Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высказывания, поучения старца Валентина





 

 

От злословия, зависти, сплетен... никто, никогда и нигде укрыться не может. Прячьтесь от них куда угодно, удаляйтесь всеми возможными средствами... Есть верное средство – терпение. Пока не пригвоздила нас смерть... будем терпеть, а зависть презирать, за одержимых же ею творить посильные молитвы...

Первое условие нашего говения и христианского поста - незлобие души... Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек - раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви... Нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким. Кротость и уступчивость - это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами - это есть первое богоугодное начало поста христианского.

Продолжая идти в том же направлении, человек-христианин во дни поста должен выработать себе еще ценное добродетельное качество - снисходительность. В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам... Таким образом, главное и первое условие поста - приобретение человеком любви к человеку. Любящая душа, озаренная светом благодати, украсится дарами Святаго Духа...

Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобы явиться пред людьми постящимися (Мф. 6, 16). Лицемеры соблюдают правила поста и говения только напоказ людям, а не для Бога постятся. Они хотят, чтобы другие их считали постниками, а не для того, чтобы постом расположить свою душу к добрым делам и угодить Богу. Лицемерный пост оскорбляет Бога, отвращает Его любящее и правосудное око от человека.

Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными - душевными и телесными - подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру. Очевидно, такая душевная деятельность труднее, нежели лицемерное телесное пощение. Здесь человек находится в ежеминутном соприкосновении со своей совестью. Совесть постоянно напоминает человеку о смирении, о сокрушении сердца...

Третье условие христианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастию, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство...

... Спаситель ни для кого из нас не закрыл вход в Небесное Царство. Чрез покаяние и желание исправиться в каждой душе может открыться дверь, через которую будет доступ для христианской радости. В каждой душе просит Христос Себе обители. Даже в дни скорби и искушений не затворяет эту дверь Божественное милосердие. Требуется одно - последование страждущему Господу. Ведь Он за нас пострадал, чтобы оставить нам пример, да последуем стопам Его, убеждает апостол Петр (1 Пет. 2, 21)...

В Спасителе, как истинном Боге, воплощается эта вечная жизнь. Для человечества Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни. Кто достойно приобщился Святых Таин, тот не умрет. Не страшны такому человеку ни бури жизненных бедствий, ни подводные камни житейских обстоятельств, от которых мы, слабые, так часто и малодушно теряем свою голову. Не страшна человеку тяжелая бедность, не страшна для него ни сума, ни тюрьма, ни обида людская, потому что он - причастник Божий. Бедствия - принадлежность земли; счастье - удел неба... Достойно причаститься - это уже есть начало Небесного Царства. Удостоившийся благодати Божией не может быть равнодушен к величию Божественных совершенств, которыми он окружен...

Умножайте свое внутреннее счастие и не бойтесь ни старости, ни смерти, потому что с нами во всем присутствует воля Господня: зло, как бы оно ни было сильно, слабее добра. Как ни неприятна смерть, но ее влияние ограничено; за пределом ее, за рубежом могилы у нас есть небесное отечество; там будет деятельность и жизнь по сердцу; ее даст нам Тот, в честь Которого мы сегодня торжественно поем хвалебные гимны жизни и воскресения, ибо Он сказал: верующий будет иметь жизнь вечную, ибо Я есмь воскресение и жизнь. Аминь.

 

Святитель Николай Японский(1836-1912 гг.) Святитель Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в селе Березе Смоленской губернии. При крещении был наречён Иоанном в честь Крестителя Господня. Его мать Ксения умерла, когда ему было - всего пять лет. Его отец Дмитрий Иванович Касаткин служил диаконом в сельской церкви, несмотря на крайнюю бедность, он сделал всё возможное, чтобы дать сыну образование. Иоанн учился сначала в Вельском духовном училище, а затем в Смоленской Духовной семинарии. В 1857 году он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчив академию, он подал прошение направить его в Японию, чтобы там проповедовать православную веру. Это решение было принято совершенно неожиданно, по свидетельству самого святителя Николая, ему до того времени никогда и в голову не приходила мысль о монашестве. Но однажды, проходя по академическим комнатам, он заметил объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию, на роль настоятеля в посольской церкви в Хакодате. 24 июня 1860 года Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай.Епископ Нектарий, постригавший юношу в монахи, нарек его Николаем и сказал «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебедолжно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую иневерную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе сподвигом монашества тебе предлежат труды апостольские». 29 июня он был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день, когда праздновался Собор Двенадцати Апостолов - в иеромонаха. Отправляясь в далекий путь, иеромонах Николай взял Смоленскую икону Божией Матери, которую хранил всю жизнь. Зиму иеромонах Николай провел в Николаевске-на-Амуре. Здесь он встретился с епископом Камчатским, который благословил его на предстоящие труды. Епископ Иннокентий купил хороший бархат и сам выкроил из него рясу отцу Николаю. Онвозложил на отца Николая наперсный бронзовый крест, полученный за участие вКрымской кампании. 14/2 июня 1861 года иеромонах Николай на военном транспорте «Амур» прибыл в японский порт Хакодате. Следует заметить, что в эти годы отношение японцев к иностранцам было недоброжелательным, за первое полугодие 1861 года было убито шесть иностранцев, совершались вооруженные нападения на и на христиан. Из воспоминаний Святителя Николая Японского: «Один Господь знает, сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы. Все три врага: мир, плоть и диавол - со всей силою восстали на меня и по пятам следовали за мной, чтобы повергнуть меня в первом же темном, узком месте... Много нужно силы душевной, великое углубление религиозного чувства, чтобы побороть все это». О проповеди не могло идти и речи, ибо «тогдашние японцы смотрели наиностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Молодому миссионеру потребовалось восемь лет, чтобы выучить японский язык, позже он писал: «Приехав в Японию, я, насколько хватало сил, стал изучать здешний язык. Много было потрачено времени и труда, пока я успел присмотреться к этому варварскому языку, положительно труднейшему на свете, так как он состоит из двух: природного японского и китайского, перемешанных между собою, но отнюдь не слившихся в один... Кое-как научился я, наконец, говорить по-японски и овладел тем самым простым и легким способом письма, который употребляется для оригинальных и переводных ученых сочинений». Первое время его учил переводчик хакодатского губернатора, позже иеромонах Николай стал посещать частную школу Кимура Кэнсая. (Заниматься приходилось по 14 часов в сутки.) Первым обращенным в православие японцем стал Такума Савабе, бывший самурай, жрец старой синтоистской кумирни в Хакодате. Савабе состоял членом тайного общества, поставившего своей целью изгнать всех иностранцев из Японии, и был известен как превосходный фехтовальщик. Савабе то и дело сталкивался с иеромонахом Николаем в доме консула и всегдасмотрел на него с такой ненавистью. Однажды иеромонах спросил:- За что ты на меня так сердишься? - Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю.А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии.- А ты разве уже знаком с моим учением?- Нет, - смутился японец.- А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавшиего? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай даузнай, а потом и суди. Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй насотсюда. Тогда ты будешь справедлив.- Ну, говори! Слова иеромонаха Николая буквально потрясли его, он попросил иеромонаха о встрече, чтобы продолжить беседу. Вскоре Савабе привел к иеромонаху Николаю своего друга, через некоторое время к ним присоединился третий. В апреле 1868 года иеромонах Николай тайно крестил трех друзей в своем кабинете, после чего они покинули Хакодате. К концу весны 1868 года уже насчитывалось 20 человек, готовых принять крещение. В конце 1869 года иеромонах Николай, отправляется в Россиюходатайствовать перед Святейшим Синодом о разрешении открыть в Япониирусскую духовную миссию. В 1869 году отец Николай, возведенный в сан архимандрита, был назначен начальником Российской Духовной Миссии. (Миссия подчинялась ведению Камчатского епископата.) Главным делом святителя, начатым еще в Хакодате, был перевод на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. В 1873 году архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и а затем — духовного училища. К 1874 года при Миссии в Токио действовали четыре училища катехизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хокодате два училища — для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный Вестник». К 1878 г. в Японии насчитывалось 4115 христиан. 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святителю Николая удалось завершить строительство собора Воскресения Христова в Токио, составить на японском языке Православный Богословский словарь, перевести несколько духовных книг.

5 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Два священнослужителя, работавших в то время в миссии, вернулись домой. Духовенство и миряне японской церкви обратились к своему духовному отцу с просьбой остаться в Японии. Епископ Николай отвечал, что он уже принял пред Богом решение остаться в Японии: «Я надеюсь, что объявление военных действий не принесет с собою никакой перемены в деятельности нашей церкви. Катехизаторы будут продолжать проповедовать Евангелие Спасителя, ученики - посещать школу миссии, а я сам отдамся всецело переводу наших богослужебных книг... Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви... Любовь к отечеству есть святое чувство... Но кроме земного отечества у нас есть еще отечество небесное... Это отечество наше есть Церковь, которой мы одинаково члены и по которой дети Отца Небесного действительно составляют одну семью... И будем вместе исполнять наш долг относительно нашего небесного отечества, какой кому надлежит... И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный

мир...» В период русско-японской войны святитель Николай с честью перенес выпавшие на его долю тяжелые испытания. Следует отметить, что великий пастырь не только поддерживал японских православных, он помогал русским военнопленным. Вскоре он был возведен в сан архиепископа. Святитель всю свою жизнь был всецело предан своему служению, его сильная вера и горячая любовь к людям, творили чудеса. Нервное напряжение и переутомление этих дней обострили сердечную астму, которой страдал владыка. Незадолго до кончины владыка говорил епископу Сергию: «...Роль наша не выше сохи. Вот крестьянин попахал, соха износилась. Он ее и бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха начнет пахать. Так смотрите же, пашите! Честно пашите! Неустанно пашите! Пусть Божье дело растет! А все-таки приятно, что именно тобой Бог пахал. Значит - и ты не заржавел. Значит, за работой на Божьей ниве и твоя душа несколько очистилась, и за сие будем всегда Бога благодарить». В 1911 году, благодаря миссионерской работе святителя Николая, в Японии насчитывалось уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.* В последний раз архиепископ Николай служил в первый день Рождества Христова 1912 года. Через несколько дней его положили в больницу св. Луки в Цукидзи. 5 февраля владыка настоял на том, чтобы его доставили обратно на Суругадай, и вновь вернулся к переводческой работе. 3 февраля 1912 году, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 года святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом. 16 февраля Православная Церковь празднует память святителя Николая Японского. Высказывания святителя Николая Японского Грозные тучи ходят над бедною Россией. Не без причины многие думают, что «близок конец мира» и т. д. Но не устояла во всей силе печаль моя против дальнейших размышлений. В пылу битвы воин видит кровь, много крови; но не прав будет он, если скажет: «Вот только и есть кровь, нет больше мира, рушится мир!» Но окиньте взором пространство мировой истории от Адама до ныне: - когда же были времена вполне утешительные? Дохристианский мир задыхался в беспросветной атмосфере зла до того, что лучшие тогдашние люди прибегали, как к последнему утешению, к самоубийству. Лишь только блеснул на земле небесный свет, подана людям чаша утешения, люди, вошедшие в полосу этого света и принявшие чашу, тем не менее, видя окружавший их внешний мрак, страдали до того, что свое время считачи концом мира. Вспомните, как апостол Павел убеждал Солунян «о пришествии Господа не спешить колебаться умом», что хотя тайна беззакония уже деется, но кончина не теперь. А когда? «Проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языком, и тогда придет кончина». На что яснее и вернее, а также и утешительнее сего указания! Еще большая половина языков вселенной не слышала Евангелия Царствия... Разве у европейских народов Евангелие проникло до глубины сердца? Нет, оно еще на поверхности их душ. И это потому, что западные народы слушают Евангелие, затемненное извращениями католичества и протестантства; Россия слушает всесветлое Евангелие непросветленным, невежественным, неразвитым умом и неуглубленным сердцем. Разве для того Бог сходил на землю и Сам изрек людям учение... Жизнь и отдельного человека, тем более каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом. В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут еще многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая Благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма, пока все народы и в них все отдельные личности усвоят Христово учение и подвергнутся благодатному действию его: правда Божия сего требует. Истина Христова и Благодать Святого Духа всею своею силою должны войти в человечество и произвести полное свое действие. Тогда только настанет зрелый возраст человечества: этот великий организм станет во весь свой рост/и станет столько добра творить, насколько способна созданная Богом Творцом и оплодотворенная Богом Спасителем природа человеческая... Душевная жизнь слагается из ежедневных, ежечасных, ежеминутных мыслей,чувств, желаний; все это - как малые капли, сливаясь, образуют ручей, рекуи море - составляют целостные жизни. И как река, озеро светлы или мутны от того, что капли в них светлы или мутны, так и жизнь - радостна или печальна, чиста или грязна оттого, что таковы ежеминутные и ежедневные мысли и чувства. Такова и бесконечная будущность будет, - счастливая или мучительная, славная или позорная - каковы наши обыденные мысли и чувства, которые дали тот или иной вид, характер, свойство нашей душе. В высшей степени важно беречь себя ежедневно, ежеминутно от всякого загрязнения. Тропарь святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому Тропарь, глас 4 Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественнаго Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

*Сегодня Японская Православная Церковь это, весьма внушительная организация. 72 храма и более 30 тысяч прихожан – число которых в последнее время неуклонно увеличивается.

 

Старец Максим (Югов)

(1838 - 1906 гг.)

Будущий старец Максим (Югов) родился в 1838 году в многодетной семье в деревне Волосово Великоустюжского уезда. У Егора и Евдокии Юговых было семеро детей. Пост и молитва в семье неустанно соблюдались, каждый праздник и каждое воскресенье все посещали храм. Когда Максиму было три года, умер отец, а в 13 лет он остался круглым сиротой

Когда Максиму исполнилось шестнадцать лет, он поступил на Красавинскую льнопрядильню. Вскоре Максим начал немного юродствовать. Через несколько лет Максим отправился пешком в Киев, чтобы помолиться в Лавре святым угодникам Антонию и Феодосию. Побывал он и в Троице-Сергиевой Лавре, у московских святынь.

Из воспоминаний старца Максима: «Ни о чем не помышлял я тогда, как о спасении души и будущей жизни...Мирские... смеялись надо мной, порочили мою жизнь, домашние обижались, серчали, много раз я духом падал, однажды так смутился, что хотел вернуться к мирской жизни, мирскими делами заниматься, но Премилосердный Господь Спаситель призрел на смирение мое, вложил мне грешному благую мысль. Думаю про себя: сколько святых угодников спаслось, они тоже жили на земле, имели плоть и спаслись. Есть ведь и теперь святые люди, пойду поищу их, попрошу, чтобы помогли мне, поддержали на пути спасения.

Пошел я странствовать. Иду, слышу, что в разных местах и монастырях есть добрые старцы, отшельники, подвижники, я же человек низкий и бедный, несмелый. Зайти и поговорить со старцами робею... Когда я приближался уже к родной стороне и проходил мимо одной обители, какой-то добродетельный монах, заметив мою робость и узнав о моем желании увидеть старца-игумена той обители, привел меня к нему... Этот старец был игумен обители преподобного Павла Обнорского, отец Иоасаф, а прежде он жил в Саровской пустыни и знал преподобного Серафима Саровского. С отцом Иоасафом я беседовал недолго. Но как сладостны были речи его. Они показались мне слаще меда и сота. И ныне, когда я вспоминаю беседу моего учителя и наставника, я ощущаю в сердце своем неизреченную радость.

Отец Иоасаф говорил мне: «Когда начнешь жить для Бога, то много, сын мой, будет искушений и от врага, и от мира; многоразличны козни диавольские, трудно распознавать их. Живи по слову Божию, побеждай врага постом и молитвою. Чего сам не в состоянии будешь рассудить при брани невидимой, приходи сюда, в обитель. Или, может быть, недалеко от жительства твоего найдется премудрый старец, который поучит тебя духовной жизни. Я же буду молиться за тебя».

Игумен отправил меня к своему ученику отцу Феодору, который жил недалеко от Семигородней пустыни, в деревне, и имел келью в лесу, куда уединялся для молитвы и богомыслия. Я пробыл у отца Феодора полгода. Он явил мне образ благодатной духовной жизни, учил не столько словом, сколько примером и добродетельною своею жизнью... Укрепившись в намерении вести уединенную жизнь, я отправился по благословению старца на родину. Здесь Господь благословил меня устроить хижину и дал впоследствии драгоценное сокровище, которым я и наслаждаюсь, славя и благодаря Спасителя моего, что Он, Милосердный, сподобил меня наслаждаться сладостью благодати.

Келья моя была устроена в 1867 году за двором брата духовного Феодора и была самая убогая. Подле кельи стоял хлев... Вход в келью был тесный, двери маленькие, так что через них можно было пролезать только одному человеку. В той келье я затворился, из нее выходил только в лес — пустыню... Через год я устроил келью в лесу и стал жить в ней почти постоянно.

Приходу моему на родину обрадовались, стали ходить ко мне и просить почитать Божественное Писание, почитать о том, как спасать душу. Приходили и старые и молодые, мужчины и женщины. С некоторыми ревностными посетителями установилась у меня духовная дружба...»

Не мало искушений выпало на долю подвижника. Старец понял, насколько он еще немощен: «Умом он мог Богу служить, но плотию управлять было очень трудно». По словам старца: «Человек в земной жизни (независимо от духовного опыта и состояния) подвержен искушениям плоти до самого перехода в вечность. Все хорошее и доброе, творимое человеком, происходит от Бога. Господь творит в нем, немощном. Искушения допускаются Богом для того, чтобы человек не ставил себя выше других».

Подвижник пищу принимал лишь один раз в день вечером. Иногда он вкушал пищу через два – три дня. Впоследствии старец отказался вареной пищи совсем. Только в праздники он согревал воду и крошил туда немного сухариков. В обычные будни сухарики заправлял холодной водой из родника. Весной и летом собирал лесные съедобные растения, грибы.

Из жития старца Максима: «В пост он съедал только одну просфору в день. Спал старец весьма мало, клал под голову березовое полено. Молитвенное правило старца:100 поклонов Спасителю, 100 - Богородице, 50 – Ангелу-хранителю, 50 – всем Святым. Потом, сидя, он творил 100 Иисусовых молитв, 100 – Богородице. После этого делал 300 земных поклонов Спасителю с Иисусовой молитвой, на каждом десятом поклоне пел песнь покаянную. Затем делал 100 земных поклонов Богоматери, на каждом десятке опять пел покаянную песнь. Потом поминал за здравие и упокой души благодетелей. Днем: он читал псалтырь по 10 кафизм в день, читал каноны, другие молитвы, акафисты... В последние годы, когда старец стал слабеть, ему пришлось сократить молитвенное правило, смягчить пост».

Пришло время, по благословению свыше, старец стал принимать страждущих, к его советам многие прислушивались, по его молитвам исцелялись больные, у него брали благословение на всякое значительное дело. В последние годы жизни он стал уклоняться от встреч с людьми, старался пребывать в уединении и молитве. По свидетельству современников: «на лице его светилась тихая радость, а в глазах детская простота и незлобие».

Перед смертью старец вернулся в деревню. Прозорливый старец знал день и час своей смерти заранее, он просил передать всем близким просьбу собраться около него 13/20 декабря, кроме того, он просил тело его после кончины не омывать. (Старец Максим скрывал от близких, что был пострижен в монашество с именем Кирилл.)

По милости Божией, в день смерти старцу удалось исповедаться и приобщиться Святых Таин в храме великомученицы Параскевы Пятницы.

13/20 декабря 1906 года в восемь часов вечера в присутствии близких он мирно отошел к Господу. В день похорон начались многочисленные исцеления больных. Старца Максима похоронили недалеко от храма великомученицы Параскевы Пятницы, с восточной стороны на пригорке (10 километрах от Красавино, под Великим Устюгом).

Со временем над его могилой была сооружена небольшая часовня, по сей день, старец помогает всем, кто с верой обращается к нему за молитвенной помощью.

 

Господи, упокой душу старца Максима, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

 

 

Библиография

«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним», Иеромонах Дамаскин (Орловский).

Книга 5,Тверь, «Булат», 1996 г.

 

 

Святой праведный Александр (Баданин)

(1846-1913 гг.)

2 августа 1843 года в городе Никольске в семье дьякона Сретенского собора

Николая Баданина родился мальчик. Крестили младенца через несколько дней на праздник Преображения Господня. Мальчика назвали Александром.

Мать Александра умерла, когда ему исполнилось 12 лет. Отроку первое время было очень тяжело, утешение он находил только в молитве. Александр часто ходил в Даниловскую пустынь, там горячо молился.

После окончания духовного училища, он продолжил обучение в Вологодской духовной семинарии, которую окончил в 1863 году. Вскоре он получил место преподавателя русского и церковно-славянского языков в Солигаличском духовном училище Костромской епархии. Позже преподавал в духовных училищах Вологды и Тотьмы.

После рукоположения во священники, служил в кафедральном соборе. В 1891 году был назначен настоятелем Вознесенской церкви города Вологды.

На попечении отца Александра находились жена и три дочери. Своего дома у о. Александра не было, семья снимала у купчихи Димитриевой маленький флигелек во дворе (перестроенный под жилье курятник). Приведем рассказ отца Александра (по своему великому смирению старец рассказывал о том времени от третьего лица): «Одному батюшке дали очень бедный приход, матушка плакала и говорила, что на этом приходе мы с голоду умрем, батюшка успокаивал ее. Стал он усердно служить, старался прочувствовать слова молитв и возгласов, проникаться чувством и смыслом читаемого. Его чувство стало передаваться богомольцам, которые стали молиться с ним усердно. И народ пошел к его службам, полюбил его храм и батюшку, понес ему и от щедрот своих; доход причта стал лучше других».

Жители окрестных деревень стали приходить в храм, в котором отец Александр служил каждый день литургию, молебен Животворящему Кресту, читал акафист Страстям Христовым, служил частные молебны и панихиды... Страждущие часто обращались к нему со своими нуждами. Многие верующие рассказывали о прозорливости отца Александра, о силе его молитв, эти рассказы передавались из уст в уста, число почитателей старца росло год от года.

Сам старец не любил, когда о нем отзывались, как о прозорливом, говорил приезжающим к нему из многих городов верующим: «Когда надо вам спросить о чем-нибудь важном, подойдите после обедни к своему батюшке, когда он выходит из алтаря. После приобщения он бывает прозорлив, спросите у него, и он скажет именно то, что нужно делать».

Знал старца Александра и святой - праведный Иоанн Кронштадтский. Он часто бывал в Вологде проездом на родину. (Город лежал на пути в село Сура (Архангельская губерния).) Всероссийский пастырь, всегда доброжелательно относился ко всем, кто к нему обращался, тем не менее, верующие Вологды слышали и такие слова: «У вас есть свой молитвенник, к нему обращайтесь!»

По молитвам старца Александра люди получали исцеления от душевных и физических недугов. Люди шли к нему со своими бедами, он умел каждого утешить, по его молитве устраивалась чудесным образом жизнь тех, кто ещё недавно страдал от безысходности своего положения.

Вологодский старец помог и молодому священнику Николаю Караулову. Двадцати пяти летняя жена отца Николая, Александра, заболела туберкулезом и скончалась, у вдовца на руках осталось трое маленьких детей. Из воспоминаний отца Николая: «Не высказать глубины моего горя; я был близок к отчаянию... Ни в чем положительно не находил я себе утешения».

Как-то мимо него проходил старец Александр, он сказал о. Николаю: «Знаю, что тебе нужно - иди ко мне в дом». Придя к старцу, молодой священник не услышал ни одного слова утешения –старец Александр, остановившись перед портретом о. Иоанна Кронштадтского, сказал: «Вот человек, который оставил семейную жизнь ради служения ближним. Сам оставил, по доброму желанию и Бог ему помогает во всем. Когда же Господь по воле своей отнимает друга жизни, то Он еще более заботится о человеке, дает ему крепость и силу, значит, считает достаточно сильным и могущим вынести эту тяжесть. Он подкрепляет его Своею благодатию».

Из воспоминаний о. Николая: «...С каждым словом отца Александра я всем существом чувствовал, что с меня сваливается тяжесть, и я ушел от него обновленным, укрепленный душой и телом и совершенно успокоенный. И разумел я тогда, какую благодатную силу утешения даровал Господь Своему верному служителю». По молитвам старца Александра он обрел душевный покой. С Божией помощью все наладилось. Дети выросли, 8 октября 1923 года протоиерей Николай был рукоположен во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. (В мае 1931 году владыку Николая арестовали. Скончался мученик за веру 17 апреля 1932 года в Новосибирской тюрьме. Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году причислил епископа Николая (Караулова) к лику новомучеников, пострадавших за веру в годы безбожных гонений.)

В 1905 году о. Александр подал прошение об отставке (Из-за слабого здоровья старец был вынужден уйти за штат).

Последние годы жизни из-за серьёзной болезни старец не мог передвигаться самостоятельно (восемь лет не выходил из дома), принимал страждущих старец сидя, позже лежа в постели. По свидетельству духовных чад старца: «Входящих он благословлял, но своей руки целовать не давал, а велел прикладываться к руке преподобного Серафима, громадный образ которого был помещен на одной из стен. Потом сажал гостей рядом с собой и начинал ласково, по-отечески беседовать. Не всегда отвечал прямо. Иной раз юродствовал».

Бывали дни, когда он принимал до двухсот паломников, кроме того, приходилось отвечать на письма, телеграммы с просьбами о помощи.

К лету 12-го года старец совсем перестал вставать, но однажды утром, когда никого не было дома, вдруг встал, оделся и отправился в кафедральный собор, а по окончании молебна - в Вознесенскую церковь. Там он в последний раз со слезами приложился к иконам, обошел храм и вернулся домой. Матушке своей сказал, что смог отважиться на этот шаг благодаря помощи целителя Пантелеимона.

10/23 марта 1913 года старец отошёл ко Господу. Отпевал его духовный сын - епископ Неофит (Следников). Похоронили его на Горбачевском кладбище Вологды вблизи Лазаревского храма (ул. Бурмагиных).

Многие годы верующие приходили к месту захоронения старца, около высокого белого креста с иконкой, всегда теплилась лампадка, могила утопала в цветах. Было собрано не мало свидетельств исцелений, по молитвам старца Александра.

9/22 февраля 2000 года Синодальная комиссия по канонизации святых причислила вологодского священника Александра Баданина к лику местночтимых святых.

Память святого праведного Александра празднуется в день его кончины - 10/23 марта.

 

Святой праведный Александр, моли Бога о нас!

 

 

Старец Василий (Карпунин)

 

 

Василий Афанасьевич Карпунин родился приблизительно конце шестидесятых годов Х1Х века в крестьянской семье в деревне Чёрная Слобода, недалеко от города Шацка. Примечательно, что в юности Василий, принимая участие в строительстве храма, оступился и упал с колокольни - по Промыслу Божиему остался жив. После этого события отрок начал вести строгую подвижническую жизнь.

Спустя несколько лет по настоянию родителей он женился, но с женой не остался, сразу же отправился странствовать по святым местам. Ему удалось побывать в Иерусалиме, на Святой горе Афон. Восемь лет он подвизался на Афоне, в одном из монастырей его постригли в иночество с именем Вонифатий. Вскоре инок Вонифатий вернулся на родину, чтобы нести, как он выразился «чугунный крест».

Первое время будущий старец жил в небольшой сторожке при храме Покрова Божией Матери, посещал больных, ухаживал за ними. Многие посмеивались над ним, называли блаженным. Ему много лет приходилось мужественно переносить насмешки, побои. По свидетельству духовных чад старца Василия: «Его избивали сорок раз, каждый раз он со смирением принимал страдания. Вся его спина была покрыта ранами, которые не только кровоточили, но и гноились». Подвижнику пришлось провести три года в заключении. (Его оклеветала одна женщина. Прозорливцу было известно имя сообщника женщины, выдвинувшей против него лживое обвинение. Перед судом он даже сказал ей имя сообщника и указал место, где они закопали младенца. Однако на суде - не проронил ни слова.)

За великое смирение и незлобие старец Василий удостоился Даров Святого духа. Вскоре по молитвам прозорливого старца верующие стали получать исцеление. Следует отметить, что среди тех, кто обращался к нему за помощью, были и те, кто недавно избивал его. Старец помогал всем.

Верующие рассказывали, что по молитвам старца исцелился даже больной мужчина, лишённый возможности передвигаться (гангрена ноги), а также раковая больная, у которой по свидетельству односельчан «на лице нельзя было выделить ни носа, ни губ».

Верующие часто обращались к старцу Василию за духовным советом, он окормлял нескольких девиц, желавших посвятить себя служению Господу. Старец учил послушниц во всём отсекать свою волю, не зависеть от чужого мнения, строго выполнять послушания. (Послушницам приходилось строго поститься, даже зимой ходить босиком. Духовная дочь старца, Феодосия, по благословению старца иногда не вкушала пищу по семь дней.)

Духовной дочерью старца Василия была и будущая старица Анна (Петрина), по благословению старца принявшая на себя подвиг юродства. Муж Анны Алексей тяжело заболел чахоткой, надежды на выздоровления не было. Анна отвезла мужа к старцу. По молитвам старца Василия Алексей быстро поправился. (Он дожил до семидесяти пяти лет, как предсказал прозорливец.)

Скончался старец Василий незадолго до революции, его похоронили на сельском кладбище в деревне Чёрная Слобода. По сей день, верующие приходят на могилу праведника, просят его молитвенной помощи. Господи, упокой душу старца Василия, со святыми упокой!

Нелегкий крест старчества нёс и Григорий (Томин), родившийся в деревне Сявель Рязанской обл. (недалеко от деревни Чёрная Слобода). С пятнадцати лет Григорий подвизался в монастыре, позже, в годы безверия, нес крест старчества в миру. Все верующие, обращавшиеся к старцу за помощью, отзывались о нём как о великом подвижнике.

Старец приучал своих духовных чад к воздержанию, смирению. (Известно, что старец сам не ел мясо и не благословлял своих духовных чад. Старец коротко стриг послушницам волосы, называя их «стригачками», это избавляло девушек от «назойливых парней») Старец Григорий учил своих послушниц молиться, читать по-славянски, петь... (Многие из них впоследствии стали замечательными певчими и уставщицами. Были у старца и послушники. Как правило, прежде чем принять, он долго испытывал их.)

Из воспоминаний духовных дочерей старца: «Бывало придёшь к отцу Григорию, он скажет петь «Отче наш» или «Да исправится молитва моя». Пропоём – нет, говорит, не получается, ещё раз, ещё. И так много раз, до тех пор, пока у всех слёзы ручьями не польются от умиления и единой сердечной молитвы».

По свидетельству современников старец Григорий: «был мал ростом, «сухенький», ходил босиком, носил всегда белую длинную холщовую рубаху». Старец Григорий был знаком со старцем Василием, после смерти подвижника окормлял его духовных чад. Верующие из окрестных сёл обращались к прозорливому старцу Григорию со всеми нуждами.

Духовные чада старца Григория сёстры Петрины говорили о нём: «Монахом не был, а мёртвых воскрешал». Старица Анисья рассказывала, что её духовный отец сразу после революции поднялся на колокольню Николо-Черневского монастыря, ударил три раза в большой колокол и объявил: «Теперь правды нет, правда ушла на небеса».

Прозорливый старец молился, чтобы Господь уберёг верующих окрестных сел от красного террора. Однажды ночью (в 1918 году), он разбудил послушниц и велел бежать за ним. Старица Анисья вспоминала, что бежали они тогда по пашне, по кустам, по оврагам, падали в темноте, изнемогая от усталости... Когда на горизонте появились первые лучи солнца, старец упал на землю и сказал: «Не успели»» (Не успели добежать до Борков, сделав за ночь «огромный крюк» вокруг Конобеево и Ялтуново).

Вскоре стало известно, что в эту ночь чекисты, получившие приказ расстрелять до восьмидесяти «активных верующих» в трёх сёлах Конобеево, Ялтуново и Борков, расстреляли в Борках настоятеля храма и пять верующих. (На полпути к Конобеево, получив срочный приказ вернуться, отряд развернулся.)

Верущие, знавшие подвижника, утверждают, что старец прожил более ста двадцати лет. Скончался он в селе Жёлчино, недалеко от Рязани. (Из Шатского района он был выслан властями по ложному доносу.)

 

Господи, упокой душу старца Григория, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

 

Митрополит Трифон

(1861-1934 гг.)

 

Митрополит Трифон (в миру Борис Петрович Туркестанов) родился 29 ноября 1861 года в Москве. Отец его, князь П.Н.Туркестанов, был прямым потомком древнего княжеского рода из Грузии. Мать будущего святителя – Варвара (княжна Нарышкина).

Во время тяжелой болезни сына Варвара ходила в церковь святого мученика Трифона и молилась об исцелении сына, обещая после выздоровления посвятить его Богу. Когда младенец выздоровел Варвара поехала с ним в Оптину Пустынь к старцу Амвросию. Знаменательно, что старец Амвросии призвал верующих расступиться: «Дайте дорогу, архиерей идет». Все расступились и увидели Варвару с сыном.

Учился Борис в классической гимназии в Москве. В 1883 году он поступил в Московский университет, а в 1887 году поступил послушником в Оптину Пустынь к старцу Амвросию, который и благословил его на монашество.

В 1891 году Борис принял монашеский постриг с именем Трифон в честь святого мученика Трифона. Вскоре отец Трифон был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. В том же 1890 году ему предложили занять место учителя и надзирателя в миссионерском осетинском училище. В октябре 1890 года иеромонах Трифон возвратился в Оптину к старцу Амвросию. Великий Оптинский старец благословил его учиться в Духовной академии.

В 1891 году он поступил в Московскую Духовную академию. Во время учебы иеромонах Трифон избрал служение в пересыльной тюрьме. После смерти отца Амвросия иеромонах Трифон перешел под духовное руководство старца Гефсиманского скита Варнавы. Из воспоминаний Митрополита Трифона о старце Варнаве: «Последний раз я вместе с ним совершил Божественную литургию в четверг на первой Неделе Великого поста и навеки простился с ним. Последние слова его были: «Прежде я иногда при моих приездах в Москву объезжал тебя, ну а теперь я часто, очень часто буду тебя навещать». С этими словами он пожал мне руку, и уже более живым его я не видел».

В 1895 году отец Трифон окончил Академию со степенью кандидата богословия, с 1895 по 1901 год был смотрителем Московского Духовного училища, ректором Вифанской, а затем Московской Духовных семинарий. 28 июня 1901 года архимандрит Трифон был хиротонисан во епископа Дмитровского, второго викария города Москвы. Позже Владыка вспоминал: «Как-то особенно ярко вспоминаются мне незабвенные дни моего наречения, когда я стоял пред сонмом архиереев, прося их молитв словами Иоанна Златоуста... Как-то необыкновенно представляется мне наш древний Успенский собор, в этот день 1 июля - день моей хиротонии, и я как бы сейчас вижу себя стоящим среди сонма священнослужителей, дающего обет, исповедующего веру, а затем преклоняющего голову пред Святым Евангелием... А затем, дальше вспоминается мне вся прошедшая жизнь моя в этой обители: как постепенно устраивалось богослужение, как постепенно усовершенствовался церковный строй, как благоукрашивались наши храмы, которые я застал закопченными, забытыми, как постепенно собралось здесь стадо овец Христовых, и как прекрасны и торжественны были здесь службы, и некоторые праздники казались особенно для меня выделяющимися, как, например, праздники Рождества Христова, навечерие Богоявления, освящение воды... молебны с общим пением, возжжение свечей, дни Великого поста и в особенности первая седмица и дивные службы Страстной и Светлой седмиц; вспоминаются и отдельные эпизоды из моей жизни: как всегда светло и радостно праздновали день моего Ангела и многие другие... вспоминается, как светло и радостно праздновали мы день прославления преподобного Серафима, который поистине как бы обрел себе жилищем наш монастырь, может быть, потому, что он видел, как искренне мы его почитаем».

В Богоявленском монастыре, где Владыка Трифон совершал богослужения, служба была уставная. Владыка ежедневно в шесть утра начинал службу, специально для того, чтобы верующие имели возможность перед работой зайти в храм. Простой люд любил эти богослужения, верующие стали называть митрополита «Московским Златоустом». Владыка был духовно связан с Оптинскими старцами Анатолием и Варсонофием (которого возвел в сан архимандрита), старцем Захарией. Любовь к бедным побудила его стать членом нескольких благотворительных обществ и братств.

После начала Первой мировой войны Владыка служил в действующей армии. На польском фронте он получил контузию и вынужден был возвратиться в Москву с расстроенным здоровьем. В 1916 году епископ Трифон ушел на покой в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь, здесь он находился до закрытия монастыря в 1918 году.

Владыка построил на свои средства недалеко от монастыря женскую гимназию, где читал лекции. В 1917 году, когда открылся Поместный Собор Русской Церкви, который должен был избрать Патриарха, Владыке предложили выставить свою кандидатуру, но он отказался. После закрытия монастыря Владыка переехал в Москву и жил около шести месяцев у брата, позднее переехал жить к своей сестре.

Владыка служил в храмах на Знаменке, в Никитском монастыре, на Афонском подворье. Духовные чада Владыки свидетельствуют о силе молитв своего духовного отца. Так по молитвам Владыки исцелилась тяжело больная Александра Мироновна. Владыка предсказал ей: «...Будешь жить и будешь за меня молиться». Александра Мироновна прожила после смерти Владыки еще 15 лет, хотя врачи говорили её: «Мы и сердца не слышим. Даже удивительно, как ты можешь жить». Верующие часто обращались к Владыке Трифон за советом, просили его молитвенной помощи.

В 1923 году Владыка был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. По свидетельству современников, Патриарх Тихон любил Владыку и часто служил с ним вместе. В 1931 году в годовщину 30-летия своего епископского служения архиепископ Трифон был возведен в сан митрополита.

По свидетельству духовной дочерью старца Захария Е.Висконти, митрополит приехал к умирающему старцу и сказал: «Ты нужен мне. Да продлит Господь твою жизнь, чтобы ты после меня перешел на тот свет, чтобы ты помолился за мою душу, когда полетит она по мытарствам. Встань, старец, встань, поисповедуй меня»,

«Не могу, родной Владыко, не могу голову поднять с подушки, не могу», - ответил старец Захария.

Но когда митрополит Трифоном попросил старца: «Встань на послушание», старец с большим трудом поднялся подошел к иконам, «поисповедовал»Владыку. От старца митрополит поехал в церковь Большого Вознесения, где после богослужения обратился к верующим помолиться о старце: «Братья и сестры, прошу вас, помолитесь за болящего старца Зосиму...» Владыка отслужил молебен о здравии тяжело болящего старца Зосимы. По соборной молитве свершилось чудо - через несколько дней старцу стало легче. Когда ему сказали о молебне, прослуженном за него в церкви Большого Вознесения, то отец Зосима, слегка улыбнувшись, произнес: «Да уж слыхал, слыхал, чудак-огарок этот Трифон». Огарком Владыку Трифона старец назвал потому, что знал, что дни его сочтены. Вскоре Владыка тяжело заболел. Когда Владыка преставился, старец сказал: «Друже мой, Владыка Трифон, хотел, чтобы я после его смерти еще два года прожил. И так и будет по его святым молитвам».

Из воспоминаний духовной дочери Владыки - Марии: «В 1934 году Владыка тяжело заболел, и в день своих именин 1 февраля он служил в церкви святых Адриана и Наталии, говорил проповедь, что он служит в последний раз, и просил за него молиться... Он был очень слаб, его поддерживали иподиаконы, народу было очень много, он, сидя, всех благословлял, и слез было море, все чувствовали, что это в последний раз, больше его в храме не увидим».

Скончался митрополит Трифон 14 июня 1934 года. Отпевали его в храме святых апостолов Петра и Павла, что в Лефортове, а похоронили на Введенском (Немецком) кладбище. По сей день верующие приходят на могилу праведника и просят его молитв.

(В начале девяностых годов и пыталась найти могилу митрополита, мне сказали, куда нужно идти, я шла и молилась, мысленно прося митрополита помочь найти места его захоронения. Внезапно громко заскрипело дерево, я подошла к дереву и увидела могилу старца Трифона. Слава Богу за всё! (С.Д.))

 

Незадолго до своей кончины митрополит Трифон написал акафист «Слава Богу за все», приведём лишь два Икоса из этого акафиста:

 

 

Икос 1

 

Слабым беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех путях моих, чудно руководя меня к свету вечности. Славно щедрые дары Твоего Промысла явлены с первого дня и доныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тя: Слава Тебе, призвавшему меня к жизни; Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной. Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости; Слава Твоей вечности среди мира временного. Слава Тебе за тайные и явные милости Твои; Слава Тебе за каждый вздох грусти моей. Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости; Слава Тебе, Боже, во веки.

 

Икос 2

 

Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях. Слава Тебе за праздник жизни; Слава Тебе за благоухание ландышей и роз. Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы. Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения; Слава Тебе за земную жизнь, предвестницу небесной. Слава Тебе, Боже, во веки.

 

 

Date: 2016-05-16; view: 488; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию