Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационный и инвестиционный климат в Российской Федерации: основные характеристики, динамика, сравнительный анализ





Учебный год

Группы 9451, 9452, 9453, 9454

Лекция 7

 

Инновационный и инвестиционный климат в Российской Федерации: основные характеристики, динамика, сравнительный анализ

1. Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

Инновационные товары, работы, услуги - новые или подвергавшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям товары, работы, услуги. По уровню новизны выделяется два вида инновационных товаров, работ, услуг – вновь внедренные (или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям) и подвергавшиеся усовершенствованию.

Технологические инновации – представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.

Маркетинговые инновации – реализованные новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке товаров, работ, услуг; использование новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг, их представления и продвижения на рынки сбыта; формирование новых ценовых стратегий. Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение потребностей и расширение состава потребителей продуктов и услуг, освоение новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж.

Организационные инновации – реализованные новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей. Направлены на повышение эффективности деятельности организации за счет снижения административных и трансакционных издержек, совершенствования организации рабочих мест (рабочего времени) и тем самым роста производительности труда, получения доступа к отсутствующим на рынке активам, снижения стоимости поставок.

2. Характерной чертой инновационного климата является инновационная восприимчивость общества - это способность к быстрому и эффективному освоению инноваций и насыщению ими всех отраслей экономики страны.

Определяющим фактором инновационной восприимчивости является:

- наличие ниш на мировом рынке;

- уровень развития товарно-денежных отношений;

- степень развития инновационной инфраструктуры;

- степень рациональности организационных структур инновационных предприятий;

- экономический уклад, сложившийся в общественном производстве;

- мощность научно-технического потенциала страны.
Другой фактор, характеризующий инновационную деятельность общества - это инновационная способность предприятия, отдельного региона и общества.

Инновационная способность - возможность создания конкурентоспособных новых продуктов, новых технологий, предназначенных для реализации на конкретных рынках.
Национальная инновационная способность является одним из важных показателей оценки рациональности структуры экономики, так как она определяет скорость распространения новых технологий во всех сферах хозяйства. Национальная инновационная способность характеризует научно-технический потенциал страны.

Условия, необходимые для создания инновационного климата:
1) правильный выбор приоритетных направлений научно-технического прогресса;
2) рациональное распределение государственных ресурсов в соответствии с принятыми приоритетами;
3) реформирование экономического механизма, стимулирующего инновационную деятельность, который включает экономическую, правовую, финансовую поддержку;
4) учёт интересов региона в инновационной деятельности;
5) анализ и прогнозирование инновационных процессов в условиях развития рыночных отношений;
6) переход к конкурсно-экспертной системе организации инновационной деятельности;
7) ускорение технологических сдвигов в производстве с целью смещения акцентов на нововведения.

Основная причина несоответствия инновационной способности и инновационной восприимчивости - это отсутствие эффективного взаимодействия между предприятиями различных отраслей. Инновационный климат может быть благоприятным при обеспечении поддержки инновационной деятельности в виде различных форм связей и образования структур. Данная поддержка должна стимулировать спрос и предложение на инновации, с одной стороны, и способствовать развитию инфраструктуры, с другой.

3. Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет 2500 млрд. долл. Из этой суммы 39% приходится на продукцию США, 30% - Японии, 16% - Германии. Доля России - 0,3%. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд. долл., Германия - 530 млрд. долл., Япония - 400 млрд. долл.

В развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в новых технологиях, оборудовании, организации производства, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Растет вклад инновационной составляющей в прирост ВВП развитых стран. Развитые страны концентрируют у себя свыше 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого оценивается в 2,5 трлн. долларов. Прогнозируется, что к 2020 году он достигнет 4 трлн. долларов. На рынке высокотехнологичной продукции заметно ужесточилась конкурентная борьба, в которой наряду с развитыми западными странами участвуют еще около десятка стран. При этом страны, не способные удерживать завоеванные позиции, могут столкнуться с проблемами утраты технологической независимости и выживаемости национальных экономик. В глобальной экономической конкуренции выиграют те страны, которые создадут благоприятные условия для создания научно-технических разработок и их внедрения в производственные процессы.

В этой связи важно отметить, что семь ведущих стран мира, обладая 46 из 50 самых передовых макротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции (в области аэрокосмической техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, точных и измерительных приборов, электрооборудования и др.), контролируют более 4/5 мирового рынка наукоемкой продукции. Из этих технологий 22 контролируются США, 8–10 – Германией, 6–8 – Японией, по 3–5 – Великобританией и Францией, по 1 – Швецией, Норвегией и Италией.

Ряд индустриальных стран Восточной и Южной Азии успешно провели экспортно-ориентированную индустриализацию. В настоящее время их доля в мировом экспорте наукоемкой продукции составляет 15%. Так, в Китае объем продукции отраслей новейших технологий вырос за 10 лет в 27 раз, а ее доля в валовом промышленном продукте возросла до 35%.

4. Можно отметить следующие основные моменты, определяющие отечественный научно-технический потенциал:
a) в науке наблюдается снижение числа научных результатов мирового уровня;
б) запас научных проектов пригодных к внедрению иссякает, а существующий потенциал имеет малые возможности промышленного освоения;
в) кадровые составляющие потенциала характеризуется недостаточной долей малых возрастных групп, что может стать причиной невозможности передачи опыта через несколько лет;
г) наметилась тенденция снижения затрат на исследования и разработки.

5. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) опубликовала доклад «Мировые показатели интеллектуальной собственности за 2015 год» (World Intellectual Property Indicators 2015). На первом месте, как и все последние четыре года, находится Китай. КНР впервые в истории человечества вышла на показатель почти в миллион заявок, поданных в Китайское патентное ведомство. На втором месте идут США и Япония. При этом количество поданных заявок в Патентное ведомство США и Японии суммарно ниже, чем у одного Китая. Новый доклад организации демонстрирует, что, в то время как мировая экономика продолжает стагнировать, подача заявок на объекты интеллектуальной собственности во всем мире в 2015 году значительно возросла. Устойчивый рост числа заявок на объекты интеллектуальной собственности показывает, что компании продолжают инновационную деятельность, несмотря на неблагоприятные экономические условия. Это закладывает фундамент для дальнейшего роста и благосостояния мировой экономики.

С 2011 года Россия занимала седьмое место в мире по количеству подаваемых заявок. В 2015 году наша страна переместилась на восьмое место, на седьмом месте - Индия. Количество патентных заявок в России в пределах 40-45 тысяч в год, что для нашей страны крайне мало. Проблема в том, что сам по себе показатель количества поданных заявок не совсем корректен. В патентном праве есть такое понятие как коэффициент изобретательской активности - количество поданных заявок на 10 тысяч населения. В России коэффициент изобретательской активности – 3. Для сравнения, у Южной Кореи – 25.
6. Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю уровня развития инноваций. Рассчитан по методике международной бизнес-школы INSEAD, Франция. Исследование проводится с 2007 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира.

Глобальный индекс инноваций составлен из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана, как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей:

1. Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input):

· Институты;

· Человеческий капитал и исследования;

· Инфраструктура;

· Развитие внутреннего рынка;

· Развитие бизнеса.

2. Достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output):

· Развитие технологий и экономики знаний;

· Результаты креативной деятельности.

Таким образом, итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.

Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном докладе INSEAD по результатам очередного сравнительного исследования. Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее значительным инновационным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета Индекса.

Рейтинг стран мира по индексу инноваций в 2014 году:

 

 
Рейтинг Страна Индекс
  Швейцария 64.8
  Великобритания 62.4
  Швеция 62.3
  Финляндия 60.7
  Нидерланды 60.6
  Соединенные Штаты Америки 60.1
  Сингапур 59.2
  Дания 57.5
  Люксембург 56.9
  Гонконг 56.8
  Япония 52.4
  Франция 52.2
  Китай 46.6
  Италия 45.7
  Таиланд 39.3
  Россия 39.1
  Беларусь 37.1
  Бразилия 36.3
  Украина 36.3
  Индия 33.7

 

7. В России состояние инновационного климата во многом предопределено прежними условиями развития экономической системы, к которым относятся:
7.1. Замкнутость и статичность структуры экономики. Отраслевой принцип построения структуры предполагал ее монотехнологичную специализацию. Для существующей отраслевой структуры было характерно замкнутость крупных производств на самих себя. Кроме того, здесь не предполагалось создание малых и средних предприятий, которые должны способствовать межотраслевому обмену идеями, технологиями, кадрами и формированию новой структуры. Механизм распространения инноваций должен был осуществляться через систему головных отраслевых НИИ и НПО, являвшихся составными частями соответствующих министерств и ведомств. Испытания образцов новых технологий и продуктов должны были проходить на опытных заводах при данных НИИ, а затем тиражироваться на подведомственных предприятиях. Такой механизм продвижения результатов НИОКР в производство имел то преимущество, что позволял осуществить быстрое распространение некоторых базисных технологических процессов, но, как правило, в рамках своего ведомства. Однако ведомства, как правило, активно противодействовали внедрению радикальных новшеств отраслевого и межотраслевого назначения.
7. 2. Приоритетность развития военно-промышленного комплекса. Ориентация на мировое лидерство в гонке вооружений и игнорирование задач народнохозяйственного и социального значения привели к тому, что передовые научные достижения обеспечивались только в военно-промышленном комплексе. Военно-промышленный комплекс в большей степени был подвержен конкуренции, поскольку его продукция реализовывалась на внешнем рынке. Поэтому здесь качество и уровень продукции были значительно выше, а технические параметры соответствовали мировому научно-техническому прогрессу. Однако это достигалось за счет гражданских отраслей, которые с трудом обеспечивали даже простое воспроизводство. Ограниченные качественные ресурсы были сконцентрированы в военно-промышленном комплексе, что вело к увеличению технологического разрыва между ним и основной частью экономики.
7.3. Неэффективный механизм распределения ресурсов. Перераспределение ресурсов в течение длительного времени осуществлялось административным путем, что вело к появлению диспропорций в различных секторах экономики. Госплан не имел достаточной информации для эффективного распределения ресурсов. В данных условиях не было необходимости в отборе и отсеивании неперспективных инноваций. Предполагалось, что все разрабатываемые отечественные инновации готовы к внедрению и освоению. На деле же оказывалось, что внедрять почти нечего, и большинство научных работ необходимо было отсеять раньше, что позволило бы сэкономить средства и время. Действующий механизм перераспределения ресурсов в данном случае позволял поддерживать нерентабельные производства, производящие неконкурентоспособную продукцию.
7.4. Отсутствие конкуренции всегда обеспечивало спрос на продукцию низкого качества. Советский рынок был типичным рынком продавца, когда постоянный дефицит товара позволяет производителю диктовать свои условия покупателю. При отсутствии конкуренции снижалась качественная оценка продукции и восприимчивость к инновациям у потребителя.
7.5. Отсталость гражданского сектора. В гражданских отраслях был избран догоняющий путь, в ходе которого копировались западные образцы. Качество при этом было значительно хуже, чем у оригинала. В гражданском секторе экономики при этом наблюдалось накопление устаревших производств. Однако в виду отсутствия материальных стимулов интерес к инновациям со стороны гражданских отраслей был низким. Результаты инновационных процессов, происходивших в ВПК, не были адаптированы к гражданским отраслям и не могли здесь использоваться из-за их слишком высокой стоимости.
В России право собственности на инновации на всех этапах процесса оставалось за государством, поэтому этапу коммерциализации в России уделялось значительно меньше внимания. Отношения между основными участниками инновационного процесса - разработчиком, производителем и потребителем строго регламентировались государством и не предполагали коммерческих отношений. Отрицание коммерциализации как непременного условия нововведения, по мнению ряда специалистов, стало основной причиной неприятия инноваций в советской экономике.

Date: 2016-05-15; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию