Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема и этапы выполнения курсовой работы





Ниже приводится последовательность действий, выполнение которых, должно позволить студентам четко и организованно пройти всю процедуру подготовки и защиты курсовой работы.

 

Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа на третьем курсе обязательно должна содержать, следующие структурные части:

– титульный лист;

– содержание;

– введение;

– основную часть (представленную теоретической и практической главами);

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны. Содержание работы может быть иллюстрировано схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т.д. Графическому содержанию материала по тексту необходимо давать пояснения. В курсовых работах используются цитаты, статистические материалы. При этом, как правило, делаются ссылки (сноски) на источники указанных материалов. В тексте курсовой работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых. В целом объем работы должен составлять 25 – 30 страниц компьютерного набора (без приложений).

 

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование высшего учебного заведения, название кафедры, строка "КУРСОВАЯ РАБОТА"; название курсовой работы; фамилия, имя, отчество студента, курс и группа; фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание научного руководителя; город и год (см. Приложение 1).

Название работы должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию.

содержание включает в себя названия структурных частей курсовой работы ("Введение", "Глава", "Заключение", "Список использованных источников", "Приложения"), названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей курсовой работы. Содержание дается вначале, т.к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы.

Составление плана — ключевой момент в придании курсовой работе логики и последовательности. Поэтому к его составлению целесообразно обращаться после изучения литературы, когда есть представление об основных аспектах изучаемой проблемы. В плане должна быть раскрыта тема курсовой работы. Первая часть курсовой — теоретическая. В заглавии первой части должны быть отражены соответствующие моменты анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Вторая глава курсовой работы должна содержать описание исследования (эмпирического или экспериментального). Ее название определяется содержанием проводимой работы, а также используемыми методами и методиками. С учетом сложившейся практики проведения исследований, выделяют экспериментальный и эмпирический тип проводимого исследования.

Эксперимент позволяет исследователю доказательно выявлять причинно-следственные связи, знание которых придает практическую значимость, поскольку позволяет спрогнозировать, к примеру, поведение людей. Эмпирическое исследование позволяет выявить взаимосвязь между какими-то переменными, но не позволяет доказательно утверждать, где причина, а где следствие.

Введение содержит оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Содержит четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе. Очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление исследования. Во введении не должно быть излишних подробностей, а также информации, которая отсутствует в тексте. Введение исключает доказательства, рассуждения и аргументацию, иллюстративный материал и примеры. Введение, как правило, короткий раздел — до 3 – 4 с.

Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме обнаруженного противоречия между потребностями науки и практики и имеющимися знаниями. Следует указать степень разработанности темы, место исследования среди других подобных исследований в этой же области. В итоге сделать вывод о том, что данная тема раскрыта недостаточно и нуждается в дальнейшей разработке. Актуальность выбора темы исследования должна быть обоснована с позиции того, насколько она отвечает социальным запросам, интересам практики и потребностям науки.

Цель и задачи исследования. Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Не рекомендуется формулировать цель как "Исследование...", "Изучение...", так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.

Цель исследования — желаемый конечный результат, создание новой концепции решения той или иной актуальной психологической проблемы.

Ниже представлен перечень основных видов целей психологического исследования.

1. Определение характеристик явления.

2. Выявление взаимосвязи психических явлений.

3. Описание нового эффекта.

4. Открытие новой природы явления.

5. Обобщение.

6. Создание классификаций, типологий.

Данный перечень поможет студентам более четко сформулировать цель курсовой работы. От того, насколько точно будет определена цель, зависит успешность определения задач исследования.

Сформулированная цель исследования определяет его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В курсовой работе задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. В процессе проведения исследования решается множество задач, однако из этого множества необходимо выделить и сформулировать основные задачи (обычно выделяется 4 – 5 задач). Первая задача, как правило, касается теоретического анализа литературы по выбранной проблеме исследования. Последующие — задачи эмпирического или экспериментального исследования. К их числу можно отнести следующие:

1. Изучение, обобщение, анализ современного состояния исследуемой проблемы. Например: «Провести теоретический анализ состояния проблемы …», «Обобщить и проанализировать отечественный и зарубежный опыт изучения проблемы …», «Проанализировать научно-теоретические основы проблемы …», «Проанализировать теоретические подходы к изучению …».

2. Задачи, решаемые во второй части исследования. Например: «Определить уровень социальной защищенности …», «Выявить факторы, оказывающие воздействие на …», «Выявить взаимосвязь …», «Изучить особенности развития …», «Разработать программу (рекомендации) …».

 

Пример: Тема курсовой работы: «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и застенчивости старшеклассников» Цель — выявить характер взаимосвязи между застенчивостью и особенностями семейного воспитания. Задачи: 1. Провести анализ теоретических и эмпирических исследований по изучению застенчивости и семейных факторов, влияющих на застенчивость. 2. Изучить феномен застенчивости у старших школьников. 3. Определить характер связи между застенчивостью и воспитательной практикой родителей. 4. Выявить уровень самоэффективности застенчивых старших школьников. 5. Установить взаимосвязи между застенчивостью и уровнем самоэффективности. Тема курсовой работы: «Взаимодействие стилей поведения в конфликтной ситуации и гендерной идентичности в юношеском возрасте» Цель изучить взаимодействие стилей поведения в ситуации конфликта и гендерных стереотипов. Задачи: 1. Проанализировать научно-теоретические основы проблемы взаимодействия стиля поведения в конфликтной ситуации и гендерной идентичности у юношей и девушек. 2. Выявить особенности гендерной идентичности у юношей и девушек. 3. Изучить особенности поведения юношей и девушек в ситуации конфликта. 4. Определить взаимосвязь между гендерной идентичностью юношества и стилем поведения в ситуации конфликта.  

 

Объект и предмет исследования.

Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается? Это часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется. Объектом исследования в психологии чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, феномены, поведение, процессы взаимодействия и т.д. Это то, на что направлен процесс познания. Объект исследования должен формулироваться максимально кратко.

Основным объектом психологической науки является психическая деятельность, а не человек. Это исследуемая психологическая область. Поэтому объектом исследования испытуемые, респонденты (дети, ученики, взрослые, супружеские пары и т.п.) быть не могут — это не корректно.

В объекте исследования затем выделяются конкретные предметы психологического поиска. Точное определение объекта исследования способствует правильному определению его предмета. Предмет исследования — это конкретная психологическая проблема в самой теме. Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Поэтому предмет исследования должен быть четко однозначен, с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызвала сомнения.

Предметом исследования выступают уровни интеллектуального развития, создание предпосылок применения или использования методов, деятельность, общение, профессиональное взаимодействие, психологическая поддержка и помощь и т.д.

Предмет и объект исследования определяются на основе выбранной темы исследования.

 

Пример: Тема курсовой работы: «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и застенчивости старшеклассников» Объект — застенчивость старших школьников. Предмет — связь застенчивости старших школьников со стилем семейного воспитания.   Тема курсовой работы: «Взаимодействие стилей поведения в конфликтной ситуации и гендерной идентичности в юношеском возрасте» Объект гендерная идентичность личности. Предмет гендерная идентичность в ситуации конфликта.  

 

Одним из самых ответственных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза требует доказательства и, поэтому, не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

Гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:

– максимально точная и сравнительно простая ее формулировка не должна содержать неопределенных неоднозначно трактуемых терминов и понятий;

– быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным либо эмпирическим путем;

– объединять весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.

В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не следует бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, т.к. они тоже вносят свой вклад в познание. Если проведенное исследование не подтвердило выдвинутую гипотезу, необходимо на это указать и попытаться интерпретировать полученные результаты. Гипотеза может стать достоверной научной теорией лишь после должной опытно-экспериментальной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

 

Пример: Тема курсовой работы: «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и застенчивости старшеклассников» Гипотеза — застенчивость старших школьников обусловлена установками, поведением, методами воспитательного воздействия родителей (так, как их воспринимают и понимают старшие школьники).   Тема курсовой работы: «Взаимодействие стилей поведения в конфликтной ситуации и гендерной идентичности в юношеском возрасте» Гипотеза — в ситуации конфликта у юношей и девушек стиль поведения зависит от гендерной идентичности. Девушки с традиционной (фемининной) гендерной идентичностью используют при разрешении конфликтных ситуаций стили компромисса и/или приспособления, а юноши с традиционной (маскулинной) гендерной идентичностью – стиль конкуренции.  

 

Методология и методы проведенного исследования. Приводится названия теорий и концепций, положенных в основу курсовой работы, и применяемые методы. Более подробное описание методов дается во второй главе. Методы исследования определяются с учетом специфики задач. Это могут быть методы исследования психолого-педагогического процесса (наблюдение, беседа, опрос и т.д.), методы математической статистики и т.д., т.е. методы исследования служат инструментом в добывании фактического материала для достижения поставленной цели и проверки гипотезы.

 

Пример: Тема курсовой работы: «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и застенчивости старшеклассников» Методологическая основа: концепция генерирования застенчивости родителями (Ф. Зимбардо); положение о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль и психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль (Е. Шафер), концепция самоэффективности (А. Бандура). Методы исследования: аналитический (теоретический анализ научной психологической литературы), диагностический, метод статистической обработки данных (проведение частотного анализа, проведение корреляционного анализа, статистическая достоверность различий в распределении признака – U-критерий Манна-Уитни). Методики — 1) методика «Подростки о родителях» (модифицированный русскоязычный вариант словацкой методики ADOR, адаптация – Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына); 2) Стэнфордский тест на застенчивость (Ф. Зимбардо); 3) шкала общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема (адаптация В.Г. Ромек).   Тема курсовой работы: «Взаимодействие стилей поведения в конфликтной ситуации и гендерной идентичности в юношеском возрасте» Методологическая основа: концептуальная схема полоролевой идентичности В.Е. Кагана о том, что маскулинность и фемининность являются независимыми взаимодополнительными измерениями личности. Методы исследования: теоретический анализ литературы; психодиагностический метод; методы математической и статистической обработки (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, t -критерий Стьюдента). Методики методика полового дифференциала В.Е. Кагана; методика свободных описаний (вариант методики «Кто Я?»); тест «Стиль разрешения конфликтов» К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).  

 

База исследования: указывается учебное заведение (номер школы, класса), количество испытуемых и другие данные, характеризующие выборку.

Практическая (социальная) значимость полученных результатов. В курсовой работе, имеющей практическое значение, должны приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Следует показать возможность использования результатов курсовой работы в интересах развития и совершенствования социальной сферы.

Пример: Тема курсовой работы: «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и застенчивости старшеклассников» Практическая значимость исследования: Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть использованы педагогами и психологами при составлении социально-психологических тренингов, коррекционный программ по избавлению от застенчивости, в рамках психологического просвещения родителей по теме застенчивости.   Тема курсовой работы: «Взаимодействие стилей поведения в конфликтной ситуации и гендерной идентичности в юношеском возрасте» Практическая значимость исследования: эмпирический материал, полученный в результате исследования, позволит уточнить и расширить имеющиеся в психологии данные о зависимости стиля поведения в конфликтной ситуации от гендерной идентичности у юношей и девушек.  

 

Основная часть курсовой обычно состоит из двух-трёх теоретических и экспериментальных (практических) глав, при этом каждая глава — из двух-трёх параграфов и выводов по главе. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание курсовой работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия курсовой в целом и отдельных глав или параграфов.

Распределение основного материала курсовой работы по главам, выделение в отдельные главы или разделы обзора определяется автором работы.

Весь порядок изложения в курсовой работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеустремленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующего.

В курсовой работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты собственного исследования; избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии; неоправданного увеличения объема работы за счет цитирования точек зрения других исследователей.

При написании курсовой работы студент обязан делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текста и отдельных предложений других авторов.

В каждой главе следует приводить краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей.

первая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в курсовой работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этой главе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы. В главе обосновывается наличие противоречия или пробела в существующем психологическом знании, «белых пятен» в какой-либо теоретической или практической области и заканчивается постановкой проблемы, на основе которой во второй, практической части, формулируется гипотеза экспериментального исследования.

Первая глава обычно содержит 2 – 3 подраздела (параграфа). В конце первой главы даются обобщающие выводы, которые отражают итоги теоретического анализа литературы.

Пример: Тема курсовой работы: «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и застенчивости старшеклассников» ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ застенчивости в отечественной и зарубежной психологии 1.1. Понятие и анализ психологических концепций застенчивости 1.2. Когнитивный аспект застенчивости 1.3. Семейные факторы в развитии застенчивости Выводы по главе   Тема курсовой работы: «Взаимодействие стилей поведения в конфликтной ситуации и гендерной идентичности в юношеском возрасте» Глава 1. проблема взаимодействия гендерной идентичности и стиля поведения в конфликтных ситуациях у юношей и девушек 1.1. Гендерная идентичность как психологическая проблема 1.2. Понятие конфликтов и их роль в межгрупповом взаимодействии 1.3. Учет гендерной идентичности при разрешении конфликтных ситуаций Выводы по главе  

 

Анализ научной литературы выполняет следующие основные функции:

1) выявляет ценность науки, ее достижения и недостатки, и пробелы;

2) способствует определению опорных позиций по проблеме с учетом всего того, что сделано в науке;

3) позволяет установить актуальность проблемы, которую изучает студент;

4) дает материал для теоретических построений, позволяет сравнить результаты нескольких однородных исследований, осуществить их анализ, определить методологию исследования.

Отсюда и первое требование к анализу научной литературы: он должен выполнять комплексную функцию — критически рассматривать ранее проведенные исследования, устанавливать фонд ценности науки (ее слабости и недостатки), служить основанием исходных позиций (цель, задачи, научная гипотеза), давать ясные формулировки понятий и выводов собственного исследования, сравнивать теоретическую концепцию автора с выводами других ученых. Без научного анализа литературы результаты поиска студентки, ее концепция не может быть связана с общим развитием теории, окажутся тем кирпичиком, которому нет места в здании науки.

При первоначальном анализе литературы студенту необходимо ознакомиться с состоянием исследуемой научной области, в своем конкретном направлении особенно, выписывать идеи, которые могут стать опорными, обобщать точки зрения по своей проблеме (в чем сходны, в чем различны подходы ученых), давать обобщенное определение понятий.

Особое внимание уделяется терминологии исследования. Чтобы понятийный аппарат был научно обоснованным, надо проанализировать те или иные определения психологических явлений, процессов, состояний, которые даны разными учеными, сопоставить их с теми, которые сформулированы в энциклопедиях и словарях, как психологических, так и философских и толковых.

В исследовании могут излагаться высказывания тех или иных основателей научных школ, как исходные позиции, при этом необходимо указать в связи с чем в наши дни то или иное положение стало особенно актуальным или приобрело иное, более важное значение. Если же студент не согласен с позицией предшественников, следует не только критиковать, но и доказывать, почему они так утверждали, каковы причины неверных подходов.

В курсовой работе должна быть проведена систематизация научной литературы при ее обзоре и анализе. Хронологическое перечисление того, кто и что сказал по тому или иному поводу, нельзя считать научным анализом литературы, это произвольная аннотация работ по теме без изложения собственной позиции автора.

При написании теоретической части курсовой работы следует изучать не только книги и монографии по выбранной теме, но и публикации в научных журналах.

Грубой ошибкой является плагиат — полное заимствование текста других авторов без ссылок на их работы, — что может привести к неудовлетворительной оценке за курсовую работу.

В конце главы подводится итог теоретического анализа литературы, который формулируется в виде выводов по главе. Объем теоретической главы составляет около 50 % всего объема курсовой работы.

Во второй главе излагаются результаты собственного эмпирического или экспериментального исследования студента. В ней описывается гипотеза и методика исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты, в конце делаются выводы по результатам исследования. Эта глава показывает умение студента планировать и проводить экспериментальное исследование с учетом анализа теории. Количество подразделов здесь может быть разным, но не менее двух и не более пяти. Как правило, в каждом параграфе излагаются результаты изучения соответствующей задачи.

Параграф 2.1 рекомендуется посвятить краткому описанию цели исследования, методических приемов и способов психодиагностичских процедур, которые использовались студентом в его психологическом исследовании, схема эксперимента, а также характеристике контингента испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики). Количество испытуемых — не менее 30 чел. При создании новой методики, она должна быть подробно изложена, либо это описание переносится в приложение. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

В последующих параграфах описываются данные, полученные при помощи методик исследования, указывается их статистическая значимость. Для подтверждения выявленных особенностей используется иллюстративный материал — рисунки и таблицы. Однако необходимо не только предоставить результаты исследования, но и проинтерпретировать их, изложить содержательный смысл математических выводов, дать не только количественную, но и качественную их характеристику.

 

Пример: Тема курсовой работы: «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и застенчивости старшеклассников» ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ взаимосвязи застенчивости старших школьников и стиля семейного воспитания 2.1. Описание методики и организация исследования 2.2. Изучение застенчивости старших школьников 2.3. Выявление связи между застенчивостью старших школьников и уровнем самоэффективности 2.4. Выявление связи между застенчивостью старшеклассников и стилем се мейного воспитания их родителей Выводы по главе   Тема курсовой работы: «Взаимодействие стилей поведения в конфликтной ситуации и гендерной идентичности в юношеском возрасте» Глава 2 эмпирическое исследование стилей поведения в конфликтной ситуации в связи с гендерной идентичностью личности в юношеском возрасте 2.1. Методический инструментарий изучения стиля поведения в конфликтной ситуации и гендерной идентичности 2.2. Гендерная идентичность у юношей и девушек 2.3. Поведение юношей и девушек в ситуации конфликта в связи с гендерной идентичностью Выводы по главе  

 

Основные направления применения математических методов в исследованиях социальной сферы следующие:

– описательная статистика, включающая в себя группировку, графическое представление и количественное описание данных;

– теория статистического вывода, используемая для предсказания результатов по данным обследования выборок;

– теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными.

Корреляционный анализ позволяет дать точную количественную оценку степени согласованности изменений (варьирования) двух и более переменных (признаков, факторов), которую характеризует теснота связи — абсолютная величина коэффициента корреляции — показателя связи, (зависимости) двух или нескольких переменных.

Коэффициентов корреляций много. Наиболее часто в психолого-педагогических исследованиях используются коэффициенты корреляций Пирсона и Спирмена. Их выбор зависит от шкалы измерения переменных, зависимость между которыми оценивается.

К шкалам измерения переменных относятся следующие: шкала наименований, шкала порядка, шкала интервалов, шкала отношений. Исследователю очень важно знать, с каким типом шкалы он работает, так как вся дальнейшая математическая обработка нередко определяется именно типом измерительной шкалы.

Интерпретация или объяснение полученных результатов означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему? Объяснение следует после того, как в исследовании установлены какие-то общие факты или законы. Как и все исследование, ход объяснения регулируется первоначальной гипотезой, но поиск его объяснения требует уточнения гипотезы, а то и выделения новой, для проверки которой необходима постановка нового эмпирического исследования. Это, в свою очередь, может привести к выявлению каких-то общих фактов, дополняющих предыдущие, что послужит началом к более совершенным объяснениям. Таким образом, объяснение — не только результат, но и процесс, средство, инструмент.

Необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения.

Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.

В конце главы подводится итог эмпирического исследования, который формулируется в виде выводов по главе.

Обобщение результатов и формулировка выводов представляют наибольшие трудности для начинающего исследователя.

Основные требования к выводам:

1) должны отвечать задачам исследования, отражать, подтвердилась или нет его гипотеза.

2) должны быть короткими, содержательными, логически выдержанными.

Типичные ошибки при формулировке выводов:

1) выводы не содержат сведений о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы;

2) содержат неопределенные указания на то, какие научные данные получены (об объекте, явлениях, закономерностях);

3) чрезмерно широкое обобщение полученных результатов. Например, выводы считаются справедливыми и для других испытуемых (по возрасту, уровню интеллекта), и для внешне схожей обстановки.

Объем практической главы составляет 12 – 15 с.

 

Заключение. В этом разделе в сжатой форме излагаются основное содержание и результаты проведенного исследования, перечисляются выводы, обоснованные и сформулированные при обсуждении результатов, дается оценка полученным результатам. Заключение должно содержать теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришли в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, охватывать все содержание работы. Формулировать их можно в виде тезисов.

Раздел должен состоять не более чем из 4 крупных обобщающих пунктов, подводящих итог выполненной работы. По сути, заключение представляет собой соединение в единый логический текст выводов по всем частям курсовой работы. Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц.

Условно можно считать, что в курсовой работе по психологии полученные выводы могут быть:

– констатирующие — утверждается, что получено в результате исследования или теоретического анализа;

– интерпретирующие — объясняется, с чем связаны полученные результаты, какие вскрыты противоречия в данных и т.д.;

– вскрывающие причину (причины) той или иной психологической проблемы.

В заключении следует отметить, как были решены поставленные задачи, а также указать на те проблемы, которые по результатам исследования требуют дальнейшей проработки.

 

Список использованных источников должен содержать перечень литературных источников информации, на которые в курсовой работе приводятся ссылки. Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте, и которые не были использованы студентом. В списке должно быть не менее 25 использованных источников.

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Сведения о книгах, монографиях, учебниках, учебных пособиях должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003с обязательным приведением названий работ. (Образец представлен в Приложении 2).

 

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последующих ее страницах. В приложения следует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия курсовой работы, оценки ее научной и практической значимости: первичный диагностический материал (бланки ответов испытуемых), промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, оценки погрешности измерений; таблицы вспомогательных цифровых данных; иллюстрации вспомогательного характера. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, рисунки, фотографии и др.

На все представленные приложения в основной части курсовой работы должны быть сделаны ссылки.

Пример: Результаты исследования уровня тревожности испытуемых свидетельствуют о повышенных результатах как ситуативной, так и личностной тревожности (Приложение 1).  

 

 

Date: 2016-05-18; view: 370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию