Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Г) Выявите районы Мирового океана с наименьшей и наибольшей плотностью воды. Объясните, с чем это связаноИспользуя гидрологические разрезы, объясните изменение солености воды Мирового океана с глубиной на разных широтах (Неклюкова Н.П. Практикум по Общему землеведению с. 86, Михайлов В.Н. Общая гидрология с. 286). 4. Выполните анализ карты «Плотность поверхностных вод Мирового океана», заполнив табл. 4 и ответив на вопросы: А) Каковы основные закономерности распределения плотности поверхностных вод Мирового океана от экватора к полюсам? Объясните причины изменения. Б) Существуют ли различия в плотности поверхностных вод океанов на одних и тех же широтах северного и южного полушария, и чем это обусловлено? В) Каковы особенности в распределении плотности поверхностных вод океанов у западных и восточных берегов материков в пределах одних и тех же широт? Г) Выявите районы Мирового океана с наименьшей и наибольшей плотностью воды. Объясните, с чем это связано. Таблица 4 – Распределение температуры и плотности поверхностных вод Мирового океана
Тема: ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ОКЕАНОВ И МОРЕй Цель: Выяснить зонально-региональные закономерности в распределении температуры воды в горизонтальном и вертикальном направлении в Мировом океане. Понятия: среднегодовая температура, годовая амплитуда температур, плотность воды. Содержание: 1. По данным табл. 1 постройте график «Средние годовые температуры поверхности вод океанов» и ответьте на вопросы: А) Каковы основные закономерности распределения температуры воды по поверхности Мирового океана от экватора к полюсам? Объясните причины изменения температур. Б) Существуют ли различия в нагревании поверхностных вод океанов на одних и тех же широтах северного и южного полушария, и чем они обусловлены? Таблица 1 – Средние годовые температуры поверхности вод океанов
2. Выполните анализ карт «Температура поверхностных вод Мирового океана», «Амплитуда колебания температуры поверхностных вод Мирового океана», заполнив табл. 2 и ответив на вопросы: А) Каковы особенности в распределении температур поверхностных вод океанов у западных и восточных берегов материков в пределах одних и тех же широт? Б) Каковы основные закономерности изменения амплитуды колебаний температур поверхностных вод по географическим широтам? Объясните причины изменения. В) Какие районы Мирового океана имеют наиболее высокие и наименее низкие температуры поверхностных вод? Объяснить причины. Таблица 2 – Распределение температуры и плотности поверхностных вод Мирового океана
3. Постройте график ”Зависимость температуры наибольшей плотности и температуры замерзания морской воды от ее солености” (табл. 3). Объясните: А) Как будет замерзать морская вода с различной соленостью? Б) Как будет изменяться температура, при которой вода достигнет своей наибольшей плотности с изменением солености?
4. Дайте характеристику изменения температуры воды Мирового океана с глубиной на разных широтах, используя схемы гидрологических разрезов океанов и данные табл. 4. и рис.1., ответив на вопросы: А) какой тип изменения температуры воды по вертикали в Мировом океане занимает набольшую и наименьшую часть площади? Б) Каковы особенности изменения температуры воды по вертикали в каждом типе? Рис. 1. Типы изменения температуры воды по вертикали в Мировом океане (по В.Н. Степанову): 1 – полярный, 2 – субполярный, 3 – умеренно-тропический Таблица 3 – Зависимость температуры наибольшей плотности и температуры замерзания морской воды От ее солености
Таблица 4 – Средняя температура воды Сº в Мировом океане по типам изменения ее по вертикали (по Степанову В.И.)
Тема: ТЕЧЕНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА Цель: выяснить причины формирования течений Мирового океана. Понятия: морские течения: дрейфовые, стоковые, плотностные, теплые, холодные, нейтральные, обменные, поверхностные, глубинные, придонные, соленые, опресненные, конвергенция, дивергенция, апвеллинг Содержание: 1. На контурную карту нанесите: А) поверхностные течения Атлантического, Тихого, Индийского океанов (Неклюкова Н.П. Практикум с., табл. 1); Б) цветом укажите их принадлежность к термической группе;
2. Дайте письменный анализ карты морских течений, ответив на вопросы: А) Каковы причины формирования циклонических систем течений в приэкваториальных акваториях? Б) Каковы причины формирования субтропических антициклонических систем течений северного и южного полушария? В) Каковы причины формирования циклонической системы течений умеренных широт? Г) Чем обусловлен сезонный характер системы течений северной акватории Индийского океана?
3. На контурную карту нанесите акватории крупнейших апвеллингов планетарного масштаба, объясните причины их формирования. Таблица 1
Тема: ВОДНЫЕ МАССЫ И ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ФРОНТЫ МИРОВОГО ОКЕАНА Цель: Выяснить основные закономерности расположения водных масс и гидрологических фронтов. Понятия: водная масса, гидрологический фронт. Содержание: 1. На контурную карту методом цветного фона нанесите поверхностные водные массы и гидрологические фронты Мирового океана.
2. Составьте письменную характеристику поверхностных водных масс Мирового океана и фронтальных зон, их разделяющих по данным табл. 1 (в т.ч. Пашканг К.В. Практикум табл. 50, с.120) и литературным источникам.
Таблица 1 – Характеристика поверхностных водных масс Мирового океана (по В.Н. Степанову)
3. Составить схему физико-географических связей водной массы (по выбору).
Тема: ИЗВИЛИСТОСТЬ РЕКИ, ГУСТОТА РЕЧНОЙ СЕТИ Цель: Овладеть методикой определения извилистости рек, густоты речной сети. Понятия: река, главная река, приток, русло, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел, гидрографическая сеть. Содержание: 1. Скопируйте на кальку с топографической карты главную реку и ее притоки, проведите водораздел.
2. Измерьте длину реки и ее притоков различными способами (курвиметром, смоченной ниткой, цепочкой). Измерения каждым способом проведите трижды, данные занесите в табл. 1: Таблица 1 – Измерение длины реки
3. Определить коэффициент извилистости реки и ее притоков по формуле: L К = — AB, где, К – коэффициент извилистости реки, L – длина реки, АВ – длина отрезка, проведенного от истока до устья по прямой.
4. Определить густоту речной сети бассейна реки по формуле: Д = L — S где, Д – густота речной сети, км/км2, L – суммарная длина всех рек, км. S – площадь водосбора, км2. Площадь бассейна водосбора рассчитать с помощью палетки.
5. Построить гидрографическую схему речной системы, выделить главную реку и притоки (Пашканг с. 91) первого и второго порядка. Тема: ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ПАДЕНИЕ И УКЛОН РЕКИ Цель: Научиться строить продольный профиль рек, определить падение и уклон. Понятия: продольный профиль, падение, уклон. Содержание: 1. Постройте продольные профили русел рек Енисей и Амударья (табл. 1, в т.ч. Неклюкова Н.П. Практикум по Общему землеведению с.). Таблица 1 – Морфометрические параметры рек Енисей и Амударья
2. Определите типы профилей данных рек (Михайлов В.Н. Общая гидрология с.136).
3. Вычислите падение рек на отдельных участках и общее падение (данные занести в табл. 2).
4. Определите уклон рек на отдельных участках и общие уклоны для каждой реки по формуле: I = ∆ H / L Где, I – уклон реки, м/км, ∆ H – падение реки, м, L – длина реки, км. Данные занесите в табл. 2: Таблица 2 – Падение и уклон рек Енисей и Амударья
5. По физической карте и полученным данным объясните причины различий падений и уклонов на каждой реке и каково их влияние на скорость течения реки.
Тема: ГЛАВНЫЙ ВОДОРАЗДЕЛ ЗЕМЛИ Цель: Изучить положение главного водораздела Земли и бассейнов Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, область внутреннего стока и бессточных областей. Понятия: главный водораздел Земли, область внутреннего стока, область периферийного стока (область внешнего стока), бессточная область. Содержание: 1. Используя лекционный материал, постройте круговую диаграмму удельный вес периферийного, внутреннего стока и бессточной областей.
2. На контурной карте: А) Проведите главный водораздел Земли. Б) Выделите цветным фоном бассейны Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов, области внутреннего стока и бессточные области. В) Подпишите крупнейшие реки области внешнего и внутреннего стока.
3. Сравните площади бассейнов океанов и бессточных областей и ответьте на вопросы: А) Бассейны, каких океанов разделяет главный водораздел Земли? Б) По какому материку не проходит главный водораздел Земли? В) Объясните, чем обусловлена разная площадь бассейнов внешнего (периферийного) стока? Г) На каком материке наибольшая площадь бассейна внутреннего стока? Объясните. Д) На каких материках площади бессточных областей наиболее распространены. Объясните особенности их местоположения и закономерности формирования.
Тема: ВЕЛИЧИНЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СТОК РЕК Цель: Научиться определять величины годового стока, модуля и коэффициента стока крупнейших рек земного шара. Понятия: расход, годовой сток, слой стока, модуль стока, коэффициент стока Содержание: 1. Определите величины, характеризующие сток крупнейших рек земного шара (по индивидуальному заданию): А) Определите годовой сток указанных рек по формуле:
Перевести в км3, для этого в знаменатель поставить 109 или умножить на 10-9.
Б) Определите высоту слоя годового стока в мм указанных рек по формуле:
Для перевода в мм в числитель поставить 106.
В) Определите модуль стока указанных рек по формуле:
Г) Определите коэффициент стока указанных рек по формуле:
2. Определите годовой сток, модуль, слой и коэффициент стока р. Обь у г. Новосибирска, если: F = 252000 км2, Q = 1760 м3/сек, X = 400 мм.
3. Проанализируйте карту «Речной сток», заполните табл. 1 и ответьте на вопросы: А) Как изменяется величина стока рек от экватора к полюсам? Объясните выявленные закономерности. Б) Определите районы с максимальными и минимальными величинами стока рек и объясните причины их формирования. В) Покажите влияние рельефа на величину стока. Объясните разницу величин стока в горных и равнинных регионах. Г) Приведите пример, перераспределения речного стока в пределах географической широты под влиянием океанических течений и удаленности от океана. Таблица 1 – Распределение речного стока по Земному шару
Тема: ТИПЫ ВОДНОГО РЕЖИМА РЕК Цель: Выяснить принципы классификации рек, изучить зональные типы водного режима. Понятия: режим, питание реки, паводок, половодье, межень. Содержание: 1. Выполните анализ карты типов водного режима рек земного шара по М.И. Львовичу: А) Изучите легенду карты, выясните принципы классификации рек. Б) Проследите изменение источников питания по широтам. В) Установите азональность в проявлении источников питания рек и причины ее обуславливающие. Г) Проследите изменение сезонного распределения стока по широтам и объясните выявленные закономерности. Д) Выясните влияние азональных факторов на сезонное распределение стока рек.
2. Дайте характеристику зональным типам водного режима рек, объяснив особенности питания и годового распределения стока рек экваториального, тропического, субтропического, умеренного, субарктического, полярного типов климата, данные занесите в табл. 1. Таблица 1 – Типы водного режима рек климатических поясов и областей Земли
3. Установите тип водного режима реки и проследите влияние зональных и азональных факторов на его формирование (по индивидуальному заданию), данные занесите в табл. 2. Таблица 2 – Тип водного режима реки (название реки)
Тема: ЛЕДНИКИ Цель: Изучить закономерности формирования современного оледенения. Понятия: ледник, снеговая линия, оледенения: покровное, горное, хионосфера, фирн, глетчер. Содержание: 1. На контурную карту нанесите области распространения современных ледников, отметив площадь оледенения. Области покровного и горного оледенения покажите разным цветом (табл.1). Подпишите площади оледенения.
2. Используя данные табл. 2 постройте график изменения высоты снеговой линии на разных широтах земного шара. Объясните причины различного высотного положения снеговой линии по широтам, ответив на вопросы: А) Географическая широта с набольшей высотой снеговой линии, причины данного положения? Б) Как изменяется положение снеговой линии от районов с максимальной высотой, оюъясните выявленные особенности. В) Географическая широта с наиболее низким положением снеговой линии? Объясните причины. Г) Сравните положение снеговой линии в пределах одной географической широты северного и южного полушарий. Объясните раличия в положении. Таблица 2 – Высота снеговой линии на разных широтах Земного шара
3. Выявите закономерности распространения современного оледенения на земном шаре, ответив на вопросы: А) Основные условия для формирования ледника? Б) Какие существуют типы современного наземного оледенения и особенности их распределения на земной поверхности? В) Установите области крупнейшего покровного и горного оледенения и объясните условия для их фомирования. Таблица 1 – Области распространения современных покровных И горных ледников
Тема: БОЛОТА Цель: Выяснить закономерности распространения болот в зависимости от физико-географических факторов, научиться рассчитывать водный баланс болот. Понятия: болото: верховое, низинное, переходное; заболоченные земли; рям, марь, мочажина, топь, трясина. Содержание: 1. Проклассифицировать болота по: · типу преобладающей растительности; · типу макрорельефа; · типу микрорельефа; · типу климата; · в зависимости от условий водно-минерального питания (ландшафтно-генетические типы болот), используя рис. 1, заполните табл. 1: Таблица 1 – Ландшафтно-генетические типы болот (по водно-минеральному режиму)
2. По данным табл. 2 постройте диаграмму «Водный баланс болот в теплый период». Тип диаграммы – столбчатая: на горизонтальной оси отметьте месяца, на вертикальной: вверх от пересечения с горизонтальной осью – составляющие приходной части водного баланса болот, вниз – составляющие расходной части водного баланса. Объясните особенности водного баланса болот, ответив на вопросы: А) Установите период отрицательного водного баланса, объясните причины его обуславливающие. Б) Установите период положительного водного баланса, объясните причины его формирования. В) Объясните, какое влияние оказывает водный баланс на водный режим болот? Таблица 2 – Составляющие водного баланса болота за теплый период, мм
3. Используя физическую карту мира и России, литературные источники установите закономерности в распространении болот и заболоченных земель, ответив на вопросы: А) В распределении болот на земном шаре отмечается проявление широтной зональности? Объясните. Б) На земном шаре отмечается проявление азональности в распределении болот? Объясните. В) Каково соотношение площади болот в северном и южном полушариях? Объясните. Г) Установите территории с наибольшей и наименьшей площадью болот? Объясните.
4. Схематично покажите экологическое и экономическое значение болот.
Тема: ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ Цель: Изучить типы подземных вод и особенности их режима. Понятия: подземные воды, горные породы: водопроницаемые, водонепроницаемые, водорастворимые, верховодка, водоносный горизонт, грунтовые воды, межпластовые воды: ненапорные и напорные (артезианские), источник, гейзер. Содержание: 1. Начертить схему залегания водоносных и водоупорных пород (Пашканг К.В. Практикум с. 87 рис. 27). Условными знаками показать области распространения различных типов подземных вод: верховодки, грунтовых, межпластовых безнапорных и межпластовых напорных. Отметить уровень воды в колодцах.
2. Познакомиться со строением артезианского бассейна (Пашканг К.В. Практикум с. 87 рис. 28) и указать какие из скважин относятся к самоизливающимся.
3. По данным табл. 1 построить график колебания уровня грунтовых вод в пункте А расположенного в умеренных широтах. Выполнить анализ к графику: А) Какова максимальная глубина залегания грунтовых вод? Б) В какой месяц наблюдается максимальная глубина залегания грунтовых вод? Объяснить причины. В) В какое время наблюдается подъем уровня грунтовых вод? Объяснить причины. Г) Когда грунтовые воды подходят близко к поверхности земли или выходят на поверхность? Д) Чем обусловлено сезонное колебание уровня грунтовых вод? Таблица 1 – Глубина залегания грунтовых вод в течение года.
4. Дать анализ карты грунтовых вод России (ФГАМ, с. 234): А. Проследить проявление закона зональности в распределении грунтовых вод и объяснить его причины; Б. Для каждого пояса грунтовых вод указать глубину залегания, степень минерализации и химический состав грунтовых вод, данные занести в таблицу:
5. Составить вопросы и задания к учащимся по теме и дать правильные ответы.
Тема: ОЗЕРА Цель: выяснить закономерности распределения озер по земной поверхности в зависимости от физико-географических факторов. Понятия: озеро: сточное и бессточное, олиготрофные, эвтрофные, дистрофные; озерная котловина, водная масса, тепловой режим озер: гомотермия, прямая термическая стратификация, обратная термическая стратификация, слой температурного скачка (термоклин); эпилемнион, металимнион, гиполимнион. Содержание: 1. Проклассифицируйте озера по: · положению; · водному балансу; · типу минерализации; · химическому составу воды минеральных озёр; · продуктивности; · происхождению, заполнив таблицу 1 «Классификация озер по типам озерных котловин»: Таблица 1 – Классификация озер по типам озерных котловин
2. Используя данные таблицы 2 на контурную карту нанесите крупнейшие озера мира, условными знаками отметив основные их характеристики (тип озерной котловины, степень минерализации, характер водообмена). Выясните закономерности распределения озер по земному шару с учетом генетического типа озерных котловин.
3. По данным таблицы 2 постройте столбиковые диаграммы (от максимальных до минимальных значений). А) площади озер мира, тыс. км2; Б) максимальной глубины озер мира, м.
4. Используя данные таблицы 3, постройте кривые распределения температур в озере по вертикали, укажите (по каждому из трех графиков): А) тип стратификации; Б) климатический пояс; В) слой температурного скачка. 5. Проанализируйте графики вертикального распределения температур трех озер, ответив на вопросы: А) тип стратификации; Б) климатический пояс.
Таблица 2 – Крупнейшие озера мира
|