Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел II. Структурная неоднородность культуры
Подсистемы культуры Культура как форма бытия образуется человеческой деятельностью и охватывает: 1. Сверхприродные качества самого человека, включая мастерство, знания, воспитанность; Процесс обретения человеком культурных навыков, вхождение в культуру получил название икультурации (от лат. «en» - в, «cultures» – возделывание, культивирование). Термин «икультурация» введен в 1948 году Херсковицем. В узком смысле инкультурация – это усвоение культурных норм и ценностей ребенком. В широком смысле под инкультурацией понимается процесс усвоения культурных паттернов взрослым индивидом[11]. Термин «паттерн» (англ. patttern – примерный, образцовый) введен в культурологию в 1934 году из биологии Р. Бенедикт для обозначения устойчивого образования, состоящего из действий, представлений и оценок, объединенных в схему социального взаимодействия в типичных социально значимых ситуациях 2. Способы деятельности, которые человек приобретает в результате обучения, воспитания и образования, а также нормы морали и права, законы, традиции, обычаи, которыми человек руководствуется в своей деятельности. Способность человеческих сообществ, социальных групп и и отдельных индивидов приспособиться к меняющимся природно-географическим и социальным условиям жизни называется в культурологии культурной адаптацией. Культурная адаптация происходит посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм, ценностей, образа жизни и элементов картины мира, способов жизнедеятельности, технологий деятельности, механизмов выработки и трансляции социального опыта. 3. Совокупность предметов, включая материальные, духовные и художественные; Человек попадает в определенную культурную среду, наполненную орудиями, искусственными средствами, приспособлениями, овеществленными в материальной форме – иерархически организованными артефактами, включая: - артефакты первичного уровня - конкретные вещи, предметы, используемые в производстве и быту; - артефакты вторичного уровня – описанные и закодированные способы, нормы использования этих артефактов – техники, технологии, модели и схемы; - артефакты третичного уровня - миры возможностей, игровые формы, творчество человека в разнообразных формах. 4. Общение как особый вид человеческой деятельности. Процесс общения происходит на межличностном, межгрупповом уровне (семья, круг друзей, коллектив). Особую форму представляет общение человека с личностями ушедших эпох. Это становится возможным благодаря тому, что наиболее ценные и значимые результаты духовной жизни общества входят в "золотой фонд" культуры, в историческую память человечества и объективируются в книгах, произведениях искусства, в рукописях. В этом случае происходит как бы опосредованное общение представителей различных эпох поколений, различных типов культур. Культура представляет собой сложную систему, включающая материальную, духовную и художественную подсистему. Материальная культура включает предметные результаты материального производства, которые предназначены для потребления, материально-технические сооружения, обеспечивающие процесс производства. Применительно к истории общества в состав производственно-технической культуры включается сохранившееся от конкретной эпохи материальное наследие: орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежда; результаты производства: промышленного, сельскохозяйственного, ремесленного. Важным элементом производственно-технической культуры является технологический способ производства - система взаимосвязи работника со средствами производства, производственные технологии и т. д. К материальной культуре многие исследователи относят и многообразие учреждений и практических действий в сфере социальной практики. Парламент, армия, социальный переворот, политическая партия, вооруженная борьба при таком подходе также рассматриваются как элементы материальной культуры. Духовная культура выступает, прежде всего, как система производства духовных ценностей, а также как совокупность процессов потребления этих ценностей. В ее состав входят: Проективная сфера культуры, которая опирается на особый вид человеческой деятельности, предшествующий материальной практике и поставляющий ей идеальные модели будущих действий, результатами чего являются проекты и чертежи технических сооружений, машин, боевой техники, идеальные модели деятельности, социальные проекты общественных преобразований. Именно в этой сфере культуры создаются модели и идеалы будущего. - Гносеологическая сфера духовной культуры включает систему получения, хранения и трансляции информации и знаний. - Ценностно-ориентационная сфера духовной культуры содержит определенным образом организованные ценности, включая предметные ценности, вещи и процессы, имеющие ценностными значениями для субъекта, ценности - свойства вещей, ценности как специфический вид норм, традиций, обычаев, императивов, запретов, формируемых конкретным типом культуры, ценности- идеалы, ценности- знания. - Духовное общение как коммуникативная сфера культуры. Для эффективного духовного общения имеет значение совпадение духовного багажа индивидов, позволяющего каждому из них правильно расшифровывать "духовный код" другого индивида, иными словами, они должны разговаривать на одном языке, понимаемом в широком смысле как сходство менталитетов. Единство ситуации, языковой среды, определенная общность эталонов поведения, системы ценностей, целей и интересов общающихся индивидов способствуют наибольшей эффективности процесса коммуникации. Художественная культура. Художественная культура не является третьей частью культуры, наряду с материальной и духовной, а пронизывает культуру «по вертикали», поскольку любое художественное явление или объект имеют материальный носитель (холст и камень, бумага и глина), так и отличается неутилитарным характером, становится объектом поклонения и почитания, незаинтересованного любования, вызывает особые эстетические чувства. Еще одним возможным способом структурирования культуры является выделение явной культуры, с присущей ей нормативностью, системой правил, законов. Осознанные ценности и актуализированные смыслы, характерные для явной культуры, воплощаются в заповедях, максимах, законах, навыках действий и моделях поведения, произведениях искусства. Явной культуре противостоит культура потаенная, смыслы которой не понятные даже ее носителям, «культурное бессознательное» является частью бессознательного сегмента психики всех людей, входящих в определенную группу. Каждое входящее в культуру поколение принимает не задумываясь сложившиеся в определенной культуре образцы. Элементы потаенной культуры обеспечивают передачу традиций. У скрытой культуры есть важная функция – вариативность возможностей и эмоциональность. «Объективная» форма культуры включает любые «материализизованные» культурные объекты, реалии и образцы – от орудий труда до идеологических или религиозных концепций, обычая, традиции, общественное мнение. «Субъективная» форма культура – совокупность «распредмеченных» сознанием как значимых для данной культуре, ставших достоянием этого сознания ценностей из того культурного багажа, который постоянно нарабатывается человеческой общностью. Функционирование культуры связано с системой процессов производства, воспроизводства, распределения и сохранения культурных ценностей. Совокупность актуально функционирующих в данной культуре ценностей, «актуальная» культура данного общества включает уже существующие и заново создаваемые социально значимые культурные образцы. Двуединство культуры выражается и в ее постоянном обновлении и рождающемся и все время преодолевающемся противоречии традиции и инновации. При этом в качестве важнейшей универсалии культуры выступает культурная традиция, или историческая память, передающая лучшее из предшествующих культур. Традиция - это порядок наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, обязанностей, мер, точное воспроизведение сущности наследуемого, его содержание. Полная традиция включает разработанную систему моделей наследования, мировоззрение, институты и организации, обеспечивающие последовательный и правильный процесс наследования – систему воспитания и образования. В эпоху Просвещения, важнейшим духовным стимулом которой был отрыв от прошлого, понятие «традиция» стало синонимом предрассудков, темноты и невежества народа. Другой фундаментальной формой наследования является инновация, которая представляет собой такой порядок, наследование, при котором наследуемое несет в себе новый смысл и служит иному предназначению. Инновационная или интерпретационная деятельность предполагают существование двух разных типов творческой личности. Это новатор, творец новых форм, и интерпретатор, содержание деятельности которого - трактовка и воспроизводство наличествующей традиции. Причем оба этих типа необходимы для нормального функционирования цивилизационной системы. Поскольку в настоящее время процесс глобализации приводит к стиранию различий между различными региональными и локальными культурами, подчиняя их мощному нивелирующему воздействию со стороны американизированной цивилизации Запада, для многих народов сохранение собственных традиций означает самосохранение. Традиционализм становится реакцией незападных стран на массированное воздействие западной цивилизации. Date: 2016-05-18; view: 569; Нарушение авторских прав |