Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды французских материалистов XVIII в. на общество. Их социоисторический идеализм и волюнтаризм





вопросы 100-106 – по материалу прошлого семестра, взяты с квантовой философии

 

Французские материалисты исходили из того, что история творится людьми и только людьми, что вся она складывается из действий людей. Отсюда следовало, что для объяснения истории нужно понять, почему людей действовали именно так, а не иначе. Нужно было обратиться к сознанию людей, к их мыслям, замыслам, целям.

Причем важными были не все вообще мысли людей, а только те, которые побуждали их не к обыденным действиям, а к историческим. Совокупность таких представлений об обществе именовали общественным мнением.

Они были убежденными сенсуалистами. Никто из них не допускал существование врожденных идей. Согласно их взглядам, источником всех человеческих идей мог быть только внешний мир. Соответственно источник общественных идей нужно было искать в том, что они обычно именовали общественной средой. Общественная среда, представляющая собой совокупность различного рода социальных институтов, включая государство, церковь и т.п., существует вне сознания людей.

Общественная среда определяет общественное мнение, последнее определяет общественнозначимые действия людей, а тем самым и ход истории. Казалось бы, все ясно: перед нами материалистический взгляд на общество и его историю.

Но вслед за этим естественно возникал новый вопрос: а от чего зависит, что общественная среда является именно такой, а не иной. Потому, что таким, а не иным является общественное мнение. В результате получалось, что хотя социальная реальность, как и природная, существует вне сознания, но она зависит от сознания порождается им. Такую реальность нельзя назвать объективной. Она, если можно так выразиться, является субъективно-объективной реальностью.

В результате материалисты оказывались в порочном кругу: общественная среда определяет общественное мнение, а общественное мнение – общественную среду.

Попытки разорвать порочный круг

1) Географическому детерминизм – учение, в котором в качестве главного решающего фактора общественного развития выступала географическая среда. Но природная среда на протяжении многих веков оставалась практически неизменной, а общественная среда в течение этого времени претерпевала существенные изменения.

2) Демографический детерминизм – взгляд на народонаселение как на главный фактор развития общества. Но ни ссылки на плотность народонаселения, ни обращение к его динамике сами по себе взятые не давали ответа на вопрос, почему в данном обществе существовали такие, а не иные порядки, такое, а не иное общественное мнение.

3) Человеческие страсти. Но сразу же возникал вопрос об истоках человеческих страстей. Одни искали их в вечной, неизменной природе человека. Но обращением к чему-то неизменному никак невозможно объяснить происходящие в обществе изменения. Оставался один выход — искать исток человеческих страстей в общественной среде. Но это означало снова оказаться в том же самом порочном кругу.

4) Человеческие интересы. То же, что и со страстями.

В конечном счете, французские приходили к выводу о существовании двух сортов людей. Одни — обычные, рядовые, серые люди, обыватели, способны лишь на то, чтобы усваивать общепринятые мнения. Но в обществе, кроме таких людей, время от времени появляются и иные. Они в силу своих исключительных качеств способны создавать новые оригинальные идеи. Они их распространяют, меняют общественное мнение, а вслед за этим происходит изменение и общественной среды. Это волюнтаризм. Таким образом, французские материалисты в полном противоречии со своим исходными положениями признавали активность человеческого мышления.

Date: 2016-05-13; view: 306; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию