Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностический анализ проблемы
Технология «Детальное описание поведения»
Цель: построение общей картины проблемной ситуации, подробное выявление признаков проблемы, характеризующих специфические особенности поведения и деятельности.
I этап Воссоздание проблемной ситуации
● Как часто наблюдается подобное поведение? Всегда ли так себя ведет? ● Когда впервые наблюдалось такое поведение? ● Когда последний раз наблюдалось? ● Когда особенно интенсивно проявляется? Типичные характеристики поведения (в чем проявляется)? ● Какие чувства (внешне выражаемые и внутренне переживаемые) при этом испытываются?
II этап Анализ ситуации, в которой проявляется это поведение
О — Описание поведения ● Опишите этот момент. Что происходит?
С — Смысл ситуации. ● О чем думали (какие мысли были в голове) в этот момент?
Н — Наблюдаемые признаки поведения. ● Если бы можно было сфотографировать этот момент поведения, то чтобы зафиксировала (можно было бы увидеть) фотокамера?
О — Физические ощущения. ● Какие ощущения при этом возникают? Как это физически переживается?
В — Восприятие ситуации и представление последствий. ● Какие картины возникают в голове в подобных ситуаций. Как представляются последствия поведения?
А — Аффективные переживания, чувства. ● Какие чувства испытываются при этом?
Итог II этапа: Более точное определение проблемной зоны – модели поведения, переживаемых чувств, ощущений, представлений и мыслей.
III этап Идентификация фактов ситуации (правило четырех «С»)
С — Выявление стрессора (внешнего или внутреннего) – побудителя, толчка к возникновению ситуации. ● При каких условиях проявляется такое поведение. Что должно произойти, чтобы человек поступил таким образом?
С — Специфика возникновения проблемной ситуации. (Оценка совокупности внешних условий через внутренние фильтры.) ● Во время разных ситуаций, когда проявляется такое поведение, что повторяется, происходит каждый раз (агрессия, раздражение, тревога, страх, пессимизм и т. д. – выявляются одинаковые чувства, одинаковые действия, мысли, желания)?
С — Психологические свойства. (Особенности психологического функционирования, общая характеристика личности.) ● Что в установках, характере заставляет вести себя подобным образом? Почему такие поведенческие реакции? ● Опишите себя (другого). Что вы (он) за человек? ● Каких жизненных ценностей, установок придерживается? Какие правила жизни есть? Какой жизненный девиз? В чем убежден? ● Если бы друзья или коллеги вас бы описывали, чтобы они могли рассказать?
С — Система последствий поведения. (Выявление существования связи между результатом поведения и его подкреплением.) ● Что происходит, когда человек повел себя подобным образом (реализовал свою стратегию поведения)? (Например, сказал «да», хотя хотел сказать «нет».) ● Что чувствует потом? (Например, чувствует облегчение, так внутреннее давление ослабевает.) ● Какие мысли о последствиях своего поведения? ● Какую функцию несет такое поведение в жизни? (Например, привлекает внимание, поддерживает самооценку и т. д.)
IV этап Анализ планов поведения
● Установление взаимосвязей между особенностями поведения и особенностями личности, системно поддерживающими стратегии поведения, обеспечивающими их повторяемость в различных ситуациях. ● Систематизируйте выделенные на первых трех этапах признаки в таблице. К первому уровню отнесите внешние (наблюдаемые) признаки поведения или особенности деятельности. На втором уровне определите, какую функцию (какое значение имеет) несет данная особенность в жизни человека. На третьем уровне попытайтесь обобщить выделенные функции единой целью (если возможно) или двумя целями: на что направлено такое поведение. На четвертом уровне на основе повторяющихся признаков и цели поведения выделите возможную психологическую причину такого поведения. В таблице ниже приведен пример работы на этом этапе. Результат: Установление причинно-следственных связей между внешними проявлениями в поведении и внутренними (психологическими) механизмами.
Date: 2016-05-13; view: 491; Нарушение авторских прав |