Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несуществующее животное





Увлечение ребенка рисованием можно использовать в «корыстных» целях. Если ваш ребенок любит рисовать, проведите с ним психологический тест для детей «Несуществующее животное».

 

Инструкция:

Дайте ребенку простой карандаш, лист бумаги размером А4 и задание – нарисовать удивительное живое существо, которого еще никто никогда не встречал. Кстати, попробуйте нарисовать свое животное, и вы узнаете много интересного о себе.

Психологические тесты для детей на основе рисунков - это один из самых простых и быстрых способов диагностики внутреннего состояния вашего ребенка.

Детали рисунка несут массу информации о личности ребенка, о его состоянии в данный момент, о его отношении к окружающему миру и умении взаимодействовать с людьми.

Каждая деталь рисунка несет определенную смысловую нагрузку, если внимательно проанализировать рисунок, можно понять очень многое о своем ребенке. Для этого не нужно обращаться к специалисту, интерпретацию рисунка по общим характеристикам вы сможете осуществить сами.

После того, как ребенок представит вам свой шедевр, обсудите образ животного: как его зовут (несуществующее имя), какой у него характер, повадки, где оно живет, чем питается, особенности строения.

Также уточните, есть ли у этого зверя семья и друзья, какого он пола, что любит больше всего на свете, а чего ужасно боится. Ребенок на подсознательном уровне рисует себя, свои отношения с людьми, страхи и проблемы.

Идентификация ребенка с рисунком поможет вам узнать о его душевном состоянии, самооценке, темпераменте и адаптации к социуму.

 

Интерпретация теста

    РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ Об адекватной самооценке говорит расположение рисунка в центральной части листа. Чем выше расположено изображение, тем больше у ребенка запросов и, возможно, недовольства окружением – неосознанная претензия «я стою большего». Ему важно, чтобы его признали, заметили, похвалили. Соответственно, чем ниже расположен рисунок на листе, тем ниже уровень самооценки. Неуверенность в себе, страх перед негативным опытом заставляют такого ребенка сидеть тише воды, ниже травы. Если рисунок сдвинут вправо, это говорит об излишнем контроле своих действий. Правая сторона указывает также на то, что «художник» является экстравертом, ему интересны люди и отношения. Правый верхний угол указывает на явные или скрытые лидерские качества, склонность к конфликтам. Сдвиг рисунка влево отражает замкнутость, застенчивость, концентрацию на своих внутренних переживаниях, то есть характер интроверта.  
      ЛИНИИ Слабые, штриховые линии говорят не только о неуверенности и сомнении, но и чувствительности, быстрой утомляемости ребенка. Возможно, что такому малышу не хватает жизненной энергии. Нужно пересмотреть его режим дня, питания, увеличить или наоборот уменьшить физические нагрузки. Жирные, заштрихованные, несколько раз обведенные линии указывают на внутреннее напряжение, агрессию, высокую степень тревожности. Психологи рекомендуют обращать внимание на детали рисунка, которые выделяются своей четкой прорисовкой. Они указывают, где спрятана причина проблемы. Если же ваш ребенок занимается художественным творчеством в студии, возможно, он всего лишь пользуется определенной техникой, и это не имеет прямого отношения к его внутреннему состоянию. На этот момент следует обратить внимание.  
  ИМЯ ЖИВОТНОГО Название животного несет важную информацию, это ключ к раскрытию и пониманию характера ребенка. Названия животных можно разделить на такие категории: - Длинные названия, в которых сливаются сразу несколько слов или словосочетаний («злопастный и зубастый Брандашмыг»). Это свидетельствует о неуемной детской фантазии, которая является способом самозащиты и ухода от мира. Повторяющиеся элементы в словах («мур-мур», «бум-бум») говорят о страхе брать на себя ответственность. Ироничные названия отражают ироничное отношение к действительности («шушапничек», «шуршало», «бубяш»), Рациональные названия, новые словообразования, которые получаются путем урезания и присоединения смысловых частей («крокозябл», «поющая рыба»). Научные, книжные названия («зайцезабр», «топтыгиус») подчеркивают желание продемонстрировать свой ум, знания. Звуки, не несущие смысла («ш-ш-ш», «го») говорят о поверхностном отношении к миру.  
  ГОЛОВА Нужно учитывать то, что вместо головы мог быть нарисованы другие элементы, которые условно все- таки считаются таковой. Голова – одна из самых важных деталей рисунка. Ее размер отражает отношение ребенка, точнее его оценку своих умственных способностей и интеллекта других людей. Если голова нарисована в анфас, это говорит о высокой степени эгоцентризма (он присущ практически всем детям), спонтанности действий. Если голова повернута вправо, «художнику» свойственны такие черты, как решительность, упорство, смелость. Если голова повернута влево, это свидетельствует о неуверенности, склонности к фантазированию, уходу от реальности.
ГЛАЗА Крупные, четко прорисованные глаза расскажут о детских страхах. Не зря говорят: «У страха глаза велики». Ресницы на глазах обычно рисуют те «художники», которые хотят приукрасить себя, произвести впечатление на окружающих.
РОТ Большой открытый рот (без губ) говорит о настороженности и страхах. Зубы являются выражением агрессии. Наличие языка указывает на потребность ребенка в общении, возможно, его излишнюю болтливость. Если рот отсутствует или нарисован в виде маленькой черточки (точки), это может свидетельствовать о запрете на выражение своих эмоций, их подавленность.
УШИ Эта деталь говорит о том, насколько ребенок мнителен по отношению к чужому мнению, как он переносит критику. Чем больше уши, тем большее влияние на него имеет чужая оценка. Отсутствие ушей может указывать на «глухоту» как закрытость, форму самозащиты.
    ДЕТАЛИ Если фигуру животного дополняют какие-то детали (крылья, перья, панцирь, чешуя), необходимо уточнить у ребенка, зачем ему нужны эти элементы. Если для того, чтобы осуществлять какие-то действия (летать, защищаться, переносить тяжести, спасаться от холода и т. п.), значит, ребенок способен реализовывать свои замыслы. Если эти атрибуты нужны для красоты, значит, и в жизни «художник» стремится себя украсить, то есть хочет быть хорошим в глазах других людей. Рога, колючки символизируют агрессию, а грива, шерсть, кудряшки – чувствительность.
ФИГУРА Мягкие, обтекаемые, круглые очертания фигуры говорят о миролюбивом характере ребенка. Если фигура угловатая, если на ней есть различные выступы, колючки, шипы, это говорит о том, что ребенок склонен к самозащите. Причем, важно отследить, куда направлены выступы. Если они смотрят вверх, ребенка подавляют взрослые (родители, родственники, воспитатели). Если выступы направлены вниз, ребенка волнует то, как его воспринимают сверстники. Если выступы направлены в стороны, возможно, ребенок все время находится в состоянии «боевой готовности» и намерен отразить любые нападения извне.
ЛАПЫ Это существенная деталь рисунка, которая говорит о степени рациональности, «заземленности» ребенка. Если лапы мощные, крупные, хорошо стоят, у ребенка рациональный, здравый подход к жизни, он уверен в своих силах. Если лапы тонкие, маленькие, повисают в воздухе, это знак того, что «художнику» не хватает практической хватки, он мечтатель, парящий в облаках. Обратите внимание на то, как соединяются лапы с туловищем. Если соединение четкое, это говорит о внутреннем контроле, ответственности. Если соединение небрежное, ребенок склонен к необдуманным действиям.
    ХВОСТ Эта деталь символизирует самооценку человека. Если хвост направлен вправо, ребенок склонен к решительным действиям, ему важно, получить опыт, что-то делать, выполнять, чем-то увлекаться. Если хвост смотрит влево, ребенок больше склонен к размышлениям, умозаключениям без действия. Если хвост направлен вверх, это говорит об адекватной самооценке: «художник» реально оценивает свои мысли и поведение, он всегда активен, полон идей, знает способы их воплощения. Опущенный вниз хвост говорит сам за себя. Достаточно взглянуть на собаку, поджавшую хвост, чтобы прочитать ее внутреннее состояние. Существо с опущенным хвостом всегда о чем-то беспокоится, чем-то недовольно, склонно к рефлексии и все время сомневается.  
ВОПРОСЫ: а) Как его зовут? б) Как оно размножается? в) Где живет? г) Нравится ли оно людим…, и тебе? д) Чем питается? е) Кто его друзья? ж) С кем оно враждует?   АНАЛОГИЧНЫЙ тест «АВТОПОРТРЕТ» а) Каким вы видите себя? б) Каким Вас видят другие? в) Каким бы Вы хотели быть?

«КАКТУС»



Рисуночные психологические тесты хорошим тем, что позволяют по рисунку определить черты характера, эмоциональное состояние, возникшие трудности, проблемы человека, не обращаясь при этом к специалисту и не тратя на это много времени.

Особенно актуальны такие тесты для диагностики детского психологического состояния, ведь в детском рисунке содержится масса информации о том, как ощущает себя ребенок, как он общается с окружающим миром, какова обстановка в семье, тревожит ли его что-то - обо всем этом нам могут рассказать те или иные детали рисунка, сила нажима и другие характеристики.

Тоже самое касается и взрослых.

Анализ рисуночного теста открывает много интересного о психологическом состоянии на данный момент, существующих проблемах с окружающими, самим собой, волнениях, тревогах, переживаниях.

В целом по рисунку можно определить самые разные черты личности, например, склонность к действию или фантазированию, инфантильность, целеустремленность, приспособленность в коллективе, уверенность в себе, рациональное или легкомысленное отношение к действительности и другие.

В таких тестах важно все, любая мелочь играет свою роль, только рассмотрение рисунка как единое целое и его анализ именно с такой позиции может дать эффективный результат.

Инструкция:

Предлагаем вам пройти рисуночный тест «Нарисуй кактус».

Возьмите листок бумаги и нарисуйте нам нем кактус.

А затем, внимательно рассматривая рисунок, попробуем понять, что означают те или иные детали.

Что расскажет о вашей личности нарисованный кактус?

При интерпретации теста уделяется внимание следующим факторам:


1. РАЗМЕЩЕНИЕ НА ЛИСТЕ

Рисунок в центре означает нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний. Чем сильнее рисунок сдвинут вверх, тем выше самооценка, и соответственно, чем ниже рисунок – тем меньше уверенности в себе. Сдвиг влево означает – присутствие в характере черт интроверта, вправо – склонность к экстраверсии. Размер кактуса также имеет значение, чем крупнее рисунок, тем более выражено стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ И СИЛЫ НАЖИМА НА КАРАНДАШ

Здесь следует отметить, что чем сильнее нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки, тем больше автор рисунка склонен к импульсивности, тревожности, подавленности настроения. Более тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность, позитив, вызывающих симпатию говорят о более покладистом, мягком характере личности, чувстве юмора, положительном настрое, открытости. Наличие зигзагов, резких выступов рассматривается как замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность. Необходимо обратить внимание непосредственно на форму кактуса. Замысловатая, причудливая и витиеватая форма говорит о демонстративности и наигранности характера.

3. ДОМАШНИЙ ИЛИ ДИКОРАСТУЩИЙ?

Посмотрите как растет кактус. Если он нарисован в цветочном горшке, то это интерпретируется как желание домашнего уюта, стремление к созданию семьи, ориентирование на дом, семейный очаг. Соответственно дикий, неокультуренный, нарисованный в пустыне кактус олицетворяет собой одиночество осознанно выбранное или вынужденное. Если кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа – значит и в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, человек, возможно, не планирует создание семьи или имеет какие-либо трудности, проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.

4. НАЛИЧИЕ ИГОЛОК (ОДИН ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ)

Самый отличительный элемент кактуса – это, конечно, иголки. В реальности кактусы в зависимости от видов могут иметь длинные, острые и редкие иголки; более короткие и частые; и очень короткие, практически не колющиеся иголки, покрывающие все растение как белым пушистым облаком. На этом и строится трактовка рисунка. Чем длиннее, больше по количеству и острее иголки, тем враждебнее, агрессивнее в общении характер автора «кактуса». Но в тоже время иголки могут рассматриваться как определенного рода защиту от окружающей среды, необходимую для сохранения целостности личности. Все зависит от того насколько иголкам уделено внимание, сделан ли акцент на них с помощью штриховки, сильного нажима или других элементов.

5. НАЛИЧИЕ «ДЕТОК» НА КАКТУСЕ

Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

6. ПРИСУТСТВИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Это могут быть надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д.

Эти дополнительные элементы имеют важное значение для характеристики рисунка в целом, они дают возможность истолковать его более полно и точно.

При работе с детьми можно задать еще несколько дополнительных вопросов.

Например, попросить малыша рассказать про кактус:

- Как его зовут?

- Что он любит?

- Есть ли у него семья?

Ответы на эти и подобные вопросы дадут поясняющую информацию к рисунку и позволят лучше понять ребенка.

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК

 

Анализ личности человек по рисуночной (проективной) методике.

ОБЩИЙ РАЗДЕЛ

Облака – общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией.

Цвет – пока используется реалистично и конвенционально, он не имеет патоморфного или патологического значения. С уменьшением этой особенности цвет приобретает все большее значение. Специфичные интерпретации цвета должны проводиться с большой осторожностью.

 

ИНСТРУКЦИЯ:

1. Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку:

а) Из чего он сделан?

б) Сколько ему лет?

в) Кто его строил?

г) Сколько в нем комнат?

д) Какая комната самая красивая и почему?

е) Какая комната самая плохая и почему?

ж) Дом прочный или ветхий?

з) Кто живет в этом доме? Они веселые или грустные?

и) Почему именно этот дом Вы нарисовали?

Дополнительные вопросы по рисунку: почему здесь то-то и то-то, особенно если есть лишние детали.

 

2. Нарисуйте какое-нибудь дерево, кроме елки; положение листа поперек. Если одно дерево, то лучше взять квадратный лист. Вопросы:

а) Какое это дерево.

б) Сколько ему лет?

в) Как оно растет: диким или в саду?

г) Его посадили или оно само выросло?

д) Сколько лет оно будет жить?

е) Климат хороший или плохой?

ж) Дерево больное или здоровое?

з) Видели ли Вы это дерево раньше? Почему решили нарисовать именно его?

 

3. Рисунок человека; положение листа - поперек.

а) Сколько ему лет?

б) Как его зовут?

в) Он здоров или нет?

г) Счастлив?

е) Составьте рассказ о них.

СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ

   
Симптомокомплекс Симптом Баллы
НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ   Рисунок в самом центре листа  
    Рисунок в верхнем углу листа  
    Дом, дерево - с самого края  
    Рисунок внизу листа  
    Много второстепенных деталей  
    Дерево на горе  
    Очень подчеркнутые корни  
    Непропорционально длинные руки  
    Широко расставленные ноги  
    Другие возможные признаки  
ТРЕВОЖНОСТЬ   Облака  
    Выделение отдельных деталей  
    Ограничение пространства  
    Штриховка  
    Линия с сильным нажимом  
    Много стирания  
    Мертвое дерево, больной человек  
    Подчеркнутая линия основания  
    Толстая линия фундамента дома  
    Интенсивно затушеванные волосы  
    Другие возможные признаки  
НЕДОВЕРИЕ К СЕБЕ   Очень слабая линия рисунка  
    Дом с краю листа  
    Слабая линия ствола  
    Одномерное дерево  
    Очень маленькая дверь  
    Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой  
    Другие возможные признаки  
ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ   Рисунок очень маленький  
    Отсутствуют ноги, руки  
    Руки за спиной  
    Непропорционально короткие руки  
    Непропорционально узкие плечи  
    Непропорционально большая система веток  
    Непропорционально крупные двумерные листья  
    Дерево, умершее от гниения  
    Другие возможные признаки  
ВРАЖДЕБНОСТЬ   Отсутствие окон  
    Дверь - замочная скважина  
    Очень большое дерево  
    Дерево с краю листа  
    Обратный профиль дерева, человека  
    Ветки двух измерений, как пальцы  
    Глаза - пустые глазницы  
    Длинные, острые пальцы  
    Оскал - видны зубы  
    Агрессивная позиция человека  
    Другие возможные признаки  
КОНФЛИКТНОСТЬ   Ограничение пространства  
(ФРУСТРАЦИЯ)   Перспектива снизу (взгляд червя)  
    Перерисовывание объекта  
    Отказ рисовать какой-либо объект  
    Дерево, как два дерева  
    Явное несоответствие качества одного из рисунков  
    Противоречивость рисунка и высказываний  
    Подчеркнутая талия  
    Отсутствие трубы на крыше  
    Другие возможные признаки  
ТРУДНОСТИ   Отсутствие двери  
ОБЩЕНИЯ   Очень маленькая дверь  
    Отсутствие окон  
    Излишне закрытые окна  
    Окна - отверстия без рам  
    Выделенное лицо  
    Лицо, нарисованное последним  
    Отсутствие основных деталей лица  
    Человек, нарисованный схематично, из палочек  
    Дом, человек в профиль  
    Дверь без ручки  
    Руки в оборонительной позиции  
    Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей  
    Другие возможные признаки  
ДЕПРЕССИВНОСТЬ   Помещение рисунков в самый низ листа  
    Вид дерева или дома сверху  
    Линия основания, идущая в низ  
    Линия, слабеющая в процессе рисования  
    Сильная усталость после рисования  
    Очень маленькие рисунки  
    Другие возможные признаки  

 

ЦВЕТ В РИСУНКАХ

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, в том числе и я, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал, соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке.

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

РИСУНОК СЕМЬИ

Нарисуйте свою семью, отметьте имя и возраст каждого ее члена.

ВОПРОСЫ:

А) ВЕСЕЛАЯ ЭТО СЕМЬЯ?

Б) ГДЕ ОНИ ЖИВУТ?

Г) КАК ОНИ ПРОВОДЯТ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?

Д) КАКОЕ У КОГО ХОББИ?

Е) ПОЧЕМУ ВЫ НАРИСОВАЛИ ИМЕННО ЭТУ СЕМЬЮ?

(ДИАГНОСТИКА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ)

 

Тест предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ КИНЕТИЧЕСКОГО РИСУНКА СЕМЬИ

   
Симптомокомплекс Симптом Балл    
1. БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ ОБСТАНОВКА 1. Общая деятельность всех членов семьи 2. Преобладание людей на рисунке      
   
  З. Изображение всех членов семьи      
  4. Отсутствие изолированных членов семьи      
  5. Отсутствие штриховки      
  6. Хорошее качество линий      
  7 Отсутствие показателей враждебности      
  8.Адекватное распределение людей на листе      
  Итого      
2. ТРЕВОЖНОСТЬ 1. Штриховка      
  2. Линия основания - пол      
  3. Линия над рисунком      
  4. Линия с сильным нажимом      
  5. Стирание      
  6. Преувеличенное внимание к деталям      
  7. Преобладание вещей      
  8. Двойные или пpepывистые линии      
  9. Подчеркивание oтдeльных деталей      
  Итого      
3. КОНФЛИКТНОСТЬ 1. Барьеры между фигурами      
  2. Стирание отдельных фигур      
  3. Oтcyтствие основных частей тела у некоторых фигур      
  4. Выделение отдельных фигур      
  5. Изоляция отдельных фигур      
  6. Неадекватная величина отдельных фигур      
  7. Несоответствие вербального описания рисунку      
  8. Преобладание вещей      
  9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи      
  10. Член семьи, стоящий спиной      
  Итого      
4. ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ 1. Автор рисунка непропорционально маленький      
  2. Расположение фигур на нижней части листа      
  3. Линия слабая, прерывистая      
  4. Изоляция автора от других      
  5. Маленькие фигуры      
  6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора      
  7. Отсутствие автора      
  8. Автор стоит спиной      
  Итого      
4. ВРАЖДЕБНОСТЬ В СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ 1. Одна фигypa на дpyгoм листе или другой стороне листа      
  2. Aгpecсивная позиция фигуры      
  З. Зачеркнутая фигура      
  4. Деформированная фигура      
  5. Обратный профиль      
  6. Руки раскинуты в стороны      
  7. Пальцы длинные, подчеркнутые      
  Итого      
       
             

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РИСУНОК УЧАСТНИКА МАЛОЙ ГРУППЫ

(выявление установки к малой группе, проектирующая установка к самому себе)

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

Щиколотки, запястья мелкие Женственность

Ступни и ладони отсутствуют Шизоидность

Рисунок начат со ступней Депрессия

Ступни не изображены Замкнутость, робость

Ступни мелкие (пациент мужчина) Женственность, не защищенность

Пальцы пропущены или очень длинные Чувство вины (из-за мастурбации)

Большие пальцы Грубость, черствость, инфантильность

Пальцы как листочки Незрелость

Пальцы заштрихованы Чувство вины

Пальцы - стрелы Открытая агрессия

Пальцы без ладони Грубость, черствость

Пальцев больше пяти Агрессивность

Пальцев меньше пяти Зависимость, бессилие

Пальцы сжаты в кулаки Бунтарство, протест

Кулаки прижаты к телу Вытесненный протест

Руки женщины в области таза У мужчин восприятие как сексуально враждебные

Руки в области гениталий Аутоэротизм

Руки за спиной или в карманах Увиливание, чувство вины

Руки не ясно очерчены Нехватка самоуверенности в деятельности

ЛИЦО

Брови редкие, короткие Презрение

Крупный подбородок Компенсация ощущаемой слабости

Глаза-точки Идеи бреда, паранойя

Глаза выпучены Грубость, черствость

Глаза закрыты Шизоидность

Глаза маленькие Погруженность в себя

Большие глаза с длинными ресницами Гомосексуализм

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

Выражение подобострастное Незащищенность

Детские черты Инфантильное социальное поведение

Лицо похоже на маску Осторожность, скрытность

Примитивные, очень мелкие черты Шизофренические тенденции

Рот клоуна Вынужденная приветливость

Рот впалый Пассивная зависимость

Рот приоткрыт Презрительная установка

Нос длинный Импотенция, желание мужественности

Зубы изображены Скрытая агрессия

ТИП ФИГУРЫ

Клоун, карикатура Переживание неполноценности

Противоположный пол Сексуально-ролевой конфликт

Кукла Уступчивость, переживание доминирования

Робот вместо мужчины Деперсонализация

Фигура Бабы-Яги Открытая враждебность к женщинам

ВОЛОСЫ

Лысеющий мужчина Переживание недостатка мужественности

Область волос значима Укрепление мужественности

Волосы подчеркнуты Инфантильные сексуальные импульсы

Женская фигура с волосами Регрессия

Бакенбарды Шизоидность

Волосы взлохмачены Сексуальная аморальность

ГОЛОВА

Нечеткая голова Застенчивость, робость

Голова изображена последней Межперсональный конфликт

Голова увеличена Озабоченность своими интеллектуальными способностями

Голова неправильной формы Органика

КОНЕЧНОСТИ

Деформация руки или ноги Социально-ролевой конфликт

на левой стороне (мужчина)

Руки короткие Отвергание фигуры матери

Сужающиеся руки или ноги Женственность

Руки длинные и могучие Потребность в автономии

Руки длинные и слабые Зависимость, потребность в опеке

Руки повернуты в стороны Зависимость, желание любви

Руки вытянуты по бокам Трудности в социальных контактах

Руки тонкие Ощущение недостаточности достигнутого

Суставы акцентированы Шизоидность или шизофрения

Ноги длинные Потребность в автономии

ФОРМА ЛИНИИ

Тело угловатое Агрессия, критичность, мужественность

Штрихи округлые Зависимость, женственность

Прямые линии Агрессивность

Прямые штрихи Упрямство, настойчивос

КАЧЕСТВО КОНТУРА

Комбинация уверенных, ярких и Грубость, черствость

легких контуров

Контур неясный, неяркий Боязливость, робость

Линии слабеющие Истерические тенденции

Линии неодинаковой яркости Напряжение

Яркий толстый контур Агрессия и страх

Горизонтальные штрихи Подчеркивание воображения

Зубчатые неровные линии Дерзость

Разрыв контура Сфера конфликтов

Длинные штрихи Контролируемое поведение

Ритмичная штриховка Чувствительность

Вертикальные штрихи Упрямство, настойчивость

МНОГОПЛАНОВЫЕ КРИТЕРИИ

Акцентированные груди, пуговицы, руки без пальцев, подчеркнута вертикальная ось фигуры – незащищенность.

Руки в карманах, ярко заштрихованная большая фигура – асоциальная личность.

Акцентированные груди, бедра, женские черты, мелочное изображение деталей одежды, высокие каблуки – гомосексуальные наклонности.

ШЕЯ

Адамово яблоко Укрепление мужественности

Чрезмерно крупная шея Осознание телесных импульсов

Шея жирафа Шизофреничность

Узкая шея Депрессия

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

Способность нарисовать узнаваемую фигуру мужчины 5 лет

Руки связаны с туловищем больше, чем голова 6 лет

Ряд пуговиц от 6 до 7 лет

Пупок от 4 до 5 лет

Плечи 8 лет

Двумерные руки и ноги 8 лет

ОБНАЖЕННОСТЬ

Идеализированные голые фигуры Вуаеризм

Голая фигура с гениталиями Протест против сексуальных норм







Date: 2016-05-13; view: 3012391; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.109 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию