Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По философии и методологии науки





1. Статус и роль философии в современной культуре.

2. Предназначение философии, ее смысл и функции.

3. Философия как выраженная в мыслях эпоха.

4. Философия как форма национального самосознания.

5. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности.

6. Философия как рационально-теоретическое ядро мировоззрения.

7. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание.

8. Роль гуманизации образования в развитии духовной культуры личности.

9. Культурно-исторические традиции Восточной и Западной цивилизаций (сравнительный анализ).

10. Гибель традиционного общества и формирование техногенной цивилизации в Западной Европе.

11. «Оборотная сторона титанизма» и саморазрушение ренессанской культуры.

12. Европейская реформация и становление «гражданского общества».

13. Протестантизм — религия капиталистической формации.

14. Социальная философия Нового времени: рационализация общественной жизни как путь прогресса.

15. «Царство разума» философов-просветителей в исторической перспективе.

16. Просвещение — «дело сатаны»: критика философских идей эпохи Просвещения.

17. Исторические судьбы идей эпохи Просвещения.

18. Философия и коммунистический идеал в марксизме.

19. Марксизм о развитии общества как естественно-историческом процессе.

20. Отчужденный труд и идеи универсального человека в марксистской философии.

21. Идея пролетарского мессианизма в марксизме.

22. «Закат Европы» О.Шпенглера – реквием по Западу.

23. Основные черты и особенности философии постмодернизма.

24. «Нормальная наука» и научная революция в концепции Т.Куна.

25. Концепция познавательного анархизма П.Фейрабенда.

26. Человек в условиях дегуманизированного общества (Ж-П.Сартр, А.Камю).

27. Проблема смысла бытия в философии М.Хайдеггера.

28. Э.Фромм о двух способах индивидуальной жизни («Иметь или быть?»).

29. Западноевропейская и славяно-русская философские традиции: различие и сходство.

30. Традиции и особенности русской философии.

31. На пути к цельному знанию: проблема соотношения «рационального» и «сверхрационального» в русской философии.

32. Проблема «Россия и Европа» в русской философии.

33. Роль и место идей славянофилов и западников в современных дискуссиях о выборе исторического пути развития России и Белоруссии.

34. «Русская идея» в контексте социально-исторического развития России.

35. Смысл и назначение русской идеи (Ф.Достоевский, Вл.Соловьев).

36. Индивидуальность и принцип соборности в русской философии.

37. Соборность и идея русско-православного мессианизма.

38. Русский космизм: образ мира как живого целого.

39. Естественнонаучное и религиозно-философское на правления русского космизма.

40. Идея универсальной целостности бытия в русской философии.

41. Космобиосфероцентризм русской философии.

42. Духовный ренессанс начала XX века в России и его влияние на философскую мысль современности.

43. Особый путь русской философии (В.Розанов, Г.Флоровский, И.Ильин).

44. И.Ильин о духовном обновлении России и ее исторической судьбе.

45. Проблема будущего России в философско-социологических теориях евразийства

46. Критика русскими религиозными философами техногенной цивилизации, прогрессистской идеологии и потребительской психологии.

47. Судьба философии в истории русской культуры.

48. Белорусские мыслители о транзитном характере белорусской культуры и его влиянии на исторический процесс.

49. Проблема менталитета белорусов в современной философской литературе.

50. Философия как фактор развития национального самосознания белорусов.

51. Актуальность социально-культурных традиций славянского менталитета в современную эпоху.

52. Опередившие свое время: славяно-русские философские идеи космизма, ненасилия, соборности, всечеловечества.

53. Понятие бытия как центральная категория онтологии.

54. Изменение статуса метафизики в историко-философской традиции.

55. Понятие бытия в классической и неклассической западноевропейской философии.

56. Эволюция представлений о материи в истории философии.

57. Современная наука о строении и свойствах материи.

58. Проблемы познания бесконечности и неисчерпаемости материи в современной физике.

59. Проблема бесконечности Вселенной в современной космологии.

60. Философские проблемы современной космологии.

61. Специфика биологического пространства и времени.

62. Развитие представлений о химической форме движения материи.

63. Историко-эволюционный подход к пониманию пространства и времени в живой природе (В.И.Вернадский).


64. Проблема обратимости и цикличности исторического времени.

65. Историческое время и проблема ускорения темпов общественного развития.

66. Проблема конечности и бесконечности исторического и личностного времени в истории культуры.

67. Проблема развития в философии.

68. Прогресс в живой природе, его основные черты и критерии.

69. Социальное отрицание как снятие и как деструкция.

70. Соотношение случайности и необходимости в общественном развитии.

71. Глобальный эволюционизм в современной картине мира.

72. Теория универсального эволюционизма Н.Н.Моисеева.

73. Диалектика и современность: проблема исчерпаемости познавательного потенциала материалистической диалектики.

74. Синергетика как новый мировоззренческий подход к бытию.

75. Антропный принцип: ритмы Вселенной и жизнь человека.

76. Природа как предмет философского и научного познания.

77. Системно-эволюционная парадигма развития природы.

78. Человек как уникальная космическая сила.

79. Моральная и эстетическая ценность природы.

80. Проблема сохранения человеком своей биопсихической идентичности в условиях резкого расширения искусственной среды.

81. Демографическая ситуация в современном мире.

82. Идея коэволюции природы и общества.

83. Идея гармонии человека и природы на различных этапах человеческой истории.

84. Экологическая картина мира и горизонты оптимальной технической политики.

85. Основные подходы к построению прогностических моделей в системе «общество-природа».

86. Структура экологического сознания (массовое, групповое, индивидуальное).

87. Современная наука и философия о противоречиях и закономерностях становления ноосферы.

88. Эволюция представлений о единстве человека и Вселенной в философии и науке.

89. Космогеобиопсихосоциальная природа человека как проблема современной философии и науки.

90. Сознание в психологии и философии.

91. Основные философские и научные традиции исследования сознания.

92. Философский анализ психофизиологической природы сознания.

93. Оппозиция «материя и сознание»: способы интерпретации.

94. Проблема души в философии и психологии

95. Язык как знаковая система и средство общения.

96. Проблема идеального в философии.

97. Самосознание как проблема философии.

98. Самосознание, самопознание и проблема «Я».

99. Загадки происхождения сознания.

100.Единство структурных уровней психики человека в его творческой деятельности.

101.Философские и научные проблемы кибернетического моделирования сознания и создания искусственного интеллекта.

102.Интеллект, его структура и функции.

103.Коллективистское и индивидуалистическое сознание как два типа мировоззренческой ориентации.

104.Дух, душа, сознание, сверхсознание.

105.Рациональное и иррациональное в духовных процессах.

106.Мистический духовный опыт.

107.Современные научные трактовки бессознательного.

108.Архетипическая модель К.Г.Юнга и коллективное бессознательное.

109.Феномен свободы воли и проблема волевой детерминации сознания.

110.Душа и тело: социокультурные, индивидуально-личностные и биологические проблемы.

111.Многообразие форм духовного опыта человека.


112.Индивидуальное и общественное сознание.

113.Феномены идеологизации и мифологизации сознания.

114.Особенности массового сознания.

115.Мир духовности: духовность и бездуховность в жизнедеятельности общества и человека.

116.Феноменология народного сознания: дух и душа народа.

117.Архетипы народного сознания.

118.Роль самосознания народа в историческом процессе.

119.Уязвленное историческое самосознание (комплекс неполноценности) народа – симптом деградации в обществе.

120.Духовно-ментальные структуры как фактор детерминации исторических судеб народов.

121.Специфика духовно-ментальных структур восточнославянских народов.

122.Проблема активности человека и ее трактовка в различных культурах.

123.Общество как социальный способ бытия человека в мире.

124.Традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общества (сравнительный анализ).

125.Специфика социального детерминизма.

126.Логика истории и субъективное своеволие.

127.Проблема соотношения стихийно-спонтанного и целеволевого начала в историческом процессе.

128.Самоорганизация и организация в жизни общества.

129.Рационализация жизнедеятельности общества: проблемы, противоречия, перспективы.

130.Философские проблемы планирования и регулирования общественной жизни.

131.Тенденция возрастания роли субъективного фактора истории, целеволевого начала и организации (управления) в развитии общества.

132.Субъективный фактор как созидательное и разрушительное начало в развитии социума.

133.Свобода и необходимость в общественном развитии.

134.Существует ли социальная закономерность: возможные ответы.

135.Синергетика и ее применимость к анализу общественной жизни.

136.Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

137.Современные дискуссии по проблеме формационного развития общества.

138.Теория исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер и др.).

139.Волнообразность в общественном развитии.

140.От концепции линейности и цикличности к концепциям волнообразности социального развития.

141.Социальная динамика и теория длинных волн (Н.Д.Кондратьев).

142.Вариативность в историческом процессе.

143.Возможность и действительность, необходимость и случайность в жизни общества.

144.Принцип многовариантности общественного развития.

145.Проблема исторических альтернатив и выбора пути развития.

146.История как одна из выбранных и реализованных людьми возможностей общественного развития.

147.Философия хозяйства и трудовая этика.

148.Природно-климатическая среда как фундаментальный фактор развития общества.

149.Экономика и природно-климатическая среда.

150.Тип религии как фактор воздействия на характер экономического развития.

151.Предпринимательская экономика и экологический императив.


152.Капиталистический рынок и постиндустриальная перспектива.

153.Глобализация мировой экономики: характер и направленность.

154.Глобализирующийся мир: путь в рабство или к свободе.

155.Понятие социальной структуры и социальной стратификации в современной социологической теории.

156.Социально-демографическая структура общества.

157.Социально-классовая структура общества.

158.Страты и теория стратификации (П.Сорокин).

159.Динамика социальной структуры в условиях современности.

160.Нации и национальные отношения в современном мире.

161.Человеческое и античеловеческое в политике.

162.Рост могущества государственного аппарата в современных условиях.

163.Революция как форма социальных изменений.

164.Соотношение эволюции и революции в общественном развитии.

165.Проблема субъекта общественно-исторического процесса.

166.Личность и история.

167.Масса, элита, лидер и их взаимодействие в ходе общественного развития.

168.Феномен культа личности, его специфика и характер.

169.Индивидуальная и коллективная ответственность за исторические деяния.

170.Проблема насилия в истории. «Восстание масс» как феномен XX века.

171.Проблема масс и толпы в социальной философии.

172.Индивидуализм и коллективизм как два типа мировоззрения и социального поведения.

173.Этатизм и патернализм: формы проявления и соотношение в истории развития общества.

174.Соборность как гармоническое сочетание интересов индивида и общности.

175.Эпоха кризисов и «поворотов» в истории.

176.Порядок и хаос в развитии социальных систем

177.Понятие социальной модернизации и адаптации.

178.Трансформация и модернизация как механизмы социального становления и творчества в условиях переходного периода.

179.Противоречивый характер общественного прогресса.

180.Соотношение научно-технического, социального и духовно-нравственного прогресса в современную эпоху.

181.Современная критика «религии прогресса».

182.Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев прогресса.

183.Всемирная история и индивидуальная судьба человека.

184.Представление об истории как неудаче и трагедии.

185.История как внесение смысла в бытие человека на основе абсолютных ценностей.

186.Русская религиозная философия истории (С.Франк, Л.Карсавин, И.Ильин).

187.Духовные основания общественной жизни (Н.Бердяев, С.Франк).

188.Концепция Богочеловечества в русской религиозной философии истории.

189.Добро и зло в истории.

190.Культура как освоенный человеком мир.

191.Основные парадигмы философского анализа культуры.

192.Традиции и новации в динамике культуры.

193.Элитарная и массовая культура: природа и характер.

194.Роль морали, искусства и религии в духовно-ценностном самоопределении и жизни современного общества.

195.Проблема взаимосвязи национальных общечеловеческих и универсальных ценностей в устойчивом развитии современного общества.

196.Понятие контркультуры и антикультуры

197.Диалог культур: Восток и Запад.

198.Теория культурно-исторических типов в работе Н.Л.Данилевского «Россия и Европа».

199.Теория «локальных цивилизаций» А.Тойнби: «за» и «против».

200.Возникновение единого информационно-экологического общества: миф или реальность?

201.Культуры традиционные и нетрадиционные.

202.Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный типы цивилизации в истории общества (сравнительный анализ).

203.Философия о современной цивилизации, ее достоинствах и недостатках.

204.Философский анализ новейших тенденций в социокультурном развитии мирового сообщества.

205.Культура и цивилизация: варианты интерпретаций их соотношения.

206.Цивилизация как агония и смерть культуры

207.Мировоззренческие основания техногенной цивилизации.

208.Культура восточнославянских народов в контексте мировой культуры и современных цивилизаций.

209.Восток – Запад – Россия как типы цивилизаций.

210.Культурное наследие – историческая память народов.

211.Условия и предпосылки развития белорусской культуры.

212.Проблемы духовного развития белорусского народа.

213.Культура и научно-технический прогресс.

214.Дегуманизация западной культуры как следствие утраты смыслообразующих целей ее бытия.

215.Синтез восточной и западной культур как возможная основа новой духовности.

216.Беларусь на рубеже Восточной и Западной цивилизаций.

217.Особенности культуры и цивилизации восточнославянских народов, факторы их консолидации и роль в современном мире.

218.Духовная культура и техническая цивилизация.

219.Экологизация культуры: объективные предпосылки, сущность и проблемы.

220.Философская антропология и проблема построения целостного образа человека.

221.Концепция универсального человека и ее эволюция.

222.Человек как целостность и противоречие.

223.Образы человека в религиях мира.

224.Человек – космопланетарный феномен в структуре универсума.

225.Человек как биосоциальное существо: современные научные и философские поиски и решения.

226.Антропосоциогенез и естественно-научное познание.

227.Ступени духовного развития человека.

228.Специфика индивидуального бытия человека.

229.Человек как конечно-бесконечное существо.

230.Достижения и противоречия индустриального общества в развитии свободы человека.

231.Свобода как обязанность и право.

232.Социальный прогресс и свобода личности.

233.Антиномии свободы: причины и варианты бегства личности от свободы.

234.Манипуляция сознанием людей с помощью средств массовой информации как форма подавления свободы человека.

235.Проблема свободы человека в условиях современной техногенной цивилизации.

236.Рациональное и иррациональное в свободе человека.

237.Принцип разумной достаточности в расширении границ свободы.

238.Безграничная свобода как стихия хаоса.

239.Аксиологические параметры бытия человека в мире.

240.Проблема смысла жизни в различных социокультурных традициях и условиях.

241.Философский анализ проблемы смерти и бессмертия.

242.Истина, добро, красота в иерархии ценностей

243.Эволюция идеи единства человека, природы и космоса в западноевропейской и славяно-русской философских традициях.

244.Высшие духовные ценности и смысл человеческого бытия.

245.Современный антропологический кризис и пути выхода из него.

246.Человек в «постчеловеческом мире».

247.Проблема эволюции современного человека.

248.Философские аспекты проблемы биологического будущего человека.

249.Мир повседневности как единство и тотальность.

250.Понятие любви, ее земной и космический смысл.

251.Любовь как творчество.

252.Человек – существо одинокое: биологические корни одиночества.

253.Теоретический подход к проблеме одиночества.

254.Страх и трепет (С.Кьеркегор).

255.Грех и отчаяние.

256.Основные формы проявления страха.

257.Личностное бытие как повседневность.

258.Современная философия о трагизме человеческого существования и возможности его преодоления.

259.Я и другой: возможности и пределы коммуникации.

260.Проблема «подлинного» существования и личностно-этического опыта человека.

261.Личностно-этический опыт человека: «забота», «решимость», «вина», «страх», «совесть».

262.Человеческая реальность: «бытие в себе», «бытие для себя», «бытие для других».

263.Идея утраты метафизического смысла бытия современным человеком.

264.Человеческое бытие перед лицом всеобщего хаоса.

265.Антиномии повседневного существования человека.

266.Человек перед лицом абсурда: бунт как измерение человеческого бытия (А.Камю).

267.Этика нравственной солидарности и соучастия.

268.Оправдание добра: онтологическое понимание дилеммы добра и зла.

269.Цели и смысл познавательной деятельности.

270.Научное познание и здравый смысл.

271.Философия как познание и образ жизни.

272.Современные теории познания.

273.Агностицизм и его исторические разновидности.

274.Механизмы социокультурной детерминации познавательной деятельности.

275.Проблема субъекта и объекта познания в истории гносеологии.

276.Роль интуиции в познавательном процессе.

277.Проблема понимания в теории познания.

278.Истина и ценность.

279.Постижение истины как путь осуществления свободы.

280.Истина и правда.

281.Познание и мудрость.

282.Вера как гносеологический феномен.

283.Взаимодействие теории и практики в процессе познания.

284.Научное познание и его специфические признаки.

285.Основные проблемы философии науки.

286.Основные статусные роли науки в современном мире.

287.Идеалы и нормы науки.

288.Философское обоснование науки и стиль научного мышления.

289.Проблема типологии методов научного познания.

290.Роль гипотезы в научном поиске.

291.Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

292.Наука как непосредственная производительная сила.

293.Наука и мораль.

294.Проблемная ситуация в науке.

295.Теория как высшая форма научных знаний.

296.Логика и строение научного знания.

297.Наука в ее историческом развитии.

298.Наука и этапы цивилизационного развития.

299.Проблема начала науки.

300.Возникновение предпосылок (элементов) научных знаний в Древнем мире и Средние века.

301.Типы научной рациональности.

302.Научная теория и ее функции.

303.Зарождение и развитие классической науки.

304.Неклассическая наука.

305.Постнеклассическая наука.

306.Наука и эзотеризм.

307.Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их специфика и взаимосвязь.

308.Структура эмпирического исследования.

309.Факт как форма научного знания.

310.Проблема и гипотеза как формы научного поиска и роста знания.

311.Научная теория и ее функции.

312.Межтеоретические основания науки.

313.Научная картина мира.

314.Идеалы и нормы науки.

315.Стили научного мышления.

316.Природа и типы научных революций.

317.Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.

318.Основные закономрености развития науки.

319.Методологическая культура и стиль мышления ученого.

320.Научная теория, ее структура и основные функции.

321.Метатеоретические основания науки.

322.Единство объектного языка и метаязыка в проведении научных исследований и формировании терминологии.

323.Принцип многообразия методологических стратегий в научных исследованиях.

324.Методологическая и эвристическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.

325.Организационные формы современной науки, их взаимосвязь и динамика развития.

326.Наука как социальный институт.

327.Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

328.Научное сообщество.

329.Ученые в организациях.

330.Наука и экономика.

331.Наука и власть.

332.Проблема государственного регулирования науки.

333.Проблема диалога в научном сообществе.

334.Наука и образование.

335.Школы в науке.

336.Наука в культуре Беларуси.

337.Единство науки и образования в формировании интеллектуального потенциала Республики Беларусь.

338.Праксеологическая функция науки в современном обществе.

339.Инструментальная и мировоззренческая ценность современной науки.

340.Основные формы развития научных знаний.

341.Соотношение рационального и иррационального, дискурсивного и интуитивного в научном познании.

342.Взаимосвязь физики, химии и биологии в историческом формировании единства научного знания.

343.Взаимодействие естественных и технических наук в современном научном познании.

344.Содержание и философские аспекты неклассического естествознания.

345.Междисциплинарный статус синергетики в постнеклассической науке.

346.Проблемы ценностно-этической направленности развития современного естественно-научного познания.

347.Специфика классического естествознания.

348.Проблема единства научного знания.

349.Неклассическое естествознание.

350.Философские аспекты современной физики.

351.Генетическая революция в биологии и становление синтетической теории эволюции.

352.Кибернетика и общая теория систем – их роль в изменении стиля научного мышления.

353.Методологические проблемы современной генетики.

354.Идея глобальной целостности мира и ее отражение в современной физике.

355.Специфика исторического познания.

356.Объекты исследования в постнеклассическом естествознании.

357.Феномен экологизации науки.

358.Экология в системе культуры.

359.Историческое развитие естественнонаучного познания: от ценностно-нейтрального к этически и аксиологически нагруженному знания.

360.Роль науки в период перехода от индустриального к информационному (постиндустриальному) обществу.

361.Глобальные проблемы и социокультурный выбор в развитии науки.

362.Техника как объект философского познания.

363.Техника, ее роль и статус в истории цивилизации.

364.Основные направления и перспективы развития современной техники и технологии в контексте социодинамики.

365.Основные тенденции глобализации техносистем и становления техносферы.

366.Информационно-компьютерная революция и ее философско-методологический анализ.

367.Анализ воздействия развития техники на основные сферы жизни общества и его последствий.

368.Специфика инженерного мышления и составные части инженерной деятельности.

369.Технократизм и философско-методологические аспекты гуманизации и экологизации в проектировании антропотехнических комплексов.

370.Проблемы познания и контроля виртуальной реальности в информационном обществе.

371.Социальное значение компьютерной революции.

372.Информатизация и ее роль в социальном контроле над человеком.

373.Взаимосвязь гуманитарных, естественных и технических наук в современном техническом образовании.

374.Основные модели взаимозависимого развития науки и техники.

375.Техника как объект философской рефлексии.

376.Техника, ее роли и статус в истории цивилизации.

377.Генезис и социодинамика техносферы.

378.Человек и техносфера.

379.Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта.

380.Технические науки и прикладное естествознание.

381.Роль компьютерной техники и технологии в развитии информационной эпистемологии.

382.Сциентизм и антисциентизм – два подхода к пониманию роли науки в жизни общества.

383.Предвидение – человеческая потребность и способность.

384.Образы будущего, их специфика и роль в жизни людей.

385.Прогностическая информация как инструмент манипуляции массовым сознанием людей.

386.Воздействие прогнозов (образов будущего) на социально-политическую практику, массовое поведение и поступки людей в настоящем.

387.Основные формы и методы научного предвидения.

388.Вненаучное предвидение, его формы и методы.

389.Интеграция научных и вненаучных способов социального прогнозирования как магистральное направление развития исследований будущего.

390.Будущее как данность: проблема ясновидения и мистический опыт.

391.Методы социального прогнозирования: экстраполяция, моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки.

392.Типы социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, предостерегающие.

393.Предсказания и пророчества: «за» и «против».

394.Фантастика, утопия, футурология: сходство и различие.

395.Утопия как особая форма описания и предвосхищения будущего человеческого общества.

396.Утопист – человек особого восприятия и видения будущего.

397.Утопия как духовный стимул массовых действий.

398.Утопическое сознание как фактор социальной трансформации.

399.Парадоксы утопического сознания.

400.Современные сциентическо-технократические и антисциентическо-технократические утопии.

401.В поисках индивидуальности: этико-антропологический утопизм.

402.«Век антиутопии»: антиутопия как наиболее рельефное выражение пессимистического видения будущего.

403.Социальный смысл антиутопий Е.Замятина, Дж.Оруэла и О.Хаксли.

404.Пессимистические модели будущего: социально-экологический утопизм и «антиутопия».

405.Утопический максимализм и революционное действие в России.

406.Леворадикальный утопизм как фактор деструктивных социальных изменений.

407.Утопизм как феномен теории и практики общественных преобразований в Советском Союзе.

408.Командно-бюрократический утопизм: специфика и характер проявления.

409.Крупномасштабные утопические эксперименты: притязания и результаты.

410.«Раскованное» сознание и утопические эксперименты второй половины 80-х – первой половины 90-х годов (СССР, СНГ).

411.«Римский клуб» и его сценарии будущего.

412.«Планетарный тоталитаризм» и «Планетарный разум» как две тенденции в развитии современного человечества.

413.Эсхатология и прогностика.

414.Наступил ли конец истории или возможны новые пути развития человеческой цивилизации (критический анализ статьи Ф.Фукуямы «Конец истории»).

415.С.Хантингтон: «столкновение цивилизаций» как возможный сценарий будущего развития человеческого общества.

416.Тупики и противоречия современного техногенного общества.

417.Понятие и причины кризиса современной цивилизации.

418.Поиски новой модели цивилизационного развития человечества: анализ существующих подходов.

419.«Новый мировой порядок»: путь в рабство или к свободе?

420.Постиндустриальная перспектива и возможности выживания других региональных типов.

421.Посткоммунистическое общество: перспективы развития.

422.Судьба человека и общества в современных футурологических концепциях.

423.Альтернативность социальных изменений и проблема выбора будущего.

424.Глобальный гуманизм против социального пессимизма.

425.Критерии гуманистического выбора в социальных преобразованиях.

426.Социальный идеал: пути формирования и трудности реализации.

427.Трансформации современного общества и возможные сценарии ближайшего будущего.

428.Экологический императив и постиндустриальная перспектива в развитии человечества

429.Ускорение «ритмов истории» и проблема «пределов роста».

430.Возможен ли апокалипсис?

431.Глобальные прогнозы, модели и сценарии мирового развития.

432.Глобализирующийся мир: характер и направленность.

433.Один мир для всех – контуры глобального сознания (проект земного мира в будущем).

434.Современные глобализационные процессы: проблемы и противоречия.

435.Общество, свободное от силового техногенного давления на среду обитания: возможно ли оно?

436.Капитализация восточнославянских стран: утопический выбор или реальная перспектива?

437.Место и значение славяно-русской духовности в утверждении новой модели цивилизационного развития человечества в XXI в.

438.На пути к экологическому обществу: социально-культурные традиции славянской ментальности в исторической перспективе.

439.Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития восточнославянских стран.

440.Русский космизм или путь к выживанию человечества.

441.Славяно-русские философские идеи космизма, ненасилия, соборности, всечеловечества как идеи, адресованные постиндустриальному обществу XXI века.

442.Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки, основные этапы становления и ценностные ориентации.

443.Футурологическая роль философии в условиях глобализации и формирования нового миропорядка.

444.Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний в становлении противоречивого целостного мира.

 

Методические рекомендации по оформлению, написанию и оценке реферата

1. По учебному плану курса философии и методологии науки для сдачи кандидатского минимума магистрант представляет на кафедру реферат по теме, согласованной с преподавателем.

2. Кафедра рекомендует примерную тематику рефератов, или магистрант в соответствии со своим научным интересом предлагает тему реферата, однако, эта инициатива обязательно согласовывается с преподавателем и одобряется кафедрой.

3. Цель работы над темой реферата – углубленное изучение избранной философско-методологической проблемы, предполагающее творческое освоение современной философской и другой научной литературы, освещающей избранную тему, а также овладение навыками исследования и логического письменного изложения философских проблем. В этом плане реферат представляет собой особый вид научной философской работы. Как правило, он должен освещать важнейшие мировоззренческие и методологические проблемы науки, в области которой специализируется магистрант.

4. Представленный на кафедру реферат пишется по строго продуманному плану (план печатается на отдельной странице после титульного листа). В реферате содержатся точные ссылки на источники. По каждому разделу делаются краткие выводы или они приводятся в обобщенном виде в заключении. К реферату прилагается список использованной литературы. Титульная страница оформляется согласно образцу.

5. Основной текст по объему должен занимать 25–30 страниц печатного текста через 1,5 интервал на бумажных листах формата А4. На кафедру представляется первый экземпляр, подписанный автором. Реферат должен быть сброшюрован.

6. По усмотрению руководителя семинарских занятий основные идеи реферата могут обсуждаться на семинарских занятиях, тема которых близка тематике реферата.

7. Реферат представляется в отдел магистратуры не позднее, чем за один месяц до первого экзамена, регистрируется и передается для проверки на кафедру философии. Решением заведующего кафедрой из профессорско-преподавательского состава назначается преподаватель (доктор или кандидат философских наук), который осуществляет рецензирование представленного реферата.

8. В случае неудовлетворительной оценки магистрант дорабатывает реферат или готовит реферат по другой теме. В этом случае экзамен, если не позволяют сроки, переносится на другое время, которое устанавливается по согласованию с кафедрой.

9. При оценке реферата учитываются следующие основные критерии:

а) глубина и обстоятельность философской разработки рассматриваемого вопроса;

б) степень самостоятельности при освещении рассматриваемой проблемы;

в) степень соответствия содержания реферата современному уровню научной разработки проблемы;

г) способность автора логически и обосновано освещать вопрос и делать выводы.

10. Реферат и рецензия на него рассматриваются экзаменационной комиссией. Не исключена беседа с автором по теме реферата. Качество реферата учитывается при определении окончательной оценки на кандидатском экзамене, а тема реферата и оценка заносятся в протокол экзамена.


РЕЦЕНЗИЯ

НА РЕФЕРАТ ______________________________________________________________

 

На тему ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Требования к реферату Максимальная оценка в баллах Оценка по реферату
1. Связь темы реферата с научной специальностью магистранта, обоснование ее актуальности.      
2. Логичность и структура плана реферата.    
3. Правильность оформления введения и заключения (постановка цели и задач исследования, наличие выводов).      
4. Теоретическое содержание работы, его соответствие заявленной теме реферата.    
5. Глубина философско-методологического анализа, владение категориальным аппаратом философии и навыками аналитического мышления.    
6. Наличие исследовательской компоненты в анализе рассматриваемой проблемы, самостоятельный характер работы.      
7. Актуальность темы реферата, количество и качество использованных источников, наличие современной литературы и степень ее освоения, соответствие современному теоретическому уровню.      

Все

В рецензии выставляется оценка с учетом общего количества баллов:

«удовлетворительно» 21–30 баллов;

«хорошо» 31–40 баллов;

«отлично» 41–50 баллов.

К числу недостатков рецензируемой работы следует отнести:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реферат _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Дата_________________ Рецензент______________________________


Образец

Министерство образования Республики Беларусь

 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

Кафедра философии

 

Р Е Ф Е Р А Т







Date: 2016-05-18; view: 585; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.114 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию