Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные социолог. школы





Структурный функционализм (Толкотт, Мортон, Парсонс): в обществе разнородные элементы должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы направлена на поддержание стабильности социальной системы. 1) Неоэволюционисты – соц революция – продолжение биолог револ., 2) Прсихоаналитическое напр. – по методам Фрейда.
Концепция социального обмена (Джордж Хоманс) объясняет такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть», не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений. Суть этих отношений Хоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.

Конфликтология: 1. Концепция позитивно-функционального конфликта Козера: обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная напряженность в отношениях между индивидами и группами. 2. Конфликтная модель общества Дарендорфа: любое общество опирается на принуждение одних его членов другими, разница в социальном положении вызывает взаимные противоречия и как результат изменение структуры общества; 3. Общая теория конфликта Боулдинга: все конфликты имеют общие образцы развития; изучение этих образцов позволит обществу контролировать конфликты, прогнозировать их последствия.
Символический интеракционизм: общество – результат взаимодействий людей, субъективная реальность, пронизанная субъективными намерениями и действиями индивидов.
Феноменологическая социология (Шюц) Применительно к области социального знания он пытался решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром. Этнометодология – направление, изучающее взаимодействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической.

Эмпирическое (Котле, Пло, Осипов, Ядов, Здравомыслов) – соц-я д.б. точной наукой, собирающей и изучающей факты.

 

8. «Социологизм» Дюркгейма (соц реализм)

Эмиль Дюркгейм – виднейший французский социолог конца 19 – начала 20 века. «Обществ разд-е труда», «Метод социологии», «Элементарная форма религ жизни». Был убежденным реалистом, то есть подходил к социальной действительности, как к надиндивидуальному единству, системе отношений, независимой от индивидуального сознания. Существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов.

Доктрина соц реализма: 1) природу соц явлений можно объяснить соц фактами. 2) исходный момент анализа пов-я людей – общество как система взаимодействий индивидов, соц групп и соц институтов.

Предмет социологии - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.

Соц факты – это независимая от индивидов реальность, обладающая «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система), они основа соц-и, морфологические (например, плотность населения) и духовные (коллективные представления).

Несколько позже, развивая мысль о социальных фактах, он рассматривает «социальный факт» в более широкой плоскости и выражает этот весьма специфический способ бытия термином «институт».

Отсюда он дает следующее определение социологии: «можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании». (до этого соц-я – наука о соц фактах).

Основные правила социологии: 1) с.ф. должны рассматриваться как вещи 2) систематическое отмежевание от всех врожденных идей и предрассудков 3) признание первенства целого над составл его частными.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого.

Уровни в соц реальности: 1) уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), 2) уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и 3) уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

Аномия – состояние, когда общество теряет свою регуляторную функцию, а человек в нём перестаёт верить в ценности.

 

9. Спенсер ( Структурный функционализм, «Социальный дарвинизм»).

Одним из виднейших представителей английской социологии является Герберт Спенсер, работавший во второй половине 19 века. Спенсер разделяет позицию «социальной физики» или «социальной биологии» и рассматривает общество как своего рода организм. Однако между биологией и социологией Спенсер ставит психологию. Психологическое объяснение социального механизма, с его точки зрения, необходимо, ибо человек и другие биологические организмы различны по уровню эволюционного развития.

Идеи структурно-функционального анализа: 1) функциональное единство общества, т. е согласованность функционирования; 2) универсальный функционализм, т. е. полезность социальных явлений, и 3) функциональная необходимость.

Эволюционная теория явилась особенно ценной для изучения общества. Эволюционизм – центральное понятие всей его мировоззренческой концепции. Эволюция – универс прцесс, объясняющий все изменения во всех сферах. Существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором общество «служит» составляющим его индивидам. В социологии он видел науку о «надорганическом» развитии.

Общие черты его социологии: 1)широкое использование историко-сравнительных методов;

2) трактовка общества как организма.

3) идея закономерной эволюции общественной жизни. Спенсер выступал против социальной революции и даже против социальных реформ, настаивая на поддержании естественности процесса эволюции общественных отношений.

Основы эволюции: 1) интеграция – от пр к сложн, 2) дифференциация – от однор к разнородн, 3) возрастание порядка – от неопр к опред.

Главный фактор развития общества Спенсер видел в разделении труда, которое ведет к высшему типу общественного устройства – индустриальному обществу.

Структура общества: 1) производительную, 2) распределительную и 3) регулятивную (государство и право) системы.

Типы обществ: 1) военное (централизованный контролеь со стороны государства) и 2) промышленное (политическая свобода и гибкая политическая организация).

Взаимоотношения государства и личности основывались на идее справедливости: 1) Признание за всяким человеком права на свободную деятельность; 2) Признание известных ограничений этой свободы, необходимых, благодаря присутствию других людей, имеющих те же права.

 

10. «Понимающая социология» Вебера.

Макс Вебер – виднейший немецкий социолог, историк, экономист и юрист к. 19 – н. 20 века.

З адача социологии - установить общее правило событий безотносительно к их пространственно-временному определению.

Предмет социологии - не в целом (обществе), а в отдельном рационально (осмысленно) действующем индивиде, а особенно - в результате этих действий.

«Понимающая социология» - изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия опред смысл, т.е. изучает социальное действие и его влияние на социальную реальность. «Понятийным» является действие осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых целей. Идеальным типом здесь является целерациональное действие.

Теория соц действия ставит вопросы соотношения эмпир и теорт уровней познания, важнейшая часть – теория «идеальных типов» - « интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», средство обобщения многообразия социальной действительности.

Ценность – «установка той или иной исторической эпохи», «свойственное эпохе проявление интереса».

Социальное действие 1) обладает смыслом для того, кто его совершает, 2) ориентировано на других людей.

Типы соц действия: 1) целерациональное— когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей, постановкой цели и цепочки рассуждения;

2) ценностнорациональное - верой в ценность определённого действия независимо от его успеха.

3) аффективное - эмоциями.

4) традиционное - традицией или привычкой.

М.Вебер высказался за интроективную социологию, т.е. за социологию, изучающую сознание человека. Понять событие - значит объяснить его. Познать же действие человека - значит вывести его из сознания данного человека - его целей, мотиваций, интересов и точек зрения.

Методологический индивидуализм: 1) человеческую деятельность нельзя анализировать, применяя естественнонаучные методы. 2) отрицание первичности общества, исходил из действий отдельных людей. 3) общ инст-ты должны изучаться в той форме, в которой они интересны для отд индивидов. 4) главное в соц действии – ориентация на другого.

Всеобщей исторической закономерностью Вебер считал движение в направлении формальной реальности. Формальная реальность - это то, что поддается количественному учету, без остатка исчерпывается количественной характеристикой, это, по существу, веберовская теория капитализма.

Вебер противопоставляет культурный фактор экономическому детерминизму Маркса.

Общество - совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей.

Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

Корни бюрократии более глубоки и лежат не столько в плоскости экономических отношений, а исходят из антологических потребностей человека в социальном структурировании.

М. Вебер разделял два типа бюрократии:1. Патримониальную 2. Рациональную.

 

Конт

Огюст Конт – французский мыслитель 1 половины 19 века, основатель социологии как самост науки об обществе. «Курс позитивной социологии». Конт отрицательно относился ко всему негативному, разрушительному, критическому. Категория позитивного, созидательного становится главной в его мировоззрении.

Идеи позитивизма: 1)отделение науки от метафизики и теологии. 2) истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов. 3)нужно опираться на факты, доступные эмпирическому наблюдению. 4) общество нужно изучать с помощью естественно-научных методов.

Элементы позитивизма Конта: 1)реальность, 2)полезность, 3)достоверность, 4)точность, 5)созидательность.

Социология делится на: 1) социальную статику – изучает условия и законы (социальная «анатомия», «порядок и прогресс», цель – познание законов социального порядка)

2) социальную динамику – раскрывает механизм функционирования и развития общества (социальная «физиология», «порядок и прогресс», изучает законы социального прогресса).

Закон «трех стадий», которые неизбежно проходят человек, общество и человечество в своем развитии:

1)теологическая (фиктивная): человеческий разум стремится к абсолютному знанию;

2)метафизическая (абстрактная): человеческий разум объясняет явление не посредством сверхъестественных факторов, а посредством абстракций;

3)позитивная (научная): действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Именно на этой, высшей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой – познание не фактов, а вытекающих из них законов.

Законы эти неизменны и естественны, для их познания необходимо привлекать достижения естественных наук.

Методы позитивизма: 1.чистое наблюдение, 2.эксперимент; 3.сравнительный метод (сравнение человеческих и животных обществ; сравнение различных состояний человеческого общества в оси пространства; сравнение различных состояний человеческого общества в оси времени). 4.исторический.

Структура общества: 1)предст-ли научного, философского и эстетического. 2) производственной и торговой сфер. 3)земледельцы. 4)рабочие.

Семья – основной структурный элемент общества.

Примат общества над индивидом, Конт не делает различия между обществом и человечеством. Человечество рассматривается как расширенное общество, как высшая форма социальной реальности.

Основной фактор, обуславливающий порядок в социальной системе – солидарность. В теории Конта консенсус – основной компонент социальной статики.

Решающий фактор прогресса – дух и умств развитие.

В творчестве Конта переплетались 2 типа этики: научная и социально-практическая. С одной стороны, Конт провозгласил социологию наукой объективной и строгой. С другой – социология оказалась для Конта не просто наукой, а мировоззрением, призванным практически преобразовывать всю общественную жизнь, включая политику, мораль, религию и т.д.

 

Date: 2016-05-17; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию