Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кооперация в период с 1940-х гг. до середины 1980-х гг





Сельскохозяйственная кооперация к началу 1940-х годов была представлена единственной формой – производственным коллективом (колхозами). Колхозный сектор, по сути, был включен в единую систему централизованного планирования, предусматривающего доведение до конкретного хозяйства государственного задания не только по продаже продукции, но и по посевным площадям, поголовью скота и т.д.

Чрезвычайно тяжелая ситуация сложилась на селе с началом Великой Отечественной войны. Исконные житницы страны оказались в руках противника. Количество трудоспособных мужчин на селе к концу 1942г. сократилось на 60%. Армия забирала автомобили, тракторы, лошадей, которых в деревне с каждым днем становилось все меньше и меньше. Новые поставки техники прекратились, оставшаяся техника нуждалась в основательном ремонте и запасных частях. Горючее практически не выделялось. 80% работ приходилось вести вручную. Добавился неурожай. Урожайность зерновых культур упала с 8,6 ц с 1 га до войны до 4,4 ц в 1942 г. Резко сократилось поголовье скота. Число коров, например, уменьшилось наполовину, да и удои молока существенно понизились.

Между тем фронт требовал продовольствия, а промышленность – сырья. Вся тяжесть решения этих проблем была возложена на крестьянство тыловых районов. Как не раз бывало прежде, руководство усилило экономический и политический нажим на деревню. В начале 1942 г. был повышен (примерно в полтора раза) обязательный минимум выработки трудодней на каждого колхозника. Предпринимались экстренные меры для распашки новых площадей, которые за год возросли на 5 млн. гектаров.

Все области, независимо от их географии, переводились на самообеспечение, в то время как государственные заготовки продуктов сельского хозяйства увеличились. По зерну они составили 44% валового сбора урожая 1942 г. (больше, чем до войны), по молоку – свыше половины удоя. Кроме государственных поставок, сельские жители были обременены массой других обязанностей, в том числе для нужд обороны и помощи фронту. Труд колхозников в годы войны можно охарактеризовать как беспримерный подвиг, неоценимый вклад в дело достижения Победы.

В послевоенные годы принципы взаимоотношений между коллективными хозяйствами и государством не изменились. Колхозы по своей организационно-экономической сущности мало чем отличались от государственных предприятий. Но положение колхозников было намного хуже, чем промышленных рабочих: сельские труженики до середины 1960-х годов почти не получали денежного вознаграждения за свой труд, а натуральная оплата была столь незначительной, что помогало выжить только личное подсобное хозяйство. Колхозники до 1964 г. не имели права на государственные пенсии, до 1959 г. им, как правило, не выдавали паспортов, лишая свободы передвижения и права выбора рода занятий.

Со второй половины 1960-х годов государство начинает больше вкладывать в сельское хозяйство, чем брать от него. На колхозы в полной мере были распространены принципы организации и оплаты труда, действовавшие в промышленности. С конца 60-х гг. государство путем предоставления кредитов гарантирует минимальную оплату труда в колхозах на уровне совхозных тарифных ставок и должностных окладов. Конечно, в той искаженной системе экономических координат, в которой существовали все советские предприятия, трудно оценить их реальную рентабельность или убыточность, тем не менее, для подлинных кооперативов немыслимо хоть сколько-нибудь длительное функционирование при устойчивом превышении фонда распределяемых между членами средств над получаемыми доходами. В 1981 г. в 3 тыс. колхозов страны оплата труда колхозников превышала чистый доход хозяйств. Однако, сохранялись некоторые различия между колхозами и совхозами и в порядке расчетов с государственным бюджетом, и в организации оборотных средств, и в финансовом планировании, но постепенно и эти механизмы унифицируются.

Таким образом, к началу 80-х гг. колхозы фактически не отличались от государственных сельскохозяйственных предприятий. Колхозы, так же, как и совхозы, работали на основе твердых государственных штатов, централизованно установленных цен, тарифов и фондов на материально-технические ресурсы, так же были ограничены в определении своей производственной структуры, что в корне противоречит самой сущности кооперации. Введение системы государственных заказов или натурального налога также не позволяет говорить о кооперативной самодеятельности колхозов.

Одна из отличительных особенностей кооперативных предприятий – паевые взносы участников и создание паевого капитала. В ранних Примерных уставах колхоза паевой фонд предусматривался, и пожелавший выйти из коллективного предприятия мог получить причитающуюся ему долю этого фонда. Однако с фактическим огосударствлением колхозов был утрачен какой-либо экономический смысл паевых взносов – они были отменены.

Важнейший принцип кооперации – самофинансирование. Изначально бюджетное финансирование в колхозах было незначительно, но постепенно доля привлеченных (включая долгосрочный кредит) средств увеличивается: в 1960 г. она составляла 23,7%, в 1970 г. - 32,3, в 1986 г. - 59,5 %общего объема финансированных капитальных вложений. Кроме того, распространенной была практика пролонгирования и списания кредитной задолженности, кредит, по сути, стал формой бюджетных ассигнований. Сохранение различий в порядке финансирования колхозов и совхозов, проистекающее из теоретического представления о них как о предприятиях, основанных на разных формах собственности, при фактическом совпадении социально-экономических и организационных предпосылок их функционирования приводило к парадоксальным ситуациям, нарушающим здравый смысл и социальную справедливость. Например, строительство школ, детских садов, внутрихозяйственных дорог в совхозах финансировалось из бюджета, в колхозах – за счет собственных средств. В 1982 г. на убыточные и низкорентабельные колхозы распространили порядок бюджетного финансирования таких затрат. Таким образом, самофинансирование постепенно перестало быть определяющей чертой коллективного хозяйства.

Членство в колхозах также принимает все более формально-кооперативный характер. Вступление и выход крестьянина из коллективного хозяйства не обусловливается какими-либо имущественными или финансовыми обязательствами: в колхоз вступают без взносов и выходят без права на получение какой-либо доли общего имущества, земли или их финансовой компенсации. Этов совокупности с гарантированной оплатой труда и снижением реальной руководящей роли общих собраний позволяет заключить, что членство в колхозе приобрело черты обычного найма работников по типу государственных предприятий.

Такие огосударствленные, лишенные самодеятельности колхозы не могли быть экономически заинтересованы в создании полноценной межхозяйственной кооперации. Межхозяйственные предприятия, создаваемые на средства колхозов и совхозов, по сути, паевые предприятия, отрывались от своих учредителей, функционировали вполне самостоятельно и обособленно, хотя и в рамках государственных планов и нормативов. Фактически их деятельность в большей мере подчинена центральным органам управления, чем хозяйствам-пайщикам. Таким образом, реальных кооперативных отношений в аграрной сфере экономики советского периода практически не существовало. Административные методы руководства сельским хозяйством даже при громадных капиталовложениях обуславливали его низкую эффективность.

Потребительская кооперация в 30-е гг. по сути превратилась в государственную организацию, хотя и имела значительные льготы по налогам и кредитам. В годы последней предвоенной пятилетки (1938-1941) значительная часть сельпо и райпотребсоюзов работали с убытками, что в определенной мере было следствием низкой заинтересованности пайщиков в кооперации.

С началом Великой Отечественной войны потребительская кооперация перестроила свою работу. Для удовлетворения потребностей населения, включая эвакуированных в тыловые районы, кооперация, кроме фондов, выделявшихся в централизованном порядке, привлекала значительное количество местных ресурсов. На неоккупированной территории организации потребительской кооперации вели заготовки сельскохозяйственных продуктов и сырья, в частности металлического лома для нужд оборонной промышленности, шефствовали над госпиталями, занимались трудоустройством инвалидов войны.

За годы войны союзы потребительской кооперации не только восстановили соответствующие показатели по заготовкам картофеля, овощей, кожсырья, шерсти, пушнины, лома цветных и черных металлов, но и вели торговлю на селе, отоваривали продовольственные и промтоварные талоны. Кооперативы обеспечивали продовольствием и предметами быта, обувью и одеждой детские учреждения, больницы и санатории, детей и взрослое население, эвакуированных из прифронтовых областей и Ленинграда.

Особое место в истории советской потребительской кооперации занимает период с ноября 1946 по август 1949 гг., когда в соответствии с постановлением правительства от 9 ноября 1946 г. «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями» потребительские общества получили более широкие возможности работать в городах, а также право закупать и продавать товары не по твердым государственным ценам, а по ценам, складывавшимся на рынке. Фактически это означало, что в условиях командной экономики в целях улучшения снабжения населения разрушенной войной страны правительство взяло на вооружение методы рыночной экономики.

После издания постановления в городах и рабочих поселках стали открываться кооперативные магазины, ларьки и киоски по торговле сельхозпродуктами. На 1 июля 1949 г. таковых в целом по СССР было 12 809. Фактически же потребительская кооперация начала торговлю по рыночным ценам еще с марта 1946 г., когда стали открываться так называемые коммерческие чайные.

Кооперативные организации проводили закупки мяса и мясопродуктов, птицы, жиров, молока и молочных продуктов, картофеля, овощей и фруктов, зерна, муки, крупы, бобовых в колхозах и у крестьян после выполнения ими обязательств по сдаче этих продуктов государству. Рыба, дичь, ягоды, грибы, вина закупались у колхозов и крестьян без ограничений. Использование механизма свободных цен позволило значительно активизировать объемы заготовок: в 1947 г. было закуплено больше, чем в 1940 г., овощей – на 57%, фруктов – в 2,9 раза, меда – в 4,2 раза.

Во многом благодаря потребительской кооперации в большинстве промышленных центров снизились цены на продукты на колхозных рынках. В 1948 г. рыночные цены на мясо снизились по сравнению с предыдущим годом более чем вдвое, на яйца – в полтора-два раза, на картофель – в два-три раза. Увеличение рыночного предложения продовольственных товаров позволило в декабре 1947 г. отменить введенную в начале войны карточную систему снабжения.

По мере восстановления народного хозяйства государство оказалось в состоянии обеспечить более или менее сносный уровень снабжения жителей городов и без широкого применения рыночных механизмов, путем централизованного регулирования. В связи с этим, а также для того, чтобы сохранить всеобъемлющий контроль государственно-бюрократического аппарата над экономикой, было признано целесообразным отменить закупку и продажу товаров по рыночным ценам и одновременно прекратить торговую деятельность потребительской кооперации в городах. В 1947 г., как и в 1935 г., Министерству торговли СССР была передана розничная торговая сеть и предприятия общественного питания потребкооперации со всеми товарно-материальными ценностями, инвентарем и оборудованием в 496 городах и рабочих поселках. С 20 августа 1949 г. были отменены также закупки сельскохозяйственных продуктов кооперативными организациями по ценам, складывавшимся на рынке.

После этого на основные сельскохозяйственные продукты государством были установлены предельные закупочные цены, сниженные вдвое против действовавших ранее закупочных цен. Центросоюзу предоставлялось право устанавливать по согласованию с Министерством заготовок СССР предельные закупочные цены на некоторые виды овощей и фруктов, а также на плоды дикорастущих растений и дичь. Сельскохозяйственную продукцию организации потребкооперации продавали по ценам не выше розничных в государственной торговле.

В ряде случаев предельные закупочные цены были даже ниже себе­стоимости продуктов в колхозах. Из-за разрыва между предельными закупочными ценами и ценами колхозных рынков колхозы и колхозники не были заинтересованы продавать излишки своей продукции потребительской кооперации. По предельным закупочным ценам в 1950 г. было закуплено картофеля в 3 раза, яиц – в 2,5 раза, мяса – в 2 раза меньше, чем в 1948 г.

Положение изменилось после сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, когда был взят курс на повышение государственных закупочных цен. В последующие десятилетия государство хотя и устанавливало в административном порядке уровень закупочных цен для предприятий и организаций потребительской кооперации, но не допускало их необоснованного занижения.

Важным событием для отечественной потребительской кооперации стало образование Союза потребительских обществ РСФСР (учредительный съезд состоялся 6 июля 1954 г.). Главной его задачей являлось руководство всей организационной, торговой, заготовительной и финансовой деятельностью потребительской кооперации РСФСР. На союз возлагалось также планирование, распределение и реализация фондов товаров и материалов, предназначенных для организаций потребительской кооперации на республиканском уровне. Выделение Роспотребсоюза из Центросоюза СССР в последующем себя оправдало.

В 1956 г. потребительской кооперации была передана заготовка шерсти, кожевенного сырья, пушнины, каракуля и металлического лома, которой раньше занимались государственные организации. Однако в следующем году по решению правительства от потребкооперации к государству перешли предприятия бытового обслуживания (швейные и сапожные мастерские, парикмахерские, фотоателье, прачечные и т.д.), а также около 1 тыс. гостиниц.

Несмотря на то, что в период «хрущевской оттепели» произошел отказ от некоторых недемократических крайностей командно-административной системы, продолжали существовать препятствия, задерживающие нормальное развитие потребительской кооперации. Так, в 1958 г. правительство повысило ставку подоходного налога с прибыли организаций потребительской кооперации с 25% сразу до 35%. Уменьшение административным путем размеров личных подсобных хозяйств граждан отрицательно сказалось на заготовительной и торговой деятельности потребительской кооперации.

Тем не менее на рубеже 50-60-х гг. потребительская кооперация страны увеличила объемы хозяйственной деятельности и усилила материально-техническую базу. Совершенствовались методы продажи товаров и формы обслуживания покупателей.

С сентября 1965 г. в СССР проводятся экономические реформы: расширяется самостоятельность хозяйствующих субъектов в планировании экономической деятельности; результаты хозяйствования увязываются с такими показателями как прибыль и рентабельность. Значительная часть предприятий переводилась на хозяйственный расчет и самоокупаемость. Эти перемены в качестве эксперимента затронули и часть организаций потребительской кооперации.

Суть эксперимента заключалась в том, что предприятиям торговли вышестоящие организации устанавливали лишь планы товарооборота и прибыли, а предприятиям общественного питания – планы товарооборота, производства и реализации собственной продукции и прибыли. Предприятиям также утверждали планы капитальных вложений, материально-технического снабжения и подготовки кадров. Другие показатели – издержки обращения и производства, фонд заработной платы, численность работников, валовые доходы, структуру товарооборота, оборачиваемость товаров – устанавливали правления потребительских обществ, исходя из местных условий и хозяйственной целесообразности. К 1969 г. на новые условия хозяйствования были переведены практически все потребительские кооперативные организации СССР.

С переходом на новый порядок планирования и оценки хозяйственной деятельности руководители кооперативных предприятий и организаций стали проявлять больше инициативы, повысилась заинтересованность коллективов в успешном выполнении планов при наименьших затратах финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Попытки усилить роль экономических методов в работе потребительской кооперации, предпринятые во второй половине 1960-х гг., дали положительные результаты и при последовательном продолжении реформы могли бы существенно улучшить состояние системы. Однако с начала 1970-х гг. руководство СССР сворачивает проведение реформ.

Последние десятилетия советской потребительской кооперации, вплоть до политики «перестройки», пожалуй, самый противоречивый этап ее развития. С одной стороны, продолжался рост товарооборота потребкооперации, открывались новые магазины (за эти годы их число возросло с 12,9 до 14,2 тыс.) и предприятия общественного питания (их число увеличилось с 3,9 до 5,8 тыс.). С другой стороны, продолжало оставаться низким по сравнению с городами качество обслуживания, около половины товаров сельские жители приобретали в городах, через потребкооперацию реализовывалось лишь около трети излишков продукции личных подсобных хозяйств. За 1980-е гг. рентабельность розничной торговли снизилась с 1,49 до 1,02%,заготовок – с 5,97 до 2,93%. Местные органы власти нередко сваливали на потребительские общества и их районные союзы «вину» за острый недостаток товаров в сельских магазинах, хотя истинная причина неудовлетворительного снабжения населения объяснялась постоянным отставанием легкой и пищевой промышленности.

Промысловая кооперация. Значение промысловой кооперации возросло в период войныСоветского Союза с фашистской Германией. В условиях товарного дефицита большие требования были предъявлены промысловой кооперации по выработке товаров повседневного спроса. Кооператоры в этот период изготавливали снаряжение для воинов Советской Армии, товары народного потребления, приложили немало усилий к изысканию новых форм производства товарных ресурсов, внеся тем самым свой вклад в беспримерный подвиг советского народа в борьбе с фашизмом и победу над врагом. Уже в 1942 г. на предприятиях промысловой кооперации было выработано товаров широкого потребления и продовольствия в основном из местного сырья и материалов на 22,6 млн. руб., а в 1943 г. – на 68,4 млн. руб., в 1944 г. – 117, 1 млн. руб., в 1945 г. – 141,0 млн. руб.

В послевоенные годы значение промысловой кооперации росло, что было связано с необходимостью быстрого восстановления разрушенного народного хозяйства и его развития. Ежегодно повышался уровень технической оснащенности кооперативных предприятий. В 1950 г. средняя энерговооруженность по сравнению с 1940 г. возросла в 1,5 раза, а производительность – в 1,8 раза. За счет создания новых предприятий, реконструкции действующих были значительно увеличены производственные мощности во всех отраслях.

В середине 50-х гг. промысловая кооперация достигла значительного развития. Она являлась массовой хозяйственной организацией, занимала заметное место в народном хозяйстве, насчитывалось свыше 13 тыс. промысловых кооперативов, объединявших более 2 млн. человек, в том числе 1,8 млн. пайщиков. Они имели в своем распоряжении 122 тыс. производственных предприятий, которые изготавливали товары, необходимые в первую очередь населению. Достаточно сказать, что они производили 35% выпуска мебели и верхней одежды в стране, до 50% эмалированной и чугунной посуды, 40% игрушек, 30% обуви и т.д.

14 апреля 1956 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли по­становление «О реорганизации промысловой кооперации». В соответствии с ним государственной промышленности было передано 3500 самых крупных специализированных промышленных предприятий, на которых был занято 600 тыс. человек. Предприятия, занятые ремонтом и изготовлением обуви, одежды, трикотажных изделий, мебели по индивидуальным заказам населения, ремонтом металлоизделий, музыкальных инструментов, а также все парикмахерские и фотоателье вошли в систему вновь организованных государственных управлений бытового обслуживания населения. В 1960 г. высшее руководство СССР во главе с Н.С. Хрущевым приняло решение о полной ликвидации промкооперации и о передаче ее материальной базы государству.

К моменту упразднения промкооперация СССР включала 200 тыс. промысловых артелей, 1,8 млн. работающих, среди которых было 500 тыс. инвалидов. Промкооперация имела два научно-исследовательских института с 3 тыс. сотрудников, 100 конструкторских бюро. Только в 1954г. было подготовлено 1700 научных и технических разработок, внедрено 77 тыс. рационализаторских предложений. Предприятия промысловой кооперации производили 40% мебели, 70%металлической посуды и столовых приборов, 43%верхнего трикотажа. Размер прибыли промкооперации в те годы был сопоставим с прибылью всей системы Центросоюза в 1990 г.

 

Date: 2016-05-18; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию