Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История возникновения и формирования стратегического менеджмента





Курсовая работа по дисциплине

«Средства и методы управления качеством»

Тема: «История развития и возникновения стратегического управления»

 

 

Выполнил:

Захаренко И.А.

Факультет: АИиТ

Группа: 5-УКн-7

 

Преподаватель:

Парфеньева И. Е.

Москва

Содержание

Введение. 3

1.История возникновения и формирования стратегического менеджмента 4

1. 1.Предпосылки появления стратегического управления 4

1.2. Этапы стратегического управления. 7

2.Основные цели,процессы и задачи. 12

2.1 Особенности и характеристики. 12

2.2 Требования к стратегическому менеджеру. 14

2.3 Основные этапы стратегического управления. 15

3. Практическая направленность. 16

3.1.... Стратегическое управление издержками. 16

Заключение. 19

Список литературы.. 20

 

 


Введение

Данная тема на сегодняшний день считается очень актуальной, так как это достаточно перспективное и очень нужное в бизнесе направление. Этот метод хорошо используют в западных странах, как базу, в которой ведутся процессы управления внутри организации в условиях рынка. Изучая это направление, менеджеры могут качественно и более точно выполнять свою работу, правильно давать оценку ситуации, анализировать и продумывать следующие шаги для организации.

Так как ситуация на рынке бывает очень не стабильна, и не избежать взлётов и падений в бизнесе, то есть предположения, что изучение данной темы тоже не будет стоять на месте и будет прогрессировать. Так же это связано с тем, что человечество всегда стремится максимально упростить себе жизнь и в то же время безопасно вести управленческие процессы.

Разработка идей стратегического управления отражена в статьях таких авторов, как Виханский О.С. (Стратегическое управление 2003), Ансофф И. (Стратегическое управление 1989), Акофф Р. (Планирование будущего корпорации 1985).

 

История возникновения и формирования стратегического менеджмента

1. 1.Предпосылки появления стратегического управления

Слова «менеджер» и «менеджмент» использовались ранее в английском языке, но к концу XX в. они постепенно приобретают определенное значение, где менеджер - человек, выполняющий конкретную работу, применяя в своей практике современные методы

По определению, менеджмент - управление производством, система технологий, средств, методов и форм управления, созданных и используемых в развитых государствах для увеличения производительности или другой общественной деятельности.

И тут появился вопрос: Имеет ли смысл исследовать и употреблять в российской практике термин «менеджмент», когда у нас уже был термин «управление». Действительно, эти два понятия на первый взгляд очень похожи и несут один и тот же смысл, но в силу исторических, политических и других причин их суть далеко не одинакова.

Более углубленное изучение менеджмента помогло выявить основные различия. В условиях административно-хозяйственной системы до 90-х годов управление в стране подчинялось плану, а это вызывало неудовлетворенность потребностей населения, а так же неэффективность производства. Это все приводило к увеличению любой ценой выпуска, производитель не мог проявить инициативу в производстве, а это способствует низкой заинтересованности в результатах и другим негативным последствиям.

Во времена директивной и плановой экономики управление было ориентировано на руководство и предназначалось для самой сути бюрократической командной концепции, а не на эффективность и прибыль.

В конечном итоге, чего же добилась наша управленческая идея, в значительном понимании осталась лишь только предположением, в наилучшем случае - объектом исследования, но не практического использования. Скачок в рыночной экономике обнаружил, что работавшая система управления не способна сойтись с новыми условиями хозяйствования, практически застигнув российских управляющих врасплох. Появилась надобность в совершенно новом подходе к управлению, что и привело к внешнему опыту в этой отрасли, другими словами - к менеджменту.

Во время перехода России к рыночной экономике изменяются некоторые виды экономических категорий, такие как планирование работы компании. Именно планирование, как одна из функций организации остается, но его окончательная задача, разновидности и технологии значительно меняются. Это связано с тем, что группа «планирование» переходит в группу «стратегический менеджмент». Следовательно, и само проектирование промышленной деятельности переходит на сознательно новейшую ступень. Если при социалистической экономике планирование деятельности предприятия считалось формальным и сводилось к установке «сверху» определенных чисел экономических характеристик, какие нужно достигнуть к завершению года, пятилетки и т.д., то теперь, в условиях рыночной экономики, стратегический менеджмент считается важнейшей экономической категорией с точки зрения практической деятельности предприятия. Центр стратегического менеджмента ведет разработку стратегии функционирования организации в непростых, непрерывно изменяющихся ситуациях на рынке. Итоговой задачей стратегического менеджмента является получить как можно больше прибыли при наименьших расходах.

Стого момента, когда зародилась теория управления и до 60-х годов, принципы управления и планирования брали за основу закрытый тип. Это значит, что руководителей не интересовала такая проблема как конкуренция и другие внешние проблемы. По такому же принципу работали и в России до нынешнего времени. Весь контроль в размахе своей организации в этой ситуации по большей мере сводится к действенному регулированию его внутренней работы без ориентации на перемены за ее пределами.

После преобразований, прогресса выпускаемой продукции и развития общества наука об управлении стала заниматься решением внешних проблем.

В ходе развития управленческая идея пришла к тому, что если задачи, цели и интересы организации совпадают с интересами ее рабочих, служащих и исполнителей, то это приводит к получению максимальной прибыли. А это уже говорит о том, что стал задействован человеческий фактор.

В сороковые и пятидесятые годы, в больших западных компаниях образуется отделение финансового планирования, которое занимается планированием промышленной деятельности. Такая деятельность была ограничена составлением ежедневных смет по заметкам затрат на разные цели. Далее, в пятидесятые и шестидесятые годы, компании выполняли такое планирование, которое было направлено за ее пределы т.е. в экономическое, научно-техническое, социально-политическое окружение. Возникают новые экономические разряды, такие, как долгосрочное планирование, скользящее планирование и стратегическое планирование.

В девяностых годах совершенствование семидесятых годов отражается в появлении принципов и методов стратегического управления

Система стратегического управления представляет:

· Отдача источников организации под стратегические задачи.

· Формирование отделов руководства, систематизированных по задачам и целям.

· Оценку и поощрение деятельности подразделений.

Появление и применение методов стратегического управления обусловлены объективными факторами, исходящими из того, какое это изменение, в основном во внешней среде предприятия. Сущность стратегического управления такова, что с одной стороны - организованное стратегическое планирование, с другой - алгоритм управления предприятия соответствует "формальному" стратегическому планированию и выстроен так, чтобы предоставить выработку продолжительной стратегии для достижения поставленных задач и разработать управленческие механизмы осуществления этой стратегии через планы. В развитии методов стратегического управления выделяют этапы.(Рисунок 1)

 

1.2. Этапы стратегического управления

Рисунок 1. Этапы возникновени и развития стратегического управления

Этап первый (1900-1950 гг,) - бюджетно-финансовый контроль

Основные характеристики:

· Нацеленность на отчетность и плановую информацию

· Нет полного представления о внешних условиях работы фирмы

Бюджетный контроль основывается на внесении корректировок в структуру прибыли и затрат, производства и сбыта в зависимости от того, как меняется ситуация на рынках при том, что направления деятельности предприятия остаются неизменными. Как только какие-то изменения вступили в силу, то организация начинает реагировать. На основе прошлых лет формируются нормы, квоты и стандарты, подтверждающие личные оценки управляющего. Образуется контрольный сигнал (т.е. решение в качестве распоряжений), так как возникает разница между имеющимися результатами и теми, которые ожидались

Такая реакция очень характерна для предприятия, однако, чтобы осознать необходимость в изменениях, разработать новую стратегию, нужно очень много времени. Такой тип управления считается неприемлемым.

Недостатки системы:

1. Связь с прошлым, а не с будущим компании.

2. Долговременная реакция на необходимость изменений

Этап второй (1951-1960 гг.) - экстраполяция. Скорость изменений увеличивается. Однако будущую перспективу можно прогнозировать путем экстраполяции предыдущих установок - долгосрочное планирование.

Основные характеристики:

· экстраполяция установок, определяющих, в каком направлении развивалось предприятие в прошлом, с конкретным их исправлением для будущего.

· задача менеджера - выявить проблемы, тормозящие рост компании.

Система управления методом контроля отличается от метода экстраполяции тем, что она основывается только на деятельности прошлых лет. А второй способ экстраполирует прошлое в будущее: за основу берутся тенденции прошлогодние, с помощью которых определяются дальнейшие цели и задачи.

Недостатки системы:

1. Очень большой объем новой информации и разработка новых методик измерения.

2. Производительность определяется наличием вертикальной и горизонтальной координацией, а также руководством и поддержкой со стороны высших уровней управления.

Если структура рыночного спроса никак не изменится, и структура конкуренции и развитие стабильны, то метод экстраполяции очень подходит для будущего благосостояния фирмы. Всё потому, что методика предприятия рассчитывается на долгое время. Но, если происходит насыщение рынка или падение спроса, то данный метод не только теряет эффективность, но и становится в какой-то степени опасным.

Этап третий (1961-1980 гг.) - предвидение изменений. Скорость изменений увеличивается. Но не так, чтобы было невозможным вовремя предвидеть будущие тенденции и разработать определенную стратегию на соответствующую реакцию на них. (Стратегическое планирование)

Основные характеристики:

· Уход от экстраполяции;

· учет изменчивости факторов деятельности;

· изучение возможностей внутри предприятия и воздействия факторов за его пределами;

· выявление путей самого лучшего применения возможностей предприятия с учетом внешних ограничений и соответствия существующих ресурсов требованиям внешней среды;

· многовариантность решений;

Так как стало проявляться существенное насыщение рынков, то это привело к переходу от долгосрочного планирование к стратегическому. Это был переход от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации». Отличительная особенность открытой организации – это высокопрофессиональный стратегический анализ изменения внешней среды и разработка нормальных реакций. Более подробное сравнительное описание в Таблице1

Методы стратегического планирования:

· Создание целей развития в зависимости от ситуации,

· Использование метода экспертных оценок,

· Использование аналитических матриц для изучения альтернатив стратегического развития и т.д.

Таблица 1. Отличительные особенности стратегического планирования от долгосрочного

Долгосрочное планирование Стратегическое планирование
Экстраполяция прошлого в будущее Выявление и анализ тенденций и возможностей, способных изменить имеющиеся условия. Работа не внутри организации, а во вне.
Форма плана – жесткая конструкция Адаптивность планов
Долгие сроки Стратегия – это не функция времени, а функция направления

 

Этап четвертый (с начала 1980-х гг. по настоящее время) - управление на основе гибких экстренных решений (стратегическое управление). Скорость изменений опять увеличивается, но многие задачи возникают настолько быстро, что предвидеть их сразу невозможно. Основные характеристики:

· Внедряются стратегические решения;

· рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках;

· предприятие рассматривается как субъект, который активно влияет на среду;

· Стратегия – основа управления развития предприятия.

Управление, которое основывается на гибких и срочных решения, необходимо тогда, когда перед предприятиям стоит реальная угроза в данный момент. В таком случае начальство или высшее руководство начинают разбираться в решении проблемы по мере ее поступления, а в некоторых ситуациях вести свой бизнес в труднопредсказуемой окружающей среде (в условиях стратегических неожиданностей).

Стратегическое планирование и стратегическое управление чаще всего используется на предприятии в сочетании друг с другом. Стратегическое планирование заменяет собой долгосрочное планирование и является периодическим управлением. Управление в реальных условиях и времени направлено на то, чтобы оказать помощь руководителям предприятий грамотно и компетентно реагировать на неожиданные изменения во внешней и внутренней среде организации.

Таким образом, сменяющие друг друга системы управления ориентированы на растущий уровень нестабильности среды и все меньшую предсказуемость будущего.

Факторы, характеризующие переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту:

· имеющий важное значение рост изменчивости и сложности внешней среды организации;

· новейшее представление о стратегии;

· Новейшие способы решения стратегических проблем развития организации, предложенные ведущими компаниями и консалтинговыми фирмами.

По мнению одного из основателей стратегического менеджмента – Г.Минцберга – существенное различие между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом, прежде всего, характеризуется следующими моментами:

- стратегическое планирование не является стратегическим мышлением. Стратегическое управление это синтез стратегического мышления и видения, где важнейшую роль играют интуиция и креативность (творческое мышление).

- стратегическое планирование фактически сводилось к стратегическому программированию, т.е., к формализации и детальной проработке стратегий, которые уже были приняты и осуществлялись.

Ментальность стратегического планирования: «прошлого через настоящее – к будущему». Ментальность стратегического менеджмента: «от успешного будущего – к настоящему и снова к будущему».

 

Date: 2016-05-16; view: 1037; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию