Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Ибн Рушда. Учение о двойственной истине





Абу́ль Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад ибн Рушд (араб. ابو الوليد محمد ابن أحمد ابن رشد‎‎, 1126, Кордова — 10 декабря 1198,Марракеш) — знаменитый западноарабский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверро́эс.

Ибн-Рушд преодолевает аристотелевский отрыв формы от материи, обосновывает их единство, доказывает, что материя вечна, несотворима и неуничтожима. Ничто в материи не исчезает и не возникает. Происходящие в природе изменения представляют собой лишь новые сочетания вечных элементов материи. Вместе с вечностью материи он признает и вечность движения. Время рассматривает как результат движения материи.

В теории познания Ибн-Рушд развивает учение Аристотеля об универсалиях. На вопрос, что чему предшествует — понятие вещи или вещь понятию, дает материалистический ответ. Познание начинается с восприятия вещей, их отдельных качеств и количеств. Разум постигает сущность вещей, выражает ее в понятиях и является активной силой в процессе познания.

Ибн-Рушд развивал учение о двойственной истине. Он высказывал мысль о необходимости различать философские и богословские истины. Истинное в философии может быть ложным в богословии и наоборот. Это была первая попытка на пути обоснования наукой ложности религиозной идеологии.

Теория «двойственной истины» — возникшее в Средние века учение о философском и религиозном знании как двух аспектах истины или же двух самостоятельных истинах. Учение получило развитие в трудах аверроистов, представителей Шартрской школы, а также в учениях Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и еврейского философа Исаака Альбалага Есть истина философии и есть истина религии, утверждают представители аверроизма. Поскольку философия независима от религии, постольку возможно противоречие между утверждениями философии и религиозными догмами[1]. В отличие от Сигера Брабантского и других аверроистов, у самого Аверроэса истина философии (истина разума) имела приоритет над религиозной истиной: богооткровенные тексты в случае противоречия истинам разума должны подвергаться аллегорическому толкованию[1]. Таким образом у Аверроэса концепция двойственной истины превращаетеся в концепцию, согласно которой истина содержится только в философии.

В европейской мысли предтечей концепции двух истин оказался средневековый схоласт — представитель Шартрской школы —Жильбер Порретанский[2]. Из гносеологических воззрений Жильбера вытекало, что любое познание всегда формулируется в понятиях и есть познание единичных конкретных предметов. Поэтому теология как учение о Боге, который трансцендентен миру, невозможна в понятийной форме, ибо понятие соответствует лишь материальной вещи. Поэтому философию и теологию совершенно нельзя смешивать и противоречие между их истинами невозможно. Позднее учение о двойственной истине поддерживали также Уильям Оккам, Пьетро Помпонацци.Концепция истины Фомы Аквинского стала классической в католическом вероучении. Согласно ей, философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично — по предмету.







Date: 2016-05-18; view: 5210; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию