Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Культурологические концепции





М.М. Предовская

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Санкт-Петербург


УДК 796(075):316

Предовская, М.М. Культурология. Учебно-методическое пособие/ М. М. Предовская; СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. – Спб.: [б.и.], 2006. – 48 с.

Печатается по решению редакционно-издательского совета СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта.

Утверждено УМК СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Прот. № 16 от 15.06.06.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Культурология» федерального компонента цикла ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - составлена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения для студентов 1-го курса, заочного отделения ФЭО СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Главное содержание пособия - основные темы курса и рекомендованные материалы, необходимые студенту для самостоятельного освоения содержания курса.

 

Библиогр. 127, интернет-ресурсы 24

 

Рецензент:

Т. В Шелепанова, доцент, канд. филос. наук

(СПбГУКиТ)

 

© Санкт-Петербургский государственный

университет физической культуры

им. П.Ф. Лесгафта, 2006.

© Предовская М.М., 2006.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..  
ПРОГРАММА КУРСА ……………………………………….  
ЗАДАЧИ КУРСА……………………………………………….  
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ………………………..  
ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИЙ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ……………………………………………………...  
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ………………………………………….  
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ  
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………….  
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ………………………….  
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………….  
WEB РЕСУРСЫ………………………………………………...  
ПРИЛОЖЕНИЕ: фрагменты текста с контрольными вопросами...........................  

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие ставит своей целью в наглядном виде, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и принятой на кафедре учебно-методической схемой, представить студенту-заочнику материал, входящий в курс "Культурология". Теоретическая компонента курса излагается в лекционной форме, а культурологическую конкретику, причем в историческом аспекте, студенты изучают на семинарах. Так же, в Приложении дается пример самостоятельной работы с научным культурологическим текстом. Предлагаемое методическое пособие призвано как обеспечить студента необходимыми ему ориентирами в теоретической части курса культурологии, так и ознакомить с требованиями к зачету. В пособии по возможности полно, но в соответствии с объемом курса, использована выходившая в последние годы культурологическая научная (исследовательская) и учебная литература.

Однако, учитывая специфику и сугубо учебный характер пособия, научно-справочный аппарат и литературные источники для самостоятельной работы студентов носят рекомендательный характер.

 


Программа курса

Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа
В том числе по видам учебных занятий
Лекции Семинарские занятия Прак-тика
             
  Раздел 1.Введение в основы культурологии. Теория культуры.          
  Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Культурология».          
  Тема 2. Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Культурологические концепции.          
  Раздел 2. История культуры          
  Часть 1. Традиционная культура.          
  Тема 1. Первобытная культура.          
  Тема 2. Культура древних цивилизаций.          
  Тема 3. Европейская культура Средневековья.          
  Часть 2 Инновационная культура.          

Продолжение таблицы

             
  Тема 4. Европейская культура Возрождения.          
  Тема 5. Европейская культура XVII - XIX вв.          
  Тема 6. Культура XX века.          
  Тема 7. Культура России.          
  Итого          

 


ЗАДАЧИ КУРСА:

1. Сформировать представление о том, чем занимается культурология, насколько сложен и многогранен предмет ее исследования, а также показать, что каждый человек вольно или невольно будет сталкиваться в повседневной жизни с теми темами, которыми занимаются культурологи.

2. Показать, в качестве практической применимости, что человек - не просто "существо культурное", но "микро культура", ее атом, для индивидуальной жизни которой будут применимы те же законы, которые можно вычленить и на "макро уровне".

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ (2 часа)

Для образования большое значение имеет культурология, наука о закономерностях и особенностях развития культур. Культурным считается человек:

Ø усвоивший ценности и нормы «своей» культуры, обладающий культурной идентичностью, умеющий не только отличать «своих» от «чужих», но и уважать как свою, так и чужую культуру;

Ø образованный и мыслящий, свободный и творческий;

Ø эстетически и художественно развитый, осознающий и придерживающийся основных общечеловеческих ценностей;

Ø умеющий управлять собой, сочетать естественность в поведении с требованиями этикета;

Ø осознанно стремящийся к реализации своих творческих способностей и самосовершенствованию.

 

Часть 1. Предмет, цели и задачи курса «Культурология»

Исследования культуры имеют глубокие исторические и философские корни. Ими занимаются многие науки (философия, археология, этнография, психология, история, социология). Но как самостоятельная отрасль научного знания культурология формируется к середине ХХ в.

Существуют три взгляда на культурологию как науку:

1. Культурология – как комплекс дисциплин, изучающих культуру с целью понять ее в историческом развитии и социальном функционировании, а также создать систему знаний о культуре.

2. Культурология – как раздел дисциплин, изучающих в том числе и культуру, то есть наука о смыслах и значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

3. Культурология – как самостоятельная дисциплина, исследующая закономерности и особенности возникновения, развития и существования культуры.

Предметом изучения является культура во всем своем многообразии.

Существует множество разнообразных авторских определений понятия "культура", которые можно подразделить на несколько основных групп в зависимости от того, на какой аспект делается основной акцент.

Основные группы определений понятия "культура":

1. Антропологические – культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе.

2. Археологические – культура – это вещи, в которых воплощены следы духовной деятельности.

3. Дидактические – культура – это то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.


4. Исторические – культура – это продукт истории, сохраняющий и передающий опыт, а также позволяющий его накапливать.

5. Нормативные - культура – это нормы и правила, регулирующие жизнь людей.

6. Символические - культура – это системы употребления и правильной расшифровки символов.

7. Социологические – культура – это фактор интеграции общества, система средств, регулирующих общественную жизнь.

8. Этнографические – культура – это комплекс обычаев, верований, особенностей труда и быта определенного этноса.

Функции культуры

Под функцией подразумевается предназначение, роль в социальной системе.

1. Адаптивная: культура как средство адаптации человека к окружающей его природной и социальной среде. Средство компенсации его недостаточности.

2. Коммуникативная – культура как источник формирования условий и средств человеческого общения. Условие и результат этого общения. Культура создает и сохраняет коммуникативные средства, такие как язык, письменность, знаковые системы, позволяет опредмечивать и распредмечивать смыслы.

3. Интегративная - культура объединяет социальные и этнические группы, обеспечивает единство государства.

4. Социализационная - культура обеспечивает включение индивида в жизнь общества, усвоение им опыта, знаний, ценностей, норм поведения, обычаев и традиций, необходимых для исполнения социальной роли. Задает стратегии поведения в обществе.

5. Компенсаторная или рекреативная - культура создает и регулирует зоны отдыха.

Часть 2. Развитие представлений о культуре в истории общественной мысли. Культурологические концепции

Историко-экономическая концепция Маркса как переход от "линейной", "европоцентристской" теории развития культуры, применимой в культурологическом исследовании, к теориям локальных цивилизаций. Ее связь с философской концепцией Гегеля. Взаимосвязь экономики и культуры. Необходимость последовательного развития экономики как основы материальной культуры, причем переход от одной формации к другой может занимать в разных культурах разное время. Сосуществование различных общественно-экономических формаций в один исторический промежуток времени. Значение теории Маркса для русской и мировой культуры.

Основные понятия: общественно-экономическая формация, способ производства, производственные отношения, объективные законы развития.

Теория локальных культур О. Шпенглера. "Закат Европы". Мировые культуры: принципы типологии культуры, историческая неповторимость определённой культуры и общекультурное наследие человечества.

Проблема межкультурной коммуникации: возможен ли диалог?

Основные понятия: душа, пра-символы культуры, ландшафт, соотношение понятий "культура" и "цивилизация".

А. Тойнби и теория преемственности культур. Связь культурологии и истории. Теория «Вызовов» и «Ответов».


Основные понятия: соотношение понятий "культура" и "цивилизация", вызов, элита, стимулы (удара, давления, социального ущемления), ответы (архаизм, футуризм, аскетизм, духовное преображение).

Макс Вебер о влиянии религиозно-этических принципов на развитие культуры сообщества. "Протестантская этика и дух капитализма". Концепция "идеального типа" в культурологическом исследовании.

Основные понятия: идеальный тип, протестантская этика, разволшебствование.

Культурно исторический архив – сумма культурных достижений человечества за всю его историю.

Культура может рассматриваться как развивающееся, динамическое и как статическое явление. Методы анализа на основе вычленения культурных констант позволяют не только исследовать состояние культуры в фиксированный период времени, но и проследить происходящие в ней со временем изменения.

Культурная константа - событие или явление, отношение к которому будет с необходимостью существовать в любую эпоху в любой культуре (пространство, время, тело, рождение, смерть и т. д.).

Пример динамического анализа культурной константы (Время): 1. Циклическое время мифологического сознания. 2. Эсхатологическое время христианского мира. 3. Бесконечность прогресса Нового Времени. 4. Фрагментированное, распадающееся время 20-го века.

Пример сравнительного анализа культурной константы (Смерть): 1. Самоубийство как грех в христианских культурах. 2. Сеппуку как ритуал, характеризующий специфическое отношение к смерти в культуре Японии.

 

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ (4 часа)

Тема 1. Традиционные культуры (2 часа)

Большую часть своей истории человечество существовало в рамках традиционного общества, ориентированного на сохранение, поддержание и воспроизведение устоявшегося образа жизни и его особенностей.

Часть 1

Первобытная культура. Проблема происхождения первобытной культуры. Культургенез. Особенности первобытного мышления и миропонимания: синкретизм, анимизм и тотемизм, магия как пра-научный подход.

Основные понятия: гоминиды, палеолит, неолитическая революция, дольмен, табу, тотем, фетиш, синкретизм.

Часть 2

Древние царства. Демонстрация взаимосвязи и преемственности культур на примере Египта, Греции и Рима. Анализ этих культур через рассмотрение их отношения к такой культурной константе, как "телесность".

Древний Египет. Мифология Египта и ее влияние на культуру. Особенности науки – "сакральное знание". Восприятие телесности и самое консервативное искусство: тело воскресающее.

Древняя Греция. Космогония и антропоцентричность греческой культуры: тело как микрокосм, живущий по тем же законам, что и макрокосм. Стремление к гармоничному развитию личности как проявление принципа калокагатии. Диета и Диетика.

Древний Рим. Культура и закон. Основы европейской цивилизации. Тело как собственность: влияние на дальнейшее развитие европейской культуры в целом.

Часть 3

Понятие “средние века”. Иерархичность картины мира. Основные черты средневековой культуры: геоцентризм, традиционализм, символизм, дидактизм и психологическая самоуглублённость, историзм. Тело как грешная и умертвляемая плоть: медицина, религия, мировосприятие. Культура элитарная (аристократическая) и народная.

 







Date: 2016-05-15; view: 621; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию