Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формальные способы воплощения заданной темы





Услышав название темы тестового задания, испытуемый чаще всего спонтанно рисует внезапно пришедшую в голову идею. Если тема в целом понятна, то в рисунке мы всегда

находим изображение звездного неба и воды, но не всегда волн. Конкретное выполнение теста очень различно, и имен­но от этого зависит диагноз. Можно выделить следующие пять подходов или пять способов решения тестового зада­ния, которые определяют рисунок в целом:

- предметное решение;

- образное решение;

- эмоциональное решение;

- формалистское решение;

- смысловое решение.

Перечисленные способы решения (кроме эмоционально­го) были введены в употребление Августом Феттером для диагностики посредством графического теста Вартегга. Они используются и при анализе других видов графических изоб­ражений.

Возьмем, к примеру, тест «Дерево»: архитектор, разраба­тывая проект дома и сада, даст предметное решение. Ребе­нок чаще всего нарисует картину, возможно, с садовой из­городью или с лестницей и корзиной для фруктов, чтобы указать на время уборки урожая. Это образный подход. В пубертатном периоде мы часто обнаруживаем эмоциональ­но окрашенные изображения дерева, подобные тем, что встречаются у художников-романтиков, а также у импрес­сионистов. Тот же, кто хочет нарисовать агитплакат, выбе­рет, вероятно, стилизованное, формалистское решение. И, наконец, из теста «Дерево» нам известны удивительные смысловые решения, создающиеся рисующим под воздей­ствием бессознательных импульсов. Подобным же образом обстоит дело и с выполнением требования нарисовать звез­дное небо над волнами моря. Каждый способ индивидуаль­ного решения темы проявляет что-то в рисующем человеке, причем учитываются и соответствующие возрасту особен­ности.

При предметном решении (рис. 4) тестируемый дает ответ, трезво регистрирующий фактический материал «звез­ды» и «море». Здесь явно отсутствует намерение придать рисунку вид целостной картины, изобразить нечто прекрасное или эффектное, либо вложить более глубокий смысл. При предметном решении тестируемый человек воспроизво­дит абстрактное представление о звездах и волнах, не имея перед собой образной картины ночного звездного неба. Он только констатирует, а не переживает по поводу темы.

Образное решение (рис. 5) предполагает целостное и наглядное изображение звезд над волнами. Оно отличается тенденцией к обдуманной организованности элементов про­странства, часто снабженных к тому же красочными добав­лениями. Образное решение позволяет сделать вывод о пе­реживаниях автора, которые передаются его эмоциональ­ной «близостью» к звездному небу и морским волнам. Рису­нок создается «с любовью», придумываются разнообразные дополнения.

Эмоциональное решение (рис. 6) характеризуется осо­бой атмосферой, которая часто свойственна картинам звез­дного неба и моря. Такие решения всегда имеют тенденцию к образному решению, но не поглощаются им. Решение, в котором проявляется настроение, отличается от образного тем, что в нем не так важны предметы и детали. В изображе­ние привносится особое качество переживаний, которое, бу­дучи спровоцированным именно этим тестом и данной те­мой, часто носит меланхоличный и мечтательный характер. Здесь можно говорить о проявлении воспоминаний, о цент-рации на чувствах, о чувственной впечатлительности.

Формалистское решение (рис. 7) отличается от других способов решения стилизацией изображения. Оно является скорее декоративным, чем содержательным. Этот вид отве­та маскирует или препятствует проявлению психологичес­кого содержания теста. Он позволяет определить установ­ку, ориентированную на идеал. Даже если подобный стиль разрабатывается неосознанно, мы все же узнаем о подсоз­нательном стремлении автора к эффектности и декоратив­ности, тенденция к которым нередко проявляется в пожи­лом возрасте и у лиц с демонстративным поведением. Таким образом, формалистское решение в большинстве случаев предполагает наличие у автора желания как-то проявить себя или даже демонстрировать себя.

Смысловое решение (рис. 8) явно или скрыто содержит в изображении символическое указание на смысловое со­держание, которое должно быть раскрыто и объяснено в контексте жизненной ситуации рисующего человека. Смыс­ловые решения производят весьма сильное впечатление. Для диагностики они наиболее эффективны, так как отражают содержание глубинных слоев психики. Однако никогда нельзя из содержания рисунка как такового с абсолютной уверенностью сделать вывод, что перед нами смысловое ре­шение, что изображение богато символами. Тем не менее, тренировка и опыт позволяют сделать это с довольно боль­шой степенью вероятности.

Наконец, необходимо заметить, что способы решения часто переходят друг в друга. Так, смысловое решение мо­жет быть также и образным, или эмоциональным; предмет­ное решение может иметь элементы образного и т.д.

 

 

Date: 2016-05-18; view: 905; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию