Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кафедра общей психологииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Факультет менеджмента и инженерного бизнеса
«Особенности психических состояний водителей в течение дня» (курсовая работа по дисциплине: «Общая психология»)
Набережные Челны - 2016 Оглавление «Особенности психических состояний водителей в течение дня». 1 Введение.. 3 1. Понятие «Психическое состояние» в отечественной психологии.. 6 1.1 Психологическая характеристика «Психических состояний». 6 Психические состояния водителей, причины их возникновения. 15 2. Организация исследований.. 18 2.1 Описание и выборки процедуры исследования. 18 2.2 Организация и методы исследования. 19 3. Описание и обсуждение результатов исследования.. 20 3.1 Выводы и предложения. 20 Заключение.. 22 Список используемой литературы... 23 Приложение.. 24
Введение В настоящее время безопасность дорожного движения – одно из направлений государственной политики, так как количество погибших в результате ДТП пока только растет. На протяжении предыдущего столетия высокую аварийность психологи обосновывали неудовлетворительными психофизиологическими показателями водителей. Растет количество зарубежных исследований, выявляющих причины агрессивности водителей на дорогах и касающихся таких параметров как процесс восприятия водителем транспортной ситуации, механизмы распределения его внимания в разных условиях, его отношение к другим участникам дорожного движения, специфика взаимодействия с правоохранительными органами, половозрастные и национальные особенности реагирования на различные внешние стимулы (рекламу, пешеходов, других водителей) [4]. Уже имеется научное подтверждение того, что причины высокой аварийности следует искать не только в неудовлетворительных психофизических показателях, а скорее, в состояниях, их формирующих. Сейчас уже не вызывает сомнений тот факт, что психическое состояние водителей, является основополагающим фактором безопасности на дорогах. Причем не отдельно взятые его компоненты, такие как концентрация внимания или утомление, а все составляющие психического состояния в их взаимосвязи и взаимодействии. Однако вопрос прогнозирования психических состояний водителей до сих пор остается открытым. Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованными социальные и социально – психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние. Таким образом, актуальность исследования продиктована необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению, потребностью в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения, а также разработке новых оперативных методов исследования и прогнозирования психических состояний водителей. В этой курсовой работе предпринята попытка представить накопленные психологией знания, собрав работы разных авторов [1-17] касавшихся в своих публикациях тех или иных аспектов психологии состояний. Цель работы, изучение особенностей психических состояний водителей трамвая. Из цели следуют задачи: - изучить теоретический материал относительно психологических особенностей психических состояний; - исследовать состояния водителей в процессе труда (во время вождения) или после смены; - проанализировать полученные данные, проанализировать их, сформулировать вывод. Объект исследования – водители трамвая. Предмет исследования – психические состояния водителей трамвая. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что психические состояния водителей являются одним из важных факторов, определяющих качество работы водителя на линии. Методы и методология исследования: В исследовании использованы методы теоретического анализа, наблюдения, психологической диагностики: Прохоров А.О., «Шкала нервно – психического напряжения» и методика диагностики и измерения психических состояний личности, диагностический опросник «Человек – машина». Для проведения исследования использовались две группы испытуемых: экспериментальная (водители категории вождения с 1 классом) и контрольная (3 класс) группы по 15 человек в каждой. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых: Прохорова А.О., Куликовой Л.В., Левитова Н.Д., Сосновиковой Ю.Е и др. 1. Понятие «Психическое состояние» в отечественной психологии 1.1 Психологическая характеристика «Психических состояний» Проблема психических состояний, впервые поставленная Левитовым Н.Д., в отечественной психологии, до настоящего времени является слабо изученной областью по сравнению с другими категориями психических явлений – процессами и свойствами. Причина такого положения заключена в самой природе такого психического явления как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психологическими свойствами, с другой. Как писал в своей работе «Психология состояний» Прохоров А.О., «взаимодействие ситуации и смысловых структур приводит к формированию корреляционных образований (констелляций) из отдельных «ведущих» смысловых структур сознания и значимых составляющих (объектов) ситуации. Корреляции (соотношение, взаимосвязь) влияют на переживания, поведение, психические функции, вегетативные реакции и другие характеристики субъекта, эти изменения актуализируются в виде психического состояния, которое, в свою очередь, объективируются через деятельность, общение и поведение субъекта, обеспечивая соответствие субъекта, обеспечивая соответствие субъекта ситуации жизнедеятельности. Корреляции изменяют индивида, это изменение представлено в психическом состоянии и проявляется в виде совокупных изменений психических процессов, переживаний, вегетативных реакций и пр., сохранению устойчивости психического состояния способствуют те корреляционные связи, которые, с одной стороны, соответствуют актуальной ситуации бытия, а с другой – смыслам жизнедеятельности субъекта [13]. Кроме того, Бехтель Э., и Бехтель А., со ссылкой на работы Иттельсона Л.Б., и Килпатрика У., отмечают, что «…мы видим не предмет, не явление, а свой прогноз, свою собственную, личностно обусловленную конструкцию, позволяющую предварять наши замыслы в действия» [1, с.212-216]. Таким образом, понимание семантики предварительных образов человека позволит нам более точно анализировать и прогнозировать поведение человека, понимать природу и причину его нормативной и ошибочной деятельности. Это положение может получить широкое прикладное значение во всех сферах, использующих методы диагностики и прогнозирования поведения человека: не только в направлении подбора и оценки персонала, но и в направлении обеспечения безопасной деятельности человека – оператора, что является очень актуальной темой в последние годы. Если рассматривать деятельность водителя за управлением как деятельность оператора, становится понятной необходимость обеспечения безопасности его деятельности не только для него самого, но и для окружающих. Этот вопрос на сегодняшний день разрабатывался во всех странах мира с высоким уровнем автомобилизации, и нигде уже не вызывает сомнений положение о том, что безаварийность управления автотранспортом зависит от определенных психофизиологических качеств водителя. Что касается психических состояний, то впервые свои суждения по этому поводу высказали Котик М.А., и Емельянов А.М., которые, говоря о природе ошибок в предметной деятельности человека – оператора (водителя), утверждают, что их причины, в первую очередь, кроются в «личностных и индивидуальных качествах, текущих психических и физических состояниях, психических процессах, протекающих в деятельности» [5 c.15-16]. То есть актуальные психические состояния водителя тесно связаны с предварительными образами, формирующимися в процессе обучения вождению, которые можно классифицировать как приобретенные предварительные образы – маркеры опасности, закрепляющиеся посредством формирования определенных эмоциональных состояний. В процессе автоматизации навыков вождения, на основе закрепившихся эмоциональных состояний, связанных с ситуацией опасности, складываются предварительные визуальные образы, свойственные восприятию дорожной ситуации. В дальнейшем, при попадании в ту или иную дорожную ситуацию, в процессе ее визуального восприятия, в условиях, схожих с имеющимися предварительными образами, активизируется соответствующий комплекс психофизиологических реакций, в результате чего у водителя возникает определенное эмоциональное (психическое) состояние, что в свою очередь, трансформируется в соответствующие поведенческие акты. Иными словами, мы можем говорить о том, что в основе поведения водителя лежат его актуальные психические состояния, выражающиеся в его психофизиологических реакциях, возникающих как ответ на совпадение предварительного образа (врожденного или приобретенного) и его воспринимаемого стимула. Психические состояния, основной характеристикой которых являются целостность, многокомпонентность и многоуровневость, требуют для своего изучения методологии системного подхода. Методологические основания применения системного подхода в психологии разработаны в трудах Ганзена В.А., [3] и д.р. Из этих работ следует, что общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. Так, Левитов Н.Д., в качестве путей и методов изучения психических состояний предлагает в начале исследования установить, в каком психическом человек находится и имеется ли у него предполагаемое психическое состояние. Об этом, по мнению автора, может дать информация, наблюдение за внешним поведением и деятельностью субъекта, а также экспрессия: мимика, пантомимика и пр. Очень важен для изучения психических состояний, по мнению автора, словесный отчет испытуемых, а также продуктов деятельности. Он также предлагает методики и опросники [приложение 1,2]. Одним из методов изучения понимания психических состояний он считает художественную литературу, более того, он считает, что главным источником познания психических состояний, в связи со слабой разработанностью экспериментальных методов, являются литературно – художественные произведения [14], Сосновикова Ю.Е., выделяет три большие группы методов изучения психических состояний: теоретического исследования философских вопросов проблемы; получения медицинских, физиологических и биологических характеристик и параметров; психологические методы: наблюдение, беседы, анкеты, самонаблюдение, тесты и др. Нет необходимости раскрывать содержание каждой группы методов, они общеизвестны. В то же время необходимо заметить, что использование физиологических методов не дает возможности интерпретировать психические состояния: при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний может быть различной, то есть, одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических систем, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические изменения. Например, негодование и воодушевление имеют одинаковые физиологические характеристики, в то же время — это разные состояния. Поэтому ряд исследователей психических состояний рассматривают использование физиологических показателей в основном как дополнительные энергетические компоненты психических состояний[13]. Анализ форм описания психических состояний, приведенный Ганзеном В.А., и Юрченко В.Н., позволил им выделить три основные формы: качественно нестрогие описания на литературном языке (художественные), описания качественно строгие (терминологические), описания количественные, полученные в результате экспериментальных измерений (эмпирические). По их мнению, все три вида описаний, дополняя друг друга, вносят существенный вклад в создание целостного образа психического состояния человека. Так, художественные описания наиболее полно отражают многообразие индивидуальных проявлений субъективной (переживательной) и поведенческих сторон состояний. Результаты экспериментальных исследований представляют собой количественное выражение происходящих у человека в том или ином состоянии изменений. Обобщение и научный анализ всех данных проводится в терминологических описаниях. По мнению авторов, процедура системного анализа психических состояний направлена на выяснение компонентного состава, структуры, функции объекта исследования в их взаимосвязях, а также системообразующих факторов [3, с.6-16]. Интересно мнение в вопросе диагностики психических состояний, изложенное Ильиным Е.П. Он считает, что выбор методик и показателей для диагностики психических состояний должен быть целенаправленным и определятся, исходя из структуры функциональной системы, формирующей согласно критерию полезного результата. Автор предполагает, что при разных состояниях формируются разные системы из различных подсистем, чем и обусловливается в значительной мере специфика реагирования (состояние). Следовательно, прежде чем приступить к диагностике состояния, нужно знать их структурную модель. Такой подход устраняет необходимость использования при диагностике как можно большего числа показателей и методик. Поэтому можно обойтись 4- 5 показателями при условии, что они отражают все необходимые уровни и подсистемы целостной функциональной системы: мотивацию и эмоции, вегетатику и моторику [7]. Сложным вопросом в диагностике психических состояний является вопрос о соотношении объективных и субъективных методов. В некоторых работах субъективные характеристики рассматриваются как какой – то второсортный материал, менее пригодный для научного анализа по сравнению с так называемыми объективными методами, то есть регистрируемыми инструментами и приборами показателями. С такой позицией нельзя согласиться полностью. Например, Зинченко В.П., подчеркивает, что тщательно собранный «субъективный материал» о том или ином психическом явлении представляет собой вполне полноценные данные, ни в коей мере не менее пригодные для углубленного анализа исследуемых явлений, чем объективные данные [3]. Можно сослаться также на мнение Леоновой А.Б., которая считает, что интроспективные данные содержат богатейший материал в разнообразных проявлениях состояний человека, так как, в них заложена потенциальная возможность получения целостной характеристики изучаемого состояния. Нисколько не сомневаясь и не отрицая значимость объективных методов исследования психических состояний, на наш взгляд, в диагностике психических состояний личности субъективные методики занимают первостепенное значение. Это обусловлено тем, что они обращены к сознанию и самосознанию субъекта, его внутреннему миру и рефлексии. Значимость самосознания и саморефлексии для диагностики состояния подтверждается обращенностью исследователей к «переживанию» как единице психических состояний [12]. Состояния монотонии, утомления, бодрствованиястали предметом исследования психологов труда и инженерных психологов, спортивных психологов и специалистов в области эргономики, авиационной космической медицины. Главным объектом этих исследований явился «человек – оператор» в особых, чаще всего экстремальных условиях деятельности (непрерывная деятельность без отдыха и сна, деятельность при дефиците времени и определенности, в условиях информационной перегрузки или сенсорной депривации и т.п.). Следует назвать имена Пономаренко В.А., Бодрова В.А., Гримака Л.П., о необходимости учета ситуации в возникновении психических состояний пишет Ильин Е.П., [7] и многих других отечественных исследователей, внесших огромный вклад в решение проблем описания, диагностики и регуляции состояний. Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Левитова Н.Д., написанной в 1955году. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу – монография «О психических состояниях человека», изданная в 1964 году [11]. Согласно определению Левитова Н.Д., психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времен, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Таким образом, и зарубежные и отечественные исследователи до двадцатого века не выделяли психические состояния в отдельную категорию. Однако были сделаны важные шаги к пониманию сущности психических состояний: о неразрывности связи между состоянием и переживающим его человеком, о связи психических состояний и психических процессов, внимание – это состояние, психическое состояние, психическое состояние – это сложное психическое образование, захватывающее на определенное время разные процессы душевной жизни. Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. Наиболее распространенными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния: Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности (повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели). Состояние напряженной трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях (психическое напряжение, повышенная активность нервной системы) Состояние профессиональной заинтересованности – играет важную роль в результативности труда (осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление как можно больше узнать информации о выполняемой работе) А также монотония, утомление, стресс и п.т. Исследование структуры психических состояний позволило выделить пять фактов формирования состояний: настроение, оценка вероятности успеха, уровень мотивации, уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к деятельности. Эти пять фактов объединяются в три группы состояний, различные по своим функциям: 1) Мотивационно – побудительная (настроение и мотивация) 2) Эмоционально – оценочная 3) Активационно – энергетическая (уровень бодрствования). Наиболее важной и осмысленной является мотивационно – побудительная группа состояний. В их функции входят осознанное стимулирование субъектом своей деятельности, включение волевых усилий для ее исполнения. К таким состояниям можно отнести: интерес, ответственность, сосредоточенность и др. Функцией состояний второй группы является начальная, неосознанная стадия формирования мотивации к деятельности на основе эмоционального переживания потребностей, оценка отношения к этой деятельности, а по ее завершении – оценка результата, а также прогнозирование возможного успеха или неуспеха деятельности. Функцией состояний третьей группы, предшествующих всем другим состояниям, является пробуждение - угасание активности как психики, так и организма в целом. Пробуждение активности связано с возникновением потребности, требующей удовлетворения, угасание активности – с удовольствием потребности либо с утомлением. Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: · Типично положительные (стенические) состояния · Типично отрицательные (астенические) состояния · Специфические состояния. Диагностика психических состояний проводится на двух уровнях: психофизиологическом и психологическом. Психофизиологические исследования выявляют структуру, схему протекания, интенсивность состояний и некоторые другие факторы, позволяющие раскрыть их природу. Исследование динамики содержания психических состояний, то есть то, что дает впоследствии возможность управлять состояниями и корректировать их, осуществляется психологическими методами. Одним из наиболее распространенных психодиагностических методов являются опросники. Часто используется методика, разработанная Спилбергом Ч.Д., и адаптированная Ханиным Ю.Л., с ее помощью проводят диагностику тревожности личностной и тревожности реактивной. Последняя выступает в качестве психического состояния. Можно указать также опросник «Нервно – психического напряжения» Немчина Т.А. Из проективных методик для диагностики психических состояний часто используют цветовой тест Люшера: предпочтение синего цвета, означает мотив аффилиации (доброжелательность – враждебность), предпочтение зеленого – мотив самоутверждения (доминирование – подчинение), предпочтение красного – поиск ощущений (возбуждение – скука), желтого – мотив конструктивного самовыражения (реактивность – заторможенность) и д.р. Таким образом, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Date: 2016-05-13; view: 299; Нарушение авторских прав |