Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность ринолалии и ее формы





ББК 74.3 И76

Рецензенты

Кафедра психопатологии и логопедии ЛГПИ им А И Герцена (завед. кафедрой доктор медицинских наук Иванов Е С) Кандидат педагогических наук Чевелева Н. А. (МГЗПИ).

Ипполитова А. Г.

И76 Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов де-фектол. фак. пед. ин-тов/Под ред. О Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983.— 95 с, ил.

В пособии излагаются основные вопросы программы курса «Логопедии» по теме «Ринолалия» (расстройство артикуляции звуков и фонации)

В книге приводится методика логопедической работы в дооперационнып и послеоперационный период по воспитанию правильной речи

Пособие рассчитано на студентов дефектологических факультетов педвузов и логопедов специальных >нрежденин


,4309022100—345

И------------ 266—83

103(03)—83


ББК 74.3 371 9

Издательство «Просвещение», 1983 г.


ОТ РЕДАКТОРА

Настоящее учебное пособие предназначено студентам де­фектологических факультетов педагогических институтов. В нем рассматриваются вопросы изучения и коррекции речевого нару­шения у детей с ринолалией.

В основу пособия легли материалы статей и рукописей вид­ного советского логопеда А. Г. Ипполитовой, одной из первых посвятившей себя работе с этим нарушением речи. Эффектив­ность изложенной в пособии методики доказана ею в практиче­ской работе с большим количеством детей.

Пособие состоит из шести глав и приложения. В нем изла­гаются основные вопросы программы по теме «Ринолалия». Однако главное внимание уделяется описанию одной из самых распространенных и труднопреодолимых форм — открытой ри-нолалии (хотя ею не исчерпывается многообразие ринолалий). Именно эта форма нарушения в логопедической практике пред­ставляет наибольшую сложность (см. главу 2 «История изуче­ния ринолалий»).

В главе 3 (автор проф. Л. Ф. Гаврилов) рассматриваются анатомофизиологические особенности развития лица и ротовой полости в онтогенезе.

Материалы главы 4 (§ 1, 2, 3) показывают, как врожденные расщелины влияют на физическое и речевое развитие ребенка, здесь же описываются особенности речи при ринолалий, приво­дятся данные о психологических особенностях детей, т. е. дает­ся представление о формировании речевой деятельности у этих детей. Глава заканчивается § 4, в котором рассматриваются возможности коррекции дефекта при ринолалий.

Выводы, сформулированные в главе 4, определяют направ­ленность психолого-педагогического и логопедического воздей­ствия на формирование речи и личности больного с ринолалией.

Логопедическая работа при ринолалий описана в главе 5.

Выделены два периода работы: дооперационный и послеопе­рационный.

Описывая методику логопедического воздействия, автор ука­зывает, что правильное ее применение позволяет добиться практически нормальной речи, в частности правильной артику­ляции звуков, еще до операции.


Расщелина неба — врожденный дефект. Ребенок с расщели­ной овладевает речью в патологических условиях. Несомненно, важной задачей логопедической помощи таким детям является профилактика речевых расстройств (см. главу 5, § 4).

Конкретный речевой материал, приведенный в этой главе, с
нашей точки зрения, намечает пути профилактической работы
с детьми.,

В главе 6 «Обследование детей с ринолалией» приводится схема обследования, отдельные основные моменты которой ил­люстрируются наблюдениями.

В «Приложении» помещен материал, который окажет поль­зу в практической деятельности логопеда: оформление тетради ребенка, примерный речевой материал, дневники работы с детьми.

Пособие дополнено выводами и списком литературы.

Работа над пособием проводилась в течение длительного времени и заканчивалась редактором, когда А. Г. Ипполитовой уже не стало. Мы надеемся, что эта книга будет памятью о ней и окажет помощь в сложной и кропотливой работе с больными, имеющими врожденные дефекты неба.

О. Усанова.


СУЩНОСТЬ РИНОЛАЛИИ И ЕЕ ФОРМЫ

Ринолалия — речевое нарушение, выражающееся в расстрой­стве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии ха­рактерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.

В классификациях речевых расстройств ринолалия рассмат­ривается либо как самостоятельное нарушение (М. Е. Хватцев), либо как форма механической дислалии (О. В. Правдина, В. Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под назва­нием ринофония (Зееман). С нашей точки зрения, последний термин неоднозначен с понятием ринолалия, так как он указы­вает лишь на специфически назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушении артикуля­ционной и акустической характеристики звука.


Мы трактуем ринолалию как самостоятельное речевое нару­шение, характеризующееся своеобразным сочетанием рас­стройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произноше­ние не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

Ринолалия проявляется в трех формах — открытой, закры­той и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуля­цией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствии чего возникает носовой резонанс при произ­несении всех звуков. Аномальный акустический эффект созда­ется и специфическим тембром голоса.

Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.







Date: 2016-05-17; view: 754; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию