Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субкультура и контркультура





Любое общество социально неоднородно, внутри каждой страты есть свои специфические субкультуры. Термин «субкультура» ввел в 30-е годы XX века американский социолог Т. Розак для обозначения общностей, которые сложились давно, относительно устойчивы и имеют определенные культурно-исторические традиции.

Субкультуры обладают значительным количеством признаков, среди которых: содержание и иерархия ценностей, установок, отношение к труду, религии, семье, морали, искусству, образ и стиль жизни, специфика общения, поведения, формы проведение досуга. Современные исследователи полагают, что люди, принадлежащие к разным классам, социальным разрядам и профессиональным группам, обладают особыми ментальностями.

Фундаментальное свойство субкультур – наличие определенной картины мира, основой которой является система взаимосвязанных образов – наглядных представлений о мире и месте человека в нем. Концепцию «картины мира» сформулировал в 50-е годы культуролог Роберт Редфилд. Картина мира - это целостное видение мира, характерное для того или иного человека или народа в целом, комплексное образное представление людей о самих себе и о своих действиях. Т. Шибутани считал, что разделяемая всеми картина мира и составляет культуру группы. Картина мира – это присущая представителю определенной культуры концепция мироздания – природы, сообщества, личности, на которой основывается его мировоззрение и деятельность. Картина мира не есть достоверное и ясное отображение реальности, это своеобразный конспект представлений о мире внутри определенной традиции. Посредником между культурой и картиной мира выступает личность, выражением этой связи – текст культуры. Картина мира – это система комплексных образованных представлений о мире в целом, о месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с окружающей действительностью. Картины мира различны в разных культурах имеют модификации в субкультурах. Совокупность разнообразных отличительных черт субкультуры образует " стиль ", элементами которого являются:

1) образ, включающийкостюм, прическу, косметику, бижутерию;

2) манера поведения - особенности неречевых компонентов общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка);

3) сленг - специфический словарь и его использование.

Все элементы стиля взаимосвязаны. Так, есть соответствие между музыкой, предпочитаемой хиппи, и их слабой групповой объединенностью, сосредоточенностью на внутреннем мире. Пристрастие рокеров к классическому рок-н-роллу соответствует их активности, любви к скорости и технике.

Субкультуры составляют систему, основания которой могут быть различны.

Выделяют профессиональные, конфессиональные субкультуры, а также субкультуры, в основе которых возрастные характеристики: таковы субкультура детей, подростков, молодежные субкультуры.

Наиболее разнообразна по своим проявлениям в культуре конца XX – начала XXI вв. молодежная субкультура, которая либо восстает против возвышенных культурных образцов, элитарных ценностей, либо их игнорирует. Культура, создаваемая молодыми для молодых, порождает альтернативные формы, которые порой следуют расхожим представлениям о «развлечениях», а порой претендуют на их радикальное реформирование. В период после 1968 года, охвативший 70-е и начало 80-х годов появилось множество инициативных социальных движений, включавших феминизм, революционные молодежные группы разного толка, активистов сексуальных и этнических меньшинств, а также движение за самоорганизацию сообществ и за охрану окружающей среды. Эти группы ассоциировались с «альтернативными» культурными продуктами, имевшими свои рынки и каналы распространения. К ним относились экспериментальные театральные труппы, рок-группы, независимые киностудии и кинозалы, свободные радиостанции, фестивали, студии звукозаписи, небольшие издательства, магазины радикальной литературы, независимые журналы и газеты, а также выставки изобразительного искусства, проходившие на нетрадиционных площадках. Отличительная черта молодежной субкультуры - ее крайняя неоднородность. Значимые для молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы, поскольку посредством нее молодые люди узнают "своих": она отличает данных молодых людей и выделяет среди "чужих", работает на объединение и сплочение группы, позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

Среди субкультур молодежи 50-80-х гг. на Западе выделяют субкультуры молодежи рабочего класса (тэдди-бойз, моды, рокеры, бритоголовые, футбольные и музыкальные фанаты, панки) и субкультуры средних слоев (битники и хиппи). Те же субкультуры существуют и в России. Названия субкультур чаще всего отражают какую-либо особенность внешнего вида или поведения их представителей. Тэдди-бойз (teddi-boys) получили свое название за копирование стиля одежды молодежи из аристократических кругов ("Тэдди" - уменьшительный вариант имени принца Эдуарда), моды (mods) - за любовь к одному из музыкальных стилей, рокеры (rokers) - за приверженность к рок-н-роллу, бритоголовые или скинхэдз (skinheads) - за коротко подстриженные или выбритые волосы на голове. Панки (punks) - это сленговый термин, обозначающий социальные низы (буквально: "отбросы общества"). Хотя большинство этих групп возникло довольно давно, они и сегодня существуют в качестве наиболее известных молодежных субкультур. В 60-е годы прошлого века в США миллионы молодых людей приняли участие в общественных движениях за гражданские права, охрану окружающей среды, равные права расовых меньшинств и т.п. Культурные созидатели (термин, введенный в ходе исследований Пола Рэя) альтруистичны, им свойственны отрицание гедонизма, материализма и цинизма, религиозная нетерпимость. Они ориентированы на приобретение нового и необычного опыта, озабочены решением глобальных проблем.

Субкультура молодежи претерпела существенные изменения за период с 60-х годов XX века до настоящего времени. На рубеже третьего тысячелетия для сообщества молодых характерно неприятие урбанизированной и стандартизированной жизни. В процессе перехода от индустриальной к информационной цивилизации изменился характер производства, что позволило большинству населения западных стран добиться материального благополучия. Превращение науки в производительную силу сделало приоритетным получение образования, определяющего социальный статус человека. Социально опосредованные потребности (needs), где человек выступает как член социума, сменяется преобладанием индивидуально опосредованных потребностей (wants), которые определяются стремлением к самореализации, что сопровождается появление таких ценностей, как доверительность, сердечность и т. п.[12] Освобождение значительной части времени за счет интенсификации труда, сокращение рабочего дня и гибкого рабочего графика людей, занятых высокопрофессиональных творческим трудом приводят к повышению роли досуговой деятельности, что повышает ценность общения, различных видов досуговой деятельности. Изменения затронули систему ценностей молодежной субкультуры. На место материальных пришли постматериальные потребности, постэкономические стимулы.

У каждой из профессиональных субкультур (военной, чиновничьей, торговой) свой язык (жаргон), система норм и ценностей, свои традиции. Существуют субкультуры верующих и этнические субкультуры. Субкультуры постоянно воспроизводятся их членами. Отношения между субкультурами могут быть конкурентными и конфликтными.

Особую разновидность субкультур составляет контркультура. Понятие «контркультура» используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. Впервые на феномен контркультуры в молодежной среде культурологи обратили внимание в последней трети ХХ века, когда американский социолог Т. Роззак попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен – контркультуру. Возникновение контркультуры приходится на период после Второй мировой войны. В 50-х-60-х годах прошлого столетия в Западной Европе и США получило распространение индустриальное общество, для которого были характерны интенсивная урбанизация, стандартизация производства, бюрократизация общественной жизни. Термин "контркультура" в западной литературе в 60-е годы применялся к ранним хиппи и битникам, субкультура которых в 60-е – 70-е годы отразила критическое отношение послевоенного поколения к "культуре отцов". Появление молодежной контркультуры было связано с подъемом рождаемости в послевоенные годы и складыванием на рубеже 1950-х-1960-х годов демографической ситуации, когда необычно большая часть общества состояла из молодежи 13-19 лет. Для поколения 60-х годов культурная память об ужасах Второй мировой войны была травмирующей их сознание. Молодых людей объединило разочарование в организованно-коллективистских ценностях довоенной эры, в возвышенных и напыщенных словесно-идеологических формах их выражения, ожидание демократизации жизни, простоты, свободы и равенства, стремление выразить свой протест и ожидания на языке новых форм поведения, вкусов, вещей, способов организации досуга, для чего необходимым было выйти за пределы культуры, монополизированной и регулируемой государством. Господствующей культуре были противопоставлены альтернативные культурные практики: неприятие репрессивности в искусстве, использование опыта африканских и др. восточных культур, провозглашение ценностей сексуальной свободы, альтернативного духовного опыта, в том числе связанного с употреблением наркотиков. Поколение 60-х не было однородным, оно включало множество групп – битников, хиппи, затем панков, членов подпольных террористических бригад, коммун. Битники чувствовали себя отверженными и пытались творить собственный мир. Литературными манифестами движения битников стали сборники эссе, медитаций и новелл Керуака и поэма Гинзбурга «Вопль». Битники использовали опыт буддизма, психоделических практик и медитации, уходя в мир наркотических галлюцинаций и сексусальных практик. Дж. Л. Сэлинджер назвал битников «бродягами дхармы», поскольку дзен-буддизм был привлекателен для них возможность получения невербализируемого опыта. Хиппизм исповедовал всеобщую любовь, отказавшись от соблазнов культуры потребления, провозгласив отказ, уход и возрождение как основные образы картины мира, стержнем которой составлял образ «трассы», Пути. Для хиппизма характерен инфантилизм и андрогинизм.

Идеологией движения контркультуры был фрейдо-марксизм Г. Маркузе, учение о сверхчеловеке Фр. Ницше, идеи З. Фрейда и русских анархистов М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина. В основе идеологии контркультуры были положены идеи Г. Маркузе о противостоянии репрессивно-манипуляторской цивилизации в культуре, сфере «репрессивного разума», основанного на инстинктивном подавлении наслаждения и «принципа наслаждения», который в будущем победит «принцип реальности», что приведет к «нерепрессивной либидной цивилизации», в которой ментальные силы Эроса получат свободное и безграничное развитие, в результате чего возникнет «новая чувственность». Символами новой нерепрессивной культуры для Маркузе выступали Орфей и Нарцисс. Орфически-нарциссический мир нерепрессивной культуры - это мир, в котором будет преодолено отчуждение, разрешены антагонизмы между человеком и обществом, человеком и природой. «Орфический Эрос изменяет бытие; оно побеждает жестокость и смерть и несет освобождение. Его язык – песня, а его работа – игра. Жизнь Нарцисса – это та же красота, а его бытие есть созерцание».[13]

Молодежная контркультура оказалась связанной с феноменом рока. В 1954 году песенка Билла Хейли «Roск round the clock» дала название новому музыкальному стилю, в этот же год вышла первая коммерческая пластинка Элвиса Пресли, в 1960-м году прошли гастроли группы «Битлз» в Гамбурге. В период 1963–1968 гг. складываются самые значительные группы классического рок-н-ролла, ставшие выразителями идей «бунтующего поколения» 60-х. Контркультура бросала вызов истэблешменту – охраняемым законом и полицией привилегиям определенной части общества, респектабельному конформизму, энергии карьеры и стяжательства, престижности, благонамеренности и официально принятым приличиям. Среди исполнителей и слушателей рока преобладали разнорабочие, то есть люди, не инкорпорированные в правящие элиты. Внешний облик музыкантов, их манеры держаться были простыми и близкими людям с улицы. Противопоставив себя буржуазному обществу, молодежная субкультура сошла на нет в 90-е годы прошлого века, так как успех принес творцам и кумирам контркультуры деньги и славу, со временем они сами стали частью культурной элиты того общества, ценности которого они так презрительно отвергали. Подвергнув осмеянию ценности отцов, многие творцы контркультуры ничего позитивного не предлагали, доходили до саморазрушения наркотиками и алкоголем. В 80–90-е годы рок- культура оказывается частью культуры того общества, которое она прежде отрицала. Так бит и панк, поздние модификации рока (Death, Thrash, Doom, Gothic) оказались наиболее коммерчески успешными составляющими массовой культуры.

Многие черты культуры 60-х годов к концу столетия исчерпали себя. На смену культу молодости, силы и энергии пришла стадия cool – холодной умеренности. Социокультурные различия между поколениями нивелируются, так как культ физической активности, страсть к развлечениям и путешествиям становятся присущи и людям зрелого возраста. Для молодых становится характерным отказ от юношеского максимализма, холодный практицизм. Гедонизм поколения 60-х сменяется умеренностью потребления, стремлением к экологически чистой жизни, наблюдением за собственным здоровьем. Представитель нынешнего молодого поколения – конформист, главные ценности для него – успех, обеспеченность, безразличие к культуре отцов. Для молодежной культуры рубежа веков характерна десексуализация, поскольку массовая культура воспроизводит в качестве идеала отсутствие моделируемых культурой различий между мужским и женским.

К субкультурам относятся элитарная и массовая культура.

Date: 2016-05-18; view: 562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию