Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение наказания





При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются:

— характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы и цели содеянного, личность виновного, характер нанесенного вреда и размер причиненного ущерба, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, мнение потерпевшего по делам частного обвинения (ст.62 УК);

— обстоятельства смягчающие (ст.63 УК) и отягчающие ответственность (ст.64 УК);

— характер и степень участия несовершеннолетнего в преступлении, совершенном в соучастии (ст.66 УК);

— степень осуществления преступного намерения при неоконченном преступлении и обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца (ст.67 УК);

— вердикт присяжных о снисхождении (ст.68 УК);

— наличие определенной совокупности смягчающих обстоятельств при одновременном отсутствии отягчающих (в том числе квалифицирующих) обстоятельств (ст.69 УК);

Закон не устанавливает различий в учете смягчающих и отягчающих обстоятельств в зависимости от возраста осуждаемого. однако очевидно, что при избрании меры наказания несовершеннолетнему смягчающие обстоятельства должны иметь большую, а отягчающие — меньшую силу. Вместе с тем при определении наказания суд не может учитывать несовершеннолетие как смягчающее ответственность обстоятельство, хотя оно и названо в качестве такового в п.10 ст.63 УК. Такой учет произведен законодателем, установившим более мягкие меры наказаний для несовершеннолетних преступников. Одно и то же обстоятельство не может быть учтено дважды. Однако в рамках установленных для несовершеннолетних мер наказания необходим дифференцированный подход к определению размера наказания в зависимости от конкретного возраста несовершеннолетнего.

Помимо названных обстоятельств, которые в равной мере применяются и ко взрослым преступникам, закон обязывает учитывать при назначении наказания несовершеннолетнему условия его жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, иные особенности личности, а также влияние других лиц (ст.116 УК). Перечисленные дополнительные обстоятельства не имеют единого значения и в зависимости от их содержания могут быть признаны нейтральными, смягчающими или усиливающими ответственность.

Важнейшей предпосылкой индивидуализации наказания является всестороннее изучение личности обвиняемого. Поэтому, рассматривая дела по обвинению подростков в совершении преступлений, суд должен изучить ряд обстоятельств, которые хотя и лежат за рамками состава преступления, однако, характеризуют социально-нравственные качества личности виновного, повышают либо понижают ее общественную опасность и существенно влияют на ответственность и наказание. Одним из таких обстоятельств является степень психического развития несовершеннолетнего.

Из всего многообразия характеристик уровня психического развития несовершеннолетнего уголовно-правовое значение имеют те, которые определяют его способность осознавать фактическую сторону своих деяний и их последствий, их социальную значимость, то есть общественную опасность, а также влияют на возможность исправления подростка конкретными мерами уголовного наказания.

На поведение несовершеннолетнего могут оказывать влияние различного рода психосоматические отклонения, не лишающие его, однако, возможности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Психические аномалии подростка затрудняют усвоение им правил поведения в обществе, снижают адекватность реагирования на изменения окружающей обстановки, облегчают проявление непродуманных, импульсивных действий, в том числе и противоправного характера.

Процесс социализации, усвоения основных норм поведения в обществе у несовершеннолетних протекает неравномерно, в связи с чем степень их психофизического развития может существенно отличаться даже в одной возрастной группе. Уровень социального взросления несовершеннолетнего показывает, в какой мере проявилась его самостоятельность в избрании линии поведения, сколь сильно в нем укоренилась установка на нарушение правил человеческого общежития. Это оказывает влияние на избрание вида и размера наказания, необходимого и достаточного для исправления несовершеннолетнего преступника.

При избрании в качестве меры воздействия уголовного наказания наличие умственной отсталости или психических отклонений учитывается как смягчающее ответственность обстоятельство, если появление указанных недостатков не зависело от воли виновного, например, явилось следствием травмы или заболевания. В ситуации, когда отклонения в умственном и психическом развитии являются следствием пристрастия несовершеннолетнего к наркотикам, алкоголю, токсинам или другим антиобщественным привычкам, наказание должно назначаться с учетом необходимости искоренения пагубных пристрастий подростка.


Совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных и иных обстоятельств, в силу материальной, служебной и иной зависимости, под влиянием психического принуждения или провоцирующего поведения потерпевшего — это смягчающие ответственность обстоятельства, которые одновременно являются условиями совершения преступления. Наряду с ними самостоятельному учету при назначении наказания несовершеннолетнему подлежат также условия его жизни и воспитания.

В поведении подростка как в зеркале отражается морально-психологический климат окружающей его среды. Основы нравственных качеств личности закладываются в семье. Определенное значение в воспитании подростка имеют материальные условия его жизни (уровень доходов семьи, жилищные условия и т.п.). Однако решающее значение принадлежит взаимоотношениям между родителями, отношению родителей (воспитателей) к ребенку, авторитетности родителей, степени их влияния на ребенка, их способности контролировать его поведение и т.д. Поэтому при выявлении семей с неблагоприятными условиями воспитания акцент должен делаться на анализе моральных устоев семьи, ее интеллектуальных, эстетических интересов и потребностей. В силу отсутствия стойких нравственных убеждений подросток как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны поведения родителей (эгоцентризм, ложь, грубость, злоупотребление спиртными напитками и т.п.). Все это накладывает отпечаток на избрание им линии поведения и при определенных условиях может привести к совершению преступления.

Значительное место в формировании личности подростка занимает обучение в школе. При относительном равенстве условий обучения уровень образованности несовершеннолетних может существенно различаться из-за неравенства психических и умственных способностей. В связи с этим в большей мере следует обращать внимание не на саму успеваемость, а на отношение подростка к учебе: регулярность посещения занятий, активность на уроках, качество выполнения домашних заданий, участие в школьных мероприятиях и т.п. Сказанное относится и к оценке условий обучения в училищах, техникумах и вузах.

Трудовая деятельность несовершеннолетнего оказывает существенное влияние на развитие его способностей и потребностей, формирует чувство ответственности, уважительное отношение к общественным интересам. Однако выработка этих качеств зависит от конкретных условий работы: содержания труда (умственный или физический, квалифицированный или неквалифицированный), состояния трудовой и производственной дисциплины, морального климата в коллективе, наличия традиций наставничества и т.п. Степень и характер влияния трудового коллектива могут быть учтены при определении такого вида наказания, как, например, исправительные работы. В то же время длительное без уважительных причин уклонение несовершеннолетнего после окончания учебы от участия в общественно полезном труде может свидетельствовать об укоренении в его сознании эгоистической психологии и его повышенной общественной опасности.


Недостатки в воспитательной работе в сфере досуга, безнадзорность подростков нередко приводят их к общению с группами несовершеннолетних, лишенных четких нравственных ориентиров. Отдельные группировки молодежи формируются на основе культа силы, стремления самоутвердиться за счет унижения слабых, пренебрежения к морально-этическим нормам поведения в обществе, а иногда и на основе криминальных интересов.

Групповые правила поведения нередко оказывают решающее влияние на действия несовершеннолетнего. В связи с высокой степенью внушаемости и подражательности, отсутствием способности к правильной оценке социальной значимости собственных поступков подростки нередко совершают преступления под прямым влиянием группы из чувства солидарности, ложно понимаемого товарищества, нежелания показаться трусом, стремления поднять свой авторитет в группе и т.п. Поэтому особое значение приобретает необходимость объективного выяснения и правильной оценки роли несовершеннолетнего в группе и влияния группы на его поведение.

Указанные обстоятельства играют решающую роль в формировании несовершеннолетнего. Не следует, однако, упускать из виду и ряд других обстоятельств, таких как поведение в быту, посещение спортивных или творческих школ и секций и др.

Влияние взрослых как обстоятельство, подлежащее учету при избрании меры наказания несовершеннолетнему, имеет двоякое значение. Во-первых, это влияние взрослых на формирование нравственных черт подростка в процессе его воспитания. В этом смысле данное обстоятельство учитывается так же, как и условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Во-вторых, это влияние взрослых на формирование у несовершеннолетнего решимости совершить конкретное преступление. Вовлечение подростка в преступление может выразиться в форме подстрекательства, путем привлечения несовершеннолетнего к участию в преступлении в качестве соисполнителя либо посредством пропаганды преступного образа жизни. Способы вовлечения в преступление могут быть самыми различными: от физического или психического насилия (избиение, причинение страданий, запугивание) до воздействия путем уговоров, возбуждения низменных желаний и т.п. В зависимости от способа вовлечения влияние взрослого может оцениваться различно. Если подросток отвечает согласием на простое предложение участвовать в совершении преступления, то это влияние не может признаваться смягчающим обстоятельством. Когда же участие несовершеннолетнего в преступлении явилось результатом активного и длительного воздействия взрослого, такое влияние смягчает ответственность несовершеннолетнего. Оно также нейтрализует учет в качестве отягчающего ответственность обстоятельства совершение преступления группой лиц, особенно, если при этом несовершеннолетний выполнял второстепенную роль.


Особенности нравственного и психического развития несовершеннолетних, их материального положения накладывают отпечаток и на учет смягчающих обстоятельств, указанных в ст.63 УК. Так, добровольное возмещение нанесенного ущерба или устранение причиненного вреда являются весьма затруднительными для большинства несовершеннолетних ввиду отсутствия у них самостоятельных материальных средств. Поэтому в качестве смягчающего ответственность обстоятельства следует рассматривать добросовестные посильные для подростка действия по устранению последствий своего преступления, даже при недостижении достаточно полного результата.

Неустойчивость формирующейся психики, отсутствие твердых волевых качеств подростков усиливают действие таких смягчающих обстоятельств, как совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также в состоянии аффекта под влиянием противоправных или аморальных действий потерпевшего. Эти же психические качества несовершеннолетних существенно влияют на их способность правильно учитывать условия правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, исполнения приказа и т.п. Следовательно, правовая оценка соотношения вреда предотвращенного и причиненного должна быть несколько иной применительно к несовершеннолетним. Если же все-таки они привлекаются к уголовной ответственности, то совершение преступления при нарушении условий правомерности причинения вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, должно смягчать ответственность несовершеннолетних в большей мере, чем ответственность взрослых лиц.

Положение ст.63 УК о том, что суд вправе признать также смягчающими ответственность обстоятельства, не указанные в законе, в полной мере относится и к назначению наказания несовершеннолетним. Следует лишь добавить, что перечень таких обстоятельств применительно к подросткам может быть более широким и включать обстоятельства, не влияющие на смягчение наказания взрослым преступникам.

Недостатки воспитания несовершеннолетнего, характеризуя в определенной мере его личность, тем не менее, не устраняют общественную опасность совершенного им преступления. Учет условий жизни несовершеннолетнего и влияния на него взрослых при назначении наказания ни в коей мере не должен создавать у подростка впечатления собственной невиновности, выставлять его жертвой обстоятельств, принижать его собственную вину в содеянном.

Выявление условий жизни и воспитания подростков, влияния на них взрослых лиц учитывается не только при определении меры наказания, но имеет и самостоятельное значение. Прежде всего, выявление причин и условий совершения преступлений несовершеннолетними необходимо для строгого реагирования на недостатки и упущения в воспитании несовершеннолетних в семье, школе, на производстве, на низкую эффективность контроля за несовершеннолетними со стороны правоохранительных и иных органов. Далее, при наличии соответствующих условий, возможна постановка вопроса о привлечении к уголовной ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступление (ст.172 УК) или антиобщественное поведение (ст.173 УК), склоняющих несовершеннолетних к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов (ст.331 УК), вербующих несовершеннолетних для сексуальной или иной эксплуатации (ст.187 УК) и др. Не исключается также применение различных ограничительных и иных мер, предусмотренных гражданским или семейным законодательством.

Назначение наказания по совокупности преступлений и приговоров. Особенностью назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров при осуждении несовершеннолетних является ограничение максимально допустимых сроков лишения свободы. Указанное ограничение дифференцируется в зависимости от вида совокупности и возраста несовершеннолетнего на момент совершения преступления.

Несовершеннолетним, которые в возрасте до шестнадцати лет совершили два преступления или более, из которых хотя бы одно является тяжким или особо тяжким, лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать десяти лет.

Если же несовершеннолетний совершил в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет несколько преступлений, из которых хотя бы одно является тяжким или особо тяжким, то лишение свободы по совокупности преступлений не может превышать двенадцати лет. При совокупности двух преступлений, если одно тяжкое или особо тяжкое преступление, входящее в такую совокупность, совершено в возрасте до шестнадцати лет, а второе преступление такой же тяжести — в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, максимальный срок лишения свободы также не может превышать десяти лет.

Наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет по совокупности преступлений может быть назначено лишь в том случае, когда в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет совершено несколько преступлений и хотя бы одно из них является тяжким или особо тяжким.

При назначении несовершеннолетним окончательного наказания по совокупности приговоров максимальный срок лишения свободы не может превышать пятнадцати лет. При совокупности приговоров не имеют значения ни степень тяжести совершенных преступлений, ни возрастные периоды их совершения — от четырнадцати до шестнадцати лет или от шестнадцати до восемнадцати лет.

Изложенные правила назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров действуют и при назначении наказания взрослому лицу, осуждаемому за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте. Если, например, после вынесения приговора за преступление, совершенное взрослым лицом, будет установлено, что оно виновно в совершении еще нескольких преступлений, совершенных до восемнадцати лет, то вначале будет назначено наказание за совокупность преступлений по правилам ст.116 УК, а затем будут применены правила ст.72 УК.

Предусмотренные для несовершеннолетних ограничения сроков лишения свободы должны учитываться и при определении максимальных сроков лишения свободы, назначаемых по совокупности преступлений, одно из которых совершено в возрасте до восемнадцати лет, а другие преступления — в совершеннолетнем возрасте. Однако данные правила применимы, если входящее в такую совокупность тяжкое или особо тяжкое преступление совершено в несовершеннолетнем возрасте. Максимальный срок лишения свободы в таких случаях ограничен соответственно десятью или двенадцатью годами. Если совокупность преступлений составляют два преступления, являющиеся тяжкими или особо тяжкими, одно из которых совершено в несовершеннолетнем, а другое в совершеннолетнем возрасте, максимальный срок лишения свободы по совокупности не должен превышать двенадцати лет.







Date: 2016-05-15; view: 510; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию