Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы для дискуссий на семинарских занятиях
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Культурология» ( 2 часа) 1. Духовная и материальная культуры. 2. Мир культуры и мир ценностей. 3. Человек культурный и человек образованный. Смысл образования. 4. Основные понятия культурологии. Понятие культурной идентичности. 5. Культурно-исторический архив и культурные константы (пространство, время, телесность и т.д.). 6. Непрерывность и преемственность культурного процесса. Необходимость представлений о культурных системах прошлого, для осознания настоящего и прогнозирования будущего. 7. Традиция и культурные заимствования. Проблема сохранения и воспроизведения культурного наследия и национальной самобытности.
Тема 2. Введение в историю культуры (2 часа) 1. Археологический и этнографический методы реконструкции картины мира. 2. Мифологическое мышление - особенности и значение. 3. Наука Египта и ее влияние на развитие европейской культуры. 4. Древнегреческая философия как основа европейской науки. 5. Римское гражданское право. 6. Средневековая бытовая культура и христианская религия. 7. Символизм средневекового мира. 8. Священная Римская Инквизиция. 9. Антропоцентризм Возрождения. Человек как соавтор бога. 10. Изменение культурной парадигмы. Переход к инновационному типу культуры. 11. Рационализм как культурная стратегия. 12. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости. Новая парадигма искусства и культуры. 13. Великие потрясения середины века ХХ в. и их влияние на мировую культуру. 14. Перспективы европоцентризма. Смысл американоцентризма. 15. Массовое общество и его критика. Массовая и элитарная культуры. Взаимодействие и противоречия. Структуры власти.
Тема 3. Русская культура (дополнительно) 1. Россия - многонациональное государство. От Империи к Федерации. Культурные аспекты и культурная идентичность. 2. Традиционные календарные праздники: Новый год, Рождество, Масленица. 3. Семейные праздники и отправление ритуалов: день рождения, день ангела, свадьба, поминки. 4. Элементы городской и аристократической русской культуры: балы. 5. Этикет: история и современность. Особенности русского и современного российского этикета.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ 1. Адекватность – точность, правильность, соответствие знания предмету исследований. 2. Аксиология – философская теория, изучающая ценностное содержание культуры. В более общем понимании – теория ценностей. 3. Алфавитное письмо – вид письменности, использующий сравнительно небольшой набор письменных знаков (до 50), которые обозначают не слова (как в иероглифике) и не слоги (как в силлабике), а отдельные звуки устной речи. Достоинством алфавитного письма является небольшое количество и простота написания знаков (воспроизведение их доступно даже не обладающему художественными способностями человеку), а недостатком остаётся несоответствие количества используемых знаков количеству звуков данного языка. 4. Анализ -выделение отдельного свойства предмета исследований из круга остальных свойств с целью изучения его специфики. См. синтез. 5. Антропологический подход – взгляд на культуру как целое, охватывающее человеческую жизнь и отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы. 6. Антропоморфизм – представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются связанным с человеком. 7. Антропоцентризм – система мировоззрения, согласно которому человек есть центр и конечная цель мироздания. 8. Анимизм (лат anima - душа) – система представлений о наличии независимого начала - души – у человека, животных, растений и предметов. 9. Артефакт – искусственно созданный объект. 10. Аскетизм – моральный и религиозный принцип, требующий воздержания от жизненных благ, удовольствий, ухода от мира. 11. Ассимиляция – культурное поглощение одним народом другого, в ходе которого происходит полная культурная переориентация "поглощаемого" народа. 12. Воля – способность к выбору свободы, общественной позиции, к рациональному самоограничению, к усилиям по определению и достижению цели. 13. Воображение – создание образа мира или отдельных его элементов, никогда не воспринимавшихся в опыте. Как важнейший архетип разума воображение всегда включено в ситуацию человеческой или общественной жизни и позволяет проектировать способы ее преодоления. Вне ситуации воображение становится фантазией и выступает истоком новых культурных явлений. 14. Гуманизм - воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей. 15. Гуманизм (возрожденческий) – специфическое мировоззрение, ориентированное на приоритет исследования сфер бытия, так или иначе связанных с человеком. 16. Деятельность – познавательная и преобразовательная активность человека, которая целенаправленна, предметна, социальна, осуществляется в соответствии с материалом, обладает средствами и выражает сущность человека как творца ценностей из материала природы. 17. Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, которые указывают на другой предмет, событие или действие (дорожный знак). 18. Зооморфизм - представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются или ассоциируются с образами животных. 19. Идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул общественного развития. Желаемый образ максимального совершенства в этике. 20. Идеографическое письмо (иероглифика) -способ письма, в котором рисунки приобретают более упрощённый и схематический вид и, в отличие от всех предыдущих видов (предметного и рисуночного письма), приобретают способность передавать фонетические и грамматические особенности применяющего данное письмо языка. 21. Идентификация – процесс эмоционального или иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, этносом или культурой. 22. Имманентный – внутренне необходимый. 23. Индивидуация– принцип, означающий, что каждый человек в жизни выступает, прежде всего, как индивидуальное, самобытное существо, а любое явление его жизненного мира перед ним предстает как конкретное, единичное явление. 24. Инновационная культура – культура, ориентированная на освоение и скорейшее внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в ущерб традиционным способам жизни. 25. Интерпретация - описание и объяснение нового факта средствами определенной теории (или небольшой группы взаимно непротиворечивых теорий). 26. Интерсубъективность – структура индивидуальной субъективности человека, откликающаяся на субъективность других людей. 27. Иррациональное – выходящее за пределы человеческого разума, но переживаемое человеком как реальность. 28. Истина – адекватное отражение действительности. 29. Картина мира – обусловленная культурой совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения. 30. Калокагатия (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) – этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. 31. Классификация – система однопорядковых понятий, полученных в результате анализа предмета по одному признаку. 32. Консерватизм - духовная установка, характеризующаяся нацеленностью на сохранение и восстановление прежних порядков, традиций, образов мысли. 33. Культура – мера человеческого в человеке; способ и форма человеческой деятельности; совокупность явлений действительности, выступающих для человека ценностями; совокупность социальных институтов и ментальных структур, обусловливающих ценностное содержание человеческого мира. Ценностное отношение человека к миру. Мир ценностей, способ их создания, присвоения и изменения. 34. Культурная идентификация – определение человеком самого себя как принадлежащего определенной культурной традиции. 35. Культурная константа – событие или явление, отношение к которому с необходимостью будет возникать в любую эпоху в любой культуре. 36. Культурный контекст – совокупность представлений данного общества о себе и своём отношении к окружающему миру, в которую погружено сознание каждого отдельного человека. Принадлежащего к данной культуре. 37. Культурно - исторический архив – вся сумма материальных и духовных достижений человечества за всю его историю. 38. Локальная культура – социальная культура, рассмотренная с точки зрения ее природно-географической, исторической и национально-психологической определенности. 39. Любопытство – интеллектуальное переживание ситуации, "увлеченность" необычайностью, бескорыстная заинтересованность в познании того, что выходит за пределы жизненного мира. 40. Массовая культура – культура, ориентированная на ценности большинства членов общества. 41. Метакультура – сообщество культур, которое имеет надэтнический характер и объединяет разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В качестве такого общего параметра может выступать общность языка, общность природных условий и в особенности общность религиозная. 42. Метод – направленная на решение проблемы и исследование предмета упорядоченность шагов познания, эффективность которой доказана. 43. Мировоззрение – культурное отношение к миру, складывающееся на основе философской картины мира и проявляющееся в представлении о ценностях, смыслах и значениях для человека проявлений мировой реальности. Комплекс представлений человека о себе и мире, которые ограничены теми или иными желаниями, ценностями, стремлениями и идеалами человека. 44. Миф – образ или утверждение, не подтвержденное научно и аргументированное высшим по отношению к человеку авторитетом, принимаемое на веру. Существуют мифы древние и современные, сакральные, политические, экономические и др. Признак мифа – убеждение, что дело обстоит именно так, потому что об этом знают все. 45. Обряд и ритуал – Форма культуры, проявление цивилизации. Порядок действий, в которых совершаются, закрепляются и проявляются традиция и обычай. 46. Объект - то, что субъект различает, это - представление о жизненном мире субъекта как о материале для производства ценностей в ходе познания, преобразующей деятельности и присвоения. 47. Обычай – форма деятельности, лежащая в основе повседневного поведения социальных групп. 48. Отчуждение – осознание субъектом своего отличия от явлений мира и противопоставленности им. 49. Парадигма - образец, предписывающий нормативы познания или практики. Социокультурная парадигма – сущностный эталон, образец, норматив культуры. Массовое, общекультурное архетипическое представление об основных качествах человека, мира и их взаимоотношений. 50. Потенциальное – существующее как возможность своего осуществления. 51. Прагматизм – этический принцип, согласно которому этичным является все, что приносит человеку пользу. 52. Предмет – данное в опыте явление действительности, на которое направлено познание. 53. Предметное письмо – возникшее ещё в первобытном обществе использование предметов с целью передачи сообщений (к примеру, кипу – узелковое письмо, применявшееся в обществе инков). 54. Постиндустриальный тип культуры –сложившийся во второй половине ХХ в. способ культурной деятельности, определяющийся научно-технической революцией, то есть развёрнутым переходом от механизации к широкой автоматизации труда. В постиндустриальной цивилизации возникают новые виды производственной деятельности, а производительность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится "обществом изобилия", где главным объектом деятельности людей становится информация. 55. Проблема – очевидное незнание, вызывающее познавательный интерес. 56. Разум (новоевропейского типа) – мышление рационально упорядоченное, операционализированное, проблемное, предметное, методичное, способное к построению гипотез и служащее для познания объекта с целью определения эффективной жизненной стратегии в отношении к объекту. Разум обеспечивает познание объектов, не данных в органах чувств, хотя и требует при этом их редукции к чувственному опыту. При осуществлении редукции разум становится рассудком. 57. Рассудок – логическая форма познающего разума. 58. Рефлексия – обращение мышления к собственным всеобщим основаниям и предпосылкам. 59. Рисуночное письмо (пиктография) – передача сообщений посредством отдельного рисунка или целого ряда рисунков. 60. Ритуал – образцовое действие, которое воспроизводится и передаётся от поколения к поколению с целью закрепления постоянства приобретаемой от этого действия пользы. 61. Свобода (новоевропейского типа) – самообусловленность субъекта и обладание им необходимыми условиями жизни, возможность самостоятельного выбора и принятия решений. 62. Силлабическое (слоговое) письмо – система письменности, в которой каждому знаку соответствует определённый слог использующего данную письменность языка. В отличие от иероглифики, силлабическое письмо определяется меньшим количеством (до 500) и более упрощённым написанием отдельных знаков. 63. Символ – форма ценности,знак, чье значение зависит от субъективного представления и обусловлено культурной интерпретацией. 64. Синкретизм (от греч. syncretis) -отличительная черта первобытной культуры и мышления, выражающаяся в нерасчлененности, недифференцированности их форм, слитность искусства, мифологии, религии. 65. Смысл – обусловленное культурой содержание любого знака или явления, указывающее на его значение для человека. Смысл жизни – предназначенность человека и то, какой должна быть его жизнь. Смысл явления – его значение для человека и его должная форма. 66. Социализация – процесс усвоения человеком норм и ценностей общественной культуры через образование, воспитание и общение. 67. Социокультурная парадигма – массово распространенное представление о человеке, мире и способах жизни человека в мире. 68. Статическое – не изменяющееся во времени, зафиксированное раз и навсегда. 69. С тереотип – упрощённое, зачастую искажённое представление о каком-либо культурном явлении или подразделении (поведении, способе мышления и восприятия). 70. Субкультура – культура отдельных социальных групп как субъектов и элементов пространства общей культуры. 71. Творчество – способность к созданию новых ценностей, таких, какие могли появиться только через посредство субъективного разума и активности. 72. Технология – сумма знаний о способах производства ценностей вместе с материальными и институциональными средствами их производства. 73. Тоталитарный – подчиненный единой вертикали власти, в рамках подобного стиля мышления полностью отрицается ценность субъективного, индивидуального. 74. Тотемизм – вера в животных-прородителей. 75. Традиция – процесс передачи социокультурного опыта от поколения к поколению. Это – субъективно усвоенные нормы, воспринимающиеся человеком как естественные и лично осмысленные. 76. Традиционный тип культуры – способ культурной деятельности, опирающийся на ручной труд и технику. Главным местом приложения производственной деятельности людей при таком типе культуры является природа, а в качестве ведущих - выделяются добывающие способы хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, земледелие). Это – культура, ориентированная на сохранение, поддержание и воспроизведение устоявшегося образа жизни и его особенностей. 77. Утилитаризм – воззрение, согласно которому целью человеческих поступков всегда должно быть стремление извлекать из всего выгоду, пользу. Этический принцип, согласно которому этичным является все, что служит увеличению общественного блага. 78. Фантазия – воображение, выходящее за пределы ситуации, источник новых культурных явлений. В крайних случаях может принимать форму бессодержательного фантазирования. 79. Фетишизм – представления, приписывающие вещам необычные для них, сверхъестественные свойства. 80. Философствование – размышление человека о месте в жизни и в мире, о собственном смысле и предназначении. Обладает культуротворческим потенциалом. 81. Феномен – явление мира, постигаемое с помощью чувств. 82. Ценность – интенция, объективация человеческой сущности. Соответствие человеческой сущности всеобщей природе человека, представление человека или общества о том, что имеет для них значение и смысл. В этике – соотношение объекта, процесса или явления с характеристикой "добро" или "зло". 83. Цивилизация – социокультурные системы, различные типы обществ, возникающих в истории человечества. Важнейшим признаком цивилизации является наличие города. В культурологи может быть синонимом понятия "культура" (А.Тойнби) или его антагонистом (О. Шпенглер). 84. Элита – социальная группа, занимающая высшее положение в социальной иерархии. Элиты могут быть экономическими, политическими, интеллектуальными, нравственными. Элита противоположна массе – всем остальным социальным группам. Элитарная культура – наиболее высоко развитая, выступающая образцом культурного поведения в своей сфере. 85. "Эпохе" – принципиальный отказ в исследовании от любых суждений и утверждений, опирающихся на внешний опыт. 86. Язык – важнейшая из знаковых систем, образующая основу всей культуры использующего её народа, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, передачу и хранение информации и т.п. Язык как естественное явление есть открытая система, способная развиваться и изменяться. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Контрольная работа – один из способов самостоятельного освоения учебного материала. Цель контрольной работы состоит не только в том, чтобы продемонстрировать, как усвоены данные на лекциях знания об основных категориях культуры и важнейших культурологических теориях, но и в том, чтобы применить их на практике, раскрывая в работе одну из предложенных тем. При этом у студентов закрепляются навыки работы с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом, они учатся сопоставлять различные точки зрения, анализировать, обобщать, последовательно и логично излагать материалы научных статей, брошюр и монографий. При подготовке к написанию реферата (контрольной работы) рекомендуется использовать конспекты лекций и следующие учебные пособия: 1. Платонова, Э.Е. Культурология / Э.Е. Платонова. - М., 2003. 2. Кармин, А.С. Культурология. / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. - М. – СПб.: "Питер", 2004.
Выбор темы: Работа над контрольной начинается студентом с выбора темы, которая будет раскрыта последующим содержанием. Для того чтобы работа не воспринималась формально, тему следует выбирать в соответствии с тем, что показалось наиболее интересным в курсе "Культурология" и соответствует общему направлению интересов студента. При выборе темы допустимы: 1) выбор темы из предлагаемого преподавателем и утверждённого кафедрой списка. 2) самостоятельный выбор темы. В последнем случае следует согласовать тему с преподавателем, проводящим занятия в группе. Без согласования контрольная работа считается недействительной.
Date: 2016-05-15; view: 716; Нарушение авторских прав |