Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Правовое регулирование процедуры создания, реорганизации и ликвидации субъектов экономической деятельности





Под созданием различных субъектов экономической деятельностипонимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу соответствующего правового статуса. Существуют следующие основные способы создания субъектов экономической деятельности: учредительно-распорядительный, учредительный, договорно-учредительный, дозволительно-учредительный.

Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства Российской Федерации, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и соответствующие органы местного самоуправления.

Учредительным способом формируются коммерческие организации с одним участником, а также оформляется индивидуальная предпринимательская деятельность.

Договорно-учредительный способ применяется при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного.

Сущность д озволительно-учредительного способа состоит в том, что для создания субъекта экономической деятельности необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа (например Центробанка России или территориального управления Федеральной антимонопольной службы).

Процедура государственной регистрации субъектов экономической деятельности регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 51), Федеральных законов от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[9], от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[10], от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»[11], от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[12], от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[13]. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами создание коммерческой организации происходит в несколько этапов.

1. Определение состава учредителей [14]. Законодательством установлены правила, касающиеся состава и количества учредителей. Так, согласно ст. 66 (п. 1) ГК РФ хозяйственное общество может быть создано одним лицом. При этом единственный учредитель создаёт юридическое лицо своим решением в письменной форме В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О производственных кооперативах» число членов кооператива не может быть менее пяти. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (ст. 7) предусматривает, что число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, в то время как число акционеров открытого общества не ограничено. При этом установлено правило о том, что решение о создании производственного кооператива и акционерного общества должно приниматься только на общем собрании их учредителей. Такое решение оформляется учредительным договором.

2. Выбор организационно-правовой формы [15]. Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством России. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица – коммерческие организации создаются в форме: полных товариществ (ст. 69-81), товариществ на вере (ст. 82-86), обществ с ограниченной ответственностью (ст. 87-89), акционерных обществ (ст. 96-104), производственных кооперативов (ст. 106.1-106.6), государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113-114). Вместе с тем, законодательство создает ограничения для учредителей, которые могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством. Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы открытого акционерного общества.

3. Оформление учредительных документов [16] . Их составзависит от видов образуемых юридических лиц. В соответствии со статьёй 52 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила об уставе юридического лица.

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

4. Утверждение наименования коммерческой организации. Кроме указания на организационно-правовую форму, фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, может характеризовать предмет деятельности или же быть произвольным. Законодательством определены правила составления фирменных наименований для организаций отдельных видов. Так, наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество». В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г №395-1 «О банках и банковской деятельности» ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций. Порядок включения в фирменное наименование слов «Россия», «Российская Федерация» предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1463 «Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация». В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях - с разрешения специально созданной Правительственной комиссии. Наименование (фирменное наименование) юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.

5. Определение места нахождения организации. Место нахождения организации обязательно указывается в ее учредительных документах и в едином государственном реестре юридических лиц. Им является место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размешается орган управления юридического лица, должны быть указаны основания для его размещения, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление и т.п.). Термин «фактический адрес», также часто используемый в обывательском обиходе, наряду с термином «юридический адрес», не является правовым термином. У юридического лица не может быть адреса, а тем более двух: «юридического» и «фактического». В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) существует запись об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (например, совета директоров), по которому с ним осуществляется связь. Никаких иных «адресов» в ЕГРЮЛ не существует. Между тем, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в случае изменения сведений о юридическом лице, включенном в ЕГРЮЛ, такое лицо обязано в течение трех рабочих дней сообщить об этом регистрирующему органу в установленном порядке для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Это, в частности, касается и сведений об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Таким образом, если даже понимать под юридическим адресом адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то расхождение такого адреса с фактическим адресом места нахождения этого органа не может продолжаться во времени более трех рабочих дней. Нарушение этого порядка влечет за собой привлечение к ответственности, предусмотренной статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На практике часто возникает вопрос: можно ли зарегистрировать юридическое лицо по месту жительства его руководителя (генерального директора, например)? Да, нередко можно встретить организации, в уставе которых в качестве юридического адреса указан домашний адрес ее руководителя. Такое нередко встречается, когда в обществе всего один участник - единоличный учредитель, который одновременно является и генеральным директором. На сегодняшний день сложилась положительная практика, подтверждающая правомерность указания домашнего адреса учредителя в качестве юридического адреса вновь создаваемой компании. Закон не запрещает располагать постоянно действующий исполнительный орган юридического лица по месту жительства руководителя организации или любого другого лица, имеющего права действовать без доверенности от имени юридического лица. Это четко зафиксировано в Письме Министерства финансов от 3 декабря 2008 г. №03-01-11/5-159. Чтобы обосновать такие выводы Минфин ссылается на ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ, согласно которым юридические лица имеют право использовать жилые помещения только по их прямому назначению, т.е. для фактического проживания граждан, а использование собственником помещения для ведения предпринимательской деятельности допускается только после перевода этого помещения из жилого фонда в нежилой. Несмотря на это, нормы Жилищного кодекса РФ, а именно ст. 17 гласит, что использования жилого помещения для осуществления коммерческой деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами возможно в том случае, если такая деятельность не нарушает интересы и права других граждан, а также нормы, которым должно соответствовать жилое помещение.

6. Формирование уставного (складочного) капитала [17] . В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации минимальный размер уставного (складочного) капитала составляет: для общества с ограниченной ответственностью - 10 000 руб., для публичного акционерного общества - 100 тыс. рублей, для непубличного акционерного общества - 10 тыс. рублей, для государственного предприятия — 5000 МРОТ[18], для муниципального унитарного предприятия - 1000 МРОТ, для вновь регистрируемого банка - 300 млн рублей.

В соответствии с действующим законодательством к моменту создания организации должно быть сформировано не менее 50 процентов ее уставного (складочного) капитала. Каждый член производственного кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10 процентов паевого взноса. С этой целью в банке открывается временный расчетный счет, на который вносится необходимая сумма. В случае формирования уставного (складочного) капитала каким-либо имуществом, лицо, вносящее вклад, должно указать таковое, а также подтвердить, что настоящий вклад является реальным и это имущество не вносилось в качестве вклада в уставный (складочный) капитал других юридических лиц, не заложено и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества.

7. Государственная регистрация в форме акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в территориальном органе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Документы для регистрации могут быть переданы в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направлены почтовым переводом. Для регистрации создаваемой организации необходимо представить: заявление о государственной регистрации, решение о создании юридического лица, учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии), документ об уплате государственной пошлины. Согласно закону, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. На основании решения о государственной регистрации вносится соответствующая запись в государственный реестр, а заявителю выдается свидетельство о регистрации.

8. Изготовление печати (штампа) субъекта экономической деятельности является с настоящее необязательным.Тем не менее, печать является одним из средств индивидуализации юридического лица. Бланк установленной формы с согласованным эскизом печати (штампа) представляется в регистрирующий орган для утверждения. Изготовление печати (штампа) осуществляется на основании декларации, выдаваемой регистрирующим органом. Каждой печати присваивается порядковый номер. Реестр печатей (штампов) ведут территориальные (городские, районные) регистрационные палаты.

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество должны иметь круглую печать, содержащую полное фирменное наименование этих обществ на русском языке и указание на их место нахождения. Печать общества помимо обязательных реквизитов, названных выше, может содержать также фирменное наименование организации на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Полное фирменное наименование юридического лица должно включать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Вместе с тем законодательство не запрещает наносить на печати и другие, прямо не названные в законе, информацию и надписи (например, ОГРН, КПП, надписи: «Для документов», «Для договоров» и т.п. На печати могут присутствовать различные изображения, например, логотип организации. Однако при использовании таких изображений необходимо учитывать, что размещаемое на печати обозначение может являться объектом интеллектуальной собственности (товарным знаком, коммерческим обозначением и т.п.), которому предоставляется правовая охрана. Если исключительные права на это обозначение принадлежат другому лицу, для его правомерного использования организации необходимо получить согласие правообладателя.

9. Регистрация в органах статистики осуществляется путем присвоения созданному юридическому лицу кодов классификаторов (ОКПО - Общероссийский классификатор предприятий и организаций, ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) и др.) и включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО).

10. Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учёт (КПП). Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы, а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий, - также в Государственный реестр предприятий, который ведется налоговыми органами.

11. Открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала (фонда). В случае если вклады в уставный капитал вносятся не денежными средствами, а имуществом (оборудование, сырье, оргтехника и т.п.), необходимо подтвердить передачу на баланс коммерческой организации указанного имущества справкой, удостоверенной подписью руководителя и главного бухгалтера.

12. Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах (пенсионном, занятости населения, государственного социального страхования, медицинского страхования). После завершения указанных мероприятий юридическое лицо вправе приступать к своей деятельности на законном основании.

Однако со временем юридическое лицо может быть реорганизовано. Под реорганизацией принято понимать процедуру изменения правового статуса субъекта, при котором изменяется объем принадлежащих ему прав и обязанностей либо они переходят к другим лицам (правопреемникам). Реорганизация может быть добровольной, осуществляемой на основании решения органов управления юридического лица, либо принудительной - по решению уполномоченного государственного органа (например, антимонопольного), органа местного самоуправления или по решению суда.

В соответствии с действующим законодательством реорганизация может происходить путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. При этом все ранее действующие организации прекращают свое существование, а вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.

Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоединяющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его правопреемником.

Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается, а вопрос о правопреемстве решается на основании договора между вновь созданными лицами. Обычно правопреемником становится одна из созданных организаций.

Суть выделения состоит в том, что образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.

При преобразовании ранее существовавшая организация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме.

В ходе реорганизации согласно положениям ГК РФ (ст. 57) и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст.12-14) в регистрирующий орган (Министерство РФ по налогам и сборам) представляются:

- заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

- договор о слиянии или присоединении в предусмотренных федеральными законами случаях;

- передаточный акт или разделительный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган принимает в срок не более чем пять рабочих дней решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации. Вновь возникшее лицо обязано выполнить все предусмотренные законодательством для регистрации требования (постановка на учет в государственные органы, открытие счета в банке, изготовление печати и др.).

При реорганизации путем присоединения присоединившееся юридическое лицо ликвидируется в порядке, определенном законодательством. Ликвидация – это такой способ прекращения юридического лица, при котором правопреемство не возникает. Ликвидация может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Законодательство (ст. 61-63 ГК РФ) содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в учредительных документах. Решение о ликвидации государственного иди муниципального предприятия может принять соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Принудительная ликвидация осуществляется на основании судебного решения по требованию уполномоченных государственных органов на основании нарушения положений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения законодательства, несостоятельности (банкротства) юридического лица и т.п.

Процедура ликвидации состоит из нескольких этапов.

1. Уведомление лицом, принявшим решение о ликвидации, регистрирующего органа, а также налоговых органов и внебюджетных фондов (пенсионного, страхового). При этом в государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. С этого момента прекращается внесение любых изменений в учредительные документы.

2. Создание ликвидационной комиссии, к которой до окончания ликвидации переходят все полномочия по управлению организацией. В ее обязанности также входит публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации. Публикация должна содержать информацию об органе, принявшем решение о ликвидации, сведения о месте нахождения ликвидационной комиссии и порядке и сроках заявления требований кредиторами ликвидируемого лица (не менее двух месяцев с момента публикации). Состав ликвидационной комиссии доложен быть согласован с регистрирующим органом.

3. Составление промежуточного ликвидационного баланса после окончания срока (2 месяца), отведенного кредиторам для предъявления претензий. Такой баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией по правилам, установленным ст. 64 ГК РФ. При этом требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

4. Обращение в налоговые органы и внебюджетные фонды для снятия с учета.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Date: 2016-05-18; view: 640; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию