Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по развитию мышления и памяти





Психологическая истощаемость

При признаках психологической истощаемости может наблюдаться повышенная утомляемость, истощаемость, затруднение с концентрацией внимания, что может служить причиной снижения успеваемости, неспособность к длительному умственному и физическому напряжению.

Может наблюдаться повышенная чувствительность с обидчивостью, ранимостью, плаксивостью (чаще у девочек) или раздражительность, вспыльчивость; иногда ― властность, пассивность. Чаще наблюдается пониженное настроение с ощущением физического дискомфорта.

Рекомендации. Важным фактором является активный отдых, включающий занятия утренней гимнастикой, посещение бассейна, домашние водные процедуры, рациональное питание, прием витаминных комплексов. Если имеется большая рабочая нагрузка, то необходимо ее снизить, избегать стрессов.

Логическая память

Логическая память направлена на запоминание смысла изучаемого материала (самой сути запоминаемого материала).

Учебный материал, заученный с помощью логической памяти, воспроизводится не путем механического точного повторения слов книги или учителя, а может воспроизводиться своими словами.

Материал, заученный с помощью логической памяти, сохраняется иногда на всю жизнь, тогда как механически заученное быстро забывается (если только нет повторения).

!!!В организации учебной работы необходимо отделять изучение материала от его заучивания, понимание — от запоминания. Учащиеся, жалующиеся на плохую память, и на то, что они быстро забывают изученный материал, в действительности часто не дают себе труда этот материал заучить и запомнить. Они ограничивают свою работу только изучением и прекращают ее, когда убеждаются, что материал ими понят.

Рекомендации. Для развития логической памяти необходимо научиться выделить главное в тексте и указать путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения.

Часть I. Для того чтобы выделить в тексте главные мысли необходимо:

1. Текст предварительно не разбивается на части.

2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь – «ручеек».

5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

6. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль, и нужно вернуться к этому месту в тексте.

7. Главные мысли должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.

Часть II. Составление плана.

Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания. Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ об основном, но могут являться планом текста. На этом этапе, когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к ним предъявляются требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся:

а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа;

б) пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

в) пункты плана должны быть четко выражены. Последнее требование означает, что пункты плана должны быть сформулированы в виде предложения, в котором есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. И кроме того, план – это только инструмент, и каждый может выбрать такой инструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цель – запомнить.

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, подглядывая в план (но не в учебник). Затем прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.

Механическая память

Характерной особенностью механической памяти является запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается. Например, при заучивании слов какого-нибудь иностранного языка надо точно запомнить, как эти слова пишутся и произносятся, а это невозможно сделать, если не сосредоточить внимание на запоминании их в точных зрительных и слуховых образах. Механическая память нужна при запоминании трудных терминов, которые без ее участия обыкновенно воспроизводятся в памяти с большими ошибками и искажениями. Применяется механическая память и при усвоении несложных физических упражнений.

Рекомендации. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.

ü Повторение ― важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям:

1 заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение.

2 заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала.

3 если материал в целом не представляет труда для запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие.

4 если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях.

5 повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.

ü Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Исследования показывают, что распределенное повторение лучше концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.

ü Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя способами:

а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность, что он выучен;

б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т.д.

Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.

ü Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении.

Образная память

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами (картинками), т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает.

!!!Девяносто процентов информации подается в неполном виде ― голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя недостающую информацию до полноценного образа, т.е. образная память может заполнять пробелы в информации. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип "Повторение ― мать учения".

!!!Не тратишь время на зубрежку - оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить - значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял - представил. Представил - уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти: способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и т.д.

Рекомендации. Три способа улучшения образной памяти:

Не бойтесь преувеличивать. Если Вы представляете предметы, гораздо большими, чем они есть на самом деле, то и запомнить их будет гораздо проще. Например, если нужно запомнить арбузную корку, самой очевидной ассоциацией будет: поскользнуться на ней. Представьте её размером с чемодан, сделайте её просто огромной.

Приведите ваши образы в движение. Оживляйте их. Приводите свои ассоциации в движение, когда объединяете их. Это поможет Вам представить образ более живым. Пусть в предметы Ваших образах горят, плавятся, бегут и испаряются. Это заметно облегчит Вам процесс запоминания. К тому же это разнообразит создание образов и сделает его более интересным.

Делайте ассоциации абсурдными. Не стоит устанавливать стандартные связи. Из-за этого Ваши образы станут скучными и банальными. Вероятность запоминания таких образов заметно меньше. Старайтесь придумывать невероятные образы. Чем более странной и абсурдной будет Ваша ассоциация, тем более сильно она закрепиться в Вашей памяти. В повседневной жизни мы обращаем мало внимания на скучные события, а экстраординарные вещи надолго врезаются в нашу память. То же самое верно и для образов.

Применение данных приемов поможет Вам улучшить качество ваших ассоциаций, тем самым способствует улучшению Вашей образной памяти.

Средняя продуктивность запоминания

Для достижения высокой продуктивности памяти ее необходимо систематически тренировать. Но тренировка памяти это не механическое зазубривание, это усвоение определенных приемов управления процессами памяти, требующее выполнения специальной системы тренировочных заданий.

Date: 2016-05-17; view: 623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию