Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН





Модель экономического развития – это тенденция развития экономических объектов (мировой экономики в целом, главных ее сфер – развитых, переходных и развивающихся стран, национальных экономик, сфер хозяйства и др.), приводящие к определенному экономическому результату.

Особенности моделей экономического развития определяются конкретными условиями соотношения и взаимодействия экономических факторов на основе теоретических закономерностей функционирования объектов в рыночной системе.

В зависимости от конкретных условий различных стран модели могут применяться как в чистом виде, так и в модифицированном. Конкретные условия (исторические, географические, социо-культурные) в различных странах и регионах обусловливают особые соотношения различных факторов, а значит, и особенности развития страновых и региональных моделей. Характеристику страновых моделей экономического развития определяют экономические ресурсы, национальные особенности, характер экономики, уровень экономического развития, место в регионе и в мире, организационная и отраслевая структура хозяйства, система государственного регулирования экономики, открытость экономики и степень вовлеченности в мирохозяйственные связи, использование иностранного капитала (все показатели – в динамике). В моделях развития интеграционных группировок делается упор на цели и задачи группировок, организационную структуру и ресурсы, роль и место в мировом хозяйстве, перспективы и проблемы, программы развития. Характеристика модели развития мировой экономики концентрирует внимание на динамике ее хозяйственной и ресурсной структур, процессах интернационализации и глобализации и других новейших тенденциях социально-экономического развития, а также глобальных проблемах и путях их решения.

Главной в системе мировой экономики по-прежнему остается группа стран, где уже создана зрелая рыночная экономика с ее механизмом конкурентной борьбы и внутренней самонастройки на научно-технический прогресс (НТП). Для нее также характерен высокий технологический уровень производства, высокая производительность труда, эффективность производства и жизненный уровень населения, наличие давно сложившихся пропорций в экономике.



Современная зрелая рыночная экономика реально существует, прежде всего, в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), состоящей из 29 государств. В целом данным странам присущи следующие признаки:

§ Смешанная экономика при преобладании частной собственности;

§ Распределение производимых товаров и услуг с помощью рыночного механизма: владельцам капитала – на прибыль, работающим – на заработную плату, потребителям – на цены;

§ Высокий уровень капитализации доходов, которые направляются на прирост наличного капитала в материально-вещественной, денежной или иной физической форме, а также на прирост «человеческого капитала» в виде уровня образования и знаний.

Анализируя опыт мирового развития, можно выделить 5 наиболее типичных моделей рыночной экономики, базирующейся на многообразии форм собственности.

1. Модель США, построенная на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров или услуг. Главные достоинства этой модели:

§ Большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;

§ Высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала;

Особенно результативна данная модель на высоком уровне производительных сил, в условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков и при высоком жизненном уровне населения.

США – одна из крупнейших стран мира (площадь – 9,7 млн. кв.км., население – 270 млн. чел.). По количеству производимых товаров и услуг США превосходит любое другое государство в мире. ВВП США составляет более 8 трлн. долл. (21% совокупного ВВП мира), на душу населения – 30 тыс. долл.

Факторами развития США являются богатые природные ресурсы, благоприятные и разнообразные природно-климатические условия, отсутствие социально-экономических потрясений со времен великой депрессии 1929 – 1933 гг.; приспособляемость к меняющимся условиям развития.

Основополагающей экономике США является идеология частного предпринимательства и ограничение государственного вмешательства. Главная роль в экономике принадлежит нескольким сотням больших и сверхбольших корпорация и банков, между которыми традиционны отношения союза и сотрудничества. При этом в стране функционируют миллионы мелких и средних фирм, активно поддерживаемых государством.

К концу ХХ века в структуре хозяйства США наблюдается явное доминирование сферы услуг – 76% ВВП, более 20% - промышленность и строительство, около 3% - сельское хозяйство.

Главным фактором экономического роста является научно-технический прогресс. США – лидер в ведущих и новейших областях науки и техники – телекоммуникаций, компьютеризации, аэрокосмической техники, ядерной и нетрадиционной энергетики, биотехнологии, военной техники. Этому способствуют растущие затраты на НИОКР, увеличение ассигнований из бюджета, иммиграционная политика страны, привлекающая специалистов со всего мира, развитый инновационный бизнес, объединяющий науку и предпринимательство.



В структуре промышленного производства ведущую роль играют машиностроение, особенно электронное, электротехническое и транспортное, химическая промышленность, связанная с переработкой нефти и природного газа, самая крупная добывающая промышленность среди развитых стран.

США занимают первое место в мире по объему внешней торговли товарами и услугами. Кроме того, страна крупнейший экспортер капитала (ежегодный вывоз 0,3 – 0,4 трлн. долл.) и ведущий реципиент иностранных инвестиций (0,5 трлн. долл.). Растущий поток более дешевых товаров из азиатского региона способствует развитию «второй экономики» США – сети международного производства и коммерческой деятельности, созданной зарубежными филиалами ТНК посредством прямых иностранных инвестиций.

Лидерство США в мировой экономике оказывает влияние на хозяйственное положение других стран, являясь критерием их конкурентоспособности, а также источником их финансовой поддержки как непосредственно, так и через Всемирный банк, МВФ и др.

2. Социально-ориентированная рыночная экономика - создана после Второй мировой войны в Германии, Швеции и Франции. Ее характеризуют:

§ Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства;

§ Сильная система социального обеспечения;

§ Значительный удельный вес государственной собственности в ВНП.

Считается, что эта модель обеспечивает достижение высоких конечных результатов лишь при строгом поддержании баланса интересов труда и капитала, хотя она относительно менее гибкая и слабо реагирует на изменение рыночной конъюнктуры. В настоящее время для данной модели характерны:

§ Очень высокий уровень государственного регулирования, компенсирующий более низкий потенциал и мощь западноевропейских ТНК по сравнению с американскими и японскими;

§ Наивысшая в мире социальная ориентация общественно-экономических систем, активно поддерживаемая государством, которое выполняет наибольшее количество социальных функций, капитализм определен как «социальное рыночное хозяйство»;

§ Принцип и основное правило общественной жизни – относительный баланс индивидуализма и солидарности при ведущей роли первого;

§ Наибольшая степень открытости мировому хозяйству и интернационализация хозяйственной жизни. Это выражается в состоянии внешней торговли: экспортная и импортная квоты стран ЕС – около 30%, тогда как в США – 9-11%, в Японии – 11-13%. Основная часть внешней торговли (около 70%) приходится на внутрирегиональный оборот в рамках ЕС. Прямые инвестиции более 60% размещены за пределами региона.

§ По уровню экономического развития в послевоенный период страны делятся на четыре группы:

1. «большая четверка» – Германия, Франция, Великобритания, Италия, на которые приходится 1/3 территории и 2/3 населения Западной Европы и наибольший экономический потенциал.

2. малые высокоразвитые страны севера и центра континента – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия. Финляндия, Швейцария и Австрия. Эта группа стран характеризуется удачным выбором специализации, активным участием в МРТ, опытом промышленного развития, его обновлением и накоплением, опережающим запасом научно-технических и технологических достижений. Ведущую роль в этих странах играют национальные и международные монополии.

3. менее развитые страны – Испания, Португалия, Греция, Кипр, Мальта и Ирландия. Здесь более низкий уровень производительных сил и экономики в целом, характерна более высокая доля сельского хозяйства и феодальные пережитки (например, латифундии и др.).

4. карликовые государства – Андорра, Ватикан, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино. Их вклад в производство незначителен, но существенна роль в кредитно-финансовой сфере. Многочисленны различные финансовые группы, во многих государствах действуют оффшоры.

3. Японская модель. Ей свойственны:

§ Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей;

§ Дух коллективизма и патернализма на производстве;

§ Внушительный упор на человеческий фактор.

Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста стран НИС.

4. Латиноамериканская модель. Ее характеризуют сильное и не всегда грамотное прямое вмешательство государства в экономику, коррупция общества, ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих стран мира, использующих три предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.

Начало индустриального развития Латинской Америки относится к середине 50-х гг. Основой форсированной индустриализации было импортозамещение, среднегодовые темпы роста составляли 6,9%. К середине 70-х Латинская Америка стала индустриальным урбанизированным континентом с современными отраслями промышленности. Это был экстенсивный путь развития – за счет вовлечения новых сырьевых и трудовых ресурсов, производительность труда и капитала возрастали значительно медленнее, чем объем производства. При этом оставалась архаичной структура аграрного производства и общественных отношений в деревне. Основными факторами, характерными для экономики этого региона в то время были:

¨ Увеличение заимствования капитала и государственная политика, направленная на сотрудничество с ТНК;

¨ Низкая конкурентоспособность товаров по сравнению с западноевропейскими и японскими;

¨ Подорожание денег на мировых финансовых рынках привело к бегству капитала и кризису внешней задолженности стран.

¨ Рост дефицита бюджета, диспропорции в экономике, инфляция, падение ВВП;

¨ Активная гражданская и общественная деятельность против авторитарных режимов.

В конце 80-х началось осуществление неолиберального проекта постиндустриализации континента при поддержке МВФ. Элементами проекта были приватизация, финансовая стабилизация и дисциплина, реформирование банковской и налоговой систем, либерализацию внутренней и внешней торговли, структурную перестройку экономики в соответствии с новым МРТ и др.

Страны добились значительных успехов, но ряд проблем остался нерешенным. Модернизация старых технологий в традиционных отраслях не внесла коренных изменений в структуру экономики, по-прежнему производство базируется на экстенсивном потреблении ресурсов, «грязных» технологиях и дешевой рабочей силе. В структуре иностранных капиталовложений велика доля портфельных инвестиций (50%), не заинтересованных в создании новых рабочих мест и развитии новых технологий, но готовых к бегству при малейшем неблагополучии. Сказываются также негативные социальные последствия неолиберализма: дифференциация общества по уровню доходов, разрыв в уровнях развития центров и провинций, низкое качество рабочей силы с низким уровнем образования, рост «неформального» сектора, коррупция и преступность, социальная напряженность.

По оценкам экономической комиссии ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну поиск альтернатив находится на пути рационального сочетания этатизма (сильная государственная власть) и рыночных механизмов, развитие внутреннего рынка и интеграцию.

5. Африканская модель. Базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В данных странах наблюдается малограмотность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Ей присущи:

§ Эксплуатация неквалифицированного труда;

§ Широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;

§ Неразвитость трудовых отношений и демократии;

§ Крайне низкая эффективность.

6. Социалистическая (трансформационная) модель. Большинство стран мира развивают модель рыночной экономики. Однако в мировом сообществе остались несколько стран, развивающихся в условиях социалистической экономики. Это, прежде всего, Китай, Северная Корея, Республика Куба, Лаос, Вьетнам, также в недалеком прошлом - страны Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Данной модели присущи следующие признаки:

§ Господствующее положение государственной формы собственности;

§ Централизованное, нерыночное распределение ресурсов;

§ Практическое отсутствие рынка и конкуренции;

§ Централизованное управление и планирование;

§ Фиксированные цены, устанавливаемые государственными органами.

Следует отметить, что в чистом виде социалистическая модель в настоящее время не применяется. Все страны, входившие ранее в «мировое социалистическое хозяйство», находятся на этапе трансформации в рыночную систему, которая предполагает переход к рыночному механизму хозяйствования, либерализацию внешнеэкономической политики и интенсивное развитие МЭО. Существует две модели рыночной трансформации: двухсекторная, при которой длительное время сосуществуют экономический механизм плановой экономики и развивающийся рыночный механизм при сохранении прежней политической системы (Китай, Вьетнам); односекторная, при которой прежние плановый механизм и политическая система разрушаются с самого начала (все остальные страны).

Переход к рыночной экономике может осуществляться путем радикальных («шоковая терапия») или постепенных системных реформ. Реформы внутреннего плана направлены на либерализацию экономики – сокращение государственного сектора, приватизация, дерегулирование, диверсификация форм собственности, стабилизацию финансово-кредитной сферы. Страны с переходной экономикой в основном осуществили реформы во внешнеэкономической сфере, что сделало мировое хозяйство целостным.

Особенность центрально-европейских стран и СНГ – проведение либеральной внешнеторговой политики открытой экономики. В политике Китая внешнеторговые и особенно валютные ограничения имеют большее распространение.

Важнейшие проблемы переходных систем: необходимость внешних заимствований, структурная перестройка, высокий уровень безработицы и инфляции, инвестиционный кризис (большей частью пройден), трансформация социальной сферы. Особенность – резкое снижение среднедушевого ВВП из-за разрушения прежнего хозяйственного механизма.

Успех стран с переходной экономикой определяется, прежде всего, исходными условиями (обеспеченность ресурсами, уровень социально-экономического развития, степень открытости экономики) и наличием сильной целеустремленной государственной власти.

К странам центрально-европейской модели экономического развития относятся Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Сербия, Черногория. Население этих стран составляло в 2000 г. около 120 млн. чел., совокупный ВВП составлял около 2% общемирового, среднедушевой объем ВВП в 3 раза меньше, чем в странах ЕС и примерно соответствует уровню боле развитых стран Латинской Америки. Структура ВВП характеризуется некоторым преобладанием непроизводственной сферы – 45-50%, промышленность – 35%, сельское хозяйство – 15-20%.

По уровню социально-экономического развития все страны, кроме Албании, относятся к среднеразвитым индустриальным и индустриально-аграрным. Албания – развивающаяся аграрная страна.

После Второй мировой войны в этих странах была установлена командно-административная система, допускающая некоторые элементы рыночной экономики. После падения коммунистических режимов в 1989-1991 гг. в странах осуществляется переход к рыночной системе хозяйствования. Преобразования шли двумя путями – эволюционным (Болгария, Венгрия, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия) и радикальным путем (Польша, Чехия). Наибольшие результаты были достигнуты Вышеградской четверкой – Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией. Гораздо медленнее и с огромными трудностями идут процессы реформирования в странах Балканского региона, особенно бывшей Югославии. При всех различиях во всех этих странах утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованное планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, исчез товарный дефицит, осуществлена приватизация. Появились новые рыночные институты – фондовые биржи, коммерческие банки, антимонопольное регулирование, законодательство о банкротстве; экономические агенты получили право выбора форм собственности и выхода на внешний рынок. Государство сохранило за собой социальные функции.

Переход к рыночным формам хозяйствования во всех странах сопровождался снижением производства и всплеском инфляции, ростом безработицы и социальной дифференциацией населения. Финансовая стабилизация на основе жестких бюджетных ограничений оказалась успешной в странах Вышеградской четверки. Во всех странах восстановлена и считается приоритетной частная собственность на землю.

В сфере ВЭД страны этой модели ориентируются на ЕС, более тесное сотрудничество, с которым началось после их принятия в данную интеграционную группировку 1 мая 2004 г. К положительным последствиям присоединения относятся: окончательное открытие рынков ЕС для центрально-европейских товаров и, прежде всего, продукции сельского хозяйства; формирование новых отраслей международной специализации стран, повышение качества выпускаемой продукции. К отрицательным последствиям можно отнести постепенную отмену протекционистских барьеров (может не выдержать национальное производство) и последующую всеобъемлющую структурную перестройку экономики стран с учетом интересов ЕС. В настоящее время структурная перестройка экономик направлена на приспособление к внутреннему платежеспособному спросу.

Для государств СНГ и Балтии характерна более высокая степень деформации рыночных механизмов, связанная с более длительным господством государственной монополии в хозяйственной жизни. Поэтому реформы имеют более продолжительный и болезненный характер.

Особенности развития стран СНГ определяются экономическими факторами, среди которых:

¨ Обеспеченность природными ресурсами. К странам, располагающим природными ресурсами мирового значения, относятся Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан. К странам, бедными ресурсами, относятся Беларусь, Молдова, Армения и страны Балтии. Обладают ресурсами международного значения Украина, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан.

¨ Экспорт топлива, сырья и полуфабрикатов на базе советских производств стал основополагающим в большинстве стран, однако надежды на процветание за счет обеспеченности природными ресурсами не оправдались.

¨ Географическое положение и система транспортных коммуникаций. Наиболее благоприятно оно у стран Балтии, Украины и Грузии. Неблагоприятное транспортное положение у Азербайджана, Армении, а особенно у стран Центральной Азии.

¨ Уровень социально-экономического развития. По размерам ВВП на душу населения к числу наиболее развитых относились Россия (с различием уровня по регионам), Беларусь, Украина и страны Балтии. Средний уровень развития характерен для стран Закавказья и Казахстана. Наименее развитыми были среднеазиатские республики и Молдова.

¨ Культурно-цивилизационные различия.

¨ Развитость социальной сферы. Даже наиболее отсталые республики бывшего СССР намного опережали развивающиеся страны, а по некоторым показателям потребления приближались к развитым странам.

¨ Квалификация рабочей силы. Страны СНГ и Балтии характеризуются относительно высоким уровнем квалификации трудовых ресурсов, хотя и уступают стандартам западных стран. Наименьшим уровнем квалификации характеризуются страны Средней Азии.

¨ Структура экономики. До сих пор характерно преобладание тяжелой и военной промышленности, чрезмерная топливно-сырьевая ориентация. Обрабатывающая промышленность, особенно производство потребительских товаров длительного пользования, даже переработка сельскохозяйственного сырья, были развиты значительно меньше.

¨ Экономическая взаимозависимость. СССР развивался как единое предприятие, где отдельные республики выступали в роли цехов. Связи с внешним миром определялись по остаточному принципу. Поэтому разрыв связей после распада государства вызвал цепную реакцию остановки производств на многих предприятиях – до 50% падения промышленного производства обусловлено именно этим фактором.

Кроме этих исходных различий большое влияние оказали политическая ситуация в странах и их внешнеэкономическая ориентация. По типу системных реформ все страны можно разделить на три группы: «радикалы» – применявшие в целом методы «шоковой терапии» (страны Балтии, Кыргызстан, Казахстан, Россия); «консерваторы» - использовавшие осторожные способы постепенного перехода (Узбекистан, Туркменистан, Беларусь) и промежуточная группа, включающая все остальные страны. Среди последних выделяется группа стран, затронутых вооруженными конфликтами, замедлившими проведение системных реформ – Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова.

На протяжении последних двух десятилетий Китай является одним из мировых лидеров по темпам экономического роста: в среднем 9,6% в год. Поставленная в 1980 г. задача увеличить к 2000 г. национальное производство товаров и услуг в 4 раза была решена досрочно – в 1995 г. В целом ВВП Китая по сравнению с началом 80-х гг. увеличился в 5,7 раза, в расчете на душу населения – в 4,4 раза.

Начало преобразования Китая связано с осуществлением политики импортозамещения. Целью ускоренной индустриализации было создание целостной промышленной системы, особенно тяжелой индустрии. Изоляция от мирохозяйственных связей, «большой скачок», «культурная революция» обрекли КНР на длительное научно-техническое отставание.

Изменение позиций политического руководства произошло под воздействием опыта Японии, Южной Кореи и Тайваня. Переход к политике реформ и открытости имел целью привлечение иностранного капитала, модернизацию промышленности, подготовку кадров, установление прочных связей с мировым рынком. Были созданы особые экономические районы и другие «формы локального применения капиталистических методов хозяйствования». В КНР стали поступать иностранные капиталовложения, основная их масса (60%) принадлежала представителям зарубежной китайской диаспоры. В деревнях возникли системы подворных подрядов.

Растущий приток иностранного капитала и его ориентация на внешние рынки стало причиной выбора новой стратегии – экспортной ориентации экономики. В результате к 1997 г. Китай по объему внешнеторгового оборота вышел на 10 место в мире.

Специфика системного реформирования Китая выражается в сохранении прежнего идеологического курса на строительство социализма и монополии коммунистической партии на власть. Это позволило смягчить психологическую нагрузку нововведений, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся привычными большинству населения. Населению внушается чувство гордости по поводу экономических успехов и усиления позиций на мировом рынке, пропагандируется необходимость национальной консолидации, социально-политической стабильности.

При высоких среднегодовых темпах экономический рост в КНР характеризуется цикличностью (резкие ускорения роста и вспышки инфляции с одной стороны и дефляционные замедления роста с другой) и территориальной неравномерностью (глубинные районы Китая практически не затронуты преобразованиями, а ускоренными темпами развиваются приморские районы).

Постепенность импортной либерализации связана с сохранением высокого уровня протекционистской защиты китайского рынка. Умелая политика государства по предоставлению иностранных инвестиций базируется на специальных льготах предприятиям с участием иностранного капитала; создании специальных экономических зон на юго-восточном побережье Китая с экспортной направленностью промышленности, финансового сектора и туризма; создании зон экономического и технического развития, ориентированных на технологическую модернизацию сложившихся индустриальных комплексов; «открытых приморских зон» в сельских районах с развитием экспортных трудоемких отраслей промышленности; создании зон высоких технологий с разработкой новаций и экспериментальных мелкосерийных производств; приграничных открытых зон с развитием сферы услуг, связанной с трансграничной торговлей.

 

 








Date: 2016-05-16; view: 132; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию