Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизнь, смерть, бессмертие как философские категории
Для человека существуют главные вопросы - смерть и жизнь. Человек боится смерти, боится неизвестности. В Древнем Мире смерть – это второе существование человека. В средние века смерть рассматривается как переход к вечной жизни. Смысл жизни сводиться к богопоклонению, аскетизму. В Новое время смерть рассматривается как естественный этап развития организма. В конце 19 в. – начале 20 в. – смерть понималась как природный враг человека, с которым нужно бороться (Н. Федоров (представитель философии русского космизма)). В середине 20 в. считалось, что человек не должен бояться смерти, человеку нужно напоминать о ней, чтобы он ценил жизнь (экзистенциализм). Размышления над смертью являются исходным пунктом в выработке цели (линии, смысла жизни), которая подчиняет себе мировоззрение и поведение человека. Отклонения от намеченной линии жизни приводит, иногда к мучительным моральным коллизиям. Проблема смысла жизни вечна и исторична. Существуют следующие концепции смысла жизни: - гедонизм (наслаждение, удовольствие) – главное в жизни – это получение удовольствий (Эпикур). - эвдемонизм (блаженство, счастье) – главное в жизни – быть счастливым (Демокрит, Аристотель). Близок к гедонизму. - аскетизм – отречение от земной материальной жизни в пользу духовного самосовершенствования (монашество). - прагматизм – главное в жизни – достижение успеха (Ч. Пирс). - альтруизм – главное – служение в жизни – людям.
4. Соотношение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А. Г. Асмолов)
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Наиболее общим является понятие «человек». Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду.Человек разумный (лат. Homo sapiens)— вид рода Люди. Человекбудучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной системы. Человек - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.). Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Человек, как биологический вид — предмет исследования физической антропологии. Природа и сущность человека является предметом как философского, так и религиозного диспута. Создает человека природа, а формирует его общество. Индивид — отдельный представитель человеческого рода, единичный представитель вида "homo sapiens". Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все". Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала. Понятие личность подчеркивает социальную сущность человека. Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. В науке имеется несколько общепризнанных положений относительно понятия личности. Можно говорить о четырех аксиомах: 1) личность присуща каждому человеку; 2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет; 3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; 4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого, сформированное в социуме. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Индивидуальность проявляется в чертах характера, привычках интересах и др. Нет двух людей с одинаковой индивидуальностью. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребёнком. Таким образом, появляясь на свет, как индивид, человек включается в систему социальных отношений, в результате чего он приобретает особое социальное качество. Он становится личностью. Процесс становления личностью осуществляется в многообразной системе отношений. В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определённый взгляд на окружающее, формируются взгляды, убеждения, мировоззрения. Индивидуальность – человек, охарактеризованный в аспектах его неповторимости, непохожести на других людей.
Основные понятия АНТРОПОЛОГИЯ – направление философии, в центре внимания, которой стоит не единичная судьба, а человек как социальное существо. ГЕНОТИП – это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая конструкция, которую человек получает от своих родителей. ЖИЗНЬ – 1) высокоорганизованная форма бытия, способная к избирательному обмену веществом, энергией с окружающей средой; 2) целесообразное бытие. ИНДИВИД – единичный представитель общества, лишенный конкретных характеристик и относящийся к роду «человек». ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – термин, обозначающий неповторимость человеческого существа, выявляет специфику, своеобразие данного представителя человечества. ЛИЧНОСТЬ – термин, обозначающий целостность человека в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых социальных функций. СМЕРТЬ – граница, точка перехода бытия от одной его формы к другой.
Тема 5 «Сознание» 1. Проблема сознания в истории философии 2. Сознание и его структура 3. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки Date: 2016-05-18; view: 1888; Нарушение авторских прав |