Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формальные способы воплощения заданной темыСтр 1 из 4Следующая ⇒ Услышав название темы тестового задания, испытуемый чаще всего спонтанно рисует внезапно пришедшую в голову идею. Если тема в целом понятна, то в рисунке мы всегда находим изображение звездного неба и воды, но не всегда волн. Конкретное выполнение теста очень различно, и именно от этого зависит диагноз. Можно выделить следующие пять подходов или пять способов решения тестового задания, которые определяют рисунок в целом: - предметное решение; - образное решение; - эмоциональное решение; - формалистское решение; - смысловое решение. Перечисленные способы решения (кроме эмоционального) были введены в употребление Августом Феттером для диагностики посредством графического теста Вартегга. Они используются и при анализе других видов графических изображений. Возьмем, к примеру, тест «Дерево»: архитектор, разрабатывая проект дома и сада, даст предметное решение. Ребенок чаще всего нарисует картину, возможно, с садовой изгородью или с лестницей и корзиной для фруктов, чтобы указать на время уборки урожая. Это образный подход. В пубертатном периоде мы часто обнаруживаем эмоционально окрашенные изображения дерева, подобные тем, что встречаются у художников-романтиков, а также у импрессионистов. Тот же, кто хочет нарисовать агитплакат, выберет, вероятно, стилизованное, формалистское решение. И, наконец, из теста «Дерево» нам известны удивительные смысловые решения, создающиеся рисующим под воздействием бессознательных импульсов. Подобным же образом обстоит дело и с выполнением требования нарисовать звездное небо над волнами моря. Каждый способ индивидуального решения темы проявляет что-то в рисующем человеке, причем учитываются и соответствующие возрасту особенности. При предметном решении (рис. 4) тестируемый дает ответ, трезво регистрирующий фактический материал «звезды» и «море». Здесь явно отсутствует намерение придать рисунку вид целостной картины, изобразить нечто прекрасное или эффектное, либо вложить более глубокий смысл. При предметном решении тестируемый человек воспроизводит абстрактное представление о звездах и волнах, не имея перед собой образной картины ночного звездного неба. Он только констатирует, а не переживает по поводу темы. Образное решение (рис. 5) предполагает целостное и наглядное изображение звезд над волнами. Оно отличается тенденцией к обдуманной организованности элементов пространства, часто снабженных к тому же красочными добавлениями. Образное решение позволяет сделать вывод о переживаниях автора, которые передаются его эмоциональной «близостью» к звездному небу и морским волнам. Рисунок создается «с любовью», придумываются разнообразные дополнения. Эмоциональное решение (рис. 6) характеризуется особой атмосферой, которая часто свойственна картинам звездного неба и моря. Такие решения всегда имеют тенденцию к образному решению, но не поглощаются им. Решение, в котором проявляется настроение, отличается от образного тем, что в нем не так важны предметы и детали. В изображение привносится особое качество переживаний, которое, будучи спровоцированным именно этим тестом и данной темой, часто носит меланхоличный и мечтательный характер. Здесь можно говорить о проявлении воспоминаний, о цент-рации на чувствах, о чувственной впечатлительности. Формалистское решение (рис. 7) отличается от других способов решения стилизацией изображения. Оно является скорее декоративным, чем содержательным. Этот вид ответа маскирует или препятствует проявлению психологического содержания теста. Он позволяет определить установку, ориентированную на идеал. Даже если подобный стиль разрабатывается неосознанно, мы все же узнаем о подсознательном стремлении автора к эффектности и декоративности, тенденция к которым нередко проявляется в пожилом возрасте и у лиц с демонстративным поведением. Таким образом, формалистское решение в большинстве случаев предполагает наличие у автора желания как-то проявить себя или даже демонстрировать себя. Смысловое решение (рис. 8) явно или скрыто содержит в изображении символическое указание на смысловое содержание, которое должно быть раскрыто и объяснено в контексте жизненной ситуации рисующего человека. Смысловые решения производят весьма сильное впечатление. Для диагностики они наиболее эффективны, так как отражают содержание глубинных слоев психики. Однако никогда нельзя из содержания рисунка как такового с абсолютной уверенностью сделать вывод, что перед нами смысловое решение, что изображение богато символами. Тем не менее, тренировка и опыт позволяют сделать это с довольно большой степенью вероятности. Наконец, необходимо заметить, что способы решения часто переходят друг в друга. Так, смысловое решение может быть также и образным, или эмоциональным; предметное решение может иметь элементы образного и т.д.
|