Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






При осуществлении государственного и муниципального контроля





Анализ практики проверок, проводившихся в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» показал, что существующее дублирование функций ведомствами федерального и регионального уровня, избыточность предъявляемых к предпринимателям требований, отсутствие обоснованных подходов к необходимости государственного вмешательства в экономику не только не обеспечивают в полной мере безопасность товаров (работ, услуг), но и увеличивают издержки предпринимателей, снижая их конкурентоспособность. С целью сокращения административных ограничений в экономической деятельности, а также усиления борьбы с коррупционными проявлениями со стороны должностных лиц, осуществляющих контрольные функции в отношении предпринимателей, 26 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ЗоЗП).

Указанный Закон установил: 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; 4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Однако положения ЗоЗП не являются универсальными. Его положения не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Более того, ЗоЗП установлено, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении таможенного, антимонопольного, экспортного контроля, контроля и надзора в сфере миграции, контроля в сфере рекламы, лицензионного контроля и других видов деятельности, прямо перечисленных в Законе, могут определяться другими федеральными законами.

Статьей 3 ЗоЗП к принципам защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отнесены:

- преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

- презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также информации о порядке осуществлении такого контроля (надзора) и обязанностях контролирующих органов и их должностных лиц;

- проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

- недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных Законом отдельных видов работ, если эти лица представили уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности;

- ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

- недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

- финансирование за счет средств соответствующих бюджетов, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

- разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов России.

В соответствии с положениями ЗоЗП возможно проведение следующих двух видов проверок: плановой и внеплановой. По форме осуществления проверки могут быть документарнымии выездными.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. При этом установлено правило, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Следует отметить, что они проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля ежегодных планов, которые доводятся через сеть «Интернет» до сведения всех заинтересованных лиц и направляются в органы прокуратуры. Последние вправе вносить предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. ЗоЗП обязывает Генеральную прокуратуру Российской Федерации формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещать его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Основаниями для проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления такого уведомления. Виды деятельности исчерпывающим образом указаны в тексте Закона (ст. 8), а перечень такого работ и услуг в составе этих видов деятельности, требующих представления уведомления, утверждается Правительством Российской Федерации.

В отношении же юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться чаще - два и более раза в три года.

О проведении плановой проверки контролирующий орган обязан уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения (ст. 9 ЗоЗП). Это может быть сделано путем направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

При этом в ЗоЗП (ст. 10) сформулированы основания для проведения внеплановой проверки. Таковыми являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Если основанием для проведения такой проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, контролирующие органы могут приступить к проведению проверки незамедлительно, известив об этом прокуратуру в течение 24 часов. Уведомлять организацию при этом не обязательно. В других случаях внеплановых проверок контролирующие органы должны уведомить о предстоящем мероприятии юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Как показывает практика, чаще всего контролирующие органы используют такую форму, как документарная проверка. Ее предметом (ст. 11 ЗоЗП) являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

При этом такая проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, вызывает обоснованные сомнения, контролирующий орган направляет в адрес проверяемой организации мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы. К такому запросу обязательно прикладывается копия приказа или распоряжения о проведении документарной проверки. В обязанность Организация, получив подобный запрос, должна в течение десяти рабочих дней направить в контролирующий орган указанные в запросе документы в виде копий, заверенных надлежащим образом. Следует знать, что не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если это прямо не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При обнаружении ошибки в документах, несоответствия или противоречия сведениям, содержащимся в имеющихся у контролирующего органа документов проверяемой организации направляется письмо с требованием представить в течение десяти рабочих дней пояснения в письменной форме. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений контролирующий орган установит признаки нарушения обязательных требований, то он вправе провести выездную проверку.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя или по месту осуществления им деятельности. Предметом такой проверки являются: сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также соответствие их работников, материально-технических объектов и производимых товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выездная проверка обязательно проводится, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Процедура осуществления выездной проверки, права и обязанности ее участников (экспертов, специалистов), а также порядок оформления ее результатов предельно точно определены положениями ЗоЗП (ст. 12-17).

Самостоятельное место в Законе (гл. 3) отведено правам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ЗоЗП (ст. 22) юридические лица, индивидуальные предприниматели имеют право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

ЗоЗП (ст. 23) предусматривается, что защиту своих прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять как в административном, так и судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. С 25 июня 2012 г. в России действует Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Возможна и общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Она осуществляется через объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации, которым предоставлено право обращения в органы прокуратуры и суды.

Date: 2016-05-18; view: 497; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию