Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индетерминизм и свобода





Лишь в 20 веке, с возникновением квантовой механики, стало известно об объективной случайности. Многие физики с развитием квантовой механики закричали об индетерменизме.

Индетерминизм – нет никакой предопределённости, значит, мир состоит из хаоса, где всё может быть. А раз так, то в таком мире может ли быть свобода? Нет. Как видите, не только абсолютный детерминизм, но и индетерминизм исключают свободу человека.

// здесь не понял логики

97. Попытки решения проблемы свободы и необходимости: Эпикур, стоики, Спиноза, Фихте, Шеллинг.

Эпикур, последователь Демокрита, кстати, был учителем этики (смысл жизни и как себя вести). Именно потому, что он был моралистом – он был вынужден как-то ввести свободу выбора. Вот концепция его: пустота, атомы, атомы имеют вес – значит они падают параллельно; если бы они только падали – то не было бы вещей; поэтому есть случайные отклонения атомов от параллельного движения. Итого – свобода есть. Но Эпикур ввёл свободу ценой беспричинных явлений.

Стоики. Для них мир и Бог – одно и то же. Пантеисты. Существуют закономерности, всё абсолютно предопределено. Это распросраняется и на природу и на жизнь человека. Есть судьба – сила, которую невозможно избежать. Если человек не знает своей необходимости – она его тащит. А мудрец – это тот, кто знает что его ждёт, знает что этого нельзя избежать и подчиняется этой необходимости. Формула: свобода – есть познанная необходимость. Отсюда призыв: не бояться будущего. Но есть непоследовательность в их учении. Есть по крайней мере два варианта: хоть исход и один (судьбой написанный), но человек может 1) следовать ему 2) не следовать. Ничего человек не может изменить в своей судьбе, но может вести себя достойно/недостойно. В итоге – вопрос не решён.

Стоики – сторонники абстолюного детерминизма и телеологии. свобода человека состоит в знании необходимости, подчинении необходимости. Гобс и францизские материалисты – полностью приняли точку зрения Демокрита. Лаплас – детальная математическая разработка абсолютного детерминизма, ввел понятие вероятности.

Спиноза (материалист): Все абсолютно необходимо, существует замкнутая цепь причинности. Свобода состоит в понимании этой необходимости, сознательном подчинении этой необходимости. Эта идея в дальнейшем разрабатывалась Шеллингом (идеалист): свобода – познанная необходимость, суть та же что у стоиков.

Кант – 1) свобода есть 2) свободы нет – оба верно, 1 для мира в себе, 2 для мира для нас. Но это не ответ на проблему, а своеобразный уход от ответа.

Наконец, знаменитый Фихте, у которого есть абсолютное «Я» которое и творит мир, т.е. есть свобода, но в конечном итоге всё предопределено.







Date: 2016-05-13; view: 348; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию