великое слово – ужас!

Мы уделим внимание эмоциональным напряжениям состояния ужаса. Ужасы возникают как ответ на что-то угрожающее, как предвестник или как следствие. Детские ужасы чаще всего внушенные от их окружения, из рассказов о возможной угрозе. Внушенные ужасы появляются у детей и из-за разговоров взрослых, и от просмотров фильмов, которые демонстрируют болезни, пожары, убийства, гибель.

 

Стихи от V

 

Грех Хайям совершил и совсем занемог,

Пребывает в плену бесполезных тревог,

Верь, Господь потому и грехи позволяет,

Чтоб потом нас простить он по-божески мог.

 

Омар Хайям. Рубаи.

Одиночество и позволение родителей смотреть все подряд в виртуальной реальности на экране и в интернете, зачастую приводят к реальному одиночеству и ужасам. Ребенок в мегаполисе обделен вниманием и друзьями, при том, что взрослые или излишне опекают, или не организовывают досуг своим детям. Коллективные игры для детей всегда наилучший способ избавления от всяких ужасов и страхов.

Родители должны внимательно присмотреться и к себе, их семейные конфликты и проблемы зачастую дети ретранслируют своими ужасами. Для ребенка мама и папа не разделимы, и семейные пары, живущие в состоянии почти развода, сеют в ребенке ужас потерять одного из них. Детям из конфликтных семей чаще снятся кошмары, чем их сверстникам. Они боятся животных, стихий природы, болезней, погибели. Чаще у детей до 7 лет природные ужасы, основанные на инстинкте самосохранения, а вот далее начинают проявляться социальные ужасы от одиночества, наказания за оценки или опоздания.

У взрослых людей, любящих ужастики, есть разные на то основания: и желания, чтобы их пугали, но привели к хорошему концу, например, выключить телевизор, освободиться от ужасного зрелища, а еще есть люди, которые счастливы от ощущения, что они несчастные и напуганные, как в детстве. При этом люди, которые любят и не любят ужастики, сильно отличаются по своим эмоциональным реакциям.

Ужас по-настоящему пережитый – это глубокое, тяжело переживаемое волнение, это потрясение для организма. Ужас обычно является короткой эмоциональной реакцией, при которой случается встряска психики и сознания, при котором человек не может ни действовать, ни думать: он, как в параличе. Мозг реагирует на раздражение от опасности и неожиданности, что без воли человека делает беспомощным все тело. Это явный атавизм из древних времен, когда, чтобы не быть съеденным, надо было так замереть, чтобы ни одна тварь не учуяла, что ты рядом, пока твоя душа ушла в пятки, и как только появится возможность, то убежать.

Причинами ужаса является резкая смена условий из привычных или неопасных на неприемлимые или угрожающие. И пока мозг еще не способен осмыслить ситуацию, сознание не способно справиться с эмоциональной реакцией, организм впадает в ступор ужаса. Состояние ужаса краткосрочно, потому что как только сознание привыкает к изменившимся условиям, человек способен мыслить и принимать решения, а значит, способен и управлять чувствами и эмоциями.

Надо учить ребенка справляться с ситуациями вне семьи, где его любят и лелеят, иначе даже первый поход в школу может обернуться эмоциональной травмой, состоянием ужаса, что дети там из разных семей и разных условий.

Особенно надо обратить внимание на это после ситуации с пережитым ужасом, возможно был шок как следствие перенесенного потрясения. Ребенку надо помочь с этим справиться, чтобы он, с одной стороны, не считал себя трусом, с другой, не стремился отыграться на других или своих непосредственных обидчиках. Лучше если он владеет способами своей защиты, которая не причиняет вреда другим людям.

 

Созерцание

 

Созерцание – это чувственная ступень познания. С времен древнегреческого философа Платона, по которому созерцание есть внечувственное познание идей и составляет основу познания «по истине» и непосредственно связано с понятием интуиции. Созерцание – θεωρία – означает молитвенно-благодатное сосредоточение души на тайнах разума, которыми изобилует человеческая личность, как и «сущность Богом созданной твари». Другое определение было дано уже И. Кантом, который противопоставлял созерцание и мышлению, и ощущению. Он определил созерцание как тот способ, каким познание непосредственно относится к предметам и к которому, как к средству, стремится всякое мышление. Созерцание, по И. Канту, имеет место, только если человеку дается предмет, который некоторым образом воздействует на нашу душу. Такая способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас, называется чувственностью. В своей «Критике чистого разума» Кант пишет о том, что через чувственность человек обретает способность созерцания, далее следуют мысли через рассудок, а из рассудка возникают понятия.

Церковнославянское и русское слове «созерцание» скорее означает «рассмотрение», «воглубление», как поиск божественных тайн, которые скрыты в вещах и их причинах, как тонкая, едва уловимая деятельность ума в размышлении.

Толковый словарь В. Даля определяет созерцание как состояние, при котором человек внимательно или продолжительно рассматривает, наблюдает, смотрит со смыслом, вникает в предмет, изучая его, любуясь им, это то же самое, что значит вникать во что-то мысленно, разумом, духом.

Прекрасная русская природа приучили людей, живущих на ее просторах, к созерцанию. По мнению В. Ключевского, «в созерцании наша жизнь, наше искусство, наша вера». Опасность представляет только чрезмерная созерцательность из-за которой человек становится мечтательным, ленивым, безвольным, нетрудолюбивым. Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность – это те качества, которые были воспитаны в русской душе и уже не в одном поколении живут в народе.

 

Стихи от V

 

Люблю людей, люблю природу,

Но не люблю ходить гулять,

И твердо знаю, что народу

Моих творений не понять.

 

Довольный малым, созерцаю

То, что дает нещедрый рок:

Вяз, прислонившийся к сараю,

Покрытый лесом бугорок…

 

Ни грубой славы, ни гонений

От современников не жду,

Но сам стригу кусты сирени

Вокруг террасы и в саду.

 

Владислав Ходасевич.

Современные познания о психофизическом состоянии человека подтверждают постулат о том, чтобы успешно выполнять любую технику, направленную на контроль и изменение своего состояния, необходимо развивать способность к саморегуляции и концентрации внимания. Развитием самоконтроля человеком достигается состояние созерцания.

В нашей теории эмоций, созерцание является таким эмоциональным настроением, при котором человек становится незлобивым наблюдателем, он признает наличие тайн и ищет откровения, развиваясь от знания к знанию, от созерцания к созерцанию, двигаясь от радости открытий к благомыслию, а через него, через восторг, к экстазу и обратно. Развитая личность с эмоциональным интеллектом способна совершать такие движения по цепочкам эмоциональных состояний.

Настроение созерцания для разных людей могут быть в форме задумчивости, созерцательности, наблюдения без мыслей, когда умственная и нервная деятельность сосредоточена на предмете наблюдения или исследования для принятия как обоснованного, так и интуитивного объяснения.

Настроение созерцания необходимо, чтобы без определенных действий, мыслительных и эмоциональных усилий, достичь цель. Созерцание необходимо особенно на пути поиска ответов на вопросы, в поиске истины. Человеческий разум всегда находится в действии: то изучает объекты, то анализирует слова и их значения, то вспоминает, то мечтает. Это очень часть тревожит человека по пустякам, чтобы устранить беспокойство ума, надо уметь испытывать настроение созерцания, что требует еще и самообладания, которое управляет желаниями, стремлениями, страстями человека и позволяет достигать максимальной концентрации мысли на предмете исследования.

 

Заинтересованность

 

Заинтересованность как настроение человек проявляет в том случае, когда он лично, своими интересами связан с чем-нибудь или с кем-нибудь, но при этом остается беспристрастным без усилий и действий. По своему смыслу – это настроение очень близко к всем известному понятию «любопытство», тому любопытству которое присутствует в каждом из нас и оно бездеятельно. При этом любопытство замазано сплетнями и слухами, а заинтересованность может не прибегать к таким инструментам.

 

Стихи от V

 

Будущее!

Интереснейший из романов!

Книга, что мне не дано прочитать!

Край, прикрытый прослойкой туманов!

Храм, чья постройка едва начата!

 

Валерий Брюсов. Будущее.

Человек стремится к развитию своему и окружающего мира. Состояние заинтересованности помогает достижению в познании и нравственности. Взаимная заинтересованность при контактах между людьми помогает наладить взаимопонимание. Заинтересованность как слабый по степени интенсивности интерес отражает позицию человека, как в социальном чувстве, в общественной солидарности, в деятельности в целях общества и в смысле жизни в целом. Отношение к работе во многом зависит от степени заинтересованности в ней и удовлетворенности от труда, поэтому без этого состояния невозможно перейти к пониманию особенностей деятельности человека, способности к рефлексии и самоанализу, наблюдательности. Заинтересованность помогает умение подмечать все явления и находить им разумное объяснение без вовлечения в процесс при сосредоточении и распознании, что есть все понятия разума. Заинтересованность при наблюдательности помогает человеку найти закономерности в процессах, в реакциях, за которыми он терпеливо будет следить и замечать причины происходящего. Человек способен познавать себя, а через себя весь окружающий мир своим мышлением. Через настроение заинтересованности строится мост познания.

Потребность человека в познании в первичном действии проявляется в заинтересованности и любопытстве как стремление к познанию, но пока еще без конкретной цели. Кратковременный слабый интерес человека к чему-либо еще пока не развивает и не обогащает, зато позволяет развивать такой инструмент, как наблюдательность. Отделение настроения заинтересованности и некое детское любопытство от чувства любознательности позволяет понять, что как только человек осознает и понимает, зачем он хочет что-либо познать, рождается чувство любознательности, которая как высокотоновое чувство способно возвысит человека и обогатить новым опытом и знаниями.

 

Самодостаточность

 

Самодостаточность определяется как самоактуализация человека – это, по сути, автономность, как способность жить своими силами, обходиться без посторонней помощи, организовывать жизнь вокруг себя самому, за свой счет, и иметь возможность помогать и поддерживать других, как способность жить, руководствуясь собственным суждением, не нуждаясь в сторонней поддержке или одобрении, и как активная позитивная жизнь человека в обществе на благо других людей. Самодостаточная и самоактуализированная личность самоутверждается и самореализуется в своей жизнедеятельности при отсутствии привязанностей и желаний, так как раз наличие привязанностей и желаний говорит об отсутствии самодостаточности.

Самодостаточность как эмоциональный аффект является достижением состояния счастья продолжительного по времени, это, в первую очередь, признак качественного развития личности человека, каждое действие и минута которого наполнены смыслом и завершенностью, гармонией и красотой, душевной устойчивостью, даже если он просто делает гимнастику на газоне в парке.

Самодостаточность как термин был определен в теории А. Маслоу. Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, такому состоянию, при котором максимально раскрываются способности и таланты, заложенные в человеке от рождения. Людей, воплотивших в жизнь свои лучшие человеческие качества, с каждым годом становится все больше и больше, и на примере их можно сказать, что признаком достижения самодостаточности является отсутствие страха и способность управлять самим собой, эмоциями и мыслями. Маслоу писал, что эти «люди, похоже, сумели прекратить бушующую внутри большинства людей „гражданскую войну“ между „глубинными силами“ и „силами обороны и контроля“. Как следствие, большинству из них доступны плодотворная деятельность, радость и творчество. Они тратят значительно меньше времени и энергии на борьбу с самими собой».

Вторым, и существенным признаком состояния самодостаточности является ответственность: человек легко, без принуждения, берет на себя ответственность за свой выбор. Там, где есть самодосточное состояние, у человека нет страха одиночества, нет зависимости о социума, зато есть принятие другого человека во всей его уникальности и индивидуальности с сохранением своей тоже.

Человек сам знает все о себе и своих достоинствах только в случае, если он внутренне в них не уверен, тогда приходится компенсировать это внешними проявлениями.

 

Стихи от V

 

Кому-то хлеба не хватает,

Кому-то власти и меча.

Но все о нежности мечтают,

Поддержке, верности плеча.

 

Павел Иванов. Моей особенной.

Самодостаточность близка к самоуверенности, только в этом случае нужно понимать, что человек уверен в себе и в своих достоинствах, в их мере, в их гармонии с собой и миром. Самодостаточность проявляется и в том, что человек обладает многими положительными качествами, но не требует при этом, чтобы к нему относились лучше, чем ко всем остальным.

Богатый человек зарабатывает много денег, стремится показать и всячески подчеркнуть свой статус в обществе, потому, что богатство, по его мнению, указывает на его достоинство как человека. Как известно, в других социальных слоях, парадокс, но это не является достоинством, там богатые люди не демонстрируют свое богатство, а ведут сдержанный образ жизни, стремясь к состоянию самодостаточности.

В состоянии самодовольства человек совершает многие поступки для того, чтобы его похвалили, чтобы его уважали и любили, чтобы ему, в конце концов, завидовали. В состоянии самодостаточности он делает деяния без поддержки из общества, без пряника или кнута, зачастую просто по велению души и сердца.

 

Воодушевление

 

Воодушевление как чувство проявляется в повышенном желание что-то делать, оно, как ступенка на пути для вдохновения, для творчества и творения. Чуть менее эмоционально окрашенное, вдохновение всегда возникает и развивается из воодушевления.

Если вдохновение как восторг, как экстаз, большинству людей постоянно чувствовать практически невозможно, то воодушевление – это более долгая эмоция и является чувством, с которым человек может жить долго по времени.

С воодушевлением можно утром вставать с постели и делать зарядку, с воодушевлением можно идти, говорить и работать. Воодушевление – замечательное чувство, которое помогает работать с удовольствием, говорить, как петь, и двигаться, как танцевать. В душе воодушевление поднимает в человеке уверенность, у воодушевленного человека тесто не складывается в кастрюльку, а творится в руках пекаря, пила так и поет песни любви к жизни в руках мастера. Любая недостижимая идея будет осуществлена и цель достигнута, если человек воодушевлен. Прислушайтесь к такому звучанию «во-о-о-душевлен». Чувство воодушевление вселяет бодрость в тело и задор души в человека.

 

Стихи от V

 

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

 

Владимир Маяковский. А вы могли бы?

Чтобы испытать воодушевление, человеку требуются усилия и работа над собой, хотя оно и не обладает таким мощным созидательным эффектом, как вдохновение, человек обязательно должен уметь его испытывать. Благодаря этому чувству открываются двери в мир радости и счастья, мир удивительных открытий и творений, в мир чудес.

Представьте себе состояние перед полетом, именно тем, которого так хочется, и предвкушение праздника, которое вместе с воодушевлением заполнит все уголки вашего тела.

Воодушевление связано с юмором, искренностью и позитивным мышлением, невозможно притворяться, врать, что хочешь что-то делать, хочешь работать, а на самом деле быть источником дурных мыслей. Мелочность и рутина, как ржавчина, разъедает воодушевление, обязанности быстро гасят живые и горящие глаза, только воодушевление, как магнит, притягивает людей и успех, только оно усиливает позитивный поток эмоций. Воодушевление всегда дарит человеку надежду и окрыляет его. Учитесь говорить простые фразы с воодушевлением, говорите именно с чувством, именно на языке этого чувства, это может каждый, независимо от своего характера и воспитания. В наше время многие люди, надев маску холодного безразличия, говорят, как дикторы и гордятся своей холодностью к происходящему в их жизни. Чаще всего это происходит от скуки, снобизма и пресыщения, хотя возможно, это их защита от повседневности жизни, поскольку жизнь требует полной приверженности, а выполнение обязательств приносит проблемы большие, чем те, с которыми они могут справиться. Вдохните жизни в свои слова и действия, в свою повседневность и рутину, испытывайте чувство воодушевления, и мир на ваших глазах, как в детстве, заискрится, как свет на радужной оболочке мыльного пузыря, висящего на палочке в ваших руках.

 

 

Date: 2016-05-18; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию