Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освобождение от административной ответственности





 

Освобождение от административной ответственности представляет собой процесс отмены наложенного взыскания, замены его более мягким либо недопущение наложения административного взыскания вообще, на лицо, виновное в совершении административного правонарушения.

Как справедливо отмечает Крамник А.Н., наличие института освобождения от административной ответственности свидетельствует о демократизме административно-деликтного права, о реальном воплощении принципов гуманизма и справедливости, индивидуализации и неотвратимости ответственности. [29]

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных КоАП.

Для освобождения от административной ответственности должно выполняться несколько условий:

-наличие основания для привлечения к административной ответственности (совершение лицом административного правонарушения);

- дело об административном правонарушении должно рассматриваться компетентным органом (должностным лицом);

- наличие уверенности в том, что цели административной ответственности могут быть достигнуты без применения административного взыскания.

Глава 8 КоАП содержит обстоятельства, влекущие освобождение от административной ответственности и обстоятельства, представляющие возможность освобождения от административной ответственности.

К обстоятельствам, влекущим освобождение от административной ответственности, относятся примирение с потерпевшим (ст. 8.4 КоАП) и освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми (ст. 8.7. КоАП).

К обстоятельствам, влекущим возможность освобождения от административной ответственности, относят малозначительность правонарушения (ст. 8.2. КоАП), наличие обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 8.3. КоАП), заболевание виновного лица (ст. 8.6. КоАП). Кроме того, согласно ст. 8.5.КоАП, возможно освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Примирение с потерпевшим является обстоятельством, влекущим освобождение от административной ответственности. Так, физическое лицо, совершившее административное правонарушение, влекущее административную ответственность по требованию потерпевшего либо его законного представителя, освобождается от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим либо его законным представителем (ст. 8.2. КоАП).

Освободить от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим возможно только при совершении отдельных видов административных правонарушений:

1) умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) клевета (статья 9.2);

3) оскорбление (статья 9.3);

4) отказ в предоставлении гражданину информации (статья 9.6);

5) присвоение найденного имущества (статья 10.6);

6) причинение имущественного ущерба (статья 10.7);

7) уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (статья 10.8);

8) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

9) нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества (части 1 - 3 статьи 18.17);

10) нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.23) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества;

11)разглашение коммерческой или иной тайны (статья 22.13).

Компетентные органы (должностные лица) не вправе расширить данный перечень.

Еще одним основанием для освобождения от административной ответственности является освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми.

Так, физическое лицо, совершившее административное правонарушение в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении его деяний, влекущих ответственность по статье 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Торговля людьми», либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 171 «Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией», 171-1 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией, 181-1 «Использование рабского труда», 182 «Похищение человека», 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей»Уголовного кодекса Республики Беларусь, освобождается от административной ответственности (ст. 8.7. КоАП).

Рассмотрим обстоятельства, влекущие возможность освобождения от административной ответственности.

Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного правонарушения на основании нормы ст. 8.2. КоАП.

Согласно ч.2 ст. 8.2. КоАП, малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым правам и законным интересам граждан и юридических лиц.

Однако, указанное определение не раскрывает в полной мере сущности малозначительности административного правонарушения.

Для материальных составов в ст. 1.3 определяется незначительный размер ущерба – как размер ущерба на сумму до сорока базовых величин. Незначительный размер ущерба для иных составов определяется субъективной оценкой компетентного органа (должностного лица).

Следует отметить, что малозначительным может быть любое административное правонарушение, т.к. КоАП не содержит перечня правонарушений, которые могут относиться к категории малозначительных.

Наличие обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 8.3. КоАП), создает возможность освобождения виновного лица от административной ответственности. Не все обстоятельства, смягчающие административную ответственность и закрепленные ч.1 ст. 7.2. КоАП могут создавать такую возможность.

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из следующих обстоятельств:

1)предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

2) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

3) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Основанием для освобождения от административной ответственности может стать заболевание лица (психическое расстройство или иное заболевание, препятствующее исполнению наложенного административного взыскания), совершившего административное правонарушение, после наложения на него административного взыскания по (ст. 8.6. КоАП).

Для освобождения виновного лица от административной ответственности по указанному основанию необходимо ходатайство органа, исполняющего постановление о наложении административного взыскания. Лицо может быть освобождено органом, вынесшим указанное постановление, от административного взыскания или назначенное административное взыскание может быть заменено на более мягкое.

Согласно ст. 8.5.КоАП, возможно освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

КоАП 2003 г. справедливо ликвидировал возможность освобождения от административной ответственности указанных лиц за некоторые правонарушения, которыми по КоАП 1984 г. являлись: нарушение правил пожарной безопасности, нарушение правил дорожного движения, охоты и другие. Некоторые категории служащих (например, прокурорские работники) за любые административные правонарушения подлежали только дисциплинарной ответственности.

Согласно ч.1. ст. 4.7. КоАП, лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы - и штраф.

Иные физические лица, кроме указанных выше, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.

Между тем, согласно ст. 8.5. КоАП, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, совершившие административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Исключение составляют случаи, когда в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность.

 

 


 


[1] Шергин, А.П. Проблемы административно-деликтного права// Государство и право.-1994.-№8-9.-С.55.

[2] Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А.Н.Крамник.-Мн.: Тесей, 2004.-С.5.

[3] Круглов, В.А. Административно-деликтное право и процесс:теория и практика.-Минск: Амалфея. 2006.-С.11

[4] Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов/А.Н. Крамник.-Мн.: Тесей, 2004.

[5] Асаенок, Б.М. Административно-деликтное право и административно-деликтный процесс в деятельности органов пограничной службы: учебное пособие/Б.М. Асаенок, Д.С. Миронов.-Минск: Амалфея, 2012. – С.12

[6] Крамник, Административно-деликтное право Общая часть: Пособие для студентов вузов/А.Н. Крамник.-Мн.: Тесей, 2004.-С.60

[7] Административное право: учебник/Л.М.Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М.Рябцева.-Минск: Амалфея, 2011.-С. 124.

[8] Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А.Н.Крамник.-Мн.: Тесей, 2004.-С.113

[9] Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А.Н.Крамник.-Мн.: Тесей, 2004.-С.187

[10] Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А.Н.Крамник.-Мн.: Тесей, 2004.-С.204.

[11] Административное право: учебник/Л.М.Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М.Рябцева.-Минск: Амалфея, 2011.-С.99.

[12]Административное право: учебник/Л.М.Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М.Рябцева.-Минск: Амалфея, 2011.-С.100

[13]О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. №340-З текст по сост. на 1 марта 2013 г. //Эталон-Беларусь [Электронный ресурс]/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

[14] Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А.Н.Крамник.-Мн.: Тесей, 2004.-С.246.

[15] Административное право: учебник/Л.М.Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М.Рябцева.-Минск: Амалфея, 2011.-С.101.

[16] Рябцев, Л.М.Административное право: курс лекций/ Л.М. Рябцев, М.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский.-Минск:БГЭУ, 2006.-С.201.

[17] Мах. И.И.Административное право Республики Беларусь.-С.382-383.

[18] Габричидзе, Б.Н.Административное право Российской Федерации/Б.Н. Габричидзе, А.Г,Чернявский А.Г -М.: Дело и Сервис, 2002. -С.266

[19] Круглов В. А. Административно-деликтное право и процесс: теория и практика: монография / В. А. Круглов; [Частное учреждение образования "Минский институт управления"]. - Минск: МИУ, 2006.-С.51

[20] Бахрах, Д.Н. Административная ответственность: учебное пособие-М.: Юриспруденция, 1999.- С.25; Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь курс лекций [для студентов] / И.И. Мах. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. - С. 383.

[21] Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А.Н.Крамник.-Мн.: Тесей, 2004.-С.277

[22] Крамник, А.Н. Административное право. Ч.2. Административно-деликтное право. Общая часть: пособие для студентов высш. учеб. заведений по юрид. спец./А.Н.Крамник.-2-е изд., перераб и доп.-Минск: Изд. центр БГУ, 2009.-С.280.

[23] Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А.Н.Крамник.-Мн.: Тесей, 2004.- С.305

[24] О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010. №4//Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «Юрспектр».-Минск, 2013.

[25] Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007. №333//Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «Юрспектр».-Минск, 2013.

[26] О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «Юрспектр».-Минск, 2013.

[27] Асаенок, Б.М. Административно-деликтное право и административно-деликтный процесс в деятельности органов пограничной службы: учебное пособие/Б.М. Асаенок, Д.С. Миронов. Минск: Амалфея, 2012-С.75

[28] Асаенок, Б.М. Административно-деликтное право и административно-деликтный процесс в деятельности органов пограничной службы: учебное пособие/Б.М. Асаенок, Д.С. Миронов. Минск: Амалфея, 2012.-С.76

[29] Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А.Н.Крамник.-Мн.: Тесей, 2004.-С.342

Date: 2016-05-13; view: 1342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию