![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений
В последние годы доминирующим направлением в применении вычислительной техники в человеко-машинных системах стали «экспертные системы». Экспертная система — это «воплощение в ЭВМ компоненты опыта эксперта, основанной на знаниях в такой форме, что машина может дать интеллектуальный совет или принять интеллектуальное решение относительно обрабатываемой функции. Желательно дополнительное свойство (которое многие считают главным) — способность системы по требованию объяснять ход своих рассуждений понятным пользователю образом. Обеспечиваются эти свойства в результате программирования, основанного на формальных правилах». Экспертные системы в сущности моделируют поведение эксперта при принятии решения в конкретной предметной области. Исходя из этого необходимым условием является то, что должны быть известны люди, которые справляются с поставленными задачами. Затем их предметная деятельность изучается для определения необходимых знаний. База знаний представляет собой связанные между собой сведения, факты и правила, заранее структурированные и интерпретированные. Характерным для экспертных систем является применение аппарата нечетких множеств. За рубежом находит применение ряд экспертных систем для операторов энергетических объектов. Они обеспечивают: · информацию о текущем состоянии энергоблока; анализ сообщений и привлечение внимания оператора к серьезным нарушениям; · интерактивное проведение диагностики причин нарушений; · выбор необходимых действий по устранению причин нарушений. Применение искусственного интеллекта должно позволить решать слабоструктурированные проблемы при использовании АСУ. Искусственный интеллект приводит к существенному расширению теории автоматизации. Особенно важна связь методов искусственного интеллекта с «классическими» моделями автоматизации. Хотя применение эвристических методов в управлении используется повсеместно наряду со строгим описанием, но фактически применение оптимальных эмпирических алгоритмов становится возможным лишь путем внедрения различных диалоговых систем: совещательных, консультационных, совещательно-экспертных, экспертных и систем поддержки оператора. Совещательная система имеет строго определенную роль: обеспечить логический анализ, обзор прецедентов, т.е. объективность и надежность. Если исходить из трехступенчатой модели принятия решения человеком в следующей форме: подготовка решения → решение → реализация решения, то основная помощь может быть оказана именно на первой стадии. Суть этой помощи заключается в том, чтобы переработать значительный поток информации и сформировать новую информацию. Обработка этой информации должна базироваться на знании процесса в форме данных и моделей или в форме правил и (или) уравнений. Определяющую роль в построении системы играет выбор психологической модели процесса принятия решения. Выделяют дескриптивный, прескриптивный и нормативный подходы к описанию принятия решений. Дескриптивный подход выражается в точном моделировании конкретного образца деятельности. Он подробно исследован в работах, в которых получен достаточно четкий ответ, что может и чего не может человек, оказавшись в ситуации выбора. Наиболее используемым оказался прескриптивный подход, предписывающий, как должен поступать человек с нормальным интеллектом, если он намерен обстоятельно и систематизированно обдумывать все аспекты вполне конкретной задачи. Если условно разделить процесс принятия решений на четыре фазы: постановка задачи, генерация альтернатив, оценка и выбор, реализация решения, то разработка программных средств ограничивается третьей фазой, а по несколько устаревшим данным зарубежные разработки охватывают процесс принятия решения в пределах 2—3 фаз. Модели фаз принятия решения являются важнейшими составляющими любых программных систем принятия решения. Date: 2016-05-17; view: 778; Нарушение авторских прав |