Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы, основание и цели административной ответственности. Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности





 

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности.

Согласно ст. 4.1. КоАП, административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП.

Определение понятие «административной ответственности» предлагают и ученые-административисты.

Так, по мнению авторского коллектива (Рябцев Л.М., Телятицкая М.В., Шкляревский А.Н.), административная ответственность «выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения».[16]

Гавриленко Д.А., Мах И.И. под административной ответственностью понимают форму реагирования государства на правонарушения, которая проявляется в применении правомочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим правонарушение.

Уточняя, Мах И.И. пишет о том, что административная ответственность это правоотношения, возникающие между государством и правонарушителем в связи с нарушением последним установленных законодательством норм и правил, охраняемых административно-правовыми санкциями, применение которых возлагает на правонарушителя неблагоприятные последствия.[17]

Крамник А.Н. приводит наиболее полное определение рассматриваемого понятия. Административная ответственность – отдельный вид юридической ответственности и административного принуждения, выражающейся в осуждении по постановлению (решению) суда (судьи), иного органа, ведущего административный процесс, виновного лица в совершении административного правонарушения, назначении ему административного взыскания в соответствии с административно-деликтным законом, исполнении его, пребывании этого лица в состоянии судимости, в целях частной и общей превенции правонарушений.

Из определения административной ответственности, закрепленной в КоАП, можно выделить три наиболее значимых признака административной ответственности:

-административная ответственность выражается в применении административного взыскания;

-основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения;

-субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица.

Габричидзе Б.Н. выделяет следующие элементы административной ответственности (признаки):

-основания административной ответственности;

-субъекты;

-условия;

-меры ответственности (административные взыскания);

-процедура и порядок привлечения к ответственности (административный процесс).[18]

Аналогичного мнения придерживается Круглов В.А., который утверждает, что под административной ответственностью следует понимать правоотношения, возникающие между лицом, совершившим административное правонарушение, и государством в лице компетентных органов (должностных лиц).[19]

По мнению Бахрах Д.Н., под административной ответственностью понимается применение, реализация административных взысканий за административное правонарушение субъектами функциональной власти на основе и в порядке, установленном административным правом.

Совершение административного правонарушения предполагает не только административную ответственность, но и моральное его осуждение со стороны общества.

Ответственность – это наступление каких-то неблагоприятных последствий, в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера для лица, совершившего административное правонарушение.

Административная ответственность заключается в государственном принуждении, соединенном с порицанием неправомерного поведения.

Административная ответственность наступает в принудительном порядке независимо от желания лица, совершившего административное правонарушение.

Административной ответственности подлежит лишь лицо, виновное в совершении административного правонарушения. Это единственное основание для привлечения лица к административной ответственности.

Административная ответственность наступает только за те деяния, которые определены административно-деликтным законом в качестве административного правонарушения.

Административная ответственность основывается на определенных принципах. Под принципами административной ответственности понимаются закрепленные административно-деликтным законом основополагающие положения, отражающие основные особенности, закономерности и требования административной ответственности.


Статья 4.2. закрепляет шесть принципов административной ответственности:

1) законность;

2) равенство перед законом;

3) неотвратимость ответственности;

4) виновная ответственность;

5) справедливость;

6) гуманизм.

Принцип законности означает, что привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП.

Это положение соответствует ч. 1 ст. 7 Конституции Республики Беларусь, которая гласит, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Согласно ст. 27 Конституции - никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Гарантии соблюдения законности при привлечении к административной ответственности заключаются в нормах процессуально - исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которые закрепляют права лиц, привлекаемых к административной ответственности и других участников производства по делам об административных правонарушениях.

Равенство всех перед законом означает, что физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств. Этот принцип соответствует ст. 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов».

Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. В этом проявляется принцип неотвратимости ответственности.

Принцип виновной ответствен ности означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те совершенные им противоправные деяния и наступившие вредные последствия, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, в отношении которых установлена его вина. Административная ответственность за невиновное деяние не допускается.


Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

Принципы административной ответственности, являясь относительно самостоятельными, объединены общими целями и задачами, взаимосвязаны друг с другом и образуют единую систему руководящих положений. Связь принципов проявляется при их сопоставлении. Например, принцип справедливости требует от должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания, соблюдения принципа виновной ответственности. В свою очередь, реализация этого принципа требует обеспечения принципа неотвратимости наказания. Необеспечение этого принципа влечет нарушение принципа законности, что ведет в итоге к отмене вынесенного постановления.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (ст. 4.1. КоАП).

Рад авторов (Мах И.И., Бахрах Д.Н.) утверждают, что основанием для наступления административной ответственности иногда может выступать неправомерное деяние вообще.[20] Не соглашается с ними Крамник А.Н., поясняя, что противоправные (неправомерные) действия могут совершить и не деликтоспособные, т.е. невменяемые субъекты, а также лица, не достигшие возраста, с достижением которого возможно привлечение к ответственности. Они же, в соответствии с административно-деликтным законодательством, не могут привлекаться к административной ответственности по причине отсутствия вины.[21]

Административная ответственность преследует основную цель – снижение количества совершаемых административных правонарушений.

Административно-деликтное законодательство четко не называет цели административной ответственности.

Однако, КоАП закрепляет цели административных взысканий, которые можно отнести к целям административной ответственности (ч.2. и ч.3 ст. 6.1.).

Так, административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.


Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Следует отметить, что проблема административной ответственности юридических лиц не получила достаточного разрешения ни в теории, ни в законодательстве. Это связано с тем, что один из признаков административного правонарушения – виновность - неоднозначно определяется для юридического лица.

Термин «административная ответственность» не достаточно корректен применительно к юридическим лицам. Уместнее использовать оборот «ответственность в административном порядке».

Юридическое лицо может нести ответственность в административном порядке только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП.

Особенностью ответственности в административном порядке юридических лиц является то, что на юридическое лицо может быть наложено административное взыскание, а виновное должностное лицо может не подвергаться такому взысканию.

На практике, как отмечает Крамник А.Н., привлечение юридического лица к административной ответственности сопровождается предъявлением регрессного иска к фактически виновному лицу (должностному лицу, работнику организации). Подобное является нарушением законодательства.[22]

Ни в законодательстве, ни в науке административно-деликтного права не получил регламентации и освещения вопрос о возможности освобождения юридического лица от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

 







Date: 2016-05-13; view: 1219; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию