Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие кооперативов «новой волны» в период перестройки





Необходимость проведения преобразований в стране была вызвана глубочайшим кризисом советской системы, сложившимся в конце 70-х – начале 80-х годов. Прежде всего он выражался в долголетней разбалансированности хозяйства страны по основным пропорциям – группам «А» и «Б» в промышленности, между потреблением и накоплением, доходами и материальными ресурсами. К 1980-м годам советская экономика находилась в стагнации, система перестала работать, обеспечивать экономическое функционирование в мобилизационном режиме. Одним из показателей нарастающего социально-экономического кризиса явилось процветание «теневой экономики». По различным оценкам, к середине 1980-х годов в сфере «теневой экономики» было занято примерно 15 млн. человек.

В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Предложенная им политика «перестройки» провозглашала: создание эффективного механизма ускорения социально–экономического развития общества; всестороннее развитие демократии, укрепление дисциплины и порядка, уважения к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке, соединение научно-технических достижений с экономикой и многое другое.

В середине 1980-х гг. руководство страны предприняло шаги по модернизации командно-административной системы, но, стремясь сохранить существующий социально-политический строй, не осуществляло попыток радикально изменить экономическую систему. Не имея возможности изменить экономическую систему в целом (это означало бы крах марксистско-ленинской идеологии), руководство СССР в середине 80-х годов попыталось внести некоторые элементы капиталистической системы хозяйствования в существующую плановую экономическую систему без изменения ее основных принципов. Этими элементами стали кооперативы – единственная негосударственная форма хозяйствования в коллективистской экономической системе, существование которой дозволялось марксистско-ленинской теорией.

Предложения о создании кооперативов нового типа в различных сферах деятельности стали выдвигаться после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. Становление новых кооперативов относится к 1986 – 1987 гг., когда были приняты постановления Совета Министров СССР о создании кооперативов в ряде отраслей народного хозяйства и видах деятельности (переработка вторичного сырья, производство товаров народного потребления, бытовое обслуживание, общественное питание, розничная торговля и др.).

В короткий срок в стране в указанных отраслях было создано более 13591 кооператива нового типа (по состоянию на 1 января 1988 г.), в которых трудилось свыше 150 тысяч человек. Роли таких кооперативов в ликвидации дефицита товаров и услуг придавалось исключительное значение.

Следует отметить, что формирование сети кооперативов нового типа изначально находилось под постоянным вниманием и контролем директивных органов. Постановлениями правительства были введены жесткие ограничения на виды деятельности, организуемые на новой основе, меру трудового участия граждан в кооперативном секторе, на выбор потребителя его услуг. Тем самым в значительной мере были определены потенциально возможные сферы и масштабы распространения кооперативной деятельности. Принятие решений о развитии кооперативов по конкретным видам деятельности ограничило возможность их распространения в других отраслях народного хозяйства, хотя прямого запрета на это не было.

Кроме того, сужало развитие кооперативного сектора и такое ограничение: «трудообязанные» могли быть заняты в кооперативной деятельности главным образом в свободное от основной работы время. Предполагалось вовлечение в эту сферу экономики, прежде всего, домохозяек, инвалидов, студентов и учащихся. Уже в 1987 г. в стране начали появляться кооперативы, оказывающие транспортные услуги населению (такси), услуги в сфере образования (детские сады, репетиторство), здравоохранения, физкультуры и спорта (лечебно-оздоровительные центры) и др.

В важный фактор, сдерживающий развитие кооперации, превратилось данное местным Советам право целенаправленного воздействия на структуру кооперативного сектора на курируемой ими территории. Сформированные при исполкомах городских и районных Советах комиссии по индивидуальной трудовой и кооперативной деятельности были уполномочены устанавливать перечень целесообразных и нецелесообразных сфер применения труда индивидуалов и кооператоров. Исходя из этого, выдавались патенты, регистрационные удостоверения, утверждались уставы кооперативов.

Ситуация существенно изменилась с принятием Закона СССР о кооперации в мае 1988 г. Основой нового документа являлось признание кооперативного сектора равноправной составной частью единого народнохозяйственного комплекса страны. Закон «О кооперации в СССР» отменил большинство ограничений правового характера, тормозивших развитие кооперативного движения. За кооперативами было закреплено право ведения любой предпринимательской деятельности, незапрещенной законодательством СССР. Иными словами, закреплено право создания кооперативов во всех без исключения отраслях народного хозяйства.

Большое значение имел предусмотренный в законе так называемый явочно-нормативный порядок создания кооперативов. Создание кооперативов не обусловливалось каким-либо специальным разрешением советских, хозяйственных и иных органов. Необходимым и достаточным условием организации кооператива становилось желание граждан объединиться для совместного труда. Тем самым закон создал предпосылки для устранения вмешательства государственных органов и должностных лиц в определение направлений и масштабов развития кооперативного движения.

Восстанавливая многообразие форм кооперативной собственности, закон «О кооперации в СССР» предоставлял кооперативам определенную свободу планирования, ценообразования, распределения прибыли, налоговые льготы. Сочетание строго заданных цен со свободно устанавливаемыми, безусловно, дало кооперации дополнительный импульс к увеличению производства товаров и услуг. Мощным фактором развития кооперативного движения стало снятие ограничений с членства в кооперативах «трудообязанных» лиц. Согласно закону членом кооператива мог быть любой гражданин. В кооператив могли быть приняты лица на условиях как первичной, так и вторичной занятости (в свободное от основной работы время).

Следует отметить, что система регулирования кооперативной деятельности, введенная законом о кооперации, просуществовала, увы, недолго. В декабре 1988 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О регулировании отдельных видов деятельности кооперативов в соответствии с Законом СССР «О кооперации в СССР», определившее перечень видов деятельности, которыми не вправе заниматься кооперативы.

Несмотря на некоторые противоречия и изъяны, нормативно-правовая база кооперации во второй половине 80-х была создана и стимулировала развитие кооперативного движения в стране. На 1 января 1990 г. кооперативный сектор имел следующую отраслевую структуру:

 

Таблица 4.1

Отраслевая структура кооперативов нового типа

Виды кооперативов Число кооперативов, %
Всего кооперативов Бытовое обслуживание Производство товаров народного потребления Общественное питание Заготовка и переработка вторсырья Строительные Проектно-изыскательские Сельскохозяйственные Торгово-закупочные Художественно-оформительские Медицинские Досуговые Научно-исследовательские, информационные Прочие 17,1 17,4 2,9 1,6 20,0 1,6 4,3 3,3 2,3 1,7 1,3 5,5

 

Наибольшее распространение кооперация получила в строительстве, производстве товаров народного потребления, бытовом обслуживании. Доля этих кооперативов в общей численности по стране составила в начале 1990 г. 54,5%, а в объеме реализованной продукции – 55,7%. Доля строительных кооперативов продолжала расти (с 20 до 27,8% в общем числе кооперативов). Их численность возросла на 33,8%. Причина столь динамичного роста численности строительных кооперативов проста. Их основной прирост шел за счет преобразования государственных строительных организаций в кооперативные. Высокими темпами в рассматриваемый период развивались научные и научно-технические кооперативы. За 1989 г. их доля поднялась в общем количестве действующих кооперативов с 3,5 до 7%, в общей численности работающих – с 5,4 до 9%, в объеме реализации – с 3,5 до 9,5%. В 7 раз увеличилось число научно-исследовательских кооперативов, более чем в 4 раза – проектно-конструкторских и кооперативов по разработке программных средств и оказанию информационных услуг.

Изначально связанная с развитием кооперации надежда, что новая форма предпринимательства станет дополнением к государственному сектору, займется производством товаров и оказанием услуг, до которых традиционно «не доходили руки» у государства, себя не оправдала. Кооператоры заполнили выгодные высокоприбыльные сферы. На 1 января 1990 г. в СССР было зарегистрировано всего 156 кооперативов по уходу за престарелыми, больными, детьми. Из них действовало только 103 кооператива (0,05% от общего числа действующих кооперативов). Невелика была доля спортивно-оздоровительных, досуговых кооперативов в общей численности (соответственно 0,85 и 1,3%). Кооперативы благотворительного типа представляли собой единичное явление.

В целом за годы «перестройки» в стране было создано более 134,5 тыс. кооперативов (по данным на 1 января 1991 г.). В них было произведено товаров и услуг на сумму 48,2 млрд. рублей.

В начале 1990-х гг. официальное разрешение вести хозяйство, основанное на частном или частно-коллективном предпринимательстве, сделало ненужной кооперативную форму для прикрытия этих видов деятельности. Началось открытое давление на кооперативы с целью смены кооперативной формы на частную. В этом проявилась новая идеологизация экономических отношений, жертвой которой стала значительная часть кооперации.

В регионах проводилась обязательная перерегистрация кооперативов в: государственные, муниципальные, индивидуальные предприятия, семейные товарищества, а также товарищества с ограниченной ответственностью (акционерные общества закрытого типа), акционерные общества открытого типа, объединения предприятий, филиалы и представительства предприятий, предприятия, созданные на основе аренды и выкупа имущества трудовыми коллективами и др.

Экономическая ситуация в регионах принципиально ни чем не отличалась от положения в стране в целом. Так, например, в Краснодарском крае еще в 1987-1988 гг. кооперация производила продукции и оказывала услуги населению лишь на 40 млн. рублей, что составило 0,4% от общего объема. Вклад кооперации пока был незначителен. Но уже к концу 1989 г. действовало 1720 кооперативов в производстве товаров народного потребления, 2534 – работали в сфере бытового обслуживания (более тысячи из них – ремонтно-строительные), 146 кооперативов были заняты транспортным обслуживанием населения, около 500 – действовали в сфере общественного питания. Много кооперативов общепита было создано в Новороссийске, Сочи, Туапсе, ст.Крыловской, Краснодаре. Кооперативы края реализовали продукции и оказали услуг населению более чем на 320 млн. рублей. В бюджет края кооперативы принесли 21 млн. рублей.

Однако, уже в начале 1990 г. по стране прошла волна массовой насильственной ликвидации кооперативов. В Краснодарском крае, например, были закрыты все торгово-закупочные кооперативы. Так «упорядочили» их деятельность исполкомы. Вслед за торгово-закупочными начались гонения и на прочие кооперативы. В течение первых трех месяцев 1990 г. тысячи кооперативов Краснодарского края прекратили свое существование.

В результате уже в начале 90-х гг. общее количество кооперативов «нового типа» сократилось в 3 раза. Количество кооперативов, производящих товары народного потребления, уменьшилось в 3,6 раза, товары производственно-технического назначения – в 1,8 раза, бытового обслуживания – в 5,6 раза, строительных кооперативов – в 2,5 раза, медицинских – в 4 раза.

Проводимая в период перестройки реформа серьезно затронула и систему потребительской кооперации, действующей весь советский период. Принятые постановления, Закон о кооперации требовали перестройки работы потребительских кооперативных организаций и предприятий, более полного и всестороннего использования их экономического потенциала для удовлетворения потребностей в товарах и услугах членов кооперации и всего обслуживаемого населения.

В условиях конкуренции с кооперативами нового типа перед сетью потребкооперации встала необходимость решать следующие конкретные задачи: коренным образом улучшить торговое обслуживание населения, более полно удовлетворить покупательский спрос, осуществить меры по совершенствованию планирования, повысить заинтересованность и ответственность трудовых коллективов за конечные результаты работы.

Всем сельпо и райпотребсоюзам формально была предоставлена полная самостоятельность в планировании объемных показателей, установлении нормативов для образования фонда оплаты труда и численности работников, ценообразовании, распределении плановой и сверхплановой прибыли, формировании и использовании средств на капитальное строительство и ремонт. Все эти вопросы ранее были сконцентрированы в вышестоящем аппарате, что сужало самостоятельность и сковывало инициативу на местах.

Определенные результаты за данный период все же были достигнуты. Розничный товарооборот потребительской кооперации страны с 90,4 млрд. руб. в 1985 г. увеличился до 125,2 млрд.руб. в 1990 г. Значительное место в работе потребительской кооперации занимала ее промышленная деятельность. Особенно высокими темпами развивалась пищевая отрасль. Возросло количество кооперативных хлебопекарен, консервных и пивоваренных предприятий, цехов по производству колбасных изделий. Выпуск продукции этими предприятиями увеличился с 7,5 млрд. руб. в 1985 г. до 12 млрд. руб. в 1990 г., или в 1,6 раза. Еще более заметный успех был достигнут кооператорами России, где выпуск всей продукции возрос в 1,8 раза, а производство колбасных и кондитерских изделий – в 3 раза. Также в этот период расширялась материально-техническая база потребкооперации, велось строительство, внедрялись новые информационные технологии.

Но кризисное состояние всей экономики продолжало пагубно влиять на потребительскую кооперацию. Вхождение в рыночные отношения, бартерный обмен внутри страны породили такие условия, при которых все производители сами бросились торговать. Потребительская кооперация, хотя и являлась единственной организацией, сохранившей стабильность за 6 лет перестройки, не допустившей спада объемов хозяйственно-финансовой деятельности, все же подверглась в начале 90-х гг. атаке глобальной приватизации. К сожалению, дальнейшее развитие экономических реформ негативно отразилось на системе потребительской кооперации и кооперативного движения в целом.

Что касается развития сельскохозяйственной кооперации в период перестройки, то по-прежнему преобладающей ее формой оставались колхозы. После принятия Закона о кооперации в СССР к концу 1989 г. в стране было открыто 8463 «новых» сельскохозяйственных кооператива. Однако без продуманной системы мер поддержки и субсидирования такие кооперативы очень быстро прекратили свое существование.

Следует отметить основные противоречия кооперативного движения в годы перестройки.

Во-первых, в условиях отсутствия в те годы легально разрешенного частного предпринимательства в его целях стала использоваться кооперативная форма. Теневая перекачка в кооперацию части государственных ресурсов, наличие в кооперативах труда наемных работников и т.п. факторы ориентировали деятельность кооперации на максимализацию прибыли и доходов, деформировали социальные основы и принципы кооперации.

Во-вторых, возникли и углубились противоречия между новыми кооперативами и населением. Кооперация стала конкурентом населения в приобретении многих видов товаров (особенно стройматериалов, полуфабрикатов, ряда промышленных изделий). Расширение производственной и особенно торговой деятельности новых кооперативов породило или усилило товарный дефицит по многим видам продуктов в государственной торговле. Под кооперативы стали передаваться помещения бывших государственных магазинов, столовых и т.п., что также вызвало недовольство людей. Особое недовольство населения было связано с высокими ценами на продукцию кооперативов. Объяснение экономических основ этого явления, естественно, не могло изменить отношения к кооперации.

В-третьих, развитие «новой» кооперации углубляло ряд противоречий в самом огосударствленном хозяйстве страны, расшатывало существовавшие системы ценообразования, безналичного оборота денег, централизованного материально-технического снабжения и т.п. Стало расти и социальное недовольство работников государственной сферы низким уровнем заработной платы. Все это создавало и обостряло противоречия между государственным хозяйством и кооперацией.

В-четвертых, отсутствие целенаправленных и последовательно проводимых общеэкономических реформ обусловило деформированное развитие рыночных механизмов, складывавшихся в ходе перестройки, так как государственно-регулирующие начала оказались не встроенными в возникающий рынок, а противоречащими ему.

В целом, непоследовательная кооперативная политика государства привела и к негативным социально-психологическим последствиям. Первоначально она вызвала недовольство одной части общества тем, что в условиях общего снижения жизненного уровня позволила определенной социальной группе откровенно обогащаться. Затем стремление «исправить положение», которое проявилось в ужесточении налоговой политики и ряде других крутых мер применительно к кооперации, породило озлобленность тех, кто пришел в этот сектор экономики.

В итоге нарастала напряженность в отношениях между социальными группами, получавшими фиксированные и свободные доходы. В то же время все эти группы оказались в оппозиции к проводимой кооперативной политике, которая в полной мере не отвечала интересам ни тех, ни других. К сожалению, концепция однобокого внедрения в сложившуюся экономическую структуру одного сектора, ориентированного на свободную рыночную конъюнктуру, оказала кооперации плохую услугу, поставила ее в заведомо конфликтную ситуацию.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите причины свертывания кооперативного движения в стране в конце 1920-х – начале 1930-х годов.

2. В чем суть политики сплошной коллективизации сельского хозяйства?

3. Охарактеризуйте земледельческую артель (колхоз) как главную форму сельскохозяйственной кооперации.

4. Каким преобразованиям подверглась потребительская и промысловая кооперация в 1930-е годы?

5. Какие кооперативные принципы были деформированы в процессе огосударствления кооперации?

6. Определите значение деятельности потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны.

7. Чем было обусловлено возрождение кооперативного движения в СССР во второй половине 1980-х годов?

8. Охарактеризуйте сущность кооперативов «новой волны» и основные противоречия кооперативного движения периода «перестройки».


Date: 2016-05-18; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию