Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации для совершенствования теоретического мышления





Необходимо проделать следующие упражнения: Упражнение 1. Перед вами утверждения, относящиеся к жизни, психологии и поведению людей:

1. Люди отличаются друг от друга по своим способностям.

2. Люди различаются темпераментом.

3. Почти все дети, начиная примерно с трехлетнего возраста, отличаются в какой-то степени друг от друга проявляющимися у них чертами характера.

4. Разные люди занимают различное положение в обществе, окружающие относятся к ним с разной степенью уважения.

5. Одни люди добиваются в жизни больших успехов, чем другие.

6. В человеческом сообществе во все времена его существования были и продолжают существовать борьба, конкуренция и вражда между людьми.

Предложите несколько различных гипотез, объясняющих каждый из этих фактов. Попытайтесь предложить общую концепцию (теорию), которая могла бы объяснить все эти факты вместе взятые. Кратко изложите суть этой теории в устной или письменной форме.

Упражнение 2. Перед вами еще одна совокупность утверждений. Познакомьтесь с ними, обдумайте и поступите так же, как в предыдущем случае, т.е. объясните отдельные факты с помощью как можно большего числа гипотез и предложите концепцию, объясняющую все факты в целом:

1. Люди видят сны, содержание которых часто не соответствует тому, что происходит наяву.

2. Иногда люди видят то, чего на самом деле нет, например иллюзии, миражи.

3. Многие люди искренне уверяют, что лично видели неопознанные летающие объекты.

4. Есть немало людей, которые выдают себя за свидетелей странных, необычных явлений, например необъяснимых перемещений предметов в пространстве.

5. Многие люди, потерявшие своих близких, определенное время продолжают видеть их во сне или наяву (им иногда кажется, что эти люди находятся где-то рядом).

6. Есть немало известных зрительных иллюзий, от которых человек, даже будучи вполне уверенным в том, что это - иллюзия, не в состоянии избавиться.

Упражнение 3. Найдите в энциклопедическом словаре или в каком-либо другом справочнике определения приведенных ниже понятий. Попытайтесь дать им собственное определение, отличное от того, что есть в справочнике. Если в вашем распоряжении нет соответствующей справочной литературы, то можно поступить по-другому. Выберите себе партнера и предложите ему дать свое определение каждому из понятий. Затем предложите свое собственное, альтернативное определение.

Мебель. Одежда. Человек. Животное. Развитие. Условия жизни. Машина. Художественное произведение. Город. Государство.

Упражнение 4. Дайте определения следующих понятий. Сравните предложенные вами определения с теми, которые имеются в доступных вам толковых словарях.

Общество. Природа. Идея. Иллюзия. Реальность. Энергия. Знание. Неопределенность. Смысл.

Упражнение 5. Это упражнение содержит в себе три задачи.

А. Как-то в пригородной электричке в одном вагоне оказались три хорошенькие девушки-подружки в возрасте 16-17 лет. На одной из остановок в этот же вагон случайно вошли трое ребят примерно такого же возраста и сели напротив. Взглянув на хорошеньких девушек, ребята решили не упустить случай и познакомиться с ними. Между молодыми людьми завязался разговор примерно следующего содержания.

Ребята спросили девушек: "Где вы учитесь?" Девушки, которых мы условно обозначим буквами А, В и Г, ответили:

А: "Все мы - гимназистки". В: "Да, я учусь в гимназии". Г: "Никто из нас не учится в техническом училище".

Юноши были несколько озадачены такими ответами, но не смутились и продолжили разговор. Они представились девушкам и в свою очередь спросили: "А как вас зовут?" Ответ был следующим: А: "Меня зовут Катя".

В: "Мое имя среднее по длине из трех наших имен". Г: "Меня зовут Оксана".

Ребята: "Очень приятно познакомиться. Хотелось бы, чтобы вы рассказали немного о себе". В ответ на этот вопрос они услышали следующее: А: "Та из нас, кого зовут Катя, уже не учится в гимназии".

В: "Та из нас, чье имя Оля, учится в техникуме". Г: "Все мы учимся в одном классе". После таких ответов ребята совсем растерялись. Вдоволь посмеявшись над ними, девушки сжалились и приоткрыли свой секрет. Они сказали, что с самого начала договорились между собой, что одна из них на все вопросы будет отвечать только правду, другая - давать на все вопросы заведомо неверные ответы, а третья, отвечая последовательно на два вопроса, один раз должна будет сказать правду, а другой раз - неправду. При этом все имена, которые они назвали, принадлежат им, а все упомянутые учебные заведения - действительно те, в которых они учатся. Девушки сделали ребятам еще одно признание: "Когда кто-нибудь из нас давал ложный ответ, то отрицание этого ответа являлось истиной". "Что же вы приуныли? - спросили девушки. - Неужели так трудно узнать, как зовут каждую из нас и где мы учимся?"

Установите на основании приведенных выше данных, как зовут каждую из девушек и где она учится.

Б. Однажды на остров Буян высадился путешественник, и трое местных жителей пригласили его посидеть в харчевне за дружеской беседой. Путешественник, заранее осведомленный о "тройственной природе" гостеприимных островитян, прежде всего вознамерился выяснить, кто из какого селения. В ответ на его вопросы местные жители - назовем их М, Н, К - ответили следующее:

М: "Я живу в том же селении, что и Н".

Н: "Я живу в том же селении, что и К".

К: "Ни М, ни Н мне не земляки".

М: "К из села, которое называется Середина на Половину".

Н: "От селения, где живет М, до моего селения такое же расстояние, как от Середины на Половину до Кривдина".

К: "М и Н не из одного селения".

М: "Пока мы здесь беседовали, К успел один раз солгать".

Н: "Зато М все время говорил только одну правду".

К: "Последнее утверждение как у М, так и у Н ложно".

Путешественнику пришлось изрядно поломать голову над задачей, но он ее все же решил. Так где же на самом деле живут М, Н и К? (Подсказки: один из них живет в Правдычино. Названия селеньям даны не случайно: обитатели Правдычино всегда говорят только правду, обитатели Кривдино все время лгут, а обитатели Середины на Половину попеременно говорят то правду, то неправду, причем любое их утверждение таково, что его отрицание противоположно по истинности прямому утверждению).

В. Участников отборочного тура логической олимпиады на телестудии разделили на группы по четыре человека в каждой. В одной группе оказались только юноши, и это навело жюри олимпиады на мысль провести операцию под условным названием "Всем джентльменам - по шляпе". Председатель жюри попросил вынести в студию большую коробку с головными уборами. "Взгляните, пожалуйста, сюда, - сказал он юношам, - в этой коробке четыре белых шляпы и одна красная. На каждого из вас я надену одну из этих шляп. Таким образом, всего из коробки я возьму четыре шляпы". Когда юноши, надев шляпы, сели на свои места, председатель жюри сказал:

"Пожалуйста, посмотрите друг на друга. Тот из вас, кто первым догадается, какого цвета шляпа на нем (во время надевания юноши не могли видеть свои шляпы), станет победителем". Четыре юноши молча уставились друг на друга. Наступила напряженная тишина. Через несколько секунд один из них воскликнул: "На мне белая шляпа!" Как ему удалось это установить?

Правильные ответы на задачи: А. Девушку А зовут Оля, она учится в техникуме. Девушку В зовут Катя, она учится в гимназии. Девушку Г зовут Оксана, она учится в техническом училище.

Б. М - житель Кривдино; Н - житель Середины на Половину; К - житель Правдычино.

В. Победитель тура, вероятно, рассуждал следующим образом: "Красная шляпа всего одна. Следовательно, если бы она была на мне, то остальные участники олимпиады уже знали бы о том, что на них белые шляпы, и заявили бы об этом. Но ни один из них не сказал ни слова. Значит, на мне может быть лишь белая шляпа".

Упражнение 7. Это упражнение на развитие умения производить логические операции сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения.

1. Чем похожи и отличаются друг от друга книжный шкаф и гардероб?

2. Сколько разных деталей и признаков имеется у той авторучки, которой вы пишете? Назовите эти детали и признаки.

3. Назовите все известные вам предметы, в каждом из которых можно обнаружить следующее сочетание признаков: объемный, с углами, имеет внутри себя пространство, может быть сделан из разных материалов, может иметь различный цвет, может быть переносным или стационарным (всегда находящимся на одном и том же месте, на которое его установили), открывается или закрывается вручную или при помощи замка.

4. Определите и назовите то общее, что объединяет следующие поступки людей:

А. Человеку хочется отдыхать, но он продолжает работать. Б. Юноша трижды поступал в университет и все же добился того, чего хотел.

В. Данный человек постоянно терпит неудачи. Знакомые и друзья уговаривают его бросить то дело, в котором его преследуют неудачи, но человек продолжает заниматься им. Г. С детства данный человек не обладал особыми задатками, но добился многого в жизни, приобретя нужные способности.

5. Назовите все известные вам предметы, на которые могут быть распространены следующие высказывания: А. Большой и легкий. Б. Круглый и мягкий. В. Им пишут. Г. По нему ходят. Д. Он интересный. Е. Имеет приятный запах, но несъедобный.

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

Date: 2016-05-17; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию