Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-этические взгляды КонфуцияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Основным понятием этики Конфуция является "жэнь" (гуманность), нравственный принцип которой определяет все отношения между людьми и в обществе, и в семье, а одно из центральных мест в его учении занимает понятие "благородный муж", которому отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания. Конфуций проповедовал любовь к старшим по возрасту и социальному положению, а поэтому каждый человек должен действовать в соответствии со своей ролью и своим местом в обществе. Он полагал, что люди должны быть великодушны и свято почитать культ предков. По мнению Конфуция, во главе государства должны стоять мудрые люди, так как их главная задача — личным примером воспитывать своих граждан, сохранять мир и доброжелательность человеческих отношений. Он придавал большое значение образованности и нравственному совершенствованию личности. Каким же должен быть "благородный муж"? В книге "Лунь юй" он указывает: "Благородный муж всегда исходит из чувства справедливости, которое выражается в том, что в делах он следует правилам поведения, в речах скромен, при завершении дел — правдив. Именно таков и есть благородный муж". Опираясь на социальный опыт и знания предшествующих поколений, Конфуций вносит в теорию социальных институтов и социологию личности ряд важных положений. Созданная Конфуцием социальная модель личности оказала огромное влияние на формирование национального характера и духовную жизнь китайской нации. Этими теоретическими положениями Конфуций в определенной мере достиг своей реальной цели — нашел "ключ" к созданию гармонического китайского общества. Социологические идеи Конфуция о построении идеального типа личности, путях его достижения можно и сегодня назвать этическими ценностями человеческой жизни, которые являются вечными. "По природе все люди сходны,— писал Конфуций,— и лишь привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга... Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменчивы" ("Лунь юй"). Конфуций впервые в истории цивилизации отделяет этические нормы от религиозных, рассматривает мораль как форму совершенствования реальных общественных отношений. Идеи Конфуция, особенно о нравственном воспитании человека, регулировании человеческих отношений, сыграли прогрессивную роль не только в истории китайской культуры, но и всего цивилизованного мира. Известный современный мыслитель-богослов Александр Мень писал, что "конфуцианский идеал — не просто экзотическая философия, а первая попытка сформулировать учение о том, что конечная цель человека — чисто земная, что нравственность может быть укреплена независимо от религии, а трагичность жизни преодолена созданием гармоничного общества". После смерти Конфуция среди его последователей разгорелась идейная борьба. Ряд его учеников склонялись в сторону мистики и идеализма, базируясь на социально-философских идеях Конфуция о культе предков и отстаивании традиционных религиозных церемоний, другие — развивали его идеи о близости людей друг другу по своей природе, его гуманистические взгляды на мир, человеческие отношения. Религиозно-философские воззрения мыслителей Индии и Китая дали наглядные образцы социологической мысли, особенно ярко выраженные в конфуцианской этике, не столько объясняющей общественные отношения, сколько пытающейся их исправить, показать человеку, какими они должны быть, какими путями можно этого достичь. Здесь человек не только религиозное, но и мирское существо, обязанное освоить нравственные нормы и строить по ним повседневную жизнь. Это — непреходящий этический идеал. Date: 2016-05-18; view: 2858; Нарушение авторских прав |