Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы диалектики. Принцип детерминизма
Принципы диалектики: 1. принцип взаимосвязи (рассматривает все процессы и явления во взаимосвязи друг с другом); 2. принцип системности (рассматривает любой объект в качестве системы); 3. принцип целостности (рассматривает объект как целостную систему, где свойства целого несводимы к свойствам своих частей); 4. принцип противоречивости (рассматривает явления как единство и борьбу его противоречивости, что является источником развития); 5. принцип развития (рассматривает явления в развитии от старого к новому, от низшего к высшему и наоборот); 6. принцип историзма (рассматривает явления в аспекте прошлого, настоящего и будущего в виде последовательности системы событий: их возникновении, становлении и развитии); 7. принцип закономерности (рассматривает явления как протекающие закономерно в результате определенных причин); 8. принцип причинности (рассматривает явления как образованные согласно каким-либо причинам); 9. принцип детерминизма. Детерминизм – это учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности процессов и явлений на земле. Принцип детерминизма использует следующие понятия: причина и следствея, случайность и необходимость, возможность и действительность. Причина – взаимодействие между явлениями, порождающее соответствующее изменение. Следствие – изменение, которое возникло в результате действия причины. Помимо этого существует условие. Это внешний фактор, который делает возможным осуществление причины. В условии выделяется толчок-импульс, который развязывает действие причины. Причинно-следственные связи начинают изучать в античной философии. По мнению Платона и Аристотеля, причина вещи находится вне её. В новое время Бэкон заявляет, что причина вещи находится внутри ее. «Причина внутри», считает Спиноза. Гегель заявляет, что причина и следствие переходят друг в друга. Причина – активная субстанция. Следствие – пассивная субстанция. Активная причина передает активность пассивному следствию, следствие становится активным и передает активность пассивной причине. Причинно- следственные отношения могут носить необходимый характер, а могут носить вероятностный характер, и тогда причина порождает несколько следствий. Необходимость – однозначно обусловленная связь явлений, когда причина порождает определенное следствие. Случайность – эта такая связь причины и следствий, когда возможна реализация одного следствия из нескольких допустимых. У случайности всегда есть причина. Существует вероятность – мера возможности наступления случайного события. Возможность – предпосылки возникновение того или иного явления. Действительность – осуществленная возможность. Возможности делятся на реальные, абстрактные (частичные предпосылки) и формальные.
Законы диалектики Законы диалектики были разработаны Гегелем как основная часть его метода. Выделяют три основных закона диалектики.
1. Переход количественных изменений в качественные и наоборот. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме. Это закон объясняет механизм развития. Каждый предмет обладает количеством и качеством. Качество – внутренняя характеристика. Количество – внешняя характеристика. Постепенное изменение качества приведет к скачку, получится новое количество. Единство количественных и качественных характеристик вещи складывается категорией меры. Другими словами, мера – это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У каждого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а следовательно, есть и мера. Но чтобы её увидеть надо заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры книги уменьшить в пару раз, её основное качество сохраниться – её все еще можно будет читать. А вот если уменьшить её раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, своё главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и является её мерой. Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объема. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности – он становиться специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально. 2. Закон отрицания отрицания. Согласно данного закона развитие осуществляется таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, повторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на предшествующих стадиях, впоследствии утрачиваемых и вновь восстанавливаемых, но уже в измененном виде. Этот закон объясняет направление движение, говорит о сохранении традиции. Все в мире состоит из триады: -(Тезис)- утверждение -(Антитезис)- отрицание -(Синтез)- отрицание отрицания. Пример: зерно бросают в землю (тезис), и оно прорастет и станет ростком (антитезис), а появится колос и мы получим много зерен (синтез). Движение можно сравнить со спиралью. На 3-м этапе мы как бы возвращаемся к первому этапу, сохраняя все лучшее из второго (традиция). Принцип двойного отрицания является констатацией определенного ритма или цикличности процессов развития. Лучше других нам знакомы циклы биологические (семя – растение – семя, детство – зрелость - старость) и социальные (чередование спадов и подъемов экономики, состояний войны и мира в политике и т.д.). В них совершено очевидно просматривается не просто механическое повторение одних и тех же состояний, но именно развитие, т.е. нарастание (пусть и небольшое в каждом отдельном цикле) высоты организации и порядка развивающихся систем. В завершающем цикле развития происходит как бы возврат к старому, но уж на иной качественной основе. В детстве мы вынуждены слушаться своих родителей. В юности мы начинаем против них бунтовать. В зрелом же возрасте приходит понимание, что бунтовали то мы во многом зря, что в требованиях старших была своя логика и правда. Мы снова, как и в детстве, «слушаемся» родителей, но по своему, по другому – уважительно, но критично. То есть на лицо своеобразный диалектический синтез предшествующих противоположных (отрицающих друг друга) стадий развития. 3. Закон взаимопроникновения противоположностей (закон единства и борьбы противоположностей). Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов. Этот закон объясняет источник движения. Мир состоит из противоположностей. Противоположности – это стороны одного предмета, которые никогда не совпадают и без которых предмет не существует. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: во-первых, они не существуют одна без одной (нет добра, нет зла, а истина без заблуждения); а во-вторых, именно их «борьба», т.е.противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.). Диалектический характер развития подразумевает так же наличие в его динамике резких переход от одной стадии к другой, «перерывов постепенности», скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество. На определенном этапе развития противоположности вступают в конфликт, появляется противоречие. Чтобы существовать, вещь (явление) разрешает конфликт. Источник движения находится внутри самой вещи.
Основные понятия ВОЗМОЖНОСТЬ – предпосылки возникновение того или иного явления. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – осуществленная возможность. ДИАЛЕКТИКА – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. МЕТАФИЗИКА (от греч. после физики) - 1) философский метод, противоположный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статической и умозрительной картины мира; 2) особая философская дисциплина - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных форм: 3) философия как учение о всеобщем, о начале всего существующего. НЕОБХОДИМОСТЬ – однозначно обусловленная связь явлений, когда причина порождает определенное следствие. ОТРИЦАНИЕ - одна из основных философских категорий, рассматриваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей. ПРИЧИНА – взаимодействие между явлениями порождающее соответствующее изменение. СЛЕДСТВИЕ – изменение, которое возникло в результате действия причины. СЛУЧАЙНОСТЬ– эта такая связь причины и следствий, когда возможна реализация одного следствия из нескольких допустимых.
Тема 3 «Человек и природа» Date: 2016-05-18; view: 806; Нарушение авторских прав |