Дата прове-дения
| Тема
| Формат проведения
| Задания для самостоятельной работы
|
16.03.2016
2 часа
| Тема 1. Сущность и содержание управления
| лекция
| Государственное регулирование, его место и роль в управлении экономикой.
Основные подходы к определению управления. Содержательный подход – управление как система отношений в процессе общественного производства. Два типа отношений управления: отношения между ассоциированными собственниками и отношения найма.
Структурно – функциональный подход – управление как система функций и комплекс элементов.
Кибернетический подход – управление как процесс целенаправленного воздействия на систему для обеспечения эффективного ее функционирования.
Деятельность человека: потребность в управлении. Структурно-содержательный аспект управления – состав видов деятельности, характеризующих содержание управления. Процессуально-содержательный аспект управления – обязательная последовательность действий процесса деятельности. Специфика управления – воздействие. Виды воздействия.
Типы моделей и организаций менеджмента: «американская», «японская», маркетинговая. Опыт менеджмента за рубежом, возможности и пути его использования в России. Специфика менеджмента в России.
Общие подходы в менеджменте: процессный, системный и ситуационный.
Менеджмент как хронологически упорядоченная и циклически организованная система управленческих функций.
Особенности менеджмента организации как системы.
Разнообразие моделей менеджмента. Становление и развитие менеджмента в США: основные этапы формирования, перспективы развития, государственное регулирование.
Особенности японского менеджмента: философия, комплексное управление качеством, общие принципы государственного управления.
|
16.03.2016.
2 часа
| Тема 2.Целевое начало в деятельности организации
| лекция
| Цели и задачи управления предприятием. Структура целей, их классификация по признакам. Иерархия и ранжирование целей. Декомпозиция целей управления предприятием. Требования, предъявляемые к целям управления. Сферы и направления установления целей. Цели роста организации. Процесс выработки целей.
Программно-целевое управление. Управление региональными и отраслевыми программами. Практика управления по результатам, как средство достижения целей.
|
22.03.2016.
2 часа
30.03.2016.
2 часа
| Тема 3.Функции управления
| Лекция
| Понятие, значение, место и классификация функций управления. Содержание, процесс и структура функции управления. Общие функции управления: планирование, организация, координация и регулирование, мотивация, учет и контроль. Управление предприятием как системная реализация функций управления, взаимосвязь и взаимозависимость основных функций.
|
22.03.2016.
2 часа
| Тема 1. Сущность и содержание управления
| Практическое занятие
(диспуты, обсуждение эссе, презентации)
| Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте сущность управления с позиции структурно-функционального, содержательного и кибернетического подходов.
2. Раскройте структурный и процессуальный аспекты содержания управления.
3. Что такое воздействие и какие существуют формы управленческого воздействия?
4. Какие признаки менеджмента как типа управления можно выделить?
5. Какие существуют общие подходы в менеджменте и в чем их особенность?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Содержание понятия «управление социально-экономическими системами».
2. Содержание понятий «Управление» и «Менеджмент».
3. Научное определение менеджмента (П. Друкер и др.).
4. Коммуникация в системе менеджмента организации.
5. Классификация менеджеров по содержанию их труда.
6. Роль менеджера в процессе коммуникаций организации.
|
30.03.2016.
2 часа
| Тема 2. Целевое начало в деятельности организации
| Практическое занятие
| Вопросы для самопроверки:
1. Для чего формулируется миссия организации?
2. Какие основные требования применяются к формулировке миссии и целей организации?
3. Какие критерии используют для классификации целей организации?
4. В чем заключаются цели роста организации?
5. Какие типы стратегий использует в своей деятельности деловая организация?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1.Целеполагание в менеджменте.
3. Иерархический характер системы целей. Основные аспекты построения «дерева целей».
|
06.04.2016.
2 часа
| Тема 4. Организационные структуры управления
| лекция
| Организационная и производственная структура предприятия. Понятие структуры управления. Элементы структуры управления: звенья, уровни управления и связи. Связь как выражение отношений между звеньями управления. Основные типы связей. Формальные и неформальные структуры управления. Формализация структуры управления. Факторы, определяющие формирование структуры управления.
Типы структур управления по признакам:
- ступенчатости – двух-, трех-, четырех- и т.д. ступенчатые и смешанная структуры;
- компетенции или характеру связей между различными подразделениями организации – линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная структуры;
- организации производства и труда – отделенческая, цеховая, бригадная, комбинированная структуры.
Характеристика структур управления, их достоинства и недостатки.
Основные тенденции в развитии структур управления в современных условиях.
|
06.04.2016.
2 часа
| Тема 3. Функции управления
| Практическое занятие
(Р.а.з., обсуждение эссе, презентации)
| Деловая игра
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте содержание, структуру и механизм реализации функции управления.
2. В чем особенность планирования как функции управления?
3. Какие существуют правила, виды и этапы делегирования полномочий в управленческой деятельности?
4. Охарактеризуйте понятийный аппарат теории мотивации: потребность, деятельность, мотивы, стимулы, фрустрация.
5. Что лежит в основе содержательных (пирамида Маслоу, теория Герцберга, т.МакКлелланда, т.Альдерфера) и процессуальных теорий мотивации (т. Ожиданий В.Врума, т.справедливости Адамса, модель Портера-Лоулера)?
6. Какие принципы и этапы контроля обеспечивают его эффективность?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Краткая характеристика основных функций менеджмента.
2. Содержание функции планирования.
3. Содержание функции организации.
4. Содержание функции координации (руководства).
5. Принципы координации трудовых усилий работников в организации.
6. Содержание функции мотивации.
7. Делегирование полномочий: сущность, виды, этапы.
8. Содержание функции контроля.
9. Классификация частных функций менеджмента.
10. Технологии менеджмента: классификация и содержание.
|
13.04.2016.
4 часа
| Тема 4. Организационные структуры управления
| Практическое занятие
(Р.а.з., обсуждение эссе, презентации)
| Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте сущность понятия структуры.
2. Какие структуры характеризуют организацию?
3. Назовите основные элементы структуры управления организации?
4. Какие используют критерии для классификации структур управления?
5. Назовите основные типы структур управления.
6. Какие факторы определяют эффективность структуры управления?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Краткая характеристика основных признаков преимуществ и недостатков дивизиональных организационных структур управления.
2. Краткая характеристика основных преимуществ и недостатков линейной и функциональной организационных структур управления.
|
20.04.2016.
2 часа
| Тема 5. Механизмы и процессы управления
| Практическое занятие
(Р.а.з., обсуждение эссе, презентации)
| Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте понятие метода управления.
2. Какие особенности административных методов управления?
3. Какие элементы составляют экономический механизм управления?
4. Какие факторы определяют эффективность группы?
5. Дайте характеристику элементов психологического механизма управления.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Классификация методов менеджмента.
2. Содержание экономических методов менеджмента.
3. Содержание организационно-распорядительных методов менеджмента.
4. Содержание социально-психологических методов менеджмента.
|
20.04.2016.
4 часа
| Тема 6.Коммуникации в менеджменте
| Практическое занятие
(деловая игра, презентации)
| Вопросы для самопроверки:
1. Сущность информации в менеджменте. Источники информации.
2. Что означает термин «коммуникации»?
3. Раскройте типологию организационных коммуникаций.
4. Какие существуют сети коммуникаций?
5. В чем особенности основных коммуникационных стилей?
6. Какие существуют «барьеры» коммуникаций?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Вербальные и невербальные коммуникации.
2. Коммуникации как один из важнейших факторов интеграции менеджмента.
3. Коммуникация в системе менеджмента организации.
4. Социальная ответственность в менеджменте.
5. Роль менеджера в процессе коммуникаций организации.
6. Определение корпоративной культуры и корпоративного менеджмента.
7. Определение и сущность этики менеджмента современной организации.
8. Диагностика и оценка типа и уровня корпоративной культуры.
9. Потенциал и источники интеграции менеджмента современной организации.
10. Трансакционный анализ Э.Берна.
11. Элементы культуры делового общения.
12. Сущность и классификация проведения деловых совещаний.
13. Основные правила проведения деловых телефонных переговоров.
14. Организация проведения деловых переговоров.
|
27.04.2016.
4 часа
| Тема 7. Власть и лидерство в управлении Тема 8. Управление конфликтами и стрессами
| Практическое занятие
(Р.а.з., диспуты, презентации)
| Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте сущность власти.
2. Какие существуют источники власти в управленческой деятельности?
3. Что означает баланс власти и его значение в управлении организацией?
4. Какие существуют подходы к изучению лидерства?
5. Охарактеризуйте стили лидерства.
6. В чем суть ситуационных теорий лидерства («Управленческая решетка Блейка и Мутона», ситуационная модель Фидлера, подход Митчела и Хауса «путь-цель», теория жизненного цикла Херси и Бланшара, модель принятия решений менеджером Врума-Йетона.)?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Профессиональные и личностные качества менеджера.
2. Личность в организационных отношениях.
3. Формальные и неформальные группы в организации и их роль.
4. Личностная теория лидерства и ее роль в менеджменте.
5. Понятие власти и ее роль в менеджменте организации.
Механизм реализации власти в менеджменте организации.Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте понятие конфликта.
2. В чем особенности функциональных конфликтов?
3. Какие уровни конфликтов в организации?
4. Какие структурные методы разрешения конфликтов могут использоваться в организации?
5. Какие используются стили разрешения межличностных конфликтов?
6. Назовите основные стрессоры в деятельности руководителя.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Психология управленческого труда руководителя.
2. Психология управления групповыми явлениями и процессами.
3. Психология управления конфликтными ситуациями.
4. Управленческое общение.
|
11.05.2015.
4 часа
| Тема 9. Управленческая деятельность
| Практическое занятие
(деловая игра, ГП, презентации)
|
Вопросы для самопроверки:
1. Чем управленческая деятельность отличается от других видов деятельности?
2. Какие направления можно выделить в организации труда руководителя?
3. Какие методы используют для планирования рабочего времени руководителя?
4. Какие можно выделить этапы в профессиональной карьере руководителя?
5. В чем специфика оценки деятельности менеджера?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Пути повышения эффективности управленческого труда.
2. Планирование труда руководителя и его работы с подчиненными, обеспечение их согласованной деятельности.
3. Личное планирование и техника личной работы менеджера.
4. Самоменеджмент. Тайм-менеджмент.
5. Особенности оценки менеджеров в России и за рубежом.
6. Диагностика оценки качеств менеджера.
7. Управление деловой карьерой.
8. Содержание и особенности управленческого труда. Принципы развития управления. Логическая схема развития управления.
9. Принципы и задачи научной организации управленческого труда.
10. Условия труда персонала. Качество трудовой жизни.
11. Факторы, влияющие на условия трудовой жизни.
|