Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 2. Примеры из практикиАве-Лаллемант, Урсула А19 Графический тест «Звезды и Волны». — СПб.: Издательство «Речь» совместно с издательством «Семантика-С», 2002. - 240 с.
Книга знакомит читателей с практически неизвестной в России графической проективной методикой «Звезды и волны», которая применяется для диагностики как взрослых, так и детей начиная с 3-летнего возраста. В целом книга представляет собой подробное руководство по использованию данной методики, с большим числом разбираемых примеров. Методика может быть весьма полезна для клинико-диагностического обследования, в практике оказания социальной и психологической помощи, в деятельности школьных и детских психологов, при работе с так называемыми девиантами и для выявления соответствующих групп риска. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие научного редактора....................................4 Предисловие к первому изданию...................................11 Предисловие ко второму изданию.................................13 Предисловие к русскому изданию.................................14 Часть 1. Введение в тест «Звезды и Волны» I. Особенности применения теста........................................16 1. Общая характеристика................................................ 16 2. Тест «ЗВ» в качестве личностного теста................... 21 3.Тест «ЗВ» как тест умственного развития (интеллекта)..26 4. Инструкции по проведению тестирования.............. 29 II.Критерии оценки теста............................................... 34 1.Формальные способы воплощения заданной темы. 34 2. Формальная структура пространства........................ 40 3. Пространственная символика..................................... 44 4. Предметная символика................................................ 59 5. Особенности графики.................................................. 64 Часть 2. Примеры из практики I. Пятьдесят тестовых рисунков из детских садов......... 74 II.Интерпретация результатов тестирования................. 127 1.Двадцать интерпретаций результатов тестирования.. 127 2. Тест «Звезды и волны» в комплексном обследовании личности........................................................................179 Часть 3. Области применения теста «Звезды и Волны» 1. Тест «ЗВ» как тест на школьную зрелость.............. 194 2.Проверка развития в детском возрасте................... 199 3.Возможности теста «ЗВ» при консультировании конфликтов................................................................... 208 4.Тест «ЗВ» в медицинской диагностике.................... 214 5 Тест «ЗВ» в криминологии......................................... 225 6 Особый случай............................................................. 228 Приложение: Статистические данные исследований....................... 232 Указания по обработке теста «ЗВ»............................... 236 Указатель к иллюстрациям............................................ 237
Предисловие научного редактора На сегодняшний день практическая психодиагностика проникла в различные сферы деятельности человека и стала распространенной формой работы психологов, психотерапевтов, врачей, социальных педагогов и социальных работников. Можно долго спорить о достоинствах или недостатках тех или иных психодиагностических методов, особенно проективных, но только с их помощью можно оценить личностные особенности и потенциал человека. Поэтому зна-. комство с новой психологической методикой всегда актуально и полезно. Тем более, если речь идет о методике, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека, имеющего поведенческие и личностные проблемы. Данная публикация знакомит российских специалистов с практически неизвестной в России графической проективной методикой «Звезды и волны». Автор книги, Урсула Аве-Лаллемант, — довольно известный в Германии графолог и психодиагност. Занимаясь практической диагностикой личности, она параллельно изучала психодиагностические возможности анализа почерка и ряда проективных тестов (рисунок семьи, дерева, графический тест Вартегга). В процессе этой работы она пришла к выводу, что можно совместить в одной методике достоинства рисуночных тестов и психологической графологии. Результатом явилось создание нового подхода к обработке рисуночных тестов, принципиальным требованием которого является рисование только простым карандашом, что позволяет проводить довольно тонкий анализ особенностей графики тестового рисунка. К сожалению, автор мало внимания уделяет теоретическому обоснованию своего подхода, а больше описывает технологию работы с тестом. Тем не менее, очевидно, что она опирается на опыт изучения особенностей личности, накопленный в Западной Германии, где весьма интенсивно развивалась экспрессивная психология, т.е. психология спонтанной деятельности. Ее методы исследования включали не только изучение сиеминутной экспрессии, но и зафиксированных экспрессивных следов, к которым относится и почерк человека. Исследование почерка является одним из самых развитых методов личностной диагностики в Германии и широко там распространено. Например, он используется в комплекс психодиагностических методик, используемых при отборе кандидатов на работу. Большая заслуга в научном обосновании и разработке этого метода принадлежит немецким психологам Лейпцигской школы Клагесу (L. Klages) и Гроссу (С. Gross). Последний выделил три основные характеристики почерка, которые Аве-Лаллемант применяет в своей работе. Это — признаки движения, особенности оформления и распределенность элементов в пространстве. В своей методике Аве-Лаллемант использует также пространственную символику, которая была разработана психологом все той же Лейпцигской школы М. Пульвером (М. Pulver) для анализа пространственных характеристик почерка. Второе методическое направление, на которое опирается Аве-Лаллемант, это немецкая школа проективной психологии, в частности работы Е. Вартегга (Е. Wartegg) и А. Феттера (A. Vetter). В рамках этого направления проекция понимается как субъективное окрашивание восприятия и осмысления окружающего мира, возникающее под влиянием внутренних переживаний, чувств и установок человека. И хотя подобное толкование можно трактовать довольно широко, оно явно тяготеет к Фрейдовской интерпретации проекции, рассматриваемой им как первичный процесс уподобления воспринимаемой реальности своему внутреннему миру. При этом акцент на первичных процессах позволяет рассматривать проективное поведение как поведение, организованное по принципу удовольствия и ориентированное на символическое удовлетворение в продуктах фантазии. Поэтому при анализе проективного материала используют символический анализ изображений. Понятие проекции в немецкой психологии и символика, применяемая при ее интерпретации, несомненно, шире предлагаемых ортодоксальным психоанализом. Большое влияние здесь оказали работы К. Юнга, А. Адлера и других представителей глубинной психологии. Различия между экспрессивными и проективными аспектами поведения были описаны известным американским психологом Г. Оллпортом. Экспрессивное поведение он связывал с относительно стабильными характеристиками индивидуального стиля и организации личности, а проективное — с апперцептивным искажением окружающей действительности, возникающих под влиянием мотивационных особенностей и аффективных состояний личности. Проективные черты обнаруживаются в том, что человек делает, экспрессивные — в том, как он это делает. По мнению Л. Беллака, автора известной концептуальной теории проекции, в проективном исследовании личности проявляются оба аспекта поведения. Поэтому проективные методики подходят для изучения как экспрессивного, так и собственно проективного поведения. Но так как на практике провести четкое разграничение между экспрессивными и проективными чертами личности не всегда удается, то данная позиция в настоящее время считается устаревшей. Многие психологи используют более широкую трактовку понятия проекция, которая включает в себя и индивидуальный стиль и личностные смыслы человека, то есть довольно устойчивые характеристики личности. Аве-Лаллемант в данной работе учитывает различия между экспрессивными и проективными чертами личности и связывает стилевые и технические особенности рисунка с проявлением характерологических черт, а специфические особенности содержания картины — с проекцией внутри личностных проблем человека. Свой подход Аве-Лаллемант воплотила в новой графической методике «Звезды и волны». Будучи психологом динамической ориентации, она исходит из представлений психоаналитиков о том, что вода и море являются символическим выражением бессознательных желаний и импульсов, а небо и звезды — осознаваемых намерений, устремлений, ценностей и волевых усилий. Каждый конкретный рисунок, по мнению автора, являет собой отпечаток усилий «Я» по контролю как над внешним окружением, так и над бессознательным («Оно»). В этой связи, данную методику целесооб- разно использовать для диагностики психических состояний и внутриличностных проблем человека. Она может показать, существуют ли серьезные внутриличностные конфликты, способен ли данный человек сам без посторонней помощи справиться с ними, в какой степени человек адаптирован к сложившейся ситуации, отягощено ли его отношение к миру психическими травмами из прошлого и т.п. При этом Аве-Лаллемант исходит из положения, что любые отклонения от норм в рисунке, которые мы можем рассматривать как дефект, искажение, нарушение адекватности и целостности рисуемого образа, а также наличие деталей, которые очень бросаются в глаза (так называемое акцентирование), могут свидетельствовать о наличии каких-либо нарушений в структуре личности или поведения обследуемого человека. При этом, речь может идти как о незначительных проблемах в области самоорганизации личности, так и о серьезных нарушениях психики. В том и другом случае признаки потери внутреннего психического равновесия должны проявиться, по мнению автора, в тестовом рисунке. Наличие таких признаков должно служить основанием для более внимательного изучения личности и назначения психотерапии. В целом книга представляет собой подробное руководство по использованию данной методики, с большим числом разбираемых примеров. Автор предлагает применять ее для диагностики как взрослых, так и детей начиная с 3-летнего возраста. При этом, результаты тестирования для каждой возрастной группы могут анализироваться с разных позиций. Для маленьких детей автор рекомендует использовать данную методику прежде всего в качестве теста для оценки их умственного развития, т.е. в качестве своеобразного теста интеллекта. Надо сказать, что первые рисуночные тесты в истории психодиагностики и предназначались именно для оценки интеллектуального развития маленьких детей. Например, тест Ф. Гудинаф «Нарисуй человека». При выполнении теста ребенок показывает, понимает ли он, что такое звезды и волны, и насколько развита у него сенсомоторная координация, чтобы адекватно изобразить свое понимание. В качестве теста умственного развития данная методика может использоваться как отдельный независимый тест. В книге приведены статистические данные, позволяющие определить, соответствует ли умственное развитие ребенка его возрасту. После 5—6 лет данная методика уже может использоваться преимущественно для диагностики темперамента, характера и состояния ребенка, которые отражаются в особенностях графики рисунка и в общем настроении картины, то есть в качестве проективного теста. Как известно, в диагностике посредством проективных методов психолог опирается на внутреннюю субъективную шкалу оценивания, которая формируется у него в процессе накопления профессионального опыта. Это вносит в диагностику определенный субъективизм и справедливо подвергается критике. В целях минимизации возможных ошибок при интерпретации теста, Аве-Лаллемант рекомендует использовать свою методику в комплексе с другими проективными методиками, а также подтверждать полученный диагноз в беседе с обследуемым человеком. Следует отметить два очень интересных и важных замечания или вернее, предостережения, которые делает автор книги. Первое касается возможностей символической трактовки рисунков с позиций динамического подхода. Аве-Лаллемант пишет о том, что дети склонны увлекаться рисованием, фантазировать и насыщать свои рисунки различными персонажами и деталями. При этом, в большинстве случаев, эти детали не несут какого-либо символического содержания, а просто являются украшением картины, разработкой сюжета рисунка. Ребенок пытается посредством рисунка интегрировать в единый образ все, что у него ассоциируется с заданной темой. Он как бы пытается осмыслить все, что он знает по данному поводу и продемонстрировать это. То есть трактовать содержательную символику проективного рисунка у маленьких детей следует очень осторожно. Более целесообразно в детских рисунках рассматривать пространственную символику и штриховые особенности изображения, в которых отражаются экспрессивные особенности поведения ребенка, его стремление контролировать свое поведение, готовность реагировать определенным образом и т.п. Только в подростковом возрасте, с его внутриличностными противореча-ями, которые могут проецироваться на рисунок, целесообразно начинать символическое толкование содержания рисунка. Второе очень важное замечание касается различий в трактовке рисунков, сделанных людьми, относящимися к так называемой норме, и лицами, имеющими какое-либо нервно-психическое расстройство. В первом случае рисунок отражает особенности ориентации тестируемого в окружающем мире, выражает особенности личностных предпочтений, устремлений и опасений, готовность преодолевать встречающиеся на пути препятствия, то есть личностные диспозиции автора рисунка. Во втором случае в рисунке мы находим символическую проекцию внутриличностных конфликтов, которые мешают отразиться в рисунке характерным особенностям данной личности, ее ценностям и ориен-тациям. То есть в рисунке преимущественно проявляются либо характер и направленность личности, либо внутрилич-ностные проблемы человека. Итак, Аве-Лаллемант предлагает три уровня анализа рисуночных тестов. 1. Оценка качества рисунка с позиций понимания задания теста и развитости сенсомоторной координации человека. Такой анализ автор рекомендует осуществлять при тестировании детей от 3 до 6 лет, детей с задержкой развития, умственно отсталых людей и лиц, находящихся на лечении после черепно-мозговой травмы. Примеры анализа рисунков всех этих групп приводятся в книге. 2. Оценка стилевых, штриховых и пространственных особенностей рисунка, включая традиционную для проективных методик и графологии пространственную символику. Такой анализ автор предлагает осуществлять для всех категорий клиентов. Он позволяет с той или иной степенью вероятности определить социальное самочувствие человека, адаптированность к окружающему его миру, а также некоторые его установки и особенности характера. Именно на этом уровне Аве-Лаллемант использует взятый из графологии детальный разбор особенностей штриха (линий) рисунка и обогащает его оценкой штриховых дефектов, что в целом позволяет осуществить довольно тонкий анализ проявлений в рисунке личностных особенностей человека. 3. Анализ содержательной символики рисунка. Данный анализ Аве-Лаллемант предлагает применять только при тестировании взрослых людей и подростков, и только в том случае, если в рисунке обнаруживаются признаки психической дисгармонии человека. Проводить такой анализ надо весьма осторожно, так как именно на этом уровне наиболее велика вероятность субъективизма в постановке психологического диагноза. Несмотря на то, что Аве-Лаллемант нигде не приводит конкретных данных о валидности предлагаемой ею методики, большое число примеров подтверждения поставленных ею диагнозов другими проективными методиками, а также данными анамнеза, опроса обследуемых людей и объективными показаниями позволяют сделать предположение о достаточной валидности теста «Звезды и волны» и рассматривать его в качестве весьма перспективного психодиагностического инструмента. Тем более, что автор утверждает, что данная методика не заменяет уже известные экспрессивные проективные методики, а дополняет их, так как позволяет в некоторых случаях уточнить причину душевных страданий человека (см. описание использования данной методики в комплексе с другими проективными тестами). Методика «Звезды и Волны» адресована специалистам, имеющим достаточную информационную базу в области психологии личности и большой опыт работы с проективными методами. Ибо понимание описываемых в книге интерпретаций тестовых рисунков предполагает хорошее знание психоаналитических теорий развития, символики архетипов и проективной психологии. Представляется, что данная методика может быть весьма полезна для клинико-диагностического обследования, в практике оказания социальной и психологической помощи, в деятельности школьных и детских психологов, при работе с так называемыми девиантами и для выявления соответствующих групп риска. Надеюсь, что опыт практического использования данной графической методики в России подтвердит ее диагностические возможности и она станет ценным диагностическим инструментом в руках российских специалистов. Канд. психол. наук, Полуэктова Н.М.
Предисловие к первому изданию
Тест «Звезды и Волны» (далее тест «ЗВ») является разработанным мною рисуночным тестом и относится к группе графических и проективных тестов. В качестве диагностического метода он давно уже используется в практике психологического консультирования в сочетании с анализом почерка и другими графическими тестами. В этом комплексе тест играет связующую роль: с одной стороны, в нем проявляются основные элементы графологической диагностики — форма, особенности движения руки, распределение пространства; а с другой, содержательная сторона теста может выявлять неосознанные темы и конфликты, изучаемые глубинной психологией. Звезды и море обращены к первичным переживаниям человеческого бытия в космосе, поэтому в тесте они могут проявляться как экзистенциально важные символы. В силу своей специфики тест «ЗВ» может быть использован как для диагностики особенностей личности, так и для диагностики интеллектуального развития. В качестве личностного теста он обеспечивает существенную помощь при индивидуальном консультировании, выясняя экзистенциальные проблемы человека. При этом он особенно результативен в сочетании с другими графическими проективными методами диагностики, анамнезом и опросом, с которого может начинаться консультативная беседа. В качестве теста умственного развития тест «ЗВ» может выявить, насколько хорошо понята тема задания и удалось ли это понимание передать графически. Таким образом, уже применительно к маленьким детям его можно использовать как методику оценки развитости высших психических функций или как тест школьной зрелости. Для того чтобы рисовать, ребенку не нужно предварительно изучать что-либо, как это требуется, например, при приобретении навыков письма; диагностику интеллектуального развития можно осуществлять непосредственно в игре. Именно поэтому тест «ЗВ» является особенно подходящим методом диагностики для маленьких детей, а также для выявления ранних нарушений психического развития детей. Данная книга является руководством по использованию теста «Звезды и Волны». В первом разделе книги дана общая характеристика методики, во втором описываются конкретные случаи практического применения теста. Тест «ЗВ» на протяжении нескольких лет использовался мной и как средство практической диагностики, и как ценный инструмент для научных исследований. Благодаря простой и понятной стандартизированной инструкции и свободе индивидуального раскрытия темы, он оказался особенно подходящим инструментом для сравнительных исследований, в том числе и межнациональных. Предлагаемая работа раскрывает возможности теста «ЗВ», но не может их полностью исчерпать. Может быть, она вызовет интерес не только к практическому использованию, но и к дальнейшим исследованиям в этом направлении. Сентябрь 1978 г. Урсула Аве-Лаллемант
Предисловие ко второму дополненному изданию
Тест «ЗВ» благодаря своей независимости от особенностей национальной культуры был применен на всех пяти континентах. Данная книга вышла уже на французском и английском языке, готовятся к публикации переводы на чешский, итальянский и японский языки. Проведено статистическое сравнение результатов тестирования среди детей разных национальностей. В этих исследованиях тест «ЗВ» использовался в качестве теста школьной зрелости. Тест «ЗВ» хорошо зарекомендовал себя в качестве методики проверки развития детей, а также в практике психологического консультирования взрослых и подростков. Появились новые данные, подтверждающие правомерность использования теста «ЗВ» в особых случаях, а также в целях медицинской диагностики и в криминологии. Во всех этих областях тест «ЗВ» показал себя в качестве методики, позволяющей контролировать эффективность оказания профессиональной помощи. Второе издание расширено и дополнено. Добавлен третий раздел книги, в котором описываются результаты исследований и примеры из различных областей применения теста. С момента выхода первого издания книги опыт применения теста «ЗВ» показал необходимость некоторых модификаций в процедуре тестирования. Эти новые требования изложены на с. 237. Я приношу глубокую благодарность всем, кто помог мне собрать ценные данные по использованию теста «ЗВ». Таких людей так много, что, к сожалению, я не могу их здесь назвать поименно. Я хотела бы, чтобы тест «Звезды и Волны» активно использовался и развивался. Может быть, благодаря своей независимости от национальных различий он сможет стать в будущем средством междисциплинарного и интернационального взаимопонимания. Мюнхен. Февраль 1994 г. Урсула Аве-Лаллемант Предисловие к русскому изданию
Тест «Звезды и Волны» предлагает рисующему человеку расположить в едином пространстве основополагающие для любой культуры элементы восприятия окружающего мира. С этой точки зрения тест «ЗВ» является тестом сформированное™ такого восприятия, то есть тестом достижений. Однако, в силу индивидуальности выполнения, он является одновременно и проективным тестом. Особое значение теста «ЗВ» заключается в том, что он обращен к первоосновам возникновения мира: к воде и звездам. Если онтогенетическое развитие индивидуума действительно происходит в соответствии с психогенетическим развитием человечества, то глубинные слои личности должны быть связаны с этими архетипами. Таким образом, результаты теста позволяют глубже проникнуть в душевную жизнь человека. Тест «ЗВ» апробирован в пяти частях света, проведены обширные сравнительные статистические исследования среди дошкольников из пяти стран. Я передаю тест русским педагогам и психологам с большой надеждой на то, что данный метод психодиагностики поможет оптимально использовать индивидуальный потенциал личности и этим внесет свой вклад в формирование нового поколения вашего талантливого народа. Мюнхен Урсула Аве-Лаллемант
Часть первая Введение в тест «Звезды и Волны»
I. Особенности применения теста Для выполнения теста «Звезды и Волны» (теста «ЗВ») имеется стандартный бланк форматом А5 (рис. 1), где необходимо в очерченной рамке нарисовать звездное небо над волнами моря. На бланке напечатана инструкция к тесту, а также имеются рубрики: имя, фамилия, дата рождения, профессия, дата заполнения теста.
I. Общая характеристика Тест «Звезды и Волны» относится к экспрессивным графическим и проективным тестам. Он опирается на методологию, развивающуюся, с одной стороны, в характерологии и в науках, изучающих экспрессию человека, а с другой стороны, в глубинной психологии. С этой точки зрения он является инструментом диагностики личности и предназначен, прежде всего, для использования в практике психологического консультирования. Но тест «ЗВ» можно использовать и как тест развития высших психических функций, при помощи которого диагностируются определенные интеллектуальные достижения и школьная зрелость. Поэтому он оказался особенно ценным для ранней диагностики развития детей. Экспрессивные проективные методы направлены на регистрацию индивидуальных особенностей поведения человека, которые проявляются в мимике, жестах, голосе и графических изображениях. Экспрессивный след грифеля в виде почерка или рисунка фиксируется на бумаге. Это позволяет рассматривать и основательно изучать индивидуальные особенности экспрессии и проекцию личности в отсутствии автора. Для диагностики важна оценка индивидуальных отклонений от разработанных стандартов; например, в почерке — от школьной нормы правописания, в графических тестах — от инструкций и образцов. При этом проявляются, личностные особенности автора и его состояние на момент обследования (отсутствие или наличие нарушений психики). Это отражается в особенностях оформления графических образов, в следах движения карандаша, а также на пространственном расположении элементов картины. Соответственно, это также отражается в оформлении графического образа звезд, в следах от движения руки при рисовании волн, а также в расположении отдельных элементов рисунка на стандартном бланке теста. Эти три основные характеристики письма, которые в почерке сплетены воедино, в тесте «ЗВ» выступают в относительно чистом виде. Таким образом, тест «ЗВ» близок к психологической графологии с ее диагностическими возможностями и выстроен на ее опыте. При создании индивидуального рисунка на заданную тему проецируется содержание переживаний, способы интерпретаций которых похожи на способы, развитые в глубинной психологии. Достигнутое таким образом расширение диагностических возможностей теста привело к тому, что анализ почерка и анализ рисунка стали применяться в качестве дополнения друг друга. Если в почерке отражаются индивидуальные черты личности, то рисуночный тест посредством инструкции провоцирует отражение переживаний, относящихся к скрытым глубинным слоям психики. В глубинной психологии используется метод толкования снов с интерпретацией их спонтанных, неосознанных проекций и символов, а также проективные тесты, которые посредством различных стимулов (провокационных слов, предъявления картинок) должны пробуждать неосознаваемые ассоциации и побуждать к разговору. В роли стимульных картинок могут быть использованы рисунки, как это происходит, например, в тесте Феттера (Vetter) на сообразительность или в тесте Кормана (Corman) «Черная нога» (Schwarzfuss). В отличие от других эти тесты являются к тому же проективными гештальт-тестами. В них неосознаваемая проекция проявляется одновременно с индивидуаль-. ным исполнением задания теста и как таковая сразу же становится понятной психологам. Глубинные области переживания, из которых рождаются ассоциативные образы, проявляются по-разному, в зависимости от темы и стимульного материала. При выполнении теста «ЗВ» это происходит благодаря инструкции рисовать «звездное небо над волнами моря» и стандартному бланку с рамкой, в которой заданная тема должна быть представлена в виде картины. Из графических методов, которые я использовала в собственной практике, следует отметить такие как анализ почерка, тест «Дерево», графический тест Вартегга, рисунок семьи («Звериная семья», «Заколдованная семья») и тест «Человек». С появлением теста «ЗВ» в этой области открываются новые возможности. Названные методы имеют различия в инструкциях, которые определяют различия их диагностических возможностей. При тестировании по почерку стандартная инструкция заключается в просьбе написать несколько букв, которых было бы достаточно для какого-нибудь сообщения, и в задании соединить эти буквы друг с другом при написании их на бумаге. С давних пор рукописное письмо служит средством информации и, соответственно, межличностной коммуникации. Поэтому здесь не требуется особой стандартной инструкции, как в других тестовых методиках. У рисунков, напротив, имеется содержательный «мотив», тема изображения. При так называемом свободном рисунке она выбирается самостоятельно. Рисунок на свободную тему также говорит что-то об индивидуальности автора, поэтому знатоки без труда узнают руку Рембрандта, Пикассо или Клее. Однако из-за отсутствия стандарта подобные рисунки используются для целей психологической диагностики только в весьма ограниченной мере. Иначе обстоит дело, если задана определенная тема, как, например, в тестах «Дерево», «Человек» или «Семейный портрет», при их выполнении проявляются индивидуальные отличия в понимании заданной темы. В них, также как и при рисовании на свободную тему или при анализе почерка, используется чистый лист, но сама постановка темы вызывает у личности потребность изображать определенные чувства и, тем самым, свои неосознаваемые переживания. В тесте «Дерево» рисующий человек отождествляет себя с изображением дерева, так как дерево вообще по содержанию и форме является символом всего живого. В тесте «ЗВ», напротив, автор рисунка изображает не себя в окружающем мире, а, не сознавая того, изображает свой мир, свой опыт восприятия природы, окружающего мира, первичных символов пространства. Тогда как в тесте «ЗВ» тестируемый отображает опыт своего отношения к миру, в рисунке «Семья» проявляется его опыт взаимодействия с одной конкретной группой людей. Рамки, имеющиеся на тестовом бланке «ЗВ», роднит этот тест с известным рисуночным тестом Вартегга. Стандартный тестовый бланк методики Вартегга содержит 8 квадратных рамок или полей, в которых размещены разные для каждого поля графические знаки, стимулирующие тестируемого человека создать с их помощью более сложные изображения. Конкретные формы и темы создаваемых рисунков здесь не определяются. Лишь индивидуальная реакция на стандартные стимулы образует материал для диагностики. Итак, тест «ЗВ» находит свое место среди других рисуночных тестов, так как у него, также как и в тесте Вартегга, имеется стандартный стимульный материал, а также определенная тема, которую требуется воплотить в рисунке. Особое место в диагностике графической экспрессии занимает обработка способа проведения линий (штрихов). Соответствующий метод развит как для анализа чернильного, так и карандашного штриха. Способы прорисовки линий или штрихов могут сигнализировать о душевном расстройстве человека или, если подобные расстройства не обнаруживаются, характеризовать индивидуальное своеобразие его личности. В качестве теста функционального развития тест «ЗВ» оценивает только индивидуальные и сенсомоторные способности, но не диагностирует психические состояния или содержание глубинных психических переживаний человека. В этом качестве тест «ЗВ» целесообразно использовать для оценки уровня развития детей дошкольного возраста. С этой точки зрения он относится к тестам умственного развития. 2. Тест «ЗВ» в качестве личностного теста Тест «ЗВ» возник в службе психологического консультирования, и, следовательно, использовался как личностный тест. Он опирается на методы анализа графической экспрессии и интерпретации содержания рисунков. Тест открывает дополнительные возможности в оценке содержания переживаний тестируемого, в которых заключаются особенности обследуемой личности и ее жизненных ситуаций. Экспрессивный образ передает, например, впечатлительность, эмоциональность человека, преобладание у него рационального мышления или тенденцию быть пристрастным. Инструкция теста побуждает рисующего человека выразить, прежде всего, свои способности, меру впечатлительности и склонность к переживаниям, а также особый настрой души на эмоциональное сопереживание или на рациональную проработку воспринимаемой темы. Подобным образом тест «ЗВ» подталкивает рисующего человека создавать картины, содержание которых возникает в глубинных слоях психики. Можно сказать, что рисующий, побуждаемый инструкцией теста, выражает свои неосознанные и часто скрытые экзистенциальные установки. Сила экспрессии образов, спонтанное появление стимулов жизненно важной для индивида тематики могут быть как-то связаны со своеобразием природы звездного неба и морских волн. Мифы древних культур рассказывают нам о значении для человека звезд и моря, неба и воды. Если небо было пространственным символом верха (понимаемым здесь как в ценностном, так и в организационном смысле), то вода была символом низа еще в большей степени, чем земля. Ибо и на земле, вода стремится в глубину, к источнику всего сущего. Если небесное светило было воплощением заранее заданного, лишенного частностей «вечного порядка», непостижимого постоянного «Сверх-Я», то вода была постоянно меняющейся, в буквальном смысле, неуловимой жизнью, первичной материей всего сущего. В христианском искусстве небо, а также золотой фон, по которому распознаются священные изображения, стали символом вечности. Вода, напротив, стала символом жизни, рождения, а также возрождения при крещении и воспринималась как нечто сущее, объемлющее земной диск морями, и представляющее собой постоянно обновляющуюся могучую силу. В символике снов звезды и свет являются символами духа. Вода — символом души. Волны — символом душевной подвижности, а водяные валы — символом сильного возбуждения. Однако если для древних людей мифы о созвездиях и воде были реальной действительностью, то сейчас звезды и волны воспринимаются как символическое выражение глубинных переживаний. Они могут появляться в картинах, снах, их изображение можно встретить в произведениях искусства, они могут появляться при создании рисунков во время тестирования. Имеют ли образы сна или тестов символическое значение, или они возникли случайно, можно понять только при сопоставлении их с другими диагностическими материалами и конкретной жизненной ситуацией тестируемого человека. Как способы, так и содержание переживаний в какой-то мере выражают психологические проблемы или конфликты человека, что является основанием для сбора анамнеза и диагностики другими методами. Тест «ЗВ» позволяет выявить специфическую для каждого возраста манеру переживать и определить особенности, обусловленные половыми различиями. Очень показательными здесь являются эмоциональные решения, которые обычно впервые появляются в пубертатный период. Предположения о раннем созревании или о позднем развитии можно сделать на основании распределения средних значений типичных для данного возраста стилей рисования, что опять-таки указывает на соответствующую доминанту в переживаниях. В качестве личностной методики тест «ЗВ» чаще всего используют в комплексе с другими методами диагностики. При этом следует отметить, что целесообразно применять его в сочетании с анализом почерка. Так, если в почерке в значительной мере отпечатывается склонность человека к определенному типу поведения, то тест «ЗВ», часто к удивлению самих диагностов, выявляет индивидуальные способы переживаний, дополняя картину личности. Важность этого демонстрируется в ниже приведенных примерах. Рис. 2. На рисунке представлен образец почерка и тест «ЗВ» 35-летней женщины, которая в жесткой конкурентной борьбе добилась высокого социального положения. По ее почерку можно судить о явно выраженном желании ввязываться в борьбу, а также высоком интеллекте и энергичности, что и является основой личного успеха. Однако тест «ЗВ» показывает, что наряду с бойцовскими качествами эта женщина обладает весьма чувствительной натурой. Рисунок 3, выполненный 40-летним инженером, и особенности его почерка одновременно отражают способность тонко чувствовать и холодность в общении. Проявляемая в почерке склонность к абстрактному и рациональному мышлению может соответствовать изображенному на рисунке маяку, являющемуся символом искусственного света. Т.е. в данном случае результаты тестирования подтверждаются результатами графологического анализа. Пример комплексного использования теста «ЗВ» с анализом почерка, тестом «Дерево» и тестом Вартегга, будет представлен во второй главе.
3. Тест «ЗВ» как тест умственного развития (интеллекта) Тест «ЗВ» может быть использован и как тест интеллекта, предназначенный для оценки уровня развитости высших психических функций, особенно у детей. Задание нарисовать «звезды над волнами» требует от. ребенка сначала осмыслить понятия «Звезды» и «Волны», а затем трансформировать их в соответствующие образы. После этого ребенок должен нарисовать их так, чтобы можно было распознать отдельные формы и последовательность движения руки. Кроме того, нужно передать правильное пространственное соотношение, заданное инструкцией теста, то есть нарисовать звезды именно над волнами. В общей сложности возможны 4 варианта выполнения теста. 1. Тест не выполнен, ребенок возвращает лист незаполненным. Исключая отдельные случаи упрямства, можно предположить, что данный ребенок не дорос до выполнения этого задания. 2. Если в качестве ответа получены бессмысленные каракули, то в этом случае можно предположить, что задание также является еще не понятным или же ребенок не умеет рисовать. 3. Если выполнена только часть задания, нарисованы только звезды или только волны, то, по-видимому, ребенок еще не может сосредоточиться на двух понятиях одновременно. Однако частичное решение задачи не всегда объясняется только этой причиной. Ребенок может быть настолько очарован словом «звезды» или «волны», и, соответственно, один образ так может занимать его воображение, что для другого не хватает места. Об этом мы можем говорить в том случае, если все пространство в рамке заполнено или даже переполнено хорошо выполненными звездами или волнами. 4. Задание полностью понято и целиком выполнено. Интерпретация здесь зависит исключительно от особенностей раскрытия темы. По средним показателям типичных тестовых рисунков группы детей одного возраста можно определить среднюю готовность к выполнению данного теста. Так, 4-летний ребенок может почти всегда выполнить задание, 5-летний не выполняет его в исключительных случаях, обычно, когда имеется задержка в развитии или другие нарушения. Если функциональное развитие ребенка позволяет ему полностью выполнить тест, то можно выделить рисунки, в которых проявляются психические отклонения. Так, уже на этом этапе можно обнаружить симптомы нарушения психического развития ребенка. Это наглядно можно показать на примере двух рисунков 3-летних детей, которые будут рассмотрены ниже (рис. 31, 32, на стр. 79 и 80). Воспитательница охарактеризовала обоих детей как бойких, но плохо адаптирующихся к общению с другими детьми. Девочка (рис. 31) умела сама себя занять, сосредоточенно и глубоко погружалась в игру, даже оставаясь одна. Когда воспитательница возвращалась, она радовалась, не прерывая при этой своей игры. Небольшие задания она терпеливо старалась выполнять самостоятельно, например, завязать шнурок или застегнуть платье. Мальчик (рис. 32), напротив, не мог оставаться один и сосредоточиться на какой-либо игре. Он беспокойно переходил от одного предмета к другому, толкал то одного, то другого ребенка. Если воспитатель уходил, он все бросал для того, чтобы последовать за ним, так как боялся оставаться без воспитателя. После возвращения воспитателя страх исчезал, но у ребенка при этом не было ни веселья, ни радости. При выполнении несложных заданий, соответствующих его возрасту, он был не самостоятелен, нетерпелив и раздражителен. Задание определить, какому описанию подходит один из двух указанных выше рисунков, могло бы почти стать маленьким тестом на способность понимать экспрессию картин. На рисунке девочки ритмично скатывающиеся волны, выполненные четким или жирным штрихом, распределены по всей картине. Звезды, нарисованные в виде точек, поставлены целенаправленно и уверенно. Рисунок мальчика, наоборот, выполнен сумбурным и нервным штрихом. Это особенно относится к изображениям волн. Поспешно нацарапанные, расплывчатые, накладывающиеся друг на друга каракули вполне могут быть признаком нарушения психического развития. Звезды изображены в форме двух больших похожих на паутину структур, что подтверждает, что тема понята. Штрих неуверенный, местами четко-резкий, местами хрупко-легкий. При одинаковых способностях, очевидно, что у мальчика есть психические отклонения, а девочка психически здорова. Рассматривая вопрос о нарушениях развития детей разного возраста, необходимо учитывать, что у трехлетних детей часто трудно отличить отказ рисовать, неспособность рисовать или психическое расстройство. При тестировании детей старшего возраста это можно определить более уверенно, особенно уже для детей 6-7-и лет. Как только складывается общее впечатление о том, что в тесте есть признаки нарушения психики, нужно уточнить проявляются ли эти нарушения в пространственных (дисгармоничность, смена координат рисунка), кинетических или формальных характеристиках картины, или это касается качества штриха рисунка. При этом уже могут появиться первые указания на причины психических отклонений у ребенка, суть которых в дальнейшем можно уточнять различными способами. Тестовые рисунки без признаков нарушения часто содержат сведения об особенностях характера маленьких художников. Активные и экстравертированные дети отличаются демонстративной торопливостью, а погруженные в себя склонны к изображению тонких и малых форм. Тонированный штрих рисунка позволяет говорить о преобладании чувственности, душевной отзывчивости, а четкий штрих указывает на тенденцию к понятийному восприятию окружающей действительности. Следует отметить, что проявление особенностей характера у детей с психическими отклонениями вуалируется проекцией их психических проблем. Это подтверждает высказывание Аристотеля о том, что суть человека можно распознать только в том случае, если он не имеет психических отклонений. Итак, используя данную методику в качестве теста умственного развития, можно получить в довольно раннем возрасте информацию о зрелости вербальной и невербальной структур интеллекта ребенка, и по мало заметным признакам определить вероятность появления нарушений в развитии его психофизиологических или высших психических функций, а также получить первые сведения о своеобразии его личности. Все эти сведения могут быть связаны в единую логическую схему. На основании результатов данного теста нельзя требовать от детей, чтобы они начинали свое обучение в школе как можно раньше. Наоборот, результаты тестирования должны способствовать более бережному отношению к детям. Если обучение невозможно, то следует не повышать требования к детям, а позволять им больше играть. Кроме того, тест «ЗВ» должен помочь в индивидуальной диагностике характера психических нарушений или задержке психического развития, а также особенностей личности маленьких детей. Здесь следует упомянуть о гиперчувствительных детях, которых часто относят к бездарным и говорят с ними громко и по-детски примитивно, что может еще больше увеличить неадекватность их поведения (застенчивость). Конкретные примеры выполнения теста и некоторые другие замечания по данной теме составляют содержание первой главы второй части книги. 4. Инструкции по проведению тестирования Инструкцию теста легко понять. Для взрослых и подростков она может быть сформулирована так: «Нарисуйте звездное небо над волнами моря». Это написано на бланке теста. Детям же необходимо дать дополнительные пояснения, соответствующие их возрасту. Несложная формулировка задания способствует тому, что тест «ЗВ» выполняется удивительно непринужденно, в соответствии с имеющимся опытом. При относительно узком и очень конкретном стандарте инструкция теста предоставляет широкие игровые возможности для развертывания темы. Чаще всего рамка теста заполняется охотно и спонтанно. Звезды и волны — самые простые из всех мыслимых образов природы. Для того, чтобы их изобразить, не нужны глубокие и долгие размышления, поэтому одно и то же задание может быть предложено и молодому и старому, и умному и глупому, европейцу, азиату, африканцу, американцу, австралийцу. Звезды и волны представляют собой стандартные объекты. Это подтверждается практикой работы автора с молодежью четырнадцати национальностей из четырех-разных частей света. Помимо этого, тест совершенно не зависит от способностей к рисованию, что может помочь рисующему освободиться от столь часто встречающейся вначале нерешительности. Детям, особенно совсем маленьким, 3-6-летним, необходимо дать дополнительные пояснения к заданию теста. Иногда даже требуется дополнительная подготовка. Так как многие маленькие дети еще не видели моря, то им можно сказать: «Нарисуйте звездное небо над волнами воды». Каждому ребенку из собственного опыта знакомы волны на поверхности воды в ванне. При статистических обследованиях в детских садах к методике прилагался следующий текст, который воспитатель мог варьировать в зависимости от возраста и склада ума ребенка: «Цель данного теста — побудить ребенка нарисовать звезды и волны, поэтому дается инструкция: нарисовать звездное небо над волнами моря. Особенно диагностически важным элементом здесь является то, изображает ли ребенок только звезды и волны или рисует картину в виде ландшафта, что порою довольно отчетливо проявляется уже у четырехлетних детей. Поэтому задание в тесте так и называется: «звездное небо над волнами моря». Однако, прежде всего, особенно маленьким детям, должны быть даны дополнительные пояснения, что такое «звезды» и «волны». Не все знают, что такое море, но почти все понимают, что такое река и почти каждый ребенок знает о волнах благодаря опыту купания в ванне. Итак, лучше всего в качестве вступления сказать следующее: «Ты знаешь о звездах, которые по вечерам светят в небе. Когда вода движется, то образуются волны, не правда ли? Итак, ты знаешь, что такое волны на воде! А теперь нарисуй звездное небо над волнами моря». Ребенок всегда должен использовать только простой карандаш и ни в коем случае не цветные карандаши, даже если он будет просить об этом. Чернила и шариковые ручки, пожалуйста, не применяйте. Время выполнения теста не ограничено. Однако оно рассчитывается по среднестатистическим для каждой возрастной группы показателям темпа. Тест не должен, как на уроках рисования, выполняться художественно, а должен рисоваться спонтанно, чтобы ребенок как можно меньше рефлексировал. Многие дети спрашивают, могут ли они нарисовать рыбу, корабль или что-нибудь другое. Они могут все\ Но в любом случае «стандарт» теста должен быть очень четко объяснен детям до начала рисования: «Нарисуйте звездное небо над волнами моря». Я прошу не помогать детям конкретными советами и не позволять им срисовывать у соседей. Каждый ребенок должен выразить спонтанное понимание известных ему по собственному опыту тем «звезды» и «вода». В тесте обязательно должны быть указаны пол (мужской — о*, женский — 9) и возраст с указанием лет и месяцев. Лучше указать дату рождения и дату заполнения теста». Важно, чтобы тест «ЗВ» был выполнен простым карандашом. Следует заметить, что это желательно при выполнении любых графических тестов. Карл Кох (Karl Koch) в своей книге «Тест "Дерево"» не требовал этого, т.к. ошибочно полагал, что анализ особенностей штриха развит в графологии только для текстов, написанных чернилами. Поэтому он ввел в свою методику только трактовку обработки поверхности рисунка, кроме того, оценивалась общая структура рисунка. Август Феттер, напротив, прежде всего, опирается на анализ особенностей карандашного штриха в рисунках. Необходимо предоставить испытуемым возможность самим выбирать карандаш. В их распоряжении должна быть также точилка. Для того, чтобы провести легкий или четкий штрихи, требуется иногда повторять заточку карандаша. Рядом постоянно должен находиться ластик, чтобы им можно было воспользоваться в любой момент. Это особенно успокаивает ребенка. Выполнение данного теста не должно быть ограничено во времени, как это происходит при выполнении тестов интеллекта. Для понимания специфики переживаний этого не требуется, так как у души свой «собственный темп». После того, как рисунок теста выполнен, к нему сразу можно дать какую-то первичную интерпретацию. Однако она не требует глубокого продумывания, так как впоследствии могут быть выявлены и другие проекции, что особенно рекомендуется делать при интерпретации рисунков детей. Бывает, что тест выполняется только наполовину: рисуются только волны или, чаще, только звезды. Такие примеры приведены в этой книге. В этом случае не следует вмешиваться и побуждать к дальнейшему рисованию, так как такой результат весьма показателен. У детей это может указывать на полноту чувств. И эти ощущения могут быть очень сильными и острыми — настолько, что не остается места для второго образа. У взрослых это может быть проявлением какого-либо психического расстройства. Может также случиться, что тестируемые отказываются выполнять задание. У школьников это бывает в том случае, когда они не хотят рисовать. У детей дошкольного возраста и у неспособных к обучению лиц это может быть признаком того, что они не могут представить себе, что такое звезды и волны, или не могут их изобразить. Контекстом для теста «ЗВ» всегда должен быть анамнез и наблюдение за ребенком. Если обстоятельства исключают личный контакт с ребенком, то для детей школьного возраста и подростков желательно провести другие тесты, могущие дать дополнительную информацию. После выполнения задания детей, особенно маленьких, нужно попросить дать пояснения к своим рисункам. Это может дополнить диагноз важными данными. Выявленные с помощью теста нарушения психики могут быть поводом для того, чтобы выяснить у родителей, какие отягощающие воздействия испытал ребенок в раннем детстве, и какие другие симптомы душевного расстройства наблюдались до настоящего момента. В целях контроля за развитием этих проявлений через некоторое время тестирование можно повторить. Дополнение ко второму изданию Опыт использования теста показал, что некоторые моменты следует немного изменить. Так, если дети спрашивают, могут ли они нарисовать что-то дополнительно, то следует отвечать: «Не рисуйте ничего таког о, что вы можете п отом нарисовать отд ельно». Кроме того, почти всегда дети хватают ближайший к ним карандаш, поэтому лучше положить только один карандаш, желательно средней жесткости.
II. Критерии оценки теста
Критерии оценки теста «ЗВ» соответствуют критериям, используемым при анализе почерка и других графических тестов1. Рисунок теста «ЗВ» как и пространственные особенности почерка мы оцениваем по показателям гармоничности, упорядоченности или, напротив, дисгармоничности. Также как в рисуночном тесте Вартегга, в данном тесте используются следующие категории обработки: предметное, образ- ное лрормалистское и ли смысловое решение тестового зад ания. Благодаря своей теме и пустой поверхности тестового бланка тест «ЗВ» имеет еще дополнительную категорию — эмоциональное решение. Анализ особенностей графики используется, например, в тесте Вартегга (WZT) и в тесте «Дерево». В последнем подробно описывается пространственная символика. Толкование предметной символики также взято из теста «Дерево» и WZT. Интерпретация особенностей структуры и пространства картины, характера движения руки рисовальщика и особенностей графики соответствует основным элементам интерпретации почерка. Таким образом, критерии оценки не новы, однако благодаря своеобразию теста «ЗВ», вскрывают новые аспекты личностной структуры.
|