Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обобщение и абстракция при классификации объектов





…Особенности обобщений у умственно отсталых школьников пока мало изучены. Для того чтобы дать общую характеристику обобщений умственно отсталых школьников, воспользуемся материалом наблюдений за тем, как они производят классификацию изображений знакомых им объектов: посуды, одежды, мебели, игрушек, различных овощей, диких и домашних животных, видов транспорта и т. д. Такие наблюдения проводятся в медико-педатогических консультациях, в приемных комиссиях при отборе детей во вспомогательную школу (В. Я. Василевская, 1956, 1960; С. Я. Рубинштейн, 1959). Имеются также данные о выполнении классификаций детьми-олигофренами, подвергшимися длительному клиническому изучению (М. С. Певзнер, 1959; М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, 1962).

Дети, поступающие во вспомогательную школу или начинающие там обучаться, рассмотрев набор картинок, перебирают их, нередко перекладывают без всякой системы с места на место. Но иногда у них встречаются небольшие по объему ситуационные объединения: стол и стул, чулки и ботинки, чашка и блюдце. У детей, обучавшихся во вспомогательной школе год-два, ситуационные объединения довольно широки по объему. Так, они объединяют парту, книгу, тетрадь, карандаш, чернильницу, потому что учебные предметы «лежат на парте»; со столом объединяют тарелку, ложку, чашку; к изображению мальчика подкладывают кепку, пояс, ботинки, так как эти предметы он может носить, и т. д.

Такой принцип объединения картинок свидетельствует о некотором продвижении в развитии мышления детей-олигофренов, так как, выполняя подобную классификацию, ребенок отражает связи между предметами, которые наблюдает. И вместе с тем он уже абстрагируется от величины изображенных объектов: размер нарисованной парты немногим больше размера тетради и карандаша, а кепка намного больше, чем голова мальчика.

Уже во II, чаще в III классе наряду с ситуационными группировками появляются обобщения по категориям, опирающиеся на заученные детьми «родовые» названия (посуда, одежда, мебель, игрушки, домашние животные, дикие животные). Заученные обобщения постепенно начинают преобладать в деятельности умственно отсталых детей и оттесняют собой ситуационные. Однако заученные обобщения долго остаются неустойчивыми. Так, например, когда ученику III класса предложили укрупнить правильно составленные им группы объектов, то он не объединил домашних животных с дикими, но к диким животным присоединил деревья и цветы, мотивируя тем, что звери живут в лесу. На вопрос о том, почему он не соединил диких животных с домашними, мальчик ответил, что дикие животные съедят их (М. С. Певзнер, 1962). Этот факт (а таких наблюдений много) показывает, что обобщения, которыми школьники овладевают в процессе учения и успешно пользуются в условиях, близких к учебной деятельности, лишь медленно и постепенно перестраивают установившиеся у них способы осмышления действительности.

В обобщениях умственно отсталых школьников проявляются своеобразные черты, резко отличающие их от нормально развивающихся детей. Ученикам вспомогательной школы доступно ситуационное объединение предметов, отражающее пространственно-временные связи. Этого рода обобщения устойчивы и довольно широки по объему. Перестройка их трудна. Классификации предметов по категориям на основе существенных признаков отражают опосредствованный характер мышления. Это учебные классификации, которые дети заучивают в школе. Опосредствованное словом «учебное» обобщение не пронизывает их жизненный опыт в целом; оно сосуществует с ситуационным обобщением. В этом отличие олигофренов от учащихся массовой школы, от-носительно легко овладевающих категориальными обобщениями и успешно ими пользующихся.

Date: 2016-05-18; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию