Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и источники правового регулирования договора поставки
Понятие договора поставки. Социалистические хозяйственные организации, производящие продукцию и реализующие ее, работают на началах хозяйственного расчета. В сфере хозяйствования на базе государственной социалистической собственности хозрасчет есть особый метод управления промышленными и иными предприятиями, за которыми закрепляются на праве оперативного управления определенные комплексы государственных имуществ и которые, работая на прибыльных началах, своими доходами самостоятельно покрывают производимые ими расходы. В сфере хозяйствования на базе кооперативно-колхозной собственности хозрасчет есть прямое и непосредственное следствие того факта, что каждая кооперативно-колхозная организация является собственником принадлежащего ей имущества и потому должна стремиться работать так, чтобы извлекаемые ею доходы были достаточными для покрытия произведенных расходов и обеспечения дальнейшего расширения ее производства. Хозрасчет становится возможным и необходимым потому, что при социализме сохраняется в известных пределах действие закона стоимости, обусловленное наличием товарного производства и товарного обращения. Но, с другой стороны, и самое осуществление хозрасчета также предполагает использование и применение закона стоимости. Действие этого закона в сфере социалистического обращения проявляется, как известно, в том, что продукты производства включаются в область возмездного обмена, акты которого совершаются при помощи денег. Поэтому такими же возмездно денежными должны быть и те меновые отношения, которые основаны на хозяйственном расчете. Отсюда и возникает необходимость в заключении возмездных договоров по отчуждению н приобретению имущества не только гражданами, но и хозяйственными организациями, производящими и реализующими продукцию социалистического производства. Но уже рассмотренный договор купли-продажи как раз и является договором о возмездной реализации имущества. Нельзя ли с его помощью обеспечить правовое опосредствование также и соответствующих отношений социалистических хозяйственных организаций? Как было показано выше в известной степени договор купли-продажи используется в этих целях. И все же для удовлетворения отмеченных потребностей одного только договора купли-продажи явно недостаточно. (стр.31) Дело в том, что договор купли-продажи носит внеплановый характер. Поэтому его заключение всецело зависит либо от усмотрения обеих сторон (когда, например, таковыми являются граждане), либо по крайней мере от усмотрения одного из контрагентов (когда, например, покупателем является гражданин, а продавцом—розничное торговое предприятие). Но производство на наших социалистических предприятиях ведется в плановом порядке. Планируется также снабжение торговой сети товарами народного потребления. А плановое производство и снабжение осуществимы лишь при условии, если такой же плановый характер будут носить и договоры, направленные на обеспечение производства оборудованием, сырьем и топливом и на реализацию продукции социалистических предприятий. Затем, совершение сделок по купле-продаже является эпизодическим. Эти сделки заключаются от случая к случаю, в зависимости от намерений, желаний и спроса покупателя. Но производство на наших социалистических предприятиях ведется непрерывно. Непрерывно работает также государственная и кооперативная торговая сеть, обслуживающая советского потребителя. А для того чтобы непрерывно производить продукцию и обеспечивать товарами население, такой же непрерывностью должен обладать процесс реализации произведенной продукции процесс материально-технического снабжения сферы социалистического производства и направления нужных товаров в сферу социалистического обращения. Кроме того, самые условия договора при заключении сделки по купле-продаже определяются почти исключительно на основе соглашения сторон. Даже в тех случаях, когда в качестве продавца выступает государственное торговое предприятие, только вопрос о цене оказывается предрешенным заранее, а выбор предмета купли-продажи, определение его количества и т. п. целиком основываются на пожеланиях покупателя. Но социалистическое производство ведется в соответствии с определенными, заранее установленными пропорциями в деятельности взаимосвязанных предприятий. Они определяют собой и те пропорции, которые складываются при социализме между сферой производства и сферой обращения. А для соблюдения установленных пропорций необходимо, чтобы они были обязательными для сторон также и при заключении между ними соответствующих договоров. Вследствие этого и возникает необходимость в особом договоре по реализации продукции социалистического производства. Таким договором является договор поставки. У договора поставки и договора купли-продажи имеются некоторые черты сходства, обусловленные тем, что и тот и другом юридически опосредствуют возмездную реализацию имущества. Но вместе с тем они существенно отличаются друг от друга. Субъектами договора купли-продажи могут быть как граждане, так и социалистические организации. Субъектами договора (стр.32) поставки во всех случаях являются социалистические организации одна из них (поставщик) обязуется поставлять продукцию другая (покупатель) принимать эту продукцию и оплачивать ее. При этом даже и в отношениях между социалистическими организациями поставка обслуживает не любые, а лишь такие важнейшие потребности, которые связаны с материально-техническим снабжением производства и оптовым снабжением торговой сети. Основанием возникновения обязательства по купле-продаже служит соглашение сторон, заключивших соответствующий договор. Обязательства по поставке возникают не только из соглашения сторон, но и из планового акта, которым стороны обязываются к заключению этого соглашения. В основе договора поставки лежат государственные планы снабжения, вследствие чего он и становится плановым договором. Необходимо, однако, иметь в виду, что не вся продукция социалистических предприятий распределяется в плановом порядке. Некоторые виды продукции (изготовляемые, например, предприятиями местной промышленности) реализуются по свободному усмотрению самих хозорганов. Строго говоря, договоры о возмездной реализации такой продукции являются договорами купли-продажи, а не поставки. Но так как они совершаются в целях обслуживания тех же потребностей, что и договор поставки. и потому приобретают все характерные для последнего признаки,— правовой режим, установленный для отношений по поставке, распространяется также и на эти договоры. Поставка отличается от купли-продажи и по своему предмету. Предметом договора купли-продажи могут быть как индивидуально-определенные вещи, так и вещи, определенные родовыми признаками. Напротив, договор поставки обычно имеет дело с вещами, определенными родовыми признаками ибо поставка осуществляется в соответствии с планами снабжения, которые оперируют не индивидуальными, а родовыми величинами. Именно поэтому поставку иногда называют оптовой сделкой.[12] Однако, пользуясь этим термином, не следует забывать о том, что когда, например, оборудование изготовляется не в порядке серийного производства, а по индивидуальному заказу, отношения сторон также регулируются законодательством о поставке. Существует, наконец, и известное различие в периодах действия купли-продажи, с одной, и поставки, с другой стороны договор купли-продажи совершается чаще всего в целях его единократного исполнения, тогда как поставка, по общему правилу, представляет собой длительно действующий договор, подлежащий периодическому исполнению в определенные промежутки времени. Но этот признак различия сохраняется далеко (стр.33) не во всех случаях, ибо купля-продажа также может быть совершена на более или менее длительное время, а поставка иногда совершается как разовая сделка, предполагающая ее единократное исполнение. Поставка — это такой плановый договор, который заключается в отношениях между социалистическими организациями и в силу которого одна сторона, поставщик, обязуется поставлять продукцию, а другая сторона, покупатель, обязуется принимать и оплачивать ее. В литературе отмечались и некоторые другие признаки, якобы свойственные договору поставки и характеризующие его специфику. Так, например, Г. С. Амерханов полагает, что договор поставки опосредствует такие отношения между госорганами, которые являются нетоварными отношениями, поскольку они не связаны с переходом права собственности от одного субъекта к другому, в отличие от купли-продажи, опосредствующей переход права собственности и имеющей, следовательно, дело с товарными отношениями.[13] Но, во-первых, автор тут же признает, что поставка тоже может влечь за собой переход права собственности, когда участниками договора являются кооперативные организации.[14] Во-вторых, как мы уже видели, договор купли-продажи также иногда заключается в отношениях между госорганами, а в таком случае и этот договор не обусловливает перехода права собственности. В-третьих. Г. С. Амерханов вообще не прав, отрицая товарную форму в отношениях между госорганами, так как если бы их взаимоотношения по своей форме не были товарными, они не могли бы носить ни возмездного, ни денежного характера. По мнению Е. А. Флейшиц. одна из особенностей поставки состоит в том. что «заказчик, к которому определенная продукция перешла по договору поставки. вправе использовать ее только по прямому назначению, которое имеет в виду акт планирования, обязавший обе стороны к заключению данного договора».[15] Но здесь фактически речь идет не о видовой особенности договора поставки, а о родовом признаке, свойственном всем без исключения плановым договорам. В любом плановом договоре (не только в поставке, но и, например, в подряде по капитальному строительству) имущество, переданное в порядке его исполнения, должно быть использовано в строгом соответствии с предначертаниями плана. Вместе с - тем нельзя согласиться с Н. С. Братусем и Л. А. Лунцем, которые считают, что «покупатель, получивший вещь в собственность на основе сделки купли-продажи, может распорядиться вещью по собственному усмотрению», а продукция, «полученная заказчиком — стороной в договоре поставки, должна быть использована в соответствии с плановым ее назначением». [16] Авторы упускают из виду. что правовой режим имуществ социалистических организаций зависит не от юридических способов их приобретения, а от того, в какой имущественный фонд они будут зачислены, какова специальная правоспособность юридического лица, обладающего ими, выполнению каких плановых заданий подчинена его производственно-хозяйственная деятельность. Не является, наконец, чем-либо специфическим для поставки и такой отмечаемый Е. А. Флейшиц признак, как то, что «в отношениях между госорганами объем правомочий заказчика на переданное имущество определяется не объемом правомочий, которые ранее принадлежали поставщику, (стр.34) а всей совокупностью норм регулирующих организационно-правовую структуру и порядок деятельности госоргана- заказчика, осуществляемой им на базе владения, пользования и распоряжения соответствующими имуществами»[17] Прежде всего, нельзя не заметить, что это правило в равной мере применимо и к договорам купли-продажи. Когда, например, государственное учреждение покупает канцелярские принадлежности в государственном магазине то у него возникает право пользования этими принадлежностями в силу закона, а не потому, что таким же правом ранее обладал магазин, ибо торгующие организации имеют лишь право распоряжения, а не право пользования врученными им для продажи товарами. Кроме того, непонятно, почему автор ограничился только отношениями между госорганами. То же самое в ряде случаев можно было бы сказать и об отношениях, в которых участвуют кооперативно-колхозные организации или даже отдельные граждане например, характер правомочий госоргана на строение, купленное им у гражданина, отличается от характера правомочий, которые принадлежали предшествующему собственнику. Следовательно, рассматриваемый признак не является специальным ни для договора поставки вообще, ни для отношений по поставке с участием одних только госорганов. Спорным является также вопрос о соотношении договора поставки с договором купли-продажи. Ранее господствовала точка зрения, сторонники которой рассматривали поставку как разновидность купли-продажи. Так, например, 3. И. Шкундин писал: «Договор поставки—это оптовый договор купли-продажи товаров».[18] Аналогичное мнение высказано и в ряде других работ.[19] Начиная с 1953 г. появляются работы, авторы которых признают указанную точку зрения ошибочной и объявляют поставку особым, самостоятельным видом договора. Эта позиция является господствующей и в настоящее время. Так, в книге «Отдельные вилы обязательств» (1954), представляющей собой один из томов издаваемого ВИЮНом курса советского гражданского права, отмечается, что прежняя точка зрения была основана на непонимании различия, существующего между средствами производства и предметами потребления. И те и другие рассматривались в прошлом как товары, а потому и объявлялось, что их движение опосредствуется единым договором купли-продажи, в том числе и такой разновидностью последнего, как договор поставки. На самом же деле, по мнению авторов курса, в отличие от предметов потребления, средства производства не являются товарами, чем и обусловливается самостоятельность поставки по отношению к купле-продаже: купля-продажа оформляет движение товарной, а поставка—движение нетоварной продукции.[20] Изложенная аргументация является ошибочной. Договор поставки никогда не ограничивался оформлением движения одних только средств производства. На его основе производилась также поставка предметов потребления—в государственную торговую сеть. в систему потребительской кооперации и т. п. К тому же и самые средства производства отнюдь не лишены у нас свойств товара. Иначе нельзя было бы понять, почему они свободно продаются колхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, почему их реализация вообще происходит в денежной форме. Различие между куплей-продажей и поставкой состоит, следовательно, не в том, что один из этих договоров опосредствует движение товаров, а другой — Движение нетоварной продукции. Суть дела сводится к тому, что купля-продажа—внеплановый, а поставка—плановый договор. Но из этого вовсе не следует, что поставка является разновидностью купли -продажи, как полагали авторы большинства работ, опубликованных до 1953 года. Большее не может быть разновидностью меньшего, а объем норм о (стр.35)купле-продаже и даже сфера применения этого договора не идут ни в какое сравнение с объемом законодательства о поставке и кругом регулируемых им общественных отношений. Действительное соотношение между договорами купли-продажи и поставки таково, что каждый из них является разновидностью более широкого понятия, а именно—понятия договора о возмездной реализации имущества. В этом и находит свое объяснение тот факт, что купле-продаже и поставке присущи некоторые общие черты. По тем же причинам ряд правил, помещенных в законодательстве о купле-продаже (например, правило ст. 186 ГК. определяющее момент перехода права собственности от отчуждателя к приобретателю), может быть применен и к отношениям по поставке продукции По, будучи разновидностями обязательств по возмездной реализации имущества, и купля-продажа и поставка выступают по отношению друг к Другу как вполне самостоятельные договоры. Источники правового регулирования отношений по поставке. Действующие гражданские кодексы союзных республик не содержат норм, специально посвященных договору поставки. Отношения по поставке продукции регулируются специальным законодательством. До 1959 г. это законодательство было представлено много численными нормативными актами (Основными и Особыми условиями), каждый из которых распространял свое действие лишь на поставку продукции определенного вида. Начиная с 1959 г. структура источников правового регулирования отношений по поставке выглядит следующим образом. Во-первых, 22 мая 1959 г. Совет Министров СССР утвердил Положение о поставках продукции производственно-технического назначения [21] и Положение о поставках товаров народного потребления [22] (СП СССР, 1959, № II, ст. 68). Тем самым осуществлена унификация правового регулирования отношений по поставке. Отныне любые договоры поставки, кем бы они ни включались, подчиняются первому Положению в отношении продукции производственно-технического назначения и второму Положению — в отношении товаров народного потребления. Указанное общее правило знает только три исключения: а) продукция производственно-технического назначения, включенная в рыночный фонд, т. е. предназначенная для продажи через торговую сеть, поставляется в соответствии с Положением о поставках товаров народного потребления; б) поставка всех видов продукции на экспорт осуществляется в порядке, установленном Советом Министров СССР; в) поставка военным организациям производится в соответствии с Основными условиями поставки товаров этим потребителям. Во-вторых, унификация правового регулирования отношений по поставке выразилась в принятии не только новых Положений, но и единых инструкций о количественной и качественной приемке поставляемой продукции, также распространяющих (стр.36) свое действие на все виды и случаи поставки (кроме поставки на экспорт и военным организациям.) Эти инструкции были утверждены арбитражем при Совете Министров СССР 27 мая, 1959 г.[23] Вместе с тем сохраняет свое действие как акт единого правового регулирования утвержденная арбитражем при Совете Министров СССР 24 ноября 1952 г. Инструкция о порядке рассмотрения государственными арбитражами имущественных споров, связанных с поставкой недоброкачественной и некомплектной продукции.[24] В-третьих, могут быть изданы Особые условия поставки отдельных видов продукции, которые, не противореча Положениям, призваны учесть и отразить особенности поставки, а так же особенности приемки по количеству и качеству продукции этих видов. В отношении товаров народного потребления допускается, помимо этого, разработка Особых условий их поставки в районы Крайнего Севера, отдаленные районы и другие районы досрочного завоза продукции (например, районы, куда продукция завозится досрочно ввиду отсутствия с ними связи в зимнее время). По общему правилу. Особые условия разрабатываются: а) для продукции производственно-технического назначения — главными управлениями по межреспубликанским поставкам продукции при Госплане СССР с участием органов снабжения и сбыта союзных республик, а также совнархозов, министерств или иных ведомств, являющихся основными поставщиками и потребителями; б) для товаров народного потребления—теми же главными управлениями, но совместно с Центросоюзом и с участием совнархозов и министерств торговли союзных республик—основных поставщиков и покупателей. Кроме того, Советам Министров союзных республик предоставлено право, в случае необходимости, устанавливать порядок разработки и утверждения Особых условий поставки отдельных видов продукции, производимой предприятиями местной промышленности. В-четвертых, определена роль арбитража при Совете Министров СССР в области регулирования отношений по поставке. Арбитраж уполномочен утверждать инструкции о количественно-качественной приемке и Особые условия поставки, разрабатываемые соответствующими организациями. Ему предоставлено также право давать разъяснения по применению Положений о поставках, обязательные как для нижестоящих арбитражных органов, так и для предприятий и хозяйственных организаций, тем самым инструкции арбитража при Совете Министров СССР (сьр.37) из чисто ведомственных актов превращаются в нормативные акты общей юридической силы и будут иметь, несомненно, важное значение весьма оперативного средства устранения неясностей и других затруднений в области правового регулирования отношений по поставке в случае обнаружения таких неясностей и затруднений на практике.
ПЛАНОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ Плановые предпосылки отношений по поставке. Одна из существенных особенностей поставки состоит в том, что она является плановым договором. Поэтому в ее основе лежат издаваемые компетентными органами планово-регулирующие акты, которые и образуют необходимые плановые предпосылки последующего заключения договоров о поставке продукции. С точки зрения плановых предпосылок, лежащих в их основе, договоры поставки подразделяются на три вида. 1. Договоры, основанные на планах материально-технического снабжения. Планы материально-технического снабжения составляются на продукцию производственно-технического назначения. Порядок составления этих планов, как и круг органов, их составляющих, меняется в зависимости от значимости отдельных видов продукции, их целевого назначения и т. п. Однако такие планы во всех случаях исходят от органов, вышестоящих по отношению к предприятиям-производителям (от совнархоза. Госплана, Совета Министров республики и т. д.). Доведение плановых норм до их непосредственных исполнителей осуществляется Главными управлениями по межреспубликанским поставкам при Госплане СССР и соответствующими органами снабжения и сбыта союзных республик, которые направляют годовые, полугодовые и квартальные наряды поставщикам и разнарядки покупателям (ст. 7 первого Положения). 2. Договоры, основанные на планах распределения. Планы распределения составляются на товары народного потребления. Порядок такого планирования также зависит от значимости соответствующих видов товаров, их целевого назначения и т. п. Но эти планы могут исходить и от органов, в подчинении у которых предприятия-производители не находятся (например, от Министерства торговли союзной республики). Плановые нормы доводятся до исполнителей при помощи нарядов Главных управлений по межреспубликанским поставкам либо оптовых торговых или сбытовых организаций, которым производители (совнархозы, министерства, ведомства) обязаны высылать планы производства соответствующих видов товаров не позднее чем за 70 дней до наступления года и за 55 дней до наступления каждого квартала. На основе спущенных нарядов министерства торговли союзных республик и их органы на местах совместно (стр.38) с союзами потребительской кооперации распределяют выделенные по плану товары между системами государственной торговли и потребительской кооперации. Те же органы осуществляют непосредственное прикрепление поставщиков к покупателям (ст.ст. 9, 10 второго Положения). 3. Регулируемые договоры. Как уже было отмечено, распре деление некоторых видов продукции вообще не планируется а договоры по их реализации заключаются на основе свободного волеизъявления сторон, не обязываемых какими-либо плановыми актами к заключению таких договоров (ст. 5 первого и ст. 6 второго Положения). Было бы, однако, неправильно думать, что эти договоры находятся вне всякого воздействия со стороны плана. Здесь отсутствует лишь план снабжения или распределения, но имеется производственный план у поставщика, предопределяемые планом потребности у покупателя. побуждающие его к заключению данного договора, планирование продажных цен и т.п. Но так как план в этих случаях оказывает не прямое, а только косвенное воздействие на регулирование отношений между сторонами, соответствующие договоры принято именовать не плановыми, а регулируемыми договорами. Структура договорных связей. До реорганизации управления промышленностью и строительством, проведенной в 1957 г., договорные связи по поставке продукции опирались в основном на систему генеральных и локальных договоров. В соответствии с этой системой хозрасчетные главки министерств или тресты заключали между собой генеральные договоры. При этом контрагенты по генеральным договорам сами не являлись поставщиками и покупателями продукции. Они лишь уточняли и конкретизировали те обязанности (по ассортименту, срокам, ответственности и т. п.), которые должны были нести друг перед другом подчиненные им предприятия, непосредственно выполнявшие функции поставщиков и покупателей. На основе и в соответствии с генеральными договорами предприятия заключали локальные договоры, которые являлись конечными оперативными документами, регулировавшими отношения по поставке продукции. После реорганизации управления промышленностью и строительством многие органы (например, хозрасчетные главки министерств), выступавшие ранее в качестве контрагентов по генеральным договорам, оказались ликвидированными, и уже по одной только этой причине должна была значительно сузиться сфера применения системы генеральных и локальных договоров. В то же время названная система вступила в противоречие с одной из основных задач проведенной реорганизации — с задачей осуществления непосредственного оперативного (а не «бумажного») Руководства на местах и всемерного развертывания собственной инициативы промышленных и иных предприятий. Между тем (стр.39) генеральные договоры нередко связывали эту инициативу, поскольку они заранее нормировали такие вопросы, которые гораздо более успешно и целесообразно могли бы быть разрешены путем их согласования между непосредственными исполнителями договорных обязательств. Вот почему начиная с 1958 г. генеральные договоры фактически не применяются, а основное или даже исключительное значение приобретает система прямых договоров. Эта система получила свое закрепление в новых Положениях о поставках, которые к тому же обязывают органы руководства социалистическим народным хозяйством всемерно развивать прямые договорные связи непосредственно между предприятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями как наиболее целесообразную и выгодную в экономическом отношении форму хозяйственных связей. При системе прямых договоров в соответствующие сроки после утверждения планов снабжения или распределения договоры заключаются непосредственно теми организациями, которые выступают в них в качестве поставщиков и покупателей продукции. В них предусматриваются конкретные обязанности сторон: точное наименование подлежащей поставке продукции, сроки поставки, ассортимент, комплектность, цены, порядок расчетов и т. п. На основе прямых договоров стороны выполняют лежащие на них обязанности. Разновидностью прямого договора является долевой договор, заключаемый обычно с системой потребительской кооперации. По своему содержанию долевой договор ничем не отличается от обычного прямого договора. Его особенность состоит только в том, что в этом случае на одной стороне (чаще всего на стороне покупателя) выступает не один, а несколько контрагентов именуемых дольщиками. Например, продукция по плану выделена облпотребсоюзу, который обязан распределить ее между подчиненными ему райпотребсоюзами. Тогда с согласия последних н при их непосредственном участии может быть заключен долевой договор, в котором облпотребсоюз будет выступать как основной контрагент, а райпотребсоюзы —как дольщики. Дольщики состоят в непосредственных отношениях с поставщиком и несут перед ним самостоятельную ответственность, каждый в пределах своей доли. В пределах доли, выделенной основному контрагенту, ответственность возлагается и на него. Кроме того, он может принять на себя и некоторые общие обязанности по договору в целом. По характеру возникающих на их основе хозяйственных связей прямые договоры подразделяются на два вида: а) договоры, устанавливающие непосредственные хозяйственные связи между изготовителями и потребителями продукции; б) договоры, заключаемые между изготовителем и сбытоснабженческой организацией, с одной, а также сбытоснабженческой организацией и потребителем, с другой стороны (возможно и промежуточное участие нескольких сбытоснабженческих организаций). Когда в от-(стр.40)ношения по поставке включаются сбытоснабженческие организации, фактическое движение продукции осуществляется одним из двух способов: 1) либо продукция отправляется изготовителем на склад сбытоснабженческой организации, а оттуда — на склад потребителя, 2) либо, в соответствии с указаниями сбытоснабженческой организации (на основе ее нарядов, спускаемых изготовителю, и разнарядок, спускаемых потребителю), продукция управляется непосредственно потребителю, минуя склад сбытоснабженческой организации. в последнем случае отношения по поставке именуются транзитной поставкой. Основная особенность транзитной поставки состоит в том, что здесь поставщик не совпадает в одном лице с отправителем, а покупатель—с получателем продукции. Так, если оптовая база по отношению к предприятию, А. является покупателем, а по отношению к предприятию Б. поставщиком, то при транзитной поставке А. будет отправителем, Б.—получателем, но они не состоят в договорных связях и потому не выступают в качестве поставщика и покупателя друг перед другом. Проведение в транзитной поставке четкой грани между поставщиками и покупателями, с одной, и отправителями и получателями, с другой стороны, имеет существенное значение для выявления обязанностей, возлагаемых на каждого участника данной поставки. В несколько особом положении находятся кооперированные поставки. Они применяются в условиях, когда готовое изделие одного предприятия включает в себя составные части (узлы, детали и т. п.), изготовленные другими хозорганами. На пример, Ижорский завод изготовляет металлические поковки. подвергающиеся термической обработке на Ждановском заводе, механической обработке на Адмиралтейском заводе, а затем используемые в качестве деталей для создания готовой продукции на Кировском заводе. В приведенном примере перечисленные предприятия последовательно связаны друг с другом в производственно-технологическом отношении. Эти связи оформляются посредством договоров, которые и носят характер кооперированной поставки. В системе таких отношений последнее звено, изготовляющее законченное изделие, называется головным поставщиком, предшествующие звенья —смежниками, а организация, которой сдается готовая продукция,—головным заказчиком. По своему правовому регулированию кооперированная поставка отличается от других видов поставки тем, что предполагает четкое согласование последовательно связанных договоров, что головной поставщик несет ответственность перед головным заказчиком также и за действия смежников и рядом других моментов. Порядок заключения договоров поставки. Отношения по поставке продукции должны оформляться путем заключения письменных договоров. Бездоговорная поставка может иметь место (стр.41) только до истечения сроков, установленных для заключения договоров на данный хозяйственный год, а также в случаях, особо предусмотренных постановлениями Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Но и бездоговорные поставки, если иное не установлено постановлением Правительства СССР, регулируются Положениями о поставках. Договоры заключаются в соответствии с законом. Они не могут противоречить Положениям о поставках, постановлениям и распоряжениям Правительства, утвержденным планам 'и Особым условиям поставки продукции данного вида. Условия договора, противоречащие перечисленным актам, признаются недействительными. Однако стороны вправе включить в договор условия по вопросам, вовсе не разрешенным в Положениях о поставках, обеспечив их исполнение имущественными санкциями применительно к тем размерам санкций, которые предусмотрены в Положениях (ст. 81 первого и ст. 82 второго Положения). Определяя порядок заключения договоров, Положения о по ставках (ст.ст. 9, II, 12, 16 первого и ст.ст. II, 12 второго Положения) различают годовые, краткосрочные (сезонные или заключенные на срок менее года) и разовые, т. е. такие договоры поставки, которые подлежат однократному исполнению. Годовые договоры заключаются в течение 60 дней после утверждения планов снабжения и распределения, причем, если хозяйственные связи данного поставщика и данного покупателя носят постоянный характер, стороны могут продлить действие такого договора на следующий год. Краткосрочные и разовые договоры заключаются в течение 20 дней после того, как сторонам стало известно о необходимости поставки. Проект договора составляется поставщиком и высылается им покупателю в 10-дневный срок (а при поставке товаров народного потребления — в 15-дневный срок) со дня получения наряда на поставку продукции производственно-технического назначения или со дня получения утвержденного плана распределения товаров народного потребления. Покупатель не позднее 10 дней после получения проекта договора подписывает его и возвращает поставщику. При наличии у покупателя возражений против проекта, составленного поставщиком, к договору прилагается протокол разногласий, и тогда поставщик обязан в 10-дневный срок по получении протокола разногласий рассмотреть его, включить в договор все принятые им предложения покупателя, а спорные вопросы в тот же срок передать на рассмотрение арбитража, уведомив об этом покупателя. Если поставщик этого не сделает, считается, что он принял предложения покупателя. В особую категорию выделены так называемые заказы Они применяются при разовой поставке, если последняя не требует согласования ассортимента и технической характеристики, при поставке, объем которой не выходит за пределы одного физического (четырехосного) вагона или сумма которой не превышает (стр.42) 75 тыс. руб. При поставке товаров народного потребления, объем которой хотя и не выходит за пределы одного физического вагона, применение заказа не допускается, если сумма поставки превышает 75 тыс. руб. С гражданско-правовой точки зрения заказ также представляет собой договор, ибо он опирается на взаимное соглашение сторон. Однако процедура его оформления предельно упрощена: заказ направляется покупателем в 10-дневный срок со дня получения извещения о выделении ему продукции и считается принятым, если в 10-дневный срок после его получения поставщик не сообщит покупателю об отказе в принятии заказа. Заключение договора поставки, основанного на плане, является для сторон обязательным. За просрочку или необоснованное уклонение от заключения договора виновная сторона уплачивает другой стороне штраф в размере 250 руб. за каждый день просрочки, но не более 2500 руб. (ст. 71 первого и ст. 80 второго Положения).
Date: 2016-05-15; view: 540; Нарушение авторских прав |