Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Список использованных источников
Примерный перечень вопросов для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» 1. Мировоззрение, философия, культура. Природа философских проблем. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения. Проблема научности философии. 2. Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. Роль философии в формировании ценностно-мировоззренческих ориентации личности. 3. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание. 4. Метафизика и онтология. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь. 5. Бытие и материя. Современная наука о строении материи. 6. Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь. 7. Пространственно-временная организация материального мира. Специфика пространственно-временных свойств в природных и социальных процессах. Бытие человека и время. 8. Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования человека и общества. 9. Природа и общество как целостная система. Биосфера и неосфера. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования. 10. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие. Диалектика как философская теория развития. Современные дискуссии о значении диалектики. 11. Особенности социальной диалектики. «Столкновение» с будущим: эскалация перемен и ускорение «ритмов истории». 12. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. 13. Философия глобального эволюционизма. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблема развития современной научной картины мира. 14. Человек как предмет философского и научного анализа. Многомерность феномена человека. Содержание понятия «личность», его соотношение с понятием «индивид», «индивидуальность», «человек». 15. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциальный феномен. Природа человека: инвариантность и пластичность. Телесность и духовность человека. 16. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. Философское осмысление феномена смерти и бессмертия. Свобода и необходимость, свобода и ответственность как экзистенциальные оппозиции бытия человека. 17. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и массовая культура. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации. 18. Сознание как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания. Феномен бессознательного. Самосознание как философская проблема. 19. Сознание, язык, коммуникация. Сознание и интеллект. Проблема искусственного интеллекта. 20. Общественное сознание и его уровни. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания. 21. Социальная философия и ее место в системе философского и социально- гуманитарного познания. Понятие социальной реальности. Системно-структурная организация общества. 22. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Базовые факторы социальной эволюции. Многофакторная модель общественного развития. 23. Специфика социального детерминизма. Проблема существования и «действия» объективных законов развития общества. 24. Вариативность общественного развития. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества. Статус и функции социального субъекта. Возрастание роли субъективного фактора истории – закономерность общественного развития. 25. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.). Волнообразность в общественном развитии. 26. Понятие общественного прогресса. Прогресс, регресс, антипрогресс. Критерии прогресса, «тирания» прогресса. «Критика религии» прогресса. 27. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Традиционная и техногенная цивилизации. Тупики и противоречия техногенной цивилизации. Перспективы и проблемы «информационного общества». Постиндустриальная перспектива и возможности выживания других региональных типов. 28. Современные локальные цивилизации: путь к синтезу или к новым столкновениям. Концепции Ф.Фукуяма о «конце истории» и С.Хантингтона о «столкновении цивилизаций». Феномен «гибридных» обществ и проблема сохранения цивилизационной идентичности в мире. 29. Восточнославянские народы между Западом и Востоком. Основные предпосылки и факторы консолидации восточнославянских народов. Восточнославянский менталитет и стандарты западноевропейской рациональности. «Ловушки» вестернизации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Векторы глобальных перемен и перспективы развития белорусского общества. 30. Понятие культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурноисторического процесса. Глобализация социокультурного пространства и диалог культур. 31. Культура и духовная жизнь общества. Метаморфозы духовности в современном мире. Духовность и ценностные формы сознания: мораль, искусство, религия и т. д. 32. Специфика человеческого познания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философской мысли: гносеологический оптимизм и феномен скептицизма. Соотношение познания и веры. 33. Познавательное и ценностное отношение к миру. Субъект и объект познания Многообразие форм познания (донаучное, вненаучное и научное познание). 34. Единство чувственного и рационального в познании. Природа интуиции и воображения. Проблема творчества. 35. Понятие истины. Истина и правда. Истина и оценка. Критерий истины. 36. Проблема начала науки. Динамика науки: от протонауки традиционных цивилизаций к оформлению дисциплинарно-организационной науки в культуре Нового времени. Понятие научной рациональности. 37. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: их единство и различия. 38. Структура эмпирического и теоретического уровней научного познания. 39. Метатеоретические основания науки: идеалы и нормы научного познания, научная картина мира, философские идеи и принципы. 40. Динамика научного знания. Природа научной революции. 41. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания. Методика и техника научного исследования. 42. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы 43. Научное познание в методологическом осмыслении. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы. 44. Обоснование результатов исследования: доказательство, подтверждение, объяснение, интерпретация. 45. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии. Объектный язык и метаязык. 46. Понятие закона и его роль в науке. Методологическое значение основных законов диалектики. Принцип детерминизма как методологический регулятив научного познания. 47. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического и их методологическое значение. 48. Понятие социального института. Институционализация науки. Институциональные формы науки. 49. Наука в системе властно-экономических и идеологических отношений. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности 50. Наука как ценность. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. 51. Социальные ценности и нормы научного этоса. Проблемы мотивации и признания в науке. 52. Возможности и границы науки. Творческая свобода и нравственная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой. 53. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки. 54. Специфика естественнонаучного познания. Особенности объекта, метода и познавательных средств в естествознании. 55. Классическое естествознание. Общенаучный статус механистической картины мира в культурном пространстве классической науки. Классический тип научной рациональности. 56. Неклассическое естествознание. Специфика неклассической научной рациональности. 57. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности: от ценностно-нейтрального к этически и аксиологически нагруженному знанию. 58. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современная интерпретация. 59. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации. 60. Становление техносферы и ее основные противоречия. Проблема оценки последствий развития техники. 61. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Предметно-нормативная, когнитивная и ценностно-нормативная ориентации социогуманитарного познания. 62. Исследовательские программы в обществознании. Натуралистическая, культурно-историческая и социопсихологическая программы исследования. Материалистическое понимание истории. Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания. 63. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии. 64. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. Постмодернизм как духовное состояние общества. Ценности и цели философии в эпоху постмодернизма. 65. Философия и футурология. Проблема будущего в духовном опыте человечества. Разнообразие форм, путей и методов постижения будущего. Вненаучное и научное предвидение. Социальная мифология и утопии. 66. Трансформации современного общества и возможные сценарии ближайшего будущего. Прогностическая информация как средство манипуляции массовым сознанием. Воздействие прогнозов (образов будущего) на социально- политическую практику, массовое поведение и поступки людей в настоящем. 67. Современные глобализационные процессы: направленность и характер. Основные модели и сценарии глобализации. Глобализация как объективная и как рукотворная реальность. 68. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления. «Новый мировой порядок»: торжество планетарного разума или планетарного тоталитаризма. Самодостаточные региональные центры развития и силы как фактор формирования новой геоструктуры мира. 69. Человек и природа в современной техногенной культуре. Экологические императивы современной цивилизации. Ноосферная цивилизация и ассоциирование человечества: миф или реальность? 70. На пути к экологобезопасному обществу: социально-культурные традиции славянской ментальности в исторической перспективе. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития человечества. 71. «Эпоха глобализации» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры и государственность. Белорусская модель развития общества и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Формирование восточнославянского цивилизационного центра развития и силы – императив времени. 72. Смысл и предназначение истории. Пессимистические и оптимистические воззрения на историю. История как высшая форма творческой деятельности людей, как внесение смысла в бытие человека на основе абсолютных ценностей. Глоссарий Абсолют (от лат.absolutus – законченный, совершенный, полный) – философский термин, обозначающий понятие самодостаточной, вечной, актуально бесконечной духовной реальности, в которой как в своей основе коренится бытие всего сущего. В монотеистических религиях, религиозно-философских и теологических концепциях понятию абсолюта соответствует представление о Боге. Абсолютное и относительное – философские категории; абсолютное – безусловное, само по себе сущее, вечное, всеобщее; относительное – условное, преходящее, временное. Термин «абсолютный» используется для обозначения, предмета, который определяется через его внутреннее содержание. Соответственно относительным называется предмет, определяемый через отношение к другому предмету. Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – 1) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментное (абстрактное); 2) одна из сторон познания, состоящая в мысленном отвлечении от ряда свойств и отношений предметов и выделении интересующего в данный момент субъекта какого-либо свойства или отношения; 3) в узком смысле результат абстрагирующей деятельности мышления: различного рода «абстрактные предметы», представляющие собой как отдельные понятия и категории, так и их системы. Агностицизм – философское учение о принципиальной непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей развития. Адекватность (от лат. adaequatos – приравненный, равный) – соответствие, равенство, эквивалентность, соразмерность, верность, точность. В теории познания – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений реального мира. Аксиология – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархию ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиома – предложение, по какой-либо причине принимаемое в качестве исходного для дальнейших рассуждений; бесспорная, не требующая доказательств истина. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, принимающий в качестве ее основы априорные положения, из которых все остальные утверждения теории выводятся логическим путем. Полная аксиоматизация теорий невозможна. Алармизм – современное идейное течение, объединяющее интеллектуалов и экспертов, предупреждающих общество о грядущих ему глобальных опасностях и угрозах, ядерной, экологической и т.п. Алгоритм – точное предписание, задающее потенциально осуществимый вычислительный процесс, ведущий от исходных данных, которые могут варьировать, к конечному результату. Альтернатива (от франц. alternative, лат. alter один из двух) – 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями в научном обосновании, в логических рассуждениях; 2) каждая из исключающих друг друга возможностей. Альтруизм – этический принцип, миропонимание, по которому бескорыстная помощь и забота о других изначальны, более значимы, чем собственное благополучие; готовность к самопожертвованию ради общего блага. Амбивалентность (от греч. amphi – вокруг, около, с обеих сторон + лат. valentia – сила) – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект, событие, явление вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию, любовь и ненависть, счастье и страдание и т. д.) Анализ – процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношения между предметами на части. Процедурой обратной анализу является синтез. Аналогия – отношение сходства между объектами; рассуждение по аналогии – вывод о свойствах одного объекта по его сходству с другими объектами. Аномия (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) – состояние части общества и отдельных людей, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, негативном и равнодушном отношении к обязывающим его нормам поведения и деятельности, в преступности. Антикультура – формы человеческой деятельности, направленной на разрушение культуры и человеческого бытия (вандализм, варварство и т.п.). Антикумулятивизм (от греч. anti приставка, обозначающая противоположность или враждебность чему-либо, + лат. cumulatio увеличение, скопление) – модель развития научного знания, отрицающая в противовес кумулятивизму его непрерывность и преемственность и преувеличивающая роль революционных скачков в познавательной деятельности и науке. Антиномия (от греч. antinomia – противоречие в законе) – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Антиномии являются отражением противоречий самой действительности. Антисциентизм – идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Антропный принцип – один из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной (Метагалактики), и существованием в ней человека, наблюдателя. Согласно антропному принципу Вселенная содержит определенный набор фундаментальных констант, с необычайной точностью подогнанных друг к другу таким образом, что в ней могли возникнуть высокоорганизованные структуры, включая человека. Антропогенез (от греч. antropos – человек + греч. genos – рождение) – учение о происхождении человека, эволюции его тела и психики, поведенческих и приспособительных состояниях, результатом которой стало формирование современного типа человека. Антропологизм (от греч. anthropos человек + logos. учение) – представления о человеке как о высшем продукте природы, биологизация человека; объяснение явлений общественной жизни на основе свойств и потребностей отдельных людей как биологических существ, не учитывающее их социального происхождения; познавательная ориентация, согласно которой понятие «человек» является основной мировоззренческой категорией, исходной при объяснении природы, общества и мышления. Антропология (философская) – философское учение о человеке как основной и высшей природной реальности, исходя из которого структура мироздания обретает завершенность, целостность и гармонию. Антропоморфизм (от греч. anthropos человек + morphe – форма) – наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, небесных тел, мифических существ; представление богов в человеческом образе. Апория (от греч. aporia) в античной философии логическое заблуждение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. В более широком значении трудноразрешимая проблема, обусловленная связью с противоречием между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом. Апостериорный (от греч. a posteriori – из последующего) – приобретенный опытным путем, основанный на опыте фрагмент знания; обозначение знаний, полученных в результате осуществления опыта, опытным путем. Апперцепция (от лат. ad – к, perceptio – восприятие) – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Априорный (от лат. a priori из предшествующего, до опыта) – характеристика фрагмента знания, предшествующего опыту, независимого от опыта. Аргумент (от лат. argumentum) – логический довод, суждение или их совокупность, которые служат основанием для доказательства истинности каких-либо других суждений, законов, теорий. Артефакт (от лат. arte – искусственный + factus — сделанный) – созданный человеком искусственный объект. Архетип (от греч. arche начало + typos образ) – 1) прообраз, первоначальный образ, идея; 2) в аналитической психологии К.Г.Юнга – структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям и выявляющиеся через сны, образы, мифы, выступающие регулирующими принципами творчества, составляющие основу общественной символики. Атрибут (от лат. attributum – приданное) – неотъемлемое, существенное свойство объекта. Аттрактор (от лат. attrahere – притягиваю; to attract – притягивать) – состояние, пространство, точка притяжения в динамике систем, структур, процессов или отрезок их эволюционного пути от точки бифуркации до необходимого финала. В другой интерпретации под аттрактором понимается устойчивое состояние (структура) системы, которое как бы «притягивает» к себе все множество «траекторий» системы, определяемых различными начальными условиями, т. е., попадая в сферу аттрактора, система неизбежно эволюционирует к этому устойчивому состоянию (структуре). Аттрактором называется реальная структура в открытых нелинейных средах. Его образ воронка водоворота. Аутентичный (от греч. authentikos) – 1) подлинный, исходящий из первоисточника; 2) соответствующий собственной природе Бесконечное – философское понятие, обозначающее безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смысле. Бессознательное – совокупность психических состояний, нефиксируемых сознанием человека, но определяющих его индивидуальное поведение и установки личности. Биогенез (от греч. bios — жизнь + genes – рождающийся, рожденный) – концепция, согласно которой все живое может происходить только от живого, поскольку якобы между живой и неживой природой находится непреодолимая преграда. Биосфера (от греч. bios жизнь + sphaire шар) – область распространения жизни на Земле, включающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и литосферу, населенные живыми организмами. Биотехнология – 1) пограничная между биологией и техникой научная дисциплина, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями; 2) совокупность методов, приемов производства продукта с помощью биологических агентов. Биотехнология опирается на генную, клеточную, экологическую инженерию и прикладную (инженерную) биологию. Биоэтика – область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения. Бифуркация (от лат. bifurcus – раздвоенный) – разветвление в траектории движения, развития системы в определенной точке (бифуркации); «точка» возникновение новых тенденций развития Бытие – философская категория, фиксирующая основу существования как для мира в целом, так и для всех разновидностей существующего. Верификация (от лат. verus истинный + facere – делать) – проверка истинности теоретических положений, установление достоверности научных знаний опытным путем (с помощью наблюдения, измерения, эксперимента). Виртуалистика – подход в современной философской литературе согласно которому основу понимания сущности явлений виртуальных объектов (реальности) составляет признание наличия полионтичности, или множественности миров, промежуточных реальностей и соответствующая научная реконструкция природы Виртуальная реальность – термин, характеризующий особый тип взаимодействия между разнородными объектами (располагающимися на разных иерархических уровнях), а также специфические отношения между ними – порождаемости и интерактивности. Объекты виртуального уровня порождаются объектами нижележащего уровня, но, несмотря на свой статус порождаемых, взаимодействуют с объектами порождаемой реальности как онтологически равноправные. Виртуальные объекты существуют только актуально, только «здесь и теперь», пока в порождающей реальности происходят генерирующие их процессы, с окончанием процесса порождающие соответствие виртуальные объекты исчезают. Витализм – учение о принципиальном отличии живой природы от неживой на основе наличия в живом организме особого нематериального начала. Витальный – относящийся к жизни, к органическому началу, к биологическим стихиям. Волюнтаризм – философское направление, принимающее неразумную волю в качестве самодостаточного творческого первоначала мира. Вопрос – мысль, побуждающая к ответу, в которой выражается просьба дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности. Время – всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность существования и смены состояний предметов и процессов в мире Гедонизм (от гр. hedone – наслаждение) – философско-этическое учение, согласно которому целью жизни и высшим благом человека является наслаждение; то, что приносит наслаждение, считается добром, а страдание – злом. Генезис (от греч. genesis – происхождение, возникновение) – философская категория, выражающая процесс образования и становления какого-либо явления. Генерализация – обобщение; подчинение частных явлений общему принципу. Генетический метод – совокупность приемов исследования процессов возникновения и становления развивающихся объектов, явлений. Географическая школа в социологии – натуралистические учения, которые приписывают первостепенную роль в развитии обществ и народов их географическому положению и природным условиям. Геобиоценоз – естественно сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологичесике и биологические элементы нашей планеты в неразрывную и самоподдерживающуюся систему. Герменевтика (от греч. hermeneutike искусство истолкования) – направление в методологии гуманитарного познания, исследующее проблемы интерпретации, перевода и понимания разнообразных текстов. Гетерогенность (от греч. heterogenes – неоднородный) – разнородность; неоднородность (например, элементов, входящих в систему). Гилозоизм (от греч. hyle – здесь: вещество + zoe – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевленности материи; натуралистическая концепция, отрицающая существование различий между живыми и неживыми явлениями. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, основа, предположение) – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе некоторых фактов, отличающееся неопределенностью и нуждающееся в доказательстве. Гипотетико-дедуктивный метод – метод теоретического исследования, заключающийся в образовании системы гипотез, связанных между собой дедуктивно, на основе чего выводятся утверждения об эмпирических фактах. Гипотетический реализм – один из подходов в теории познания, полагающей, что все суждения человека о реальном мире имеют гипотетический характер. Глобализация (от франц. global – всеобщий, лат. globus – земной шар) – 1) объективно-имманентная, необходимая тенденция формирования единого мирового сообщества (глобального социума), осуществляющаяся посредством взаимодействия и становления планетарной целостности основных сфер жизни различных национальных государств и народов экономической, технико-технологической, информционно-коммуникативной, экологической, политической, культурной и т. д.; 2) в узком смысле совокупность процессов образования единой мировой экономики, единого, мирового рынка товаров, капитала и услуг, а также в определенной степени мирового рынка рабочей силы; 3) организация асимметричной, утилитарной модели регулирования процессов мирового развития в экономике, геополитике, национально-государственном устройстве и других областях формирования планетарного социума, направляемого на преимущественно избирательное самовоспроизводство и обеспечение доминирующей роли определенного субъекта современной истории. Глобализация имеет противоречивую природу, характеризуется взаимной обусловленностью, взаимозависимостью, неоднозначным (позитивным и негативным) проявлением на уровне регионов и отдельных государств (локализация), и потому в исследовании процессов становления планетарного социума формируется так называемый локальный подход. Общепринятого определения понятия «глобализация» в литературе, посвященной данной проблематике, пока не сложилось. Глобализм – 1) в широком значении совокупность теоретических представлений о миросистемных закономерностях развития современной цивилизации, основу которых составляет признание определяющей роли процессов планетарной созависимости в жизни народов и государств, интегративных тенденций в формировании единого мирового социума и необходимости создания адекватной международной системы регулирования различных сторон его жизни; 2) в узком смысле – теоретически обоснованная идеологическая и политическая установки, а также совокупность нормативных представлений соответствующей деятельности, основу которых составляет идея реальной возможности построения устойчивой системы международных отношений посредством одностороннего генерирования и концентрации средств, сосредоточения управляющих механизмов в сферах экономического, политического, культурного, технического и прочих направлений развития мирового сообщества с целью построения униполярного (однополюсного) мира. В этом плане глобализм представляет собой социальную модель политического и экономического мироустройства, обеспечивающего доминирование ценностей и образа жизни одной из цивилизаций, существующих в современном мире. Глобалистика – новая организационная форма науки постнеклассического типа; полидисциплинарно-кооперативная область знания; наука, изучающая наиболее общие закономерности развития человечества, становление внутренне взаимозависимого, связанного планетарного социума и проблемы управления им в единстве, взаимодействии глобальных сфер человеческой деятельности – экономической, социальной, экологической, политической и др. Предметом глобалистики являются глобальные отношения во всех данных сферах деятельности, а также общие перспективы устойчивого развития, существования мировой цивилизации. Глобальные проблемы – комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним отдельные регионы и страны. Глобальный эволюционизм (от франц. global — всеобщий, лат. globus шар + лат. evolutio – развертывание) – интегративное исследовательское направление, содержанием которого является мировой эволюционный процесс, осуществляющийся вследствие действия общих принципов самоорганизации материи. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: космическую, химическую, биологическую, социальную в их преемственной связи. Гносеология (от греч. gnosis познание + logos учение) – теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способность человека познавать действительность. Гомоморфный соответствующий (аналогичный) по некоторым параметрам структуре какого-либо объекта. Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничной возможности человека к самосовершенствованию, необходимость уважения достоинства человеческой личности. Дедукция (от лат. deductio – выведение) – метод познания, заключающийся в построении мысленных операций, направленных от общих суждений к частным, выведение частного из общего. Демаркация в науке определение границ между эмпирическими и теоретическими науками, наукой и философией, научным и вненаучным знанием. Деонтология – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Детерминизм – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Дефиниция (от лат. definitiq – определение) – определение какого-либо понятия, отражающее его существенные признаки. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным преобразованием окружающей среды и самого человека. Диалектика (от греч. dialektike [techne] — искусство вести беседу) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении метод мышления и действия. Диверсификация – изменение, разнообразие. Дискретный (от лат. discretus – раздельный, прерывистый) – прерывный, состоящий из отдельных частей. Соответственно: дискретность – прерывность. Дискурсивный (от позднелат. discursus – рассуждение, довод) – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный, в отличие от чувственного, созерцательного. Дискурс (от лат. discourses – беседа, аргумент, разговор) – последовательное развертывание мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию познаваемого предмета как целостного до логического анализа его частей; процесс получения знаний посредством логических рассуждений. Дифференциация (от франц. differentiation, лат. differentia – различие) в научном познании – необходимый этап развития, направленный на вычленение, более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности Догматизм – форма мышления, акцентирующая момент абсолютного в истине. Доказательство – мысленная логическая процедура, при которой выражение с неизвестным пока значением выводится из высказываний истинность которых уже установлена. Доктрина (от лат. doctrina – учение) – учение, научная или философская теория, руководящий, теоретический или политический принцип. Достоверность – форма существования истины или характеристика знаний как обоснованных, доказанных каким-либо способом (например, экспериментом, логическим путем). Европоцентризм – теоретическая установка современных концепций общественно-политического развития, которая подчеркивает авангардную роль Европы в мировом развитии, превращает ценности ее культуры в критерий идентификации и систему отсчета для научных исследований, европейскую модель развития в универсальный способ решения всех сложных проблем человечества. Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету; искажение отражения действительности, вытекающее из абсолютизации знания отдельных ее сторон. Закон – необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся и объективная связь между свойствами и элементами системы, явлениями и процессами действительности Закономерность историческая – объективно существующая, необходимая, постоянно воспроизводящаяся в пространстве и времени связь явлений общественной жизни. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения и несет о них определенную информацию. Знание – содержание мышления об объекте; проверенный на практике результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека в виде понятий, законов, принципов, теорий и других форм. Идеализация (от греч. idea – понятие, представление) – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов (соответствующих понятий), не имеющих своего аналога в действительности и принципиально не осуществимых. Будучи предельным случаем реальных объектов, идеализированные служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализированный объект – объект, составляющий объем понятия, полученного в результате акта идеализации. Идеалы и нормы науки – регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения. Идеальное – философское понятие, раскрывающее специфический способ бытия объекта, представленный в духовно-психической и умственной деятельности субъекта. Идентификация (от среднелат. identificare – отождествлять) – отождествление; установление совпадения, относительного тождества чего-либо с чем-либо на основе определенных признаков. Идеология – совокупность представлений и идей, выражающих интересы определенной социальной группы (класса, партии, нации и т.п.), выступающей как субъект политической деятельности. Идея (от греч. idea – понятие, представление) – 1) понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения; 2) основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо; 3) мысль, намерение, план; 4) мысленный образ чего-нибудь, понятие о чем-либо. Идиографический (от греч. idios — особенный, своеобразный) – способ познания, целью которого является изображение объекта в его индивидуальности и неповторимости, как единого уникального целого. Развитие и обоснование получил у Г.Риккерта и В.Виндельбанда. Иерархия – принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему. Измерение – познавательный процесс, определение отношений одной (измеряемой) величины к другой, принятой за постоянную. Изоморфный (от греч. isos – равный, одинаковый, подобный + morphe – форма) – обладающий изоморфизмом, соответствующий (тождественный) структуре объекта. Изотропность (от греч. isos – равный + tropos – свойство) – одинаковость свойств объектов (пространства, вещества и др.) по всем направлениям. Это условие служит одной из предпосылок стационарной модели Вселенной. Имманентный (от лат. immanens – пребывающий в чем-либо и свойственный чему-либо) — нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу, опыту. Императив (от лат. imperatirus – повелительный) – предписание, требование, приказ, закон. Императив экологический – запрет на изменение человеческой деятельностью определенного множества свойств окружающей среды под угрозой самоуничтожения человечества (Н.Н.Моисеев). Имплицитный (от лат. implicare – сплетать, переплетать) – скрытый, неявный, подразумеваемый; противоположное – эксплицитный. Индетерминизм (от лат. in – не + determinare – определять) – философская концепция и методологическая установка, отвергающие всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений, их причинную обусловленность и познавательную ценность соответствующих объяснений в науке. Индукция – познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение. Инвариантность (от франц. Invariant – буквально не изменяющийся) – свойство неизменности каких-либо параметров объектов, явлений, процессов по отношению к некоторым воздействиям на них. Индивидуализм – противоположный коллективизму философско-этический принцип, утверждающий автономию и абсолютные права личности в обществе.. Инновация – нововведение, выступающее как фактор вытеснения традиционных, устоявшихся форм деятельности. Интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеллигибельный – доступный пониманию со стороны интеллекта. Интенция – термин, используемый в схоластике для обозначения намерений, цели, направления протекания сознания, смысловая ориентация мышления на какой-либо предмет. Интенциональность (от лат. intentio – намерение, тенденция, стремление) – направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет, мир в целом Интерес – свойство субъекта, выражающее его отношение к необходимым средствам удовлетворения его потребности. Интернализм (от лат. intemus — внутри) и экстернализм (от лат. exter, extents – снаружи) – оппозиционные течения в историографии и философии науки, сложившиеся в 30-х гг. XX в. и по-разному объясняющие роль и соотношение внутренних и внешних факторов в развитии науки. В первом случае оно понимается как история идей, обусловленная внутренне присущими науке закономерностями; во втором развитие объясняется воздействием внешних социально-экономических факторов. Интерпретация (от лат. interpretatio – посредничество) – 1) истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо; 2) приписывание определенных характеристик исследуемому объекту, явлению, процессу; 3) в логике – приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам и формулам формальной системы. Интуиция (от лат. Intuit – взгляд, вид; позднелат. intuitio – созерцание) – 1) способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств; 2) спонтанное, отчетливое и достаточно полное постижение какого-либо явления, отличающееся внезапностью и неподконтрольностью сознанию путей, ведущих к полученному знанию. Интуитивизм – философское течение, отдающее предпочтение, в противовес рациональному познанию, непосредственному постижению действительности, основанному на интуиции. Информация (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение) – многозначное понятие, с помощью которого обозначается: 1) сумма определенных сведений, данных, знаний; 2) мера организации состояния и групп состояний внешнего мира (Н.Винер); 3) понятие теории вероятностей, кибернетики, социальной теории, концепции отражения в живой и неживой природе; 4) обмен сигналами в растительном и животном мире; 5) отраженное и зафиксированное в форме знаний разнообразие явлений; 6) с середины XX в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями, между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Общепринятой характеристики качества и природы информации наукой не выработано. Информатика – отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также исследование процессов получения, передачи, обработки, хранения, представления информации, решения проблем создания, внедрения и использования информационной техники и технологии во всех сферах жизни общества. Информационное общество – философско-социологическая концепция, согласно которой в развитии человечества решающую роль играет производство и потребление информации на основе «глобальной электронной цивилизации», возникновение которой обусловлено компьютерной революцией. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) – совокупность философско-методологических оценок, идей и установок, согласно которым разум не играет существенной роли в познании, а основными его видами являются инстинкт, откровение, вера и т. д., соответствующие иррациональному характеру действительности. Искусственный интеллект – 1)научное направление, ставящее целью моделирование процессов познания и мышления, использование применяемых человеком методов решения задач для повышения производительности вычислительной техники; 2) различные устройства, механизмы, программы, которые по тем или иным критериям могут быть названы «интеллектуальными»; 3)совокупность представлений о познании, разуме и человеке, делающих возможным саму постановку вопроса о моделировании интеллекта. Истина (от греч. aletheia букв. нескрытость) – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним по содержанию. Историзм – диалектический принцип познания вещей и явлений в их возникновении, становлении и развитии. Категории (от греч. kategorien – высказывать) – формы мышления, отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения реальной действительности и познания; формы осмысления всеобщих способов отношения человека к миру. Качество – философская категория, выражающая имманентную бытию объекта сущностную определенность, представляющую их существование таковым, а не иным. Кибернетика (от греч. kybernetike – искусство управления) – междисциплинарная наука обобщих принципах управления, связи и переработки информации в машинах, живых организмах и обществе; кибернетика опирается на специфический метод исследования – моделирование объекта, процесса на ЭВМ. Когнитивный (от лат. cognitio – знание) – познаваемый, соответствующий познанию Количество – философская категория, отображающая общие и конкретные параметры, характеристики существования объектов и явлений Конвенциализм (от лат. conventio – соглашение) – философская концепция, согласно которой научные понятия и теории являются результатом соглашения ученых, условными или даже в определенной степени произвольно, по разным причинам установленными правилами. Конвергенция (от лат. converge – приближаюсь, схожусь) – образование подобных структурных, функциональных и других характеристик и тенденций изменений в различных по происхождению системах, возникающих и развивающихся независимо друг от друга, но в сходных условиях. Конгруэнтность (от лат. congruens (congruentis) – соразмерный, соответствующий, совпадающий) – соразмерность, соответствие, совпадение. Консенсус (от лат. consensus – согласие, единодушие) – общее согласие по спорным вопросам; противоположное – диссенсус. Диссенсус (от лат. dissensus – быть несогласным) – несогласие, расхождение во, мнениях; противоположное консенсус. Контекст (от лат. contextus – соединение, связь) – относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), благодаря которому достигается наиболее полное понимание общего содержания, замысла и в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него понятий, терминов, суждений, оценок и т. д. В более широком понимании совокупность разнообразных характеристик окружающей действительности, с которой связан познаваемый объект. Конституировать (от лат. constituere – устанавливать) – устанавливать, определять состав, содержание чего-либо. Контркультура – это культура отдельных социальных слоев и групп, нормы и ценности которых не совпадают в определенный период времени с нормами и ценностями господствующей официальной культуры. Концепт – акт «схватывания» смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого высказывания. Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Концептуализм – одно из направлений философии, связанное с решением проблемы общих понятий, универсалий и основанное на идее существования общего в вещах, что обнаруживается с помощью мышления и речи. Концепция «Конца истории» – была разработана американским политологом Ф.Фукуямой и содержит идею «полной и окончательной» победы системы западного либерализма во всем мире. Корпускулярно-волновой дуализм – двойственная, противоречивая природа мельчайших частиц вещества (корпускул), состоящая в том, что они обладают не только свойствами частиц, но и волновыми свойствами. Космогония – философское учение о происхождении Вселенной. Коэволюция – соразвитие; совокупность представлений о согласованном развитии общества и природы. В более широком значении – взаимозависимое развитие систем различной природы, в основе которого лежит атрибутивное свойство универсума – взаимодействие. Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама. Культура – 1) совокупность результатов и способов целенаправленной человеческой деятельности; 2) сфера общественной жизни, связанная с производством и потреблением духовных ценностей; 3) система исторически развивающихся над биологических программ человеческой жизнедеятельности (поведения, деятельности и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Кумулятивизм (от лат. cumulatio – увеличение, скопление) – реальный процесс, совокупность исследовательских приемов и концептуальная модель, выражающие тенденцию развития науки путем непрерывного, постепенного накопления знаний, эволюционно, преемственно, с сохранением тех элементов старых знаний, которые соответствуют новым, более точным теориям. Линейность – простейшая траектория развития, изображаемая на графике прямой линией, как правило не свойственна развитию живых систем. Личность – система усвоенных индивидом социально значимых качеств; субъект деятельности, сознания и самосознания, мировоззрения. Логика науки – направление логических и философских исследований научного знания, основными задачами которого является описание строения и структуры науки, определение важных познавательных функций научного знания и анализ используемых в различных научных дисциплинах логических процедур получения и обоснования знания, методов доказательства и опровержения. Логос – понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына, второе лицо Троицы. Массовое общество – метафорическое или символическое обозначение общества, в котором преобладают массовые стандартизированные производственные и потребительские процессы. Материя (от лат. materia – вещество) – философская категория; в диалектическом материализме служит для обозначения объективной реальности, данной в ощущениях и существующей независимо от человеческого сознания. Менталитет, ментальность – устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия; совокупность неосознанных и осознаваемых представлений, верований, традиций, моделей поведения, и деятельности различных групп, слоев, классов общества в исторически конкретный период. Метатеория (от греч. meta после, за, через + theoria наблюдение, исследование) – теория, изучающая и описывающая структуру, свойства, методы какой-либо другой (предметной) теории. Метафизика (от греч. meta – вслед, после + physice – физика) – то, что идет после физики. Под таким названием были объединены лекции и заметки Аристотеля по «первой философии». В общем смысле это философское учение о сверхопытных началах и законах бытия; синоним терминов «философия», «онтология». Одно из частных значений метод, противоположный диалектике. Метаязык – язык, средствами которого производится описание структурных, дедуктивных и семантических свойств какого-либо другого языка, являющегося предметом изучения соответствующей метатеории. Метод – в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществление определенной деятельности, решение некоторых задач. Методология (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение + logos – слово, учение) – 1) форма осмысления предпосылок, средств и методов рационализации и оптимизации деятельности; 2) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; 3) методология науки учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Различаются три уровня методологии: философская, общенаучная и частнонаучная. Механицизм – метод познания, основанный на признании механической формы движения единственно объективной. Для него характерно отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого – к сумме его частей. Милленаризм – система религиозно-эсхатологических ожиданий, приписывающая мистический смысл концу тысячелетия – как роковой черты, отделяющей земную историю человечества от Страшного суда и последующего тысячелетнего царства святости и справедливости. Мировоззрение – система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира. Монизм (от греч. monas – единственность) – учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своем качестве однообразна. В настоящее время в зависимости от понимания сущности единства мира выделяются различные виды монизма: монизм материи, монизм энергии, монизм божественной субстанции, монизм жизни, монизм сознания, монизм мышления или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм). Мышление – высшая ступень человеческого познания, активный процесс обобщающего и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе чувственных данных познание ее разнообразных связей и выражение в системе абстракций (понятий, категорий, законов и др.). Функции мышления многообразны: избирательность, целеобразование и целеполагание, предвидение, прогнозирование, творческий поиск, систематизация и др. Нарратив (от англ. narrative) – рассказ, повесть, изложение фактов. Натурфилософия, или философия природы — абстрактно – умозрительная концепция природы в ее единстве и целостности, стремящаяся восполнить конкретные данные в естественных науках. Научное исследование – вид познавательной деятельности, имеющий определенную цель, отличающийся программируемым характером, подбором методов и методик осуществления познания для обеспечения получения новых знаний. Научная картина мира – целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. Научный метод – совокупность принципов, правил, норм, регламентирующих познавательную деятельность, обусловливающих ее эвристические возможности и содержание получаемых знаний. Научная революция – радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания. Научное сообщество – совокупность ученых – профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии. Нелинейная среда (система) – среда (система), которая может эволюционировать различными путями, сохраняя в себе возможности бифуркаций. Нелинейность – термин синергетики, обозначающий явление множественности направлений эволюции системы и возможность альтернативного выбора из данного множества. Соответственно, нелинейное мышление должно включать в свое содержание: принцип многовариантности, альтернативности эволюции; возможность выбора человеком определенных путей развития; возможность ускорения темпов развития, инициирования процессов быстрого нелинейного роста; идею необратимости развития; представления о неравновесности развивающейся системы; знания о неопределенности перспектив развития в ситуации ветвления (бифуркации) направлений и др. Неопределенность – понятие, характеризующее атрибутивный признак бытия в состоянии невыявленности реальных тенденций развития его фрагментов, что выражает наличие такого типа взаимодействий в природе, обществе, человеческом мышлении, которые не превращаются в конечные устойчивые формы. Например, в жизни общества неопределенность проявляется в несовпадении (расхождении) содержания целей и результатов человеческой деятельности, выражающемся в закономерном возникновении непреднамеренных, неожидаемых ее последствий или побочных явлений, которые придают результату определенную незавершенность, нестабильность. Это значит, что независимо от своего желания человек реализует потенциальные возможности существования бытия в разнообразных связях и тем самым создает предпосылки для дальнейшего развития. Номотетический метод – способ познания, имеющий целью установление общего (сходного, родственного) в явлениях, которые рассматриваются как их закон. Ноосфера (от греч. nous – разум и sphaira – шар), согласно В.И.Вернадскому, биосфера, преобразуемая человеческой мыслью и трудом в качественно новое состояние; сфера взаимодействия общества с окружающей его природной средой, которая характеризуется возрастанием роли сознательной, целенаправленной деятельности человека, как определяющего фактора согласованного развития общества и дальнейшей эволюции природы. Ноумен – понятие, применяемое Платоном для характеристики трансцендентных идей, которые, по его учению, образуют идеальные архетипы, прообразы чувственно воспринимаемых вещей. В философии Канта, придававшего понятию ноумена основополагающее значение, ноумены – априорные идеи чистого, т. е. не опирающегося на опыт, разума. Норма – установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормальная наука – термин, введенный Т.Куном для обозначения развития науки между большими и малыми «революциями»; противоположное понятие, по Т.Куну, – экстраординарная (сверхобычная) наука, т. е. наука в состоянии революционных изменений. Нуль-гипотеза – термин, обозначающий начало исследования, отрицающего специальную гипотезу или теорию в качестве обязательной предпосылки. Обобщение (от лат. generalisatio) – совокупность мысленных, логических операций по сопоставлению, сравнению, аккумулированию и интегрированию отдельных связей, фактов и событий с помощью которых выявляются общие свойства и признаки предметов. Обоснование – 1)логически доказанная необходимость принятия определенной системы знаний для решения тех или иных теоретических и практических проблем; 2) процесс мысленного конструирования концепций, системы принципов, оценок, норм и способов деятельности, являющихся логическим продолжением уже известных, принятых в качестве достоверных знаний о предмете исследования и направленных на его более глубокое и полное познание. Обратная связь – обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, находящегося на определенной ступени развития, определяемый присущими ему способом производства, системой социальных отношений. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира; исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности; определенный этап человеческой истории (феодальное общество), отдельное конкретное общество. Объект (от лат. objectum – предмет) – понятие, служащее для обозначения того, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности, характеризуется свойствами внеположенности, независимости, автономности и самоорганизации. Содержание понятия «объект» в сопряжении с понятием «субъект» претерпевает изменения в контексте развития научной рациональности от классической к постнеклассической. Объективизм – философско-мировоззренческая позиция, согласно которой научные исследования и наука в целом должны быть нейтральными, т. е. свободными от моральных проблем, ценностных ориентации и соответствующих суждений ученых, поскольку это якобы препятствует объективному познанию и обеспечению достоверности знаний. Объективизм противодействует осуществлению социального контроля за научной деятельностью, в чем проявляется его антигуманное содержание. Объяснение – познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру определенных связей, отношений и зависимостей, дающая возможность раскрыть существенные черты данного явления. Онтогенез – процесс развития индивидуального организма, в отличие от филогенеза как процесса формирования систематической группы. Описание (дескрипция) – метод эмпирического познания, представляющий собой упорядоченную, последовательную, достоверную регистрацию данных наблюдения или эксперимента при помощи принятых в науке систем обозначений. Определение – формулирование в сжатом виде основного содержания понятия, позволяющее выделять существенные признаки объекта или множества объектов, которые им (определением) обозначаются, соответственно, отличать их от других понятий и объектов, а также «организовывать» новые знания, расширяя границы и выявляя значения понятий в их системе, в развитии познавательной и практической деятельности. Опровержение – мысленная процедура, заключающаяся в установлении ложности каких-либо утверждений и следствий из них посредством доказательств противоположных утверждений и следствий. Организация (от позднелат. organizmo – сообщаю стройный вид, устанавливаю) – 1) понятие системного подхода, выражающее внутреннюю упорядоченность элементов целого, а также совокупность процессов, образующих взаимосвязи между отдельными частями системы; 2) упорядоченность, обусловленная действием внешних по отношению к системе факторов. Открытая систе Date: 2016-05-18; view: 525; Нарушение авторских прав |