Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные апостолы и псевдомессии 3 page





4 Правая Область. Быть может будет небезынтересно, если при объяснении этого термина мы переведем несколько строк из сочинения "Против ересей" Иренея, который был, вероятно, самым яростным противником гнозиса. Этот "святой" отец будет учить нас Знанию, к уничтожению которого он прилагал столь много усилий.

Говоря об итальянской школе валентиниан, Иреней пишет:

"Они утверждают, что Демиург, придавая форму Космосу, сделал также коического (материального) человека, но не из этой сухой земли, но из невидимой сущности, из флюида и неотстоявшейся порции Гиля, и что он вдохнул в него психического (или астрального человека). И этот человек, рожденный по образу и подобию (т. е. чхайя), это гилическое существо было создано в соответствии с образом, напоминающим, но не имеющим той же сущности, что и Бог (питри), в то время как психический человек был создан по подобию: потому также и его сущность, происходя из духовной эманации, называется духом жизни. Впоследствии они говорили, что его покрывал слой кожи, который, по их утверждению, есть плотское тело, воспринимаемое чувствами... таким образом они производят душу от Демиурга, тело от Земли (Choos), а плотский покров - от Гиля, но духовного человека (антропос) - от Матери Ахамот (то есть, от Вышней или Внутренней Софии, Матери Софии Внешней, или Пистис Софии)... Об этих трех они говорят, что гилическое, которое они также именуют Левым, должно обязательно погибнуть, поскольку оно не имеет внутри себя дыхания нетленности; но психическое, которое они называют Правым, находясь в середине между духовным и гилическим, идет в любом направлении, которое оно может выбрать само; тогда как духовное (манас) было послано для того, чтобы, соединившись здесь с психическим (то есть, излучающий кама-манас), оно могло принять Форму и обучаться вместе с ней (психическое, или камарупа), участвуя в ее существовании или превращаясь вместе с ней (anastrophe)". 1-95

В "Пистис Софии" планы, непосредственно примыкающие сверху или снизу к Сокровищу Света, подразделяются на три главных локи или суб-плана, Правый, Левый и Средний.

Обязанностью правителей Правого является формирование, оформление или строительство всех низших сфер или планов существования путем принесения вниз Света из его Сокровища и принуждения его возвратиться туда снова, то есть, в другом смысле, осуществляя спасение тех душ, которые пригодны для восхождения на некий высший план. Правители Середины осуществляют опеку над человеческими душами. Левое, называемое также Областью Справедливости, - это лока, или положение, к которому тяготеют все кающиеся души, ибо именно здесь впервые произошел конфликт между Светом и Гилем (то есть, разделение и распределение). В словах предыдущего абзаца, выделенных курсивом, мы могли увидеть образы Брахмы, Вишну и Шивы, индийской Тримурти или Троицы, открывающей себя; причем здесь очень ясно представлены идеи Творения, Сохранения и Разрушения, или Восстановления.

В системе Валентина мы читаем о "силе психической или душевной сущности, которая называется "Правой". Саваоф также обитает в Правой Области в аспекте Демиурга и Творца душ.

Прежде чем двигаться дальше, мы должны привести здесь условную таблицу планов и лок в соответствии с "Пистис Софией".

ТАБЛИЦА

"Смотри! Я надел мое одеяние и все силы были даны мне Первой Тайной..." ----- 1 Мое одеяние. Очень любопытно и интересно было бы узнать, с какими оккультными представлениями гностиков были связаны эти тела или одеяния. Например, говоря о доцетах, - это общее название для тех школ, которые утверждали, что тело адепта было лишь видимостью, или, другими словами, майяви-рупа, - автор "Философумен" (VIII, гл. 3) сообщает нам, что они следующим образом истолковывали мистерию-драму Иисуса: Он пошел и омылся в Иордане [мистической "Реке", которая остановила Исход евреев из Египта, "который есть тело" (V, 7)], и, совершая это, получил Знак и Печать, в воде, тела, рожденного от Девы, чтобы когда правитель (архон) приговорит свой собственный (то есть, правителя) образ (plasma, т. е., тело) к смерти, а именно - Кресту (stauros),1-98 эта его (Иисуса) Душа, выращенная в теле, не могла бы остаться голой после того, как она лишится тела и его прибьют гвоздями к дереву, и она восторжествует над всеми началами и правителями, но могла бы облачиться в тело, которое было создано в воде при его крещении вместо плотского тела. Едва ли нужно объяснять читателям глубокое оккультное значение этого отрывка, в котором содержится все таинство "Рождения" и "Крещения". Полностью постигнет его лишь тот, кто окунулся в космический поток. ----- 16. "Это случилось, когда солнце взошло на Востоке, и снизошел великий поток света, в котором было мое Одеяние, которое я поместил в Двадцать-Четвертую Тайну. И я нашел Тайну на моем Одеянии, написанную Пятью Словами, принадлежащими Небесам. ZAMA ZAMA ŌZZA RACHÃMA ŌZAI. 1 И вот сему истолкование: Тайна, которая находится снаружи в Мире, благодаря которой была создана Вселенная, - это Эволюция всего и Прогресс всего; она испускает в него все эманации и все вещи. Благодаря ей существуют все Тайны и ее Области. Приди к нам, 2 ибо мы твои товарищи. Мы все едины с тобой. Мы одно и то же, и ты одно и то же. Вот Первая Тайна, 17. которая была с самого начала в Невыразимом, прежде чем она появилась оттуда; и ее Имя - все мы. Таким образом, мы все вместе живем для тебя до последнего Предела, 3 который есть также последняя Тайна изнутри..." ----- 1 Сравните с "Тайной Доктриной", том II, стр. 580: Пять слов (Панчадаса) Брахмы стали у гностиков "Пятью Словами", написанными на акашическом (сияющем) одеянии Иисуса при его прославлении: слова ZAMA ZAMA ŌZZA RACHÃMA ŌZAI переводятся ориенталистами как "одежда, чудесная одежда моей силы". Под этими пятью словами были, в свою очередь, сокрыты при помощи анаграммы пять таинственных сил, изображенных на одежде "воскресшего" посвященного после его последнего испытания, пребывания в трехдневном трансе; пять становятся семью только после его смерти, когда адепт становится законченным ХРИСТОСОМ, совершенным КРИШНА-ВИШНУ, то есть, погружается в нирвану. 2 Приди к нам. Сравните "Тайную Доктрину" (Том I, станцы V и VI, и стр. 130, 131), где великий день "будь с нами" описывается как тот день, когда человек, освобождающий себя от сетей неведения и в полной мере осознающий неотделенность Эго внутри его персональности, - которая ошибочно считается его собственной, - от УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭГО (Anima Supra-Mundi, Сверх-Мировая Душа), вследствие этого погружается в Единую Сущность, чтобы стать не только единым "с нами" (проявленной универсальной жизнью, которая есть "ЕДИНСТВЕННАЯ" ЖИЗНЬ), но и самой этой жизнью. В египетских мистериях мы также обнаруживаем упоминание о дне "Приди к нам", и объясняют его как "день, когда Осирис сказал Солнцу: "Приди" ("Книга мертвых", xvii, 61). Более полное истолкование см. в "Тайной Доктрине", том I, стр. 134, 135. 3 Последний Предел. Он соответствует Гору или Ставру валентинианской системы. Однако, "Пистис София" намного богаче по своему эзотеризму, и существуют многие пределы, или центры лайя (см. "Тайную Доктрину", passim), соответствующие каждому плану и субплану, также как есть и несколько плером. Сравните также, что сказано в "Тайной Доктрине" о кольце "Не преступи" и дхиани-паша, или "веревке богов". ----- 17. [продолжение] "Приди к нам!! Ибо мы 4 все стоим возле тебя, одевающего на себя Первую Тайну..." ----- 4 Заметьте изменение числа. ----- 19. "...Тайна трех Троесильных, 5 а также Тайна всей их Области, а также Тайна всех их Невидимых и всего, что пребывает 6 в тринадцатом из эонов... и всех их Областей". 7 ----- 5 Упоминается о двух таинственных названиях трех Троесильных (стр. 361), а именно: IPSANTACHOUNCHAINCHOUCHEŌCH и CHAINCHŌŌŌCH; некая сила излучается от первого на Марс и от второго - на Меркурий. В том же самом отрывке нам говорят, что Сила от Великого Невидимого пребывает в Сатурне, а от Пистис Софии, дочери Барбело, - в Венере. 6 Или обитает; а именно, "Колеса" (ср. "Тайн. Доктр."). 7 Об Областях и т. д. см. табл. I. ----- 21. "И, оставив эту Область, я вознесся в Первую Сферу, сияющую безграничным Светом, в сорок девять1-99 раз превосходящим тот блеск, с которым светился я на Небесной Тверди". 24. "И их великое смятение и страх достигли Области Великого, Невидимого Предка, 1 а также Области трех великих Тройных Сил". ----- 1 Великий Невидимый Предок. Великий Невидимый Предок находится во главе иерархии Левого, Области Справедливости и тринадцатого эона. Великая Сила (или Dynamis) этого Невидимого Божества есть Барбело, а сразу за ней находятся трое Троесилных (ср. стр. 19, 23, 41 и 183). В дальнейшем мы увидим, каким образом типы плеромы отражаются во всех планах и локах. Другими словами, поскольку состояния сознания меняются, видимые облики вещей изменяются вместе с ними, в то время как вещи в себе, или типы, остаются теми же самыми. См. карту валентинианской плеромы. ----- 24. [продолжение] "Но в Двенадцати Эонах мой Свет сильнее, чем в этом Мире среди вас, в восемь тысяч семьсот раз". 2 ----- 2 Восемь тысяч семьсот раз: octies millies et septies centies (пер. Шварц). Оставив в стороне бедные латинские septies centies, трудно связать это число с предыдущим числом - "сорок девять раз". Перевод, очевидно, ошибочен, ибо мы находим в примечаниях - "centies (...decies millies", Петерманн). Однако, это исправление, по-видимому делает лишь еще хуже. У Миня это переведено так: "huit fois mille fois et sept fois cent fois", и, как обычно, все это не сопровождается никакими разъяснениями или комментариями. Вероятное решение этого затруднения состоит в том, каким бы ни был правильный перевод, что это либо неопределенное выражение, означающее "много тысяч раз", точно так же как в латыни число священного цикла, 600, стало общим наименованием любого большого числа, либо же это сознательная "шторка", скрывающая смысл. ----- 24. [продолжение] "...и все Эоны, и Небеса, и весь их Порядок, задрожали от великого страха, которых был в них, (25.) потому что они не знали тайны, которая совершилась". 3 ----- 3 Поистине авидья, или неведение (скорее незнание) - это корень всех нидан, или взаимосвязи причины и следствия (см. "Тайную Доктрину", sub. Voce). ----- 25. [продолжение] "И Адамас, Великий Деспот, 4 и все Деспоты, которые есть во всех Эонах, начали тщетно бороться против Света". ----- 4 Адамас. На стр. 360 мы читаем, что шесть из двенадцати Эонов управляются Саваофом-Адамасом, а шесть - Иабраофом. Эти двенадцать эонов, для того, чтобы увеличить свою власть, продолжают упорствовать в таинстве Сношений. Однако в этом им противостоит ИЕУ, Отец Отца Иисуса, и потому Иабраоф и его правители обращаются к таинствам Света. Таким образом, ИЕУ поднимает их в высшую Область и приносит их в чистый Воздух, в Свет Солнца, в Область Середины и Невидимого Божества. Однако, Саваоф-Адамас и его правители не будут воздерживаться от таинства Сношений; поэтому ИЕУ заключит их в Сферу (Судьбы?), в количестве 1800 (360 х 5), а над ними еще 360 других правителей, а над ними опять-таки 5 великих правителей. Если использовать астрономический ключ, то ИЕУ - это духовное Солнце, отец физического Солнца, которое, в свою очередь, является отцом "внутримеркуриальных планет". См. "Тайную Доктрину", II, 28, и часть I "Трудов Ложи Блаватской", стр. 48. Вышеприведенное описание извлечено из четвертой книги, или раздела, "Пистис Софии", который, по мнению Рихарда Лепсиуса, "случайно попал в то место манускрипта, где мы его сегодня читаем. Она представляет простую и древнюю форму гностического учения, и, вероятно, была сочинением некоего другого автора". Однако как бы то ни было, поскольку нашей задачей является понимание идей "Пистис Софии", будет достаточно отметить, что вышеприведенное описание дается Иисусом своим ученикам в тот момент, когда он перенес их, в их инициации, "в Среднюю Область Воздуха, на Путях Стези Середины, которая ниже Сферы", и что, благодаря аналогии, это весьма способствует пониманию "Обращения правителей", которое следует далее. Некий намек на объяснение слова "деспот" дается на стр. 76, где говорится о "всех деспотических божествах, которые все еще не отказались от чистоты своего Света". Термин "Адамас" часто встречается в гнозисе офитов, и в "Философуменах" X, 9 мы читаем, что: "наассены (школа офитов) называют Антропоса (Человека) Первым Принципом Вселенной (Archen Universorum), а также Сыном Человека, и подразделяют его на три части. Ибо они говорят, что в нем есть некий разумный, психический и коический (физический) принципы. И они называют его Адамас и полагают, что знание, которое он (Адамас) имеет о своем предназначении, есть начало нашего существа, способного познать Божество". Из всего вышеизложенного очевидно, что есть три адаманта, из которых Адамас является низшим. В связи с этими "деспотическими божествами, которые все еще не отказались от чистоты своего Света", и от которых Иисус взял "третью часть их Силы", а также для прояснения последующего текста, читателям следует провести сравнение с станцей VI, шлокой 5 "Тайной Доктрины" (том. I, 191 и далее): В четвертом [Цикле, или повороте жизни и бытия вокруг "семи меньших колес"] сынам приказали создать свои подобия. Одна треть отказалась. Две [трети] повиновались. ----- 25. [продолжение] "И я изменил и Судьбу, и Сферу, которые являются их Господами, и заставил их обратиться на шесть месяцев налево, и шесть месяцев смотреть направо, осуществляя свои влияния (26.) ибо по приказу Первой Заповеди и Первой Тайны, 5 ИЕУ, 6 Страж (или Надзиратель) Света, поставил их смотрящими налево на все времена и осуществляющими свои Влияния и Действия". И сказав это своим ученикам, он добавил: "Тот, кто имеет уши слышать, да слышит". Когда Мария 7 услышала эти слова, сказанные Спасителем, всматриваясь с изумлением в небо1-100 в течение часа... (28.) никакой Правитель не знает вещей, которые ты можешь делать с этих пор, с этого часа; поскольку Правители поистине есть Египет, 8 поскольку они - это бесплодный Гиль..." ----- 5 Первая Тайна. Иисус, который происходит от Первой Тайны (его Отца), также носит имя Первой Тайны. Иерархия эманаций в Сокровище Света, согласно первым трем книгам, состоит из Невыразимого, называемого также Божеством Истины и Внутренним Внутреннего, а также из членов (или слов) с одной стороны, и тайн Невыразимого - с другой. Во главе всех тайн стоит Тайна Невыразимого, или Первая Тайна, именуемая также Единственным (Unicum) Словом (или Логосом) Невыразимого. От нее исходит Единственная Тайна Первой Тайны, а затем три, пять и двенадцать других Тайн. 6 ИЕУ называется Отцом Отца Иисуса, причем Отец Иисуса - это Великий Саваоф, Добро.1-101 Область ИЕУ - Правое, а титулами этого принципа являются: Надзиратель Света, Первый Человек, Представитель Первого Статута,1-102 и Блюститель Покрова. Обращая также внимание на то, что в четвертой книге Невыразимое, к которому Иисус обращает свои призывы, называется Отцом всего Отцовства, мы имеем трех отцов Иисуса, а именно: Невыразимое, ИЕУ и Великий Саваоф. Дальнейшее объяснение значения этих трех "отцов" и трех "жизней" см. в "Разоблаченной Изиде", том II, стр. 227 и далее. 7 Не следует смешивать Марию, называемую также Мариам и Марией Магдаленой, с Марией, телесной матерью Иисуса. Эта Мария обладала наибольшей интуицией (пневматичностью) и была самым выдающимся из всех учеников. Из "Философумен", V, 7, мы узнаем, что школа наассенов считала, что они получили свои учения от Мариамны, которой перед тем передал их "Иаков, брат Господа". Ориген также ("Против Цельса", V, 62) говорит о некой гностической школе, которая производила свои учения от Мариамн. Те, кому покажется интересным проанализировать полемику об этих трех Мариях, - то есть, Марии Магдалене, Марии, сестре Марты, и "la femme pecheresse", - в том смысле, были ли они тремя различными персонажами или одной и той же личностью, следует обратиться к перечню авторитетных источников в "Патрологии" Миня, том XXIV, кол. 541 и 542. Однако, в эзотерическом смысле, Мария-мать, Мария, сестра Марты и Мария Магдалина соответствуют буддхи, манасу и нижнему манасу. 8 Египет. Этот отрывок местами весьма темен, особенно его последняя фраза, "Quae eadem sunt Aegyptus" (перевод Шварц), который грамматически может иметь отношение к предшествующей фразе, "вещи, которые ты можешь делать". Если, однако, он образован таким образом, то наших читателей охватит отчаяние. Поэтому мы восстановили идею гностического автора при помощи изучения отрывков из "Философумен", например, такого: Вот что было написано, сказал он: "Я сказал, что все вы будете Боги и дети Всевышнего, если вы поспешите бежать из Египта и, перейдя Красное море, придете в пустыню", - то есть, от ведущего снизу сношения (mixis) - к связи Горного Иерусалима; "но если вы снова возвратитесь в Египет", то есть, в низшую связь, "вы умрете подобно людям" (Пс. 82, 6-7). Ибо он сказал, что все нижние порождения смертны, в то время как все те, кто рождаются свыше, бессмертны. Ибо от Воды и Духа рождается лишь Духовный (человек), а не плотский. Низший (человек) напротив является плотским: об этом, сказал он, было написано: "То, что рождено от плоти, есть плоть, а то, что рождено от Духа, есть Дух". Это, в соответствии с ними, духовное порождение. Это, говорит он, есть Великий Иордан, который, стекая вниз и помешав Исходу детей Израилевых из Египта (то есть, от низшей связи, ибо Египет - это тело, согласно их взглядам), был обращен вспять и потек вверх благодаря Иисусу (V. Наассены). ----- 29. И она [Мария] сказала: "Учитель, все те, кто знает Тайну Магии Правителей всех Эонов, и Тайны Судьбы и Сферы, так как научили их Преступившие Ангелы (если они вызывают их в своих таинствах, которые являются дьявольскими магическими ритуалами для противодействия добрым деяниям), достигнут ли они теперь своих целей, в нынешнее время, или нет?" И Иисус ответил, и сказал Марии: "Они не достигнут их, как они не достигли их с самого начала, потому что я взял третью часть их Силы. Они будут ошибаться 1 в глазах тех, кто знает Тайны Магии Тринадцатого Эона..." ----- 1 Этот отрывок представляет величайший интерес, поскольку он показывает отношение школ посвящения к астрологии непосвященных и содержит намек на то, что "влияние звезд" должно было иметь отношение лишь к физическому, или гилическому человеку, тогда как те, кто знал таинства тринадцатого эона, т. е., психики (см. табл. I), были выше таких влияний. ----- 30. [Служители Часа - Часовые Астрологи] "... Я изменил их влияния, их Четыре и Три Угла и Восемь Конфигураций". 1 ----- 1 Их четыре и три угла. Это термины оккультной системы астрологии, которые основаны на типе триады и четверичности и соответствуют трем высшим и четырем низшим принципам, в сумме составляющим число семь. В экзотерической астрологии они обозначают обычную троицу и квадрат, причем восемь конфигураций - это: £ ¤ ¢ ¨ ¥ ¡ © § ----- 34. "И когда наступило время Числа Мелхиседека, великого Держателя Света..." 1 42. "...я укоротил их Времена из-за моих Избранников... ибо если бы я не сделал этого, никакая гилическая Душа не могла бы спастись, но они бы исчезли в Огне, который есть в Плоти Правителей". 2 ----- 1 Мелхиседек. В "Философуменах", VII, 36, мы находим упоминание о "мелхиседекианах", которые, как говорит автор, приписывали основание их школы Теодоту, рыбаку. Главной характерной чертой их учения было то, что Христос снизошел на человека, Иисуса, при его крещении, но что Мелхиседек был некой небесной силой, высшей, чем Христос. То, что Христос должен был сделать для людей, Мелхиседек сделал для ангелов. Этот Мелхиседек не имел ни отца, ни матери, ни потомства, и его появление и конец были непостижимы. Смотрите также: Филастр ("Ереси", 52), Псевдо-Тертуллиан (24), Епифаний (55), Евсевий ("Церковн. Истор.", V, 28), как их цитирует Салмон (Смит и Вейс, "Словарь христианской биографии", III, 889-890). Из "Пистис Софии" (стр. 292, 327-329, 337, 365) мы узнаем, что тремя главными божествами Правого были Иеу, Зорокофора Мелхиседек и Великий Саваоф, Добро. Обязанность Мелхиседека и его преемников состоит в том, чтобы лишить правителей их Светосилы и возвратить Свет обратно в Сокровище. Относительно оккультного значения "Мелхиседека" - сравните с "Тайной Доктриной", I, 208 и 265, о "Великой Жертве" и "Безмолвном Страже". 2 Плоть Правителей. То есть, иными словами, что кама-манасическая сущность погибнет в низших космических силах. ----- 42. [продолжение] "Затем я взошел на Небеса, к Покровам Тринадцатого Эона. И его Покровы сами по себе раздвинулись и открылись передо мной. И, войдя в Тринадцатый из Эонов, п обнаружил ПИСТИС СОФИЮ 1 ниже Тринадцатого Эона, одну, и никто из них не кружился рядом с ней. Но она сидела в этой Области, скорбя и горюя, ибо не взяли ее в Тринадцатый Эон, присущее ей место на Небесах. Она скорбела также из-за страданий, которые причинил ей Самовольный, один из Трех Троесильных (43.) чью Тайну я расскажу вам, если я начну говорить об их Исхождении. "И когда ПИСТИС СОФИЯ узрела меня, измененного неизмеримо сияющим Светом, она впала в смятение; и, вглядевшись в Свет моего Одеяния, она увидела на нем Тайну своего собственного Имени 2 и все Великолепие своей Тайны, поскольку была она в начале в Области Вышней, в Тринадцатом Эоне..." ----- 1 ПИСТИС СОФИЯ. Читателю следует тщательно изучить историю "падения" Софии, как она рассказывается в "Философуменах" (стр. 107), и сравнить ее с аллегорической драмой текста, который следует далее. Он заметит, что первый и последний из женских эонов додекады - это соответственно Пистис и София. Душа - это был единственный субъект, а познание души - единственный объект во всех древних мистериях. В "падении" ПИСТИС СОФИИ и ее освобождении ее Сизигием, ИИСУСОМ, мы видим вечно разыгрывающуюся драму страдающей и невежественной персональности, которая может быть освобождена и спасена лишь бессмертной индивидуальностью, или, скорее, своим собственным стремлением к НЕЙ. Читая эту часть "Пистис Софии", следует все время помнить о таинственной дуальности манаса, и этот ключ может быть применен к каждой ее строке. Как премудрость была целью гнозиса, так и центральной точкой всего гностического учения был так называемый "Миф-София". Ибо объясняем ли мы эту аллегорию с макро- или с микро-космической точки зрения, это всегда есть эволюция РАЗУМА, то, чему пытались научить нас посвященные древности. Эманация и эволюция махата в космогенезисе, и манаса - в антропогенезисе, всегда были предметом изучения Одной Науки. Местопребыванием Софии была Середина, между Верхним и Нижним мирами, в Огдоаде. Ниже располагался Хебдомад, или Семь Сфер, управляемых семью иерархиями правителей. Поистине "Премудрость построила себе дом и поставила его на семь столбов" (Притчи, IX, 1), а также: "Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери" (там же, VIII, 2). Кроме того, София была посредником между Верхней и Нижней областями, и в то же самое время проецировала типы или идеи плеромы во Вселенную. Теперь о том, почему София, которая первоначально была пневматическим, или духовным существом, должна быть в Среднем пространстве, изгнанной из своей истинной обители? Таковой была великая тайна, которую пытались решить гностики. Опять-таки заметьте, что это "падение души" из ее первоначальной чистоты ввергают ее в страдания и несчастья, и проблема, которая всегда стояла перед гностическим учителями, была идентична с проблемой "страдания", решение которой поставил себе целью Гаутама Шакьямуни. Кроме того, решение этих двух систем были одинаковы в том, что они видели причину страдания в неведении, и для его удаления указывали на путь самопознания. Разум должен был научить разум: "раздумье-самоанализ" должно было быть Путем. Материальный разум (кама-манас) должен был быть очищен и таким образом соединиться с духовным разумом (буддхиманас). На языке гностиков это выражалось в спасении Софии Иисусом, который освободил ее от ее неведения (agnoia) и страданий. После этого неудивительно, когда мы обнаруживаем, что София - рассматривать ли ее как единство или дуальность, или же как космический разум - обладает многими именами. Среди них можно упомянуть: Мать, или Всеобщая Мать, Мать Живого, или Сияющая Мать; Вышняя Сила; Святой Дух (все это с макрокосмической точки зрения); а также - Женское Левой Руки, как противоположность Христосу, Мужскому Правой Руки; Муже-женщина; Пруникос, или Похотливая; Матка; Рай; Эдем; Ахамот; Дева; Барбело; Дочь Света; Милостивая Мать; Супруга Мужчины; Открыватель Величайших Тайн; Сокрытая Мать; Та, кто знает Таинства Избранных; Святой Голубь, который дал жизнь двум Близнецам; Эннойя; Правитель; Пропавшая, или Заблудшая, Овца, Елена. В валентинианской системе София рождает Христоса "с Тенью". Все вышеприведенные названия взяты из "Словаря христианской биографии" Смита и Вейса, статья "София", в которой мы читаем: В сирийских текстах "Деяний", опубликованных д-ром Райтом ("Апокрифические Деяния Апостолов", стр. 238-245), мы обнаруживаем прекрасный "Гимн Души", которая была послана вниз из небесного дома, чтобы достать жемчужину, которую сторожит змея, но забыла там, внизу, свою священную миссию до тех пор, пока она не вспоминает ее благодаря посланию от "отца, матери и брата", и затем выполняет свою задачу, обретает вновь свое великолепное одеяние и возвращается в свой старый дом. 2 Имя. Это Имя - не есть имя, но некий Звук, или, скорее, Движение. Тайна Логоса, Вербум или Вак всегда была сокрыта в тайне имен. Все эти имена в любых языках и у любых народов представляют собой видоизменения "Невыразимого Имени". В этой связи особенно большой интерес представляет следующий отрывок из "Пистис Софии" (стр. 378, 379). Иисус, объясняя своим ученикам Тайну Света его Отца, Крещения Дымом, Духа Священного Света и Духовного Помазания, продолжает: Не было бы ничего более важного, чем эти Тайны, если бы не Тайна Семи Голосов и их Сорока девяти Сил и Исчислений (psephon), и никакое из имен не превосходит это Имя всех их, в котором есть все Имена, все Света и все Силы. Таким образом, если тот, кто покинет свое тело Гиль (не обязательно в одной лишь смерти, но и во время самадхи, или мистического транса), знает это Имя, то ни Дым (то есть, никакое теологическое заблуждение), ни Власть, ни Правитель Сферы Судьбы, ни Ангел, ни Архангел, ни Сила, не смогут воспрепятствовать этой Душе; более того, если оставляя Мир некий человек скажет это Имя Огню, он будет должен погаснуть, и Туман рассеется. И если он скажет его Демонам и Преемникам Внешней Мглы (Тьмы), и ее Правителям, Властям и Силам, все они погибнут, так как их Огонь истощится, и они воскликнут: "Ты самый почтенный и священный, ты блаженный из всех тех, кто свят". И если они скажут это имя Держателям Дьявольского Проклятия, и их Властям и всем их силам, а также Барбело и Невидимому Божеству, и Трем Трехсильным, они немедленно провалятся в те области, где они будут вынуждены раствориться и погибнуть, и воскликнут: "О Свет всякого Света, который есть в беспредельном Свете, вспомни также и нас и очисти нас. В отношении этого отрывка в "Тайной Доктрине", II, 570, отмечается: Легко увидеть, чем являются этот Свет и Имя: светом Посвящения и именем "Огня-Эго", которое не есть ни имя, ни действие, но духовная, вечно живая Сила, которая выше "Невидимого Бога", поскольку эта Сила есть САМОСТЬ. Сравните также: "Тайная Доктрина", sub. voce.; Oeaohoo, I, 68, 71, 72, 93 (Oi-Ha-Hou); Мантрика-Шакти, I, 293; Kuan-Yin, I, 136; Kuan-Yin-T'ien, I, 137, 138; Логос, II, 25; Гермес, II, 541, 542; Мистические имена и признаки, I, 352; Адити-Вак, I, 431; Вак, Савитри, мать богов и всего живого, II, 128; Вак, Девасена, II, 199; и Мелодичная корова, II, 418. ----- 45....и помыслила она [Пистис София] внутри себя: "Я пойду в эту Область без своего Сизигия,1-103 чтобы взять Свет, который Эоны Света1-104 породили для меня, чтобы могла я идти к Свету Светов, который есть Высший из Вышних". 46. "Размышляя таким образом, она [Пистис София] ушла из своей собственной Области Тринадцатого Эона и вошла в Двенадцать Эонов. И Правители Эонов стали преследовать ее, и разгневались на нее за то, что она замыслила войти Величие. И, выйдя из Двенадцати Эонов, она сошла в Область Хаоса и приблизилась к Силе Света с обликом Льва, дабы мог он пожрать ее. 47. И все гилические Исхождения Своевольного окружили ее. И Великая Сила в облике Льва пожрала Силы Света в Софии; а (также) очистила (или изгнала) ее Свет и Гиля и пожрала их. (Затем) они бросили ее в Хаос. И в Хаосе был Правитель с ликом Льва, одна половина которого была Пламенем, а другая - Мглой, и то был Ильда Баоф, о котором я говорил вам много раз". ----- 1 Ильда Баоф идентичен с Птахилом Кодекса назареев, Демиургом валентинианской системы, Проархом барбелитов,1-105 Великим Архоном Василида и Элохимом Юстина, и т. д. Ильда Баоф (Дитя Хаоса) был сыном Софии (Ахамот) в гностическом космогенезисе, другими словами, Главой Творящих Сил и представителем одного из классов питри. Если мы рассматриваем Вышнюю Софию как акашу, а Нижнюю Софию (Ахамот) как его низший или материальный план, мы сможем понять, почему Ильда Баоф, материальный творец, был отождествлен с Иеговой и Сатурном, и таким образом прояснить следующую аллегорию из Иренея.1-106 Ильда Баоф, дитя Матери, Софии, порождает своего сына без помощи какой-либо матери, и его сын - в свою очередь некоего сына, а тот - другого, и так далее до тех пор, пока не будет порождено один за другим шесть сыновей. Они немедленно начинают бороться со своим отцом за власть, и он в отчаянии и ярости всматривается в "чистилища материи" внизу, и благодаря им рождается другой сын, Офиоморфос, змееподобный, дух всего, что пребывает в материи. Затем, преисполненный гордого самодовольства, он вытягивается в своей высшей сфере и громко провозглашает: "Я есть Отец и Бог, и нет никого выше меня". На это его мать воскликнула: "Не лги, Ильда Баоф, ибо Отец Всего, Первый Антропос (человек) выше тебя, и таков же Антропос, Сын Антропоса".1-107 И Ильда Баоф, чтобы помешать своим сыновьям внять этому голосу, предложил им изготовить человека. Так шесть из них сделали гигантского человека, который лежал на земле и извивался подобно червю (человек первых циклов и рас). И они принесли его к его отцу Ильда Баофу, который вдохнул в него "Дыхание Жизни" и таким образом растратил свою творящую силу. И София помогла этому замыслу так, что она вновь восстановила Светосилы Ильда Баофа. В дальнейшем человек, содержа в себе божественную искру, стремился к Небесному Человеку, от которого она пришла. Поэтому Ильда Баоф взревновал и создал Еву (Лилит), чтобы лишить Адама его Светосил. И шесть "Звездных", почувствовав страстное желание из-за ее красоты, породили через нее сыновей. После этого София послала змея (ум), чтобы Адам и Ева нарушили заповеди Ильда Баофа, который в ярости изгнал их из Рая в Мир, вместе со змеем (четвертый цикл и четвертая раса). В то же самое время она лишила их присущей им Светосилы, так, что она не могла бы подпасть под это "проклятие". Змей ослабил мировые силы под ее влиянием и породил шесть сыновей, которые постоянно препятствовали и вредили человеческой расе, из-за которой был изгнан их отец (змей). Адам и Ева в самом начале обладали чисто духовными телами, которые постепенно становились все более и более грубыми. Их дух также ослабевал, ибо у них не было ничего, кроме дыхания низшего мира, которое вдохнул в них Ильда Баоф. Однако в конце концов София вернула им назад их Светосилу, и они осознали, что они были наги. Эта впечатляющая аллегория, в которой творение становится выше своего творца, может быть понята только если помнить об идентичности сущности того, что развилось, и того, от кого оно развилось. Сравните: "Я сам облекся в тебя и ты мой вахана, до дня "Будь с нами", когда ты снова станешь мною и другими, собою и мною" ("Тайная Доктрина", I, станца VII, шлока 7). В этом цикле эманации, то, что вверху, становится тем, что внизу, и потому мы видим в "Пистис Софии", что в конце концов об Ильда Баофе говорится, что он обитает в "Великом Хаосе, который есть Внешняя Мгла", где он со своими сорока девятью демонами подвергает мучениям грешные души (стр. 382). Кроме того, сходство между Ильда Баофом и Саваофом-Адамасом столь близкое, что их без сомнения надо рассматривать как аспекты одной и той же силы; специфическое богатство терминологии "Пистис Софии" делает необходимыми такие соответствия. В карте офитов, о которой говорит Ориген в своем сочинении "Против Цельса", есть два септената планетарных правителей, высшая и низшая хебдомад. Ильда Баоф - первый в высшей группе, а Михаил-Офиоморфос - во главе низшей. Этот Михаил называется "подобным льву" и является сыном Ильда Баофа, который также изображается львиноголовым. В формуле молитвы для "умершего", душа, после того как она преодолела укрепление злобы (phragmon kakias), владение Офиоморфоса, или наш земной материальный план, достигает врат Ильда Баофа и произносит следующее льстивое обращение, которое по правде говоря кажется малоподходящим к природе Ильда Баофа. "О ты, рожденный для мужественного правления, Ильда Баоф, первый и седьмой, о правитель, живой Логос чистого разума, совершенное творение Сына и Отца, дающих тебе знак Жизни, (отмеченный) печатью образа, я открываю ворота, которые ты закрыл для своего Эона, мира, и возвращаюсь под твоим покровительством к свободе. Да будет со мной твоя милость, Отец, да будет она". ----- 63. "...Из-за вспышки страха и силы Своевольного, моя Сила покинула меня. Я [Пистис София] становлюсь подобной одинокому Демону (idios daimon), обитающему в Гиле, в которой нет Света, и я становлюсь Копией Духа, 1 который есть в Хилическом Теле, в котором нет Силы Света; и я становлюсь подобной одинокому Декану в Воздухе. 2 Исхождения Своевольного сильно сжимают меня. И мой Сизигий сказал себе: "Вместо Света, который был в ней, они наполнили ее Хаосом". Я поглотила Пот моего собственного Гиле и Муку Слез Гиле моих Глаз, 3 чтобы те, кто причиняет мне боль, не могли взять оставшееся..." ----- 1 Копия Духа (Antimimon pneumatos) - это один из принципов в строении души, в изготовлении которой играют свою роль каждый из планетарных правителей. Эта работа завершается тем, что душу снабжают Глотком Забвения, или снадобьем Леты, которая сварена из спермы Дьявола и побуждает людей ко всевозможным материальным желаниям; это злой гений человека, некий вид духовной субстанции, окружающей душу. 2 Одинокий декан в воздухе. Сравните с стр. 107, "Я подобна Гилю, который пал; они гнали меня туда и сюда, подобно некоему демону в воздухе". О Средней Области воздуха говорится как о Путях Стези Середины, которая находится ниже Сферы. О термине "декан" см. 14 (7). 3 Отверстия... моих Глаз. Э. К. Амелинью в своих "Essai sur le Gnosticisme Egyptien", стр. 303, прослеживая эту идею в образной системе египтян, пишет следующее: "Среди заклинаний, обращенных к Солнцу, или скорее в перечислении его различных превращений, мы читаем следующее: "Тот, кто создал воду, которая вытекла из его чрева, образ тела Реми, плакальщик". "Слезы играют важную роль в египетской религии", - говорит Э. Невиль, объясняя этот текст, - "и особенно в том, что относится к творению". Далее он приводит несколько примеров, взятых из неопубликованных текстов из гробницы Рамзеса IV, которые мы у него заимствуем. В одном из них к Богу обращаются с молитвой как к "плакальщику" и просят даровать жизни "царю"; "О плакальщик, могущественный, высший в царстве Аукерт, дай жизнь Царю"... Он принимает также и такое обращение: "О ты, кто создает себя из своих слез, кто слышит себя своими собственными словами, кто возрождает свою душу, возроди душу Царя". И наконец, в знаменитом тексте, известном как текст четырех рас, к людям обращаются таким образом: "Вы - это слеза из моего глаза под вашим именем Рету, другими словами, под вашим именем людей"... Эта доктрина еще более ясно излагается в магическом папирусе, переведенном д-ром Бирхом, где слезы различных богов изображаются как материя, из которой происходят цветы, ладан, пчелы, вода, соль, и т. д. "Когда Гор плакал", - говорит папирус, - "вода, которая падала из его глаз, превратилась в растения, которые создали душистый аромат. Когда Су и Тефнут очень сильно заплакали, и вода падала из их глаз, она превратилась в растения, которые создали благовония... Когда солнце плакало во второй раз и позволило воде падать из своих глаз, она превратилась в пчел, которые трудились... Когда солнце Ра становилось слабым, пот падал с его членов и превращался в некую жидкость... его кровь превращалась в соль. Когда солнце становилось слабым, оно потело, вода падала из его уст и превращалось в растения. Сравните также с "рожденным из пота" в "Тайной Доктрине". ----- 67. После этого она [Пистис София] громко зарыдала, повторяя свое пятое Покаяние...1-108 70. "Слушай, Филипп, что я [Иисус] могу сказать тебе, ибо тебе, и Фоме, и Матфею 1 была дана Первой Тайной обязанность записать все то, что я скажу и сделаю, и что вы увидите..." ----- 1 Греческие, латинские и сирийские фрагменты, которые остались от писаний, называемых "Евангелием от Фомы", дают лишь слабое представление о том, чем должно было быть оригинальное Евангелие или Евангелия согласно Фоме, чтобы к нему сохраняли почтение различные школы гностицизма и даже некоторые отцы церкви. Эти фрагменты также называются "Деяниями отрочества Господа" и изобилуют глупыми и ребяческими случаями, которые столь часто встречаются в "Евангелии детства". Однако, эти басни пользовались столь большой популярностью у католических читателей, что это евангелие было "переодето" с тем, чтобы удовлетворить ортодоксальному вкусу, путем удаление из него всех еретических отрывков. И все же гностическая направленность этих фрагментов обнаруживается благодаря их строгому докетизму, то есть, теории о том, что явление Христоса как человека было иллюзией. То, что существовало философское евангелие Фомы, совершенно очевидно по природе цитат из него и многочисленных ссылок на него, но было ли это евангелие той книгой, которую было поручено написать Фоме нашего текста, всегда будет оставаться тайной, пока не обнаружится тому какое-нибудь свежее доказательство. Есть некое Евангелие от Матфея, называемое "Книгой детства Марии и Спасителя Христа", которое, по всей видимости, представляет собой перевод с еврейского, выполненный Св. Иеронимом, и вероятно является тем первоначальным текстом, на котором основано более позднее "Евангелие рождества Марии". Но все таким образом отредактированные и вновь отредактированные фрагменты - это, конечно, не в большей степени подлинное Евангелие согласно Матфею, чем текст Синоптика того же имени, и его безусловно никогда нельзя будет поместить в ту же философскую категорию, к которой следует относить все подлинные гностические сочинения. ----- 74. "... Пусть они также доверяют ему, когда они придут в Небесную Область, ибо он увидит и спасет нас, и он имеет великую Тайну Спасения..." 1 ----- 1 Великая Тайна Спасения. Великая Тайна - это Тайна Невыразимого (Атма), или Первая Тайна, Высшая Мудрость (буддхи), от которой проистекают все эманации. Она исходит от Невыразимого, а также находится в нем, будучи в то же самое время Высшим Принципом Прощения Грехов. См. табл. I. ----- 76. И Мария объяснила то, что сказал Иисус, прочитав стих из восемьдесят второго псалма, "Бог воссядет в сонме богов, чтобы судить богов".1-109 85.... гилические Исхождения Своевольного...1-110... Число моего Времени - в Хаосе...1-111...Двадцать четыре Исхождения...1-112 89.... И Мария вышла вперед и сказала: "Учитель, об этом самом ты сказал нам сперва в виде притчи; "Вы, кто терпит страдания со мной: Я создам Царство 1 для вас, подобно тому как Отец создал для меня, ибо вы будете есть и пить за моим Столом в моем Царстве, и вы воссядете на двенадцати Тронах, 2 чтобы судить Двенадцать Колен Израилевых". 3 (90.) "... Потому, О Свет, возьми Чистоту от Силы в облике Льва, чтобы она не узнала об этом". 4 ----- 1 Царство (Небесное). Из многочисленных отрывков, которые можно привести для того, чтобы показать, каких оккультных идей придерживались гностики относительно "царства", и сколь сильно отличались их воззрения от захудалых ортодоксальных концепций нашего собственного времени упадка и разложения, вероятно, не последний интерес имеет следующий фрагмент из "Евангелия египтян". На вопрос, когда наступит это царство, дается такой ответ: "Когда Двое станут Одним, и Внешнее станет как Внутреннее, и Мужчина с Женщиной - не Мужчиной и не Женщиной". Отсюда немедленно приходят в голову две интерпретации из многих, которые могут быть даны: (а) соединение низшего манаса с высшим, персональности с индивидуальностью; и (б) возврат к андрогинному состоянию, как это произойдет в будущих расах. Таким образом, это царство может быть достигнуто отдельными личностями сегодня, а человечеством - в расах, которые придут. 2 Троны. "Те, кого называют в теологии "тронами" и являются "Сиденьем Бога", очевидно являются первыми воплощенными людьми на земле; и это станет понятным, если мы подумаем о бесконечных сериях прошлых манвантар, обнаруживая, что последняя должна была прийти первой, а первая последней. Короче говоря, мы находим, что высшие ангелы прорвались, бесчисленное количество эонов назад, через "Семь Циклов" и украли таким образом их священный огонь; если выразить это более понятными словами, то они поглотили во время их прошлых воплощений, как в низших, так и в высших мирах, всю мудрость, имевшуюся там, - отражение МАХАТА различных степеней интенсивности". "Тайная Доктрина", II, 80. 3 Израиль. Значение этого термина могут прояснить следующие выдержки из систем наассенов (офитов) и Юстина, в соответствии с тем, как они изложены в "Философуменах". Исход детей Израиля из Египта (то есть, тела) был остановлен водами Великого Иордана (символ духовного рождения или порождения), которые были обращены вспять и вынуждены потечь вверх благодаря Иисусу (V, 7). Опять-таки, сыны Израиля пересекли Красное море и пришли в пустыню (то есть, были рождены в этот мир посредством родов), где были боги разрушения и бог спасения. Первые навязывали необходимость изменчивого и непостоянного рождения тем, кто родился в этот мир. Это были змеи пустыни, и для того, чтобы Сыны Израиля могли избежать укусов этих сил, Моисей показал им истинного и совершенного Змея (V, 16). В системе Юстина первая триада состоит из Благого Принципа, Элохима и Эдема, или Израиля, причем последний считается женским и изображается как дева в верхней своей части, и как змея - в нижней; она есть супруга Элохима. Отрывок из Исайи (I, 2-3): "Слушайте, о небеса, и внимай, о земля, ибо Господь сказал... Но Израиль не знает Меня...", - объясняется таким образом, что небеса - это дух Элохима в человеке, земля - это душа, которая есть в человеке вместе с духом, Израиль - это Египет (то есть, материя).1-113 Из вышеизложенного более чем очевидно, что колена Израилевы - это люди этого материального мира. 4 Чтобы она не узнала об этом. В этом отрывке об Иисусе на Небесах, силы различных областей восклицают одна за другой, когда он переходит от плана к плану: "Как изменил нас Господь Вселенной без нашего ведома" (стр. 21). В дальнейшем (стр. 25) они изображаются пребывающими в страхе, "потому что они не знали Тайны, которая вершилась". София опять-таки (стр. 78) рассказывает нам, что она согрешила "из-за неведения". Сравнивая эти отрывки мы приходим к заключению, что триумфальное восхождение Иисуса, как совершенного посвященного, и драматический рассказ о кающейся Софии, - это лишь два аспекта одного и того же процесса, который рассматривается в первом случае с точки зрения индивидуальности, а во втором - персональности. ----- 91.... "Освободи меня от Силы с обликом Льва, ибо я одна из Невидимых нахожусь в этой Области.1-114 92. Потому, о Свет, не позволяй Исхождениям Своевольного восторжествовать надо мной. Ибо они льстиво обращаются ко мне с нежными словами..."1-115 107. "...Пусть он будет окутан Мглой, как неким одеянием, и пусть он опояшет себя Мглой, как кожаным поясом, на все времена.1-116 Я - как Гиль, который пал, 1 они гонят меня туда и сюда, как Демона в Воздухе..." ----- 1 Материя, которая пала. Сравните стр. 102 и 107; "Я решил опуститься в Хаос". "Они решили опуститься в Хаос". Если соотнести эти различные термины с соответственными "принципами" в человеке, то не возникнет никаких затруднений. Своевольный - это корень принципа камы, или принципа желания, и его исхождения имеют ту же самую природу, что и танха в буддийской философии. Отражение манаса, "одного из Невидимых", тяготеет к каме и становится, таким образом, низшим манасом. Поистине, наши "грехи" - это лишь "Сила с обликом Льва". ----- 114. "... Твою Силу предсказали древние через Соломона..." 1 ----- 1 Оды Соломона. В "Пистис Софии" есть пять фрагментов, известных ортодоксальной церкви как Оды Псевдо Соломона. Они были первой частью нашего текста, переведенной с коптского, - это перевод, предпринятый Уойдом и опубликованный Мюнтером в 1812 г.; Шамполлон написал статью в "Magasin Enciclopedique" Миллина (1815, II, 251) о труде Уойда; его также отмечает Меттер в своей "Histoire" (II, 348). Однако, поскольку не было предъявлено никакого серьезного аргумента, чтобы удостоверить пренебрежительный префикс "псевдо", мы склонны верить, что они были в свое время столь же каноничными, как и многие другие писания, которые были занесены в "index expurgatorius",1-117 чтобы они удовлетворяли прихотям и предрассудкам благодетельного неведения. ----- 125. Вот Имена, которые я дам от Бесконечного и далее вниз. Напишите их Знаком, чтобы Сыны Бога могли показать их из этой Области. Вот Имя Бессмертного AAA ΩΩΩ, и вот Имя Голоса, который является Причиной Движения Совершенного Человека, III. И вот истолкования Имен Тайн. Первая есть AAA, и ее истолкование - это FFF. Вторая есть MMM, или WWW, и ее истолкование - это ΦΦΦ. Третья есть ΨΨΨ, и ее истолкование - это OOO. Четвертая есть ΦΦΦ, и ее истолкование - это NNN. Пятая есть ΔΔΔ, и ее истолкование - это AAA. Истолкование второй1-118 - это AAAA, AAAA, AAAA. Истолкование всего Имени... 1 ----- 1 Несколько замечаний из системы Марка1-119 о буквах и цифрах греческого алфавита, вероятно, прольет некоторый свет на непонятные места этого текста. Говорят, что школа этого знаменитого наставника распределяла буквы среди частей тела Антропоса, звездного человека (называемого в каббале Адамом Кадмоном, символом макрокосма). Таблица 2
БУКВЫ ЧАСТИ ТЕЛА ЧИСЛА
А - W Голова 1 - 800
В - Y Шея 2 - 700
Г - C Плечи и руки 3 - 600
Д - F Грудь 4 - 500
Е - U Диафрагма 5 - 400
З - T Живот 7 - 300
Н - S Половые органы 8 - 200
Q - R Бедра 9 - 100
I - P Колени 10 - 80
К - O Большая берцовая кость 20 - 70
Л - # Лодыжки 30 - 60
М - N Ступни 40 - 501-120

Продукт или синтез двенадцати частей тела - это Сын, Христос или Иисус, Тринадцатый. Шесть наверху и шесть внизу, и тринадцатый, или точка равновесия, в центре. Пистис София находится в Тринадцатом Эоне, и Иисус на своем пути на Небеса повернул шесть эонов Направо и шесть - Налево.




Семь гласных звуков - это семь небес; A - это первое, и W - последнее, а I - четвертое, или Среднее Небо. См. диаграмму в "Тайной Доктрине", I, 200.

24 буквы подразделяются на девять непроизносимых, которые принадлежат Отцу и Истине и называются таким образом потому, что они невыразимы и их невозможно ни услышать, ни произнести; восемь полугласных, или полузвучных, принадлежащих Логосу и Жизни, поскольку они находятся на полпути между немыми и гласными и получают эманацию свыше и реверсию снизу; и семь гласных, или звуков, относящихся к человеку и собранию, ибо звук Голоса придал форму всем вещам. 1-121 В этой классификации ясно видно трихотомическое деление на арупу, или планы без формы, рупу, или планы форм, и промежуточное подразделение, которое не есть ни рупа, ни арупа.

Для того, чтобы читатель не смог спутать вышеприведенную номенклатуру эонологии последователей Марка с валентинианской, которая дается в нашей главе о Валентине, мы приводим схему примордиального двойного Тетрактида Марка:

Таблица 3

ПЕРВЫЙ ТЕТРАКТИС ВТОРОЙ ТЕТРАКТИС
Архетос, или Невыразимое, содержащее 7 элементов Сиге, или Безмолвие, содержащее 5 элементов Патер, или Отец, содержащий 5 элементов Алетейя, или Истина, содержащая 7 элементов Логос, или Слово, содержащее 7 элементов Зое, или Жизнь, содержащая 5 элементов Антропос, или Человек, содержащий 5 элементов Экклесия, или Собрание, содержащее 7 элементов
всего 24 всего 24
Которые вместе с Христосом составляют 49.

Если мы вернемся к буквам, то девять непроизносимых - это:

  ГЛУХИЕ СМЯГЧЁННЫЕ ПРИДЫХАТЕЛЬНЫЕ
Губные Π Β Φ
Горловые Κ Γ Χ
Зубные Τ Δ Θ

Восемь полугласных - это Λ, Ρ, M, N, Σ, Z, Ξ, Ψ, так что три класса немых, полугласных и гласных естественным образом распадаются на типы 3, 4 и 7.

Теперь мы способны пролить некоторый свет на данный текст, держа в уме уже упомянутую ранее диаграмму из "Тайной Доктрины". AAA, ΩΩΩ, I I I - это непроявленные арупа-планы, эоны или эманации, а также девять непроизносимых Марка. Эта тройная тройственность в другом аспекте становится знаменитым I A Ω, который столь часто встречается на гностических геммах, и в его видоизменении A I Ω представляет Дух (A), связанный с Материей (Ω) при помощи Разума (I). Эти трое, вероятно, являются Тайной Невыразимого, а семь, которые следуют за ними, - Тайнами Первой Тайны, хотя позднее мы читаем о Семи Тайнах Невыразимого. "Первая есть AAA, и ее истолкование - это ΦΦΦ; превратив буквы в цифры и не обращая внимания на нули и повторения, мы получим: "истолкование 1 есть 5", или, другими словами, что тот, кто раскрывает или проявляет первую и величайшую тайну, соответствующую атману, есть пятый принцип, или бессмертное эго человека. "Вторая есть MMM или ΩΩΩ, и ее истолкование - AAA". Ω или ω часто встречаются на геммах в виде прямых линий, поэтому буква W, которая есть перевернутая M, или волнистая линия - это обычный знак воды или "материи" в символизме. Если обратиться к таблице частей тела Звездного Человека у Марка, можно увидеть, что M - это противоположность A, также как и Ω, когда буквы "развернуты". Если взять такое сложение букв в качестве изображения одной спирали эволюции, то в другой спирали M и N были бы на том же самом плане, что и A и Ω, и мы имели бы четыре буквы рядом, или на одном плане. M и W были бы в этом случае взаимозаменимы, и их истолкованием была A. "Третья есть ΨΨΨ, и ее истолкование - OOO. Четвертая есть ΦΦΦ, и ее истолкование - NNN". Ψ = 700, и O = 70, Φ = 500, и N = 50; таким образом, поскольку 10 - это "корень" чисел, 70 понимается как 700 и 50 - 500, так как каждый высший план объясняет нижний. "Пятая есть ΔΔΔ, и ее истолкование - AAA". Другими словами, истолкование 4 есть 1, точно также как и истолкование Ω или 8 есть тоже 1, ибо считаем ли мы по трем или по семи, четвертый и восьмой всегда будут первым или последним классом, планом, уровнем, эманацией, все равно, как бы мы это ни называли. Следующая тайна, приближающая конец цикла эволюции, преобразует первоначальную тройную триаду в тройной квартернарий, и, делая это добавление к его постижению, возвращается в безмолвие Великого Имени. Когда будет понят ключ к семи планам и принципам, то легко будет поместить эти семь - на четыре нижних плана высшего септенария, как это сделано в диаграмме в "Тайной Доктрине", и тогда мы увидим, как тип трех высших арупа-планов отражается в семи планах четырех нижних.

-----

127. "...Ты есть Первая Тайны, Смотрящая вовне... ты пришел в Облачении Света, полученном тобой от Барбело, которое (Облачение) есть Иисус, наш Спаситель, на которого ты опустился в виде Голубя". 1

-----

1 Голубь. См. 1 (4). В системе Марка ("Философумены", VI, 47) о голубе говорится, что он соответствует A и Ω, объяснение этого см. "Пист. Соф." 125 (1). В системе Керинфа ("Философумены", VII, 33) мы читаем:

Керинф, который практиковался в египетских методах тренировки, говорил, что мир был создан не первым Богом, но определенной силой, которая обособилась от власти, царившей над вселенной, и она не знала божества, которое возвышалось надо всем. Кроме того, он утверждал, что Иисус не был рожден Девой, но что Иосифом и Марией был рожден сын подобно тому, как и у всех остальных людей, однако он был более праведный и мудрый (чем остальные). И после его крещения на него снизошел Христос из принципа, абсолютного для всего, в виде голубя, и затем он проповедовал непостижимого отца и совершенствовал его силы; но в конце Христос покинул Иисуса, и Иисус страдал и восстал вновь, в то время как Христос оставался незатронутым страданием, ибо имел по своей сути духовную природу.

Христос - это прославленная индивидуальность, то есть, манас-тайджаси, или высший манас с ореолом буддхи вокруг него, в то время как Иисус - это тленная персональность низшего манаса.

В этой связи было бы небесполезно сравнить, что говорит "Тайная Доктрина" о "мифическом белом лебеде, лебеде Вечности или Времени, Калахансе" (I, 78). Слово Ханса или Хамса равнозначно "ахам-са", и эти три слова означают "Я есть он", в то время как если разделить его другим способом, то его можно прочитать как "со-хам", "он (есть) я", - причем слово сохам равнозначно сах, "он", и ахам, "я", или "я есть он". В одном этом содержится универсальная тайна, учение об идентичности человеческой и божественной сущности, для того, кто понимает язык мудрости. Отсюда происходит и символический знак Калахансы (или хамсы) и аллегория о нем, а также имя, данное Брахме среднего рода (позже - мужскому Брахме) - "Хамса-Вахана", тот, кто использует Хамсу в качестве своей колесницы. То же самое слово можно прочитать как "Кал-ахам-са", или "я есть я" в вечности Времени, что отвечает библейскому, или скорее зороастрийскому изречению: "Я есть то, что я есть ("Тайная Доктрина", I, 78).

В "Голосе Безмолвия" (фрагмент I, стр. 5) мы читаем:

Говорит Великий Закон: "Чтобы познать мировое Я, 1-122 ты должен сперва познать свое собственное я". Чтобы достигнуть знания этого Я, ты должен отдать свое Я - Не-Я, Бытие - Небытию, и тогда только можешь ты почить между крылами Великой Птицы. Воистину, сладостно успокоиться в крылах того, что не рождается и не умирает, но есть АУМ 1-123 на протяжении бесконечных веков. 1-124

Из всего вышеописанного совершенно очевидно, что Голубь является символом "Высшего Я" человека.

-----

134-135. "...Поток Света влек их всех, и пронес их над храмом"; то есть, когда Поток Света получил все Света ПИСТИС СОФИИ, и когда он оторвал их от Исхождений Своевольного, он внедрил их в ПИСТИС СОФИЮ, покинул Хаос и взошел в Совершенство, ибо ты есть храм. 1-125

136. "...Исхождения Своевольного, находящиеся в Хаосе, сжимали ПИСТИС СОФИЮ и приобретали исключительное доверие, и вновь преследовали ее с великим ужасом и разрушениями: так, некоторые из них сжимали ее, один из них превращался в обличье Великого Змея, другой в обличье Василиска с семью головами... 1

-----

1 Василиск с семью головами. Логи или "Спасители" всех народов изображаются наступающими на голову или головы змеи или дракона, или пронзающими монстра присущим им оружием силы. Таким образом представляется победа Духа над Материей ("Старым Змеем" или "Великой Бездной"), которая при помощи духовных превращений в конце концов подчиняется божественной воле прославленного посвященного, и "боги", или силы природы побеждаются, божественным "Повстанцем", Асурой, "Драконом Мудрости", который сражается против девов; то есть, активность манаса одерживает триумф над пассивностью чистого духа. Кришна сокрушает семиглавого змея Калинага. Геркулес отрубает головы Гидры, водяной змеи; египетский Оранте наступает на змею, в то время как его руки растянуты на распятии, а Гор пронзает голову дракона Тифона или Апопа; скандинавский Тор разбивает череп змеи своим крестообразным молотом, а Аполлон пронзает Пифона, и т. д., и т. д. Все это обозначает в одном из аспектов расширение планов сознания и соответственное преобладание планов материи (символически, воды), причем основных планов насчитывается семь.

Однако, подобно логоям и иерархиям сил, "змеи" должны отличаться один от другого. Шеша, или Ананта, "ложе Вишну", - это аллегорическая абстракция, символизирующая бесконечное время в пространстве, которое содержит зародыш и периодически вызывает прорастание и цветение этого зародыша, создавая проявленную Вселенную; в то время как гностический Офис содержит тот же самый троичный символизм в своих семи гласных, как и односложный, трехсложный и семисложный Oeaohoo Древней доктрины; то есть, Один Непроявленный Логос, Второй - проявленный, треугольник, превращающийся в Квартернарий или Тетраграмматон, и в существование последнего на материальном плане. ("Тайная Доктрина", I, 73, примечание).

Таким образом, если Гуань-Ши-Инь или Авалокитешвара в китайском символизме увенчан семью драконами и несет на себе надпись, "вселенский Спаситель всех живых существ" ("Тайн. Доктр.", I, 471), семиглавый Василиск данного текста несомненно символизирует низший и материальный аспект этого типа эманации вселенной, а не примордиального духовного змея в ореоле семи его лучей, или семи гласных. И так же, как существовал высший Хебдомад семи высших планетарных духов или эонов, был и нижний Хебдомад. Офиты представляли это аллегорически, говоря, что Змей, в наказание за то, что он научил Адама и Еву (третью расу) восстать против Ильда Баофа, был изгнан в нижний мир и породил шесть сыновей, то есть, должен был воплотиться в телах древних рас. Практически во всех системах, общему постулату древней астрономии о том, что существуют семь планетарных сфер и восьмая (сфера неподвижных звезд) над ними, учили под различными аллегорическим покровами, и все они туманно излагали эзотерическую истину о семи состояниях материи, семи небесных телах планетарной цепи, семи принципах в человеке, и т. д., и т. д.

Учение о семи небесах ясно излагается в интересной апокрифической книге, называемой "Восхождение Исайи", которая вне всякого сомнения была написана ранее чем во втором веке нашей эры, и часто и с одобрением цитировалась вплоть до времени Св. Иеронима. Она отличается своей строго докетической направленностью и принадлежит к иудейско-коптской школе. После периода долгого умолчания к ней вновь привлек внимание епископ Ричард Лоуренс в 1819 г., опубликовав эфиопский манускрипт, единственный сохранившийся кодекс, с переводом на латынь и на английский язык. В дальнейшем на эту интереснейшую реликвию пролила некоторый свет работа А. Диллмана (Лейпциг, 1877), который сравнил Бодлеанский манускрипт с двумя другими, которые были привезены из Магдалы после ее захвата в 1868 году. В этом сочинении описано весьма любопытное видение пророка. Некий ангел седьмого неба провел дух Исайи через все семь небес. В тверди небесной (земле) он увидел Саммаэля (Сатану) и его воинства, вовлеченные в междоусобный конфликт. В первом был некто, сидящий на троне (вахана, или колесница 1-126) и окруженный ореолом ангелов справа и слева. Исайе было сказано, что это поклонение в действительности оказывается Отцу на седьмом небе и его Возлюбленному. На втором небе он увидел то же самое, но при еще большем великолепии, и пророку снова помешали совершить поклонение, словами: "Не поклоняйся ни ангели, ни трону, которые есть на шести небесах, пока я не покажу тебе седьмое небо". Затем ему были показаны третье, четвертое и пятое небеса, и каждое из них превосходило по своему великолепию предыдущее. На шестом не было трона и не было никакого разделение на правое и левое, но все в равном сиянии восхваляли Отца, его Возлюбленного (Христа) и Святой Дух. В конце концов на седьмом небе он увидел Отца и "Господа Бога, Христа, который называется в мире Иисусом", и ангела Святого Духа. Все праведники 1-127 там поклонялись троице, в то время как Иисус и Святой Дух оказывали поклонение Отцу. Дальше мы читаем о нисхождении Христа через семь небес и твердь небесную, предшествующем его воплощении (см. "Слов. христ. биог.", sub voce Исайя). Для более полного понимания этого видения сравните с диаграммой в "Тайной Доктрине", I, 153 и 200.

Но, хотя семиглавого змея можно обнаружить в символогии временами над, а временами - под фигурой Бога или посвященного, и опять-таки он может иметь 1, 3, 5, 12 или 1000 голов, все же в действительности в этом нет никакой путаницы. Ибо как 1, 3, 5 и 7 примордиальные планы имеют свои собственные подуровни эманации, так и слои и иерархии отражаются одна в другой. Таким образом, каждый план есть септенарий, и каждая пара планов представляют собой высший и низший Хебдомад.

Что же касается Тринадцатого Эона и Пистис Софии, стоящей на семиглавом василиске, то в этом отношении интересно также отметить, что в мексиканской традиции есть тринадцать змеиных богов.

-----

148.... ПИСТИС СОФИЯ... воскликнула вновь, говоря: "... они притесняли меня и отняли у меня мою Силу, и забросили меня в Оркус, 1 лишив меня моего Света..."

-----

1 Оркус. Преиспод







Date: 2016-05-17; view: 338; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию