Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственное регулирование инновационного климатаНеобходимые элементы развития инновационного климата должны формироваться при активном участии как государства, так и самих экономических субъектов (рис. 1). Важность роли государства в стимулировании инновационной деятельности в российских условиях определяется рядом причин: Государство традиционно берет на себя прямое финансирование НИОКР в областях, где оно является основным заказчиком высокотехнологичной продукции, или там, где существует явная угроза жизненно важным национальным производствам со стороны зарубежных конкурентов. В развитых странах на государстве лежит основная нагрузка по созданию и распространению новых знаний и технологий, на долю которого приходится свыше 1/3 затрат на НИОКР. Государство играет самую непосредственную роль в регулировании инновационного рынка, прежде всего, обеспечивая «несущую среду» для развития инноваций. Государство также является частью единой экономической системы, поэтому оно не может превышать своих полномочий, в противном случае неблагоприятная государственная политика в условиях глобализации будет способствовать уходу инновационных ресурсов в более подходящую среду. Роль государства видится, прежде всего, в определении приоритетов удовлетворения общественных потребностей, а также осуществлении методов прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности в рамках данной модели. Государство определяет перед хозяйствующими субъектами приоритетные направления на основе долгосрочных целей, и те из них, которые способны действовать в указанном направлении получают налоговые льготы. Государство может сконцентрировать в этих научных подразделениях достаточные по современным критериям средства и ресурсы для непрерывного воспроизводства результатов исследований, сохранения и упрочения национальной научной школы и, в дальнейшем, для извлечения выгод экономического порядка от обладания уникальными результатами исследовательских работ. Эти результаты — высоко котирующийся товар в мировом сообществе. По многим направлениям естественнонаучного поиска Россия является и может стать если не монополистом на международном рынке, то, как минимум, одним из немногих лидеров в мировом комплексе высоких технологий. Такие направления определяются как критические технологии для развития экономики. Это, прежде всего, касается: технологии сварки (дуговой, вакуумной), биотехнологии и медицинских открытий (а также производства сложной уникальной медтехники), космических исследований, программного обеспечения ЭВМ, математического моделирования, тонких химических технологий, производства сложных композиционных материалов с заданными свойствами, высококачественной цветной металлургии, исследований геофизики Земли (особенно в арктических и антарктических регионах, в чем Россия практически не имеет конкурентов в мире) и т.д. Рис. 1. Факторы развития инновационного климата Японская система, например, основана на высоком уровне взаимодействия государственного и частного секторов в сборе и обмене информацией. С 1962 года в Японии действует формализованная структура по сбору зарубежной информации, действующая под патронажем Министерства внешней торговли и промышленности. 9. Инвестиционный климат — совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска. Для того чтобы успешно конкурировать с другими странами в привлечении иностранных инвестиций, сперва необходимо определить, какие сильные и слабые стороны инвестиционного климата существуют в России. Для этого целесообразно использовать SWOT-анализ, т. е. метод, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды, которые в нашем случае могут повлиять на инвестиционную привлекательность России. Факторы подразделяются на четыре категории: сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats). Выделим сильные и слабые стороны, а также сделаем предположение о том, какие существуют потенциальные возможности и что представляет собой угрозу для дальнейшего развития привлекательности страны (табл. 1). Табл.1 SWOT-анализ инвестиционной привлекательности России
Уровень развития финансовой системы России в настоящее время является крайне низким. Согласно опросу Фонда общественного мнения (ФОМ), опыт работы на финансовых рынках имеют только 0,6% населения и менее 20% имеют представление о том, что такое финансовая система, менее 1% населения РФ являются частными инвесторами на финансовых рынках. По большей мере денежные потоки приходятся на кредиты и облигационные выплаты, тогда как на фондовый рынок приходится менее 5% от структуры выручки банковского сектора России, что подтверждает низкий уровень развития финансового рынка страны. 10. В последние годы в России предпринимается множество попыток улучшения инвестиционного климата. С 11 августа 2011 года действует Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (Агентство стратегических инициатив) — автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах, в частности, для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров и т. п. Помощь Агентства заключается в координации взаимодействия с финансовыми организациями, институтами развития, фондами, координации взаимодействия с органами власти по вопросу оказания мер поддержки, содействии в решении системных проблем (различные барьеры нормативно-правового, административного характера, изменение ГОСТов и т. д.). В феврале 2012 г. наблюдательный совет АСИ утвердил перечень проектов, входящих в национальную предпринимательскую инициативу (НПИ) по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Основной задачей НПИ является снижение административных барьеров в экономике, а также создание благоприятного инвестиционного климата за счет объединения усилий делового, экспертного сообществ и чиновников. АСИ координирует деятельность по созданию «дорожных карт», которые представляют собой предложенные предпринимателями планы мероприятий по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории Российской Федерации процедур, связанных с ведением бизнеса. В июне 2011 года создан Российский Фонд Прямых Инвестиций ( РФПИ) — инвестиционный фонд, созданный правительством России для инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов экономики. Капитал под управлением Фонда — 10 миллиардов долларов. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами — фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями. РФПИ таким образом играет важную роль в привлечении прямых инвестиций в экономику России. Учредитель фонда и главный инвестор со стороны государства — Внешэкономбанк. 11. В качестве критериев эффективности «дорожных карт» используется места России в международных рейтингах, включая рейтинг Doing Business, который ежегодно проводится Всемирным банком. Целью осуществления «дорожных карт» является вхождение России в двадцатку стран-лидеров по инвестиционному климату к 2018 году. В докладе «Doing Business 2016» Россия занимает 51-е место среди 189 стран, участвующих в исследовании. Каждая страна оценивалась по 10 параметрам, и вот какие показатели продемонстрировала Россия: · по степени простоты регистрации предприятий - 41 место в мире; · по простоте регистрации прав собственности — 8 место; · по уровню кредитования — 42 место; · по уровню защиты миноритарных инвесторов — 66 место; · по уровню налогообложения — 47 место; · по легкости ведения международной торговли — 170 место; · по уровню разрешения неплатежеспособности — 51 место; · по простоте получения разрешений на строительство — 119 место; . по уровню обеспечения исполнения контрактов – 5 место; · по простоте подключения к системе электроснабжения — 29 место. Первые 10 мест в рейтинге «Doing Business 2016» занимают следующие страны: 1. Сингапур; 2. Новая Зеландия; 3. Дания; 4. Южная Корея; 5. Гонконг; 6. Великобритания; 7. США; 8. Швеция; 9. Норвегтя; 10. Финляндия. Япония – на 34 месте, Южная Африка – на 73 месте, Китай – на 84 месте, Бразилия – на 116 месте, Индия – на 130 месте. 12. Инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным: объем инвестиций, в том числе иностранных не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Важный фактор формирования инвестиционного климата — предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов государственная поддержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. К числу факторов формирования благоприятного инвестиционного климата относятся шаги по развитию соответствующей правовой базы. Основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата: - в России до сих пор не сформировалось развитое, работоспособное рыночное законодательство и его судебно-правовое обеспечение; - отсутствует эффективный арбитраж, защита прав акционеров и инвесторов, а угроза того, что государство в любой момент поменяет правила игры, найдет предлог и пересмотрит инвестиционные соглашения, очень высока; - крайне высокая степень бюрократизированности всех процессов требует порой многомесячного хождения инвестора по коридорам, встреч и разговоров с руководителями, часто не имеющими полномочий; - финансовый рынок все еще достаточно узок, а набор инструментов ограничен; - многие сектора экономики регулируются по крайне запутанным схемам и противоречащим друг другу правовым документам, что создает обширное поле для волевых решений и коррупции со стороны чиновников и руководителей различного ранга; - нет полной финансовой и управленческой прозрачности, причем пример здесь подают госкорпорации; - управленческий уровень и корпоративная культура менеджмента российских компаний все еще слабы. Российским специалистам остро не хватает знаний о методах финансирования производства и долгосрочного планирования развития объекта управления; - большинство менеджеров отечественных предприятий оказались абсолютно не готовы руководить своими финансово-хозяйственными объектами в экстремальных условиях финансового кризиса. На многих из них возникли хаос и неразбериха. Обострились такие явления, как коррупция, хищения, вывод активов и бегство отечественного капитала за границу, увод финансовых и материальных потоков в теневой сектор и т.д.; - очевидное отсутствие результативной государственной инвестиционной политики, мизерность государственных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики. - поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Если государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора. Для устранения выявленных проблем инвестиционного климата Российской Федерации и привлечения большего объема инвестиций можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата:
|