Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука и ее место в культуре как комплексная проблема
В системе культуры наука всегда занимала важное место. Роль науки все усиливается и усиливается в обществе по мере его развития. В настоящее время, по-видимому, наука оказалась одной из самых развитых форм культуры, вследствие чего ее нормативы оказывают существенное воздействие на другие формы освоения действительности. В общественном мнении это отношение выразилось в феномене сциентизма. (найти доп. инфу). Сейчас действительно наука дает человеку знания, благодаря которым он может очень мощно влиять на природу и общество. Но наука порой не позволяет предвидеть последствия этих воздействий. Получается, что в какой-то степени человек использует науку во вред самому себе. Следовательно, научное знание полифункционально, поскольку оно может применяться как во благо человеку, так и во вред ему. Отсюда появляется необходимость контролировать развитие науки со стороны общества, что чаще всего выражается в призывах к гуманизации науки. Человеку уже непозволительно не задумываться над последствиями. Если благо оказывается вредным последующим поколениям, то оно не может быть оправдано ни экономически, ни идеологически, ни морально. Наука должна действовать, учитывая интересы будущих поколений. Одно из противоречий современности заключается в том, что человечество не готово в глобальном масштабе принять многие достижения научно-технического прогресса без повышения угрозы цивилизации в связи с отставанием развития форм человеческого самоуправления от развития научно-технических средств. Существует 2 различных пути решения этого противоречия: 1) сдерживание научно-технического прогресса – т.е. ограничить использование результатов исследований, которые могут быть гибельными для человечества. Но к сожалению в полной мере этот процесс остановить нельзя, поскольку остановить развитие научной мысли невозможно. 2) совершенствование социальных отношений в глобальном масштабе. Но все же в каком направлении будет развиваться наука, каким образом будут использоваться результаты научных исследований, зависит в первую очередь от состояния культуры общества, от характера влияния ее форм на науку. Одной из самых обсуждаемых проблем является проблема влияния на науку такой формы культуры, как философия. В философии всегда происходит осмысления социального опыта, постановка и решение коренных вопросов бытия. Познание заключается в поиске нового знания. Основным критерием оценки получаемого продукта (результата) является истинность. Философия – это особый вид освоения действительности. В ее рамках осознаются те способы, которыми человек осваивает мир. Философия своей рациональностью схожа с наукой, но не может быть отождествлена с ней как особая форма общественного сознания. Наука развивается в рамках определенной парадигмы, что нельзя сказать о философском мышлении. Основное социальное предназначение философии – критика эпохи. Поэтому об обществе можно судить прежде всего по состоянию его философии. В данном случае можно применить такой афоризм, как: «скажи, какова в обществе философия, и я скажу, каково общество». «Как самолет может находиться в воздухе лишь в состоянии полета, так и философия может существовать лишь в процессе своего постоянного развития». Стоит отметить очень важный факто, что идеология весьма сильно воздействует на науку. Период культа личности нанес тяжелый удар прежде всего по духовной сфере общества и особенно по ее ядру – философии. В результате, что мы видим: падение престижа философии в обществе, превращение ее в служанку политики и идеологии, утрата собственного статуса. Есть еще одна сторона воздействия идеологии на науку. Мы живем в сильно идеологизированном мире. Происходит борьба между старыми и новыми формами социальной жизни. В связи с этим требуется идеологическое обоснование проектов общественного развития. Поэтому увеличивается удельный вес идеологии в современном мире. В таких условиях идеология является важным средством активизации человеческого фактора в решении различных проблем. Усиление роли идеологии в обществе накладывает определенный отпечаток на развитие науки. Поскольку конкурирующие стороны могут принимать жесткие меры по сохранению научной информации в тайне. Но это противоречит развитию науки, так как она развитие науки требует прежде всего свободный обмен информацией. Конечно охрана научных секретов необходима. Ни одна страна не может осуществить серьезный стратегический прорыв в области научно-технического прогресса за счет лишь заимствований чужих научно-исследовательских разработок. Для таких прорывов нужна не просто идея, но и соответствующая техническая и производственная культура. Поэтому решающей основой могут быть только внутренние источники. Очевидно, что только принципиально новые подходы к организации научных исследований смогут обеспечить радикальное ускорение в развитии науки. Развитие науки основывается на информации, полученной в контактах ученых. Без этого наука очень страдает. Источником научно-технического прогресса является человеческий фактор. Отношения в сфере науки должны быть такими, чтобы центральной фигурой в ней всегда был талант. Сейчас активно происходит подмена талантов должностными лицами, присуждаются звания администраторам, а не творцам новых идей, понижается престиж ученого, его роль в научно-исследовательском процессе, научное сообщество превращается из творческого в формальное, бюрократическое. Такое общество не занимается поиском истины. Центральной фигурой науки становится бюрократ, а не талант. Сейчас можно говорить о возрастающем влиянии на науку такой формы культуры, как мораль. Человек всегда был ответственен перед обществом. Но никогда еще ответственность ученого перед обществом не была столь высока, как в условиях научно-технической революции. Безответственность ученого может иметь ценой жизнь цивилизации. Ученый должен иметь такие ценностные установки, которые не вредят человеку и не деформируют истину, а также не приведут к глобальным проблемам. Право всегда было важной формой культуры. Развитие науки в современном обществе не может осуществляться вне рамок норм права. И далеко не всегда в современном мире норм права и нормы науки соответствуют друг другу. Прослеживается связь между наукой и системой образования, которая должна в максимальной степени обеспечить свободу ориентации в культуре и ранний отбор талантов. Также на науку активно влияет экологическое сознание – феномен культуры, в котором отразились современные взаимоотношения природы и общества. Экологическое сознание ориентирует современную науку на решение целого ряда новых проблем, связанных с совершенствованием экологических и социальных механизмов, формированием механизмов управления качеством окружающей среды и с условиями взаимодействия научно-технического и социального прогресса. Также весьма сложными были взаимоотношения науки с религией. С одной стороны, научные открытия наносят все новые удары по религиозному мировоззрению. С другой стороны, образовавшийся мировоззренческий вакуум породил богостроительство. Научная и религиозная позиции, как известно, несовместимы. Научное объяснение исходит из анализа естественных причин, а не сверхъестественных причин, как религиозная вера. Известным также является влияние такой формы культуры как искусство на науку. Яковлева Л.Е. Date: 2016-05-16; view: 688; Нарушение авторских прав |