Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 2. Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Культурологические концепцииСтр 1 из 7Следующая ⇒
М.М. Предовская КУЛЬТУРОЛОГИЯ Санкт-Петербург УДК 796(075):316 Предовская, М.М. Культурология. Учебно-методическое пособие/ М. М. Предовская; СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. – Спб.: [б.и.], 2006. – 48 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. Утверждено УМК СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Прот. № 16 от 15.06.06. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Культурология» федерального компонента цикла ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - составлена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения для студентов 1-го курса, заочного отделения ФЭО СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Главное содержание пособия - основные темы курса и рекомендованные материалы, необходимые студенту для самостоятельного освоения содержания курса.
Библиогр. 127, интернет-ресурсы 24
Рецензент: Т. В Шелепанова, доцент, канд. филос. наук (СПбГУКиТ)
© Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2006. © Предовская М.М., 2006. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Данное пособие ставит своей целью в наглядном виде, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и принятой на кафедре учебно-методической схемой, представить студенту-заочнику материал, входящий в курс "Культурология". Теоретическая компонента курса излагается в лекционной форме, а культурологическую конкретику, причем в историческом аспекте, студенты изучают на семинарах. Так же, в Приложении дается пример самостоятельной работы с научным культурологическим текстом. Предлагаемое методическое пособие призвано как обеспечить студента необходимыми ему ориентирами в теоретической части курса культурологии, так и ознакомить с требованиями к зачету. В пособии по возможности полно, но в соответствии с объемом курса, использована выходившая в последние годы культурологическая научная (исследовательская) и учебная литература. Однако, учитывая специфику и сугубо учебный характер пособия, научно-справочный аппарат и литературные источники для самостоятельной работы студентов носят рекомендательный характер.
Программа курса Распределение часов курса по темам и видам работ
Продолжение таблицы
ЗАДАЧИ КУРСА: 1. Сформировать представление о том, чем занимается культурология, насколько сложен и многогранен предмет ее исследования, а также показать, что каждый человек вольно или невольно будет сталкиваться в повседневной жизни с теми темами, которыми занимаются культурологи. 2. Показать, в качестве практической применимости, что человек - не просто "существо культурное", но "микро культура", ее атом, для индивидуальной жизни которой будут применимы те же законы, которые можно вычленить и на "макро уровне". ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ (2 часа) Для образования большое значение имеет культурология, наука о закономерностях и особенностях развития культур. Культурным считается человек: Ø усвоивший ценности и нормы «своей» культуры, обладающий культурной идентичностью, умеющий не только отличать «своих» от «чужих», но и уважать как свою, так и чужую культуру; Ø образованный и мыслящий, свободный и творческий; Ø эстетически и художественно развитый, осознающий и придерживающийся основных общечеловеческих ценностей; Ø умеющий управлять собой, сочетать естественность в поведении с требованиями этикета; Ø осознанно стремящийся к реализации своих творческих способностей и самосовершенствованию.
Часть 1. Предмет, цели и задачи курса «Культурология» Исследования культуры имеют глубокие исторические и философские корни. Ими занимаются многие науки (философия, археология, этнография, психология, история, социология). Но как самостоятельная отрасль научного знания культурология формируется к середине ХХ в. Существуют три взгляда на культурологию как науку: 1. Культурология – как комплекс дисциплин, изучающих культуру с целью понять ее в историческом развитии и социальном функционировании, а также создать систему знаний о культуре. 2. Культурология – как раздел дисциплин, изучающих в том числе и культуру, то есть наука о смыслах и значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени. 3. Культурология – как самостоятельная дисциплина, исследующая закономерности и особенности возникновения, развития и существования культуры. Предметом изучения является культура во всем своем многообразии. Существует множество разнообразных авторских определений понятия "культура", которые можно подразделить на несколько основных групп в зависимости от того, на какой аспект делается основной акцент. Основные группы определений понятия "культура": 1. Антропологические – культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе. 2. Археологические – культура – это вещи, в которых воплощены следы духовной деятельности. 3. Дидактические – культура – это то, чему человек научился, а не унаследовал генетически. 4. Исторические – культура – это продукт истории, сохраняющий и передающий опыт, а также позволяющий его накапливать. 5. Нормативные - культура – это нормы и правила, регулирующие жизнь людей. 6. Символические - культура – это системы употребления и правильной расшифровки символов. 7. Социологические – культура – это фактор интеграции общества, система средств, регулирующих общественную жизнь. 8. Этнографические – культура – это комплекс обычаев, верований, особенностей труда и быта определенного этноса. Функции культуры Под функцией подразумевается предназначение, роль в социальной системе. 1. Адаптивная: культура как средство адаптации человека к окружающей его природной и социальной среде. Средство компенсации его недостаточности. 2. Коммуникативная – культура как источник формирования условий и средств человеческого общения. Условие и результат этого общения. Культура создает и сохраняет коммуникативные средства, такие как язык, письменность, знаковые системы, позволяет опредмечивать и распредмечивать смыслы. 3. Интегративная - культура объединяет социальные и этнические группы, обеспечивает единство государства. 4. Социализационная - культура обеспечивает включение индивида в жизнь общества, усвоение им опыта, знаний, ценностей, норм поведения, обычаев и традиций, необходимых для исполнения социальной роли. Задает стратегии поведения в обществе. 5. Компенсаторная или рекреативная - культура создает и регулирует зоны отдыха. Часть 2. Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Культурологические концепции Историко-экономическая концепция Маркса как переход от "линейной", "европоцентристской" теории развития культуры, применимой в культурологическом исследовании, к теориям локальных цивилизаций. Ее связь с философской концепцией Гегеля. Взаимосвязь экономики и культуры. Необходимость последовательного развития экономики как основы материальной культуры, причем переход от одной формации к другой может занимать в разных культурах разное время. Сосуществование различных общественно-экономических формаций в один исторический промежуток времени. Значение теории Маркса для русской и мировой культуры. Основные понятия: общественно-экономическая формация, способ производства, производственные отношения, объективные законы развития. Теория локальных культур О. Шпенглера. "Закат Европы". Мировые культуры: принципы типологии культуры, историческая неповторимость определённой культуры и общекультурное наследие человечества. Проблема межкультурной коммуникации: возможен ли диалог? Основные понятия: душа, пра-символы культуры, ландшафт, соотношение понятий "культура" и "цивилизация". А. Тойнби и теория преемственности культур. Связь культурологии и истории. Теория «Вызовов» и «Ответов». Основные понятия: соотношение понятий "культура" и "цивилизация", вызов, элита, стимулы (удара, давления, социального ущемления), ответы (архаизм, футуризм, аскетизм, духовное преображение). Макс Вебер о влиянии религиозно-этических принципов на развитие культуры сообщества. "Протестантская этика и дух капитализма". Концепция "идеального типа" в культурологическом исследовании. Основные понятия: идеальный тип, протестантская этика, разволшебствование. Культурно исторический архив – сумма культурных достижений человечества за всю его историю. Культура может рассматриваться как развивающееся, динамическое и как статическое явление. Методы анализа на основе вычленения культурных констант позволяют не только исследовать состояние культуры в фиксированный период времени, но и проследить происходящие в ней со временем изменения. Культурная константа - событие или явление, отношение к которому будет с необходимостью существовать в любую эпоху в любой культуре (пространство, время, тело, рождение, смерть и т. д.). Пример динамического анализа культурной константы (Время): 1. Циклическое время мифологического сознания. 2. Эсхатологическое время христианского мира. 3. Бесконечность прогресса Нового Времени. 4. Фрагментированное, распадающееся время 20-го века. Пример сравнительного анализа культурной константы (Смерть): 1. Самоубийство как грех в христианских культурах. 2. Сеппуку как ритуал, характеризующий специфическое отношение к смерти в культуре Японии.
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ (4 часа) Тема 1. Традиционные культуры (2 часа) Большую часть своей истории человечество существовало в рамках традиционного общества, ориентированного на сохранение, поддержание и воспроизведение устоявшегося образа жизни и его особенностей. Часть 1 Первобытная культура. Проблема происхождения первобытной культуры. Культургенез. Особенности первобытного мышления и миропонимания: синкретизм, анимизм и тотемизм, магия как пра-научный подход. Основные понятия: гоминиды, палеолит, неолитическая революция, дольмен, табу, тотем, фетиш, синкретизм. Часть 2 Древние царства. Демонстрация взаимосвязи и преемственности культур на примере Египта, Греции и Рима. Анализ этих культур через рассмотрение их отношения к такой культурной константе, как "телесность". Древний Египет. Мифология Египта и ее влияние на культуру. Особенности науки – "сакральное знание". Восприятие телесности и самое консервативное искусство: тело воскресающее. Древняя Греция. Космогония и антропоцентричность греческой культуры: тело как микрокосм, живущий по тем же законам, что и макрокосм. Стремление к гармоничному развитию личности как проявление принципа калокагатии. Диета и Диетика. Древний Рим. Культура и закон. Основы европейской цивилизации. Тело как собственность: влияние на дальнейшее развитие европейской культуры в целом. Часть 3 Понятие “средние века”. Иерархичность картины мира. Основные черты средневековой культуры: геоцентризм, традиционализм, символизм, дидактизм и психологическая самоуглублённость, историзм. Тело как грешная и умертвляемая плоть: медицина, религия, мировосприятие. Культура элитарная (аристократическая) и народная.
Date: 2016-05-15; view: 621; Нарушение авторских прав |