Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел VII. Философские проблемы науки и техники. Будущее человечества в контексте глобальных проблем современности
1. Что такое наука? 2. Атрибуты научного знания. Уровни организации научного знания 3. Научное познание как деятельность 4. Наука и общество 5. Наука и культура
Ключевые слова: н аука и философия; типы рациональности; наука как деятельность; научная картина мира; развитие научного знания; классификация наук, методология научно-познавательной деятельности. Наука как феномен культуры; социальные функции науки; этика ученого. Философия техники; понятия «техника» и «технология»; естественное и искусственное; техническая реальность; техническая деятельность; техническое мироотношение; методологизм и антропологизм. Глобальные проблемы человечества; технологический детерминизм; технократия. 1. Что такое наука? Сформулировать логически удовлетворительный и философски обоснованный ответ на этот «детский», казалось бы, вопрос отнюдь не легко, поскольку за ним скрываются многочисленные проблемы, не имеющие окончательных решений. Какие же проблемы скрываются за вопросом «Что такое наука?». Прежде всего проблема происхождения науки. Подвергнем ее анализу, т. е. мысленно разделим на составляющие и выделим главные затруднения. Где и когда впервые возникает наука? Здесь недостаточно ограничиться «школярскими» ответами, назвать страну или цивилизацию (например, Шумер, Древний Египет или Греция) и век. Главная трудность в том, чтобы объяснить и обосновать любой из предлагаемых ответов: «Почему именно в этой цивилизации и культуре именно в данное время, а не раньше и не позже?». Далее, нельзя отождествлять понятия «знание» и «наука»; первое из них – родовое, второе – видовое. Не всякое знание является научным! Кроме того, наука не может существовать в культуре, не имеющей письменности. Кроме того, необходимо учитывать научные достижения древнегреческих мыслителей. К ним относятся: три великие научные программы Античности – 1) математическая (пифагорейско-платоновская), в рамках которой был сформулирован закон консонансов – первый в истории науки закон природы, выраженный в математической форме, а также идеи симметрии и мировой гармонии, геометрия Евклида, арифметика Диофанта, астрономия Птолемея и др.; 2) атомистическая программа – попытка создания целостной материалистической картины мира на основе идей о движении и взаимодействии атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций и др.); 3) программа Аристотеля – учение о материи и форме, учение о движении, идеи непрерывности, актуальной и потенциальной бесконечности, труды по зоологии, психологии, поэтике, XV-XVI риторике. Все это – исторические аргументы. Следующая группа – аргументы логические и методологические. Аристотель впервые разработал логику – науку о мышлении, о доказательстве. Центральная проблема логики Аристотеля – вопрос о том, как должно строиться правильное дедуктивное рассуждение (силлогизм). Термины «научное доказательство» и «доказывающий силлогизм» он употребляет как синонимы. Ответ Аристотеля на первый вопрос гласит: «Наука есть вид бытия, способный доказывать». Следовательно, первая черта научного знания – его доказательность. Далее, опираясь на идеи Платона, Аристотель сформулировал классическую концепцию истины: «Истина – это соответствие знаний действительности» [18, с. 11]. При этом подразумевается, что знания выражены в форме суждений, высказываний (например, «Трава зеленая», «Мед сладкий», логическая форма: S есть P), а действительность – это чувственно-воспринимаемый мир (реальность, мир вещей). В своих трудах по логике Аристотель разработал также методологию – учение о методах познания в эмпирических (опытных) и теоретических науках. Все эти аргументы доказывают обоснованность еще одного ответа на ранее поставленные вопросы: Наука – это познание мира по способу древних греков (Дж. Барнет). Возвращаясь к проблеме происхождения науки, укажем другую ее компоненту. Из чего (из каких форм культуры) возникает наука? Отвечая на этот вопрос, исследователи указывают разные истоки: технику эпохи неолита, повседневное (обыденное) знание, миф, магию и т. д. Весьма обоснованной является такая версия: «Наука возникает в материнском лоне философии» (П. П. Гайденко). Очевидно, что решение этой проблемы «упирается» в понимание природы самой науки (см.: [10, с. 48-49]), в частности – в адекватное понимание специфики научного знания, его структуры, функций и закономерностей развития.
Date: 2016-05-18; view: 646; Нарушение авторских прав |