Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прикладное программное обеспечение





Прикладным называется ПО, предназначенное для решения определенной целевой задачи из проблемной области. Часто такие программы называются приложениями. К типовому прикладному ПО относятся следующие программы:- текстовые процессоры (редакторы);- табличные процессоры;- системы иллюстративной и деловой графики (графические процессоры);- системы управления базами данных;- экспертные системы;- программы математических расчетов, моделирования и анализа экспериментальных данных.Предлагаемое на рынке ПО приложения, в общем случае, могут быть выполнены как отдельные программы, либо как интегрированные системы. Интегрированными системами обычно являются экспертные системы, программы математическихрасчетов, моделирования и анализа экспериментальных данных, а также офисные системы. Примером мощной и широко распространенной интегрированной системы является офисная система Microsoft Office. Рассмотрим наиболее часто встречающееся прикладное ПО. Редакторы документов – это наиболее широко используемый вид прикладных программ. Они позволяют подготавливать документы гораздо быстрее и удобнее, чем с помощью пишущей машинки. Редакторы документов позволяют использоватьразличные шрифты символов, абзацы произвольной формы, автоматически переносят слова на новую строку, позволяют делать сноски, включать рисунки, автоматически нумеруют страницы и сноски и т.д. Наиболее мощные редакторы документов позволяют проверять правописание, набирать тексты в несколько столбцов, создавать таблицы и диаграммы, строить оглавления, предметные указатели и т.д.(Word) Табличные процессоры. При работе с табличным процессором на экран выводится прямоугольная таблица, в клетках которой могут находится числа, пояснительные тексты и формулы для расчета значения в клетке по именующимсяданным. Все распространенные табличные процессоры позволяют перевычислять значения элементов таблиц по заданным формулам, строить по данным в таблицам различные графики и т.д.(Excel) Графические редакторы позволяют создавать и редактировать рисунки. В простейших редакторах предоставляются возможности рисования линий, кривых, раскраски областей экрана, создание надписей различными шрифтами и т.д.(Paint) Правовые базы данных содержат тексты нормативных документов и предоставляют возможности поиска, распечатки и т.д.(Гарант). Системы автоматизированного проектирования (САПР) позволяют осуществлять черчение и конструирование различных предметов и механизмов с помощью компьютера. Среди систем малого и среднего класса в мире наиболее популярна система AutoCad фирмы AutoDesk.

 

16. Кодировка текстовых данных. Форматы текстовых файлов.

Текстовые файлы - наиболее распространенный тип данных во всем компьютерном мире. Для хранения каждого символа чаще всего отводится один байт, а кодирование текстовых файлов выполняют с помощью специальных таблиц, в которых каждому символу соответствует определенное число, не превышающее 255. Файл, для кодировки которого используется только 127 первых чисел, называется ASCII-файлом (сокращение от American Standard Code for Information Intercange -- американский стандартный код для обмена информацией), но в таком файле не могут быть представлены буквы, отличные от латиницы (в том числе и русские). Большинство национальных алфавитов можно закодировать с помощью восьмибитной таблицы. Для русского языка наиболее популярны на данный момент три кодировки: Koi8-R, Windows-1251 и, так называемая, альтернативная (alt) кодировка.

В стандарте Unicode (UTF-8) кодирования символов используется диапазон чисел от 0 до 65 535.

Но чисто текстовые файлы встречаются все реже. Люди хотят, чтобы документы содержали рисунки и диаграммы и использовали различные шрифты. В результате появляются форматы, представляющие собой различные комбинации текстовых, графических и других форм данных.

 

 

В статье «Представление информации в компьютере» были даны понятия о единицах измерения информации – бите и байте.

Один бит позволяет закодировать 2 значения (0 или 1).

Используя два бита, можно закодировать 4 значения: 00, 01, 10, 11.

Тремя битами кодируются 8 разных значений: 000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, 111.
Из приведенных примеров видно, что добавление одного бита увеличивает в 2 раза то количество значений, которое можно закодировать:

1 бит кодирует --> 2 разных значения (21 = 2),

2 бита кодируют --> 4 разных значения (22 = 4),

3 бита кодируют --> 8 разных значений (23 = 8),


4 бита кодируют --> 16 разных значений (24 = 16),

5 бит кодируют --> 32 разных значения (25 = 32),

6 бит кодируют --> 64 разных значения (26 = 64),

7 бит кодируют --> 128 разных значения (27 = 128),

8 бит кодируют --> 256 разных значений (28 = 256),

9 бит кодируют --> 512 разных значений (29 = 512),

10 бит кодируют --> 1024 разных значений (210 = 1024).

Мы помним, что в одном байте не 9 и не 10 бит, а всего 8. Следовательно, с помощью одного байта можно закодировать 256 разных символов. Как Вы думаете, много это или мало? Давайте посмотрим на примере кодирования текстовой информации.

В русском языке 33 буквы и, значит, для их кодирования надо 33 байта. Компьютер различает большие (заглавные) и маленькие (строчные) буквы, только если они кодируются различными кодами. Значит, чтобы закодировать большие и маленькие буквы русского алфавита, потребуется 66 байт.

Для больших и маленьких букв английского алфавита потребуется ещё 52 байта. В итоге получается 66 + 52 = 118 байт. Сюда надо ещё добавить цифры (от 0 до 9), символ «пробел», все знаки препинания: точку, запятую, тире, восклицательный и вопросительный знаки, скобки: круглые, фигурные и квадратные, а также знаки математических операций: +, –, =, / (это деление), * (это умножение). Добавим также специальные символы: %, $, &, @, #, № и др. Все это вместе взятое как раз и составляет около 256 различных символов.

А дальше дело осталось за малым. Надо сделать так, чтобы все люди на Земле договорились между собой о том, какие именно коды (с 0 до 255, т.е. всего 256) присвоить символам. Допустим, все люди договорились, что код 33 означает восклицательный знак (!), а код 63 – вопросительный знак (?). И так же – для всех применяемых символов. Тогда это будет означать, что текст, набранный одним человеком на своем компьютере, всегда можно будет прочитать и распечатать другому человеку на другом компьютере.

Такая всеобщая договоренность об одинаковом использовании чего-либо называется стандартом. В нашем случае стандарт должен представлять из себя таблицу, в которой зафиксировано соответствие кодов (с 0 до 255) и символов. Подобная таблица называется таблицей кодировки.

Но не всё так просто. Ведь символы, которые хороши, например, для Греции, не подойдут для Турции потому, что там используются другие буквы. Аналогично то, что хорошо для США, не подойдет для России, а то, что подойдет для России, не годится для Германии.

Поэтому приняли решение разделить таблицу кодов пополам. Первые 128 кодов (с 0 до 127) должны быть стандартными и обязательными для всех стран и для всех компьютеров, это – международный стандарт. А со второй половиной таблицы кодов (с 128 до 255) каждая страна может делать все, что угодно, и создавать в этой половине свой стандарт – национальный.

Первую (международную) половину таблицы кодов называют таблицей ASCII, которую создали в США и приняли во всем мире. За вторую половину кодовой таблицы стандарт ASCII не отвечает. Разные страны создают здесь свои национальные таблицы кодов. Может быть и так, что в пределах одной страны действуют разные стандарты, предназначенные для различных компьютерных систем, но только в пределах второй половины таблицы кодов.


Вот коды из международной таблицы ASCII:

0-31 – особые символы, которые не распечатываются на экране или на принтере, а служат для выполнения специальных действий (например, для «перевода каретки» – перехода текста на новую строку, или для «табуляции» – установки курсора на специальные позиции в строке текста и т.п.).

32 – пробел (разделитель между словами – это тоже символ, подлежащий кодировке, хоть он и отображается в виде «пустого места» между словами и символами),

33-47 – специальные символы (круглые скобки и пр.) и знаки препинания (точка, запятая и пр.),

48-57 – цифры от 0 до 9,

58-64 – математические символы (плюс (+), минус (-), умножить (*), разделить (/) и пр.) и знаки препинания (двоеточие, точка с запятой и пр.),

65-90 – заглавные (прописные) английские буквы,

91-96 – специальные символы (квадратные скобки и пр.),

97-122 – маленькие (строчные) английские буквы,

123-127 – специальные символы (фигурные скобки и пр.).

За пределами таблицы ASCII, начиная с цифры 128 по 159, идут заглавные (прописные) русские буквы, а со 160 по 170 и с 224 по 239 – маленькие (строчные) русские буквы.

Пользуясь показанной кодировкой, мы можем представить себе, как компьютер кодирует и затем воспроизводит, например, слово МИР (заглавными буквами). Это слово представляется тремя кодами: букве М соответствует код 140 (по национальной российской системе кодировки), И – это код 136 и Р – это 144.

Но как уже говорилось ранее, компьютер воспринимает информацию только в двоичном виде, т.е. в виде последовательности нулей и единиц. Каждый байт, соответствующий каждой букве слова МИР, содержит последовательность из восьми нулей и единиц. Используя правила перевода десятичной информации в двоичную, можно заменить десятичные значения кодов букв на их двоичные аналоги.

Десятичной цифре 140 соответствует двоичное число 10001100. Это можно проверить, если сделать следующие вычисления: 27 + 23 +22 = 140. Степень, в которую возводится каждая «двойка» – это номер позиции двоичного числа 10001100, в которой стоит «1», причем позиции нумеруются справа налево, начиная с нулевого номера позиции: 0, 1, 2 и т.д.

Более подробно о переводе чисел из одной системы счисления в другую можно узнать, например, из учебников по информатике или через Интернет.

Аналогичным образом можно убедиться, что цифре 136 соответствует двоичное число 10001000 (проверка: 27 + 23 = 136). А цифре 144 соответствует двоичное число 10010000 (проверка: 27 + 24 = 144).

Таким образом, в компьютере слово МИР будет храниться в виде следующей последовательности нулей и единиц (бит): 10001100 10001000 10010000.

Разумеется, что все показанные выше преобразования данных производятся с помощью компьютерных программ, и они не видны пользователям. Они лишь наблюдают результаты работы этих программ, как при вводе информации с помощью клавиатуры, так и при ее выводе на экран монитора или на принтер.


Следует отметить, что на уровне изучения компьютерной грамотности пользователям компьютеров не обязательно знать двоичную систему счисления. Достаточно иметь представление о десятичных кодах символов. Только системные программисты на практике используют двоичную, шестнадцатеричную, восьмеричную и иные системы счисления. Особенно это важно для них, когда компьютеры выводят сообщения об ошибках в программном обеспечении, в которых указываются ошибочные значения без преобразования в десятичную систему.

 

Начиная с конца 60-х годов, компьютеры все больше стали использоваться для обработки текстовых данных и в настоящее время большая часть персональных компьютеров в мире (и наибольшее время) занято обработкой именно текстов.

Традиционно для кодирования одного символа используется 1 байт (8 двоичных разрядов). Это позволяет закодировать N = 28 – 256 различных символов, которых обычно бывает достаточно для представления текстовых данных (прописные и заглавные буквы латинского алфавита, цифры, знаки, графические символы и т.д., а также прописные и заглавные буквы одного национального алфавита).

При двоичном кодировании текстовых данных каждому символу ставится в соответствие своя уникальная последовательность из восьми нулей и единиц, свой уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (десятичный код от 0 до 255).

Таким образом, человек различает символы по их начертанию, а компьютер – по их коду. При выводе символа на экран монитора производится декодирование: по двоичному коду символа на экране строится его изображение. Кодирование и декодирование происходят в компьютере автоматически за миллионные доли секунды.

Присвоение символу конкретного двоичного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице ASCII (стандартный код информационного обмена). Первые 33 кода (с 0 по 32) соответствуют не символам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и т.д.). Коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют символам латинского алфавита цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.

Коды с 128 по 255 содержат коды национального алфавита. К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв, поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.

Хронологически одним из первых стандартов кодирования русских букв на компьютерах был код КОИ-8 («Код обмена информацией 8-битный»). Эта кодировка применяется на компьютерах с операционной системой UNIX.

Наиболее распространенная кодировка – это стандартная кириллическая кодировка Microsoft Windows, обозначаемая сокращением СР1251 («СР» означает «Code Page», «кодовая страница»). Все Windows-приложения, работающие с русским языков, поддерживают эту кодировку (Windows 1251, Win 1251).

Для работы в среде операционной системы MS-DOS используется «альтернативная» кодировка, в терминологии фирмы Microsoft - СР866 (КОИ-7).

Фирма Apple разработала для компьютеров Macintosh свою собственную кодировку русских букв (Мас).

Международная организация по стандартизации (International Standards Organization, ISO) утвердила в качестве стандарта для русского языка еще одну кодировку под названием ISO 8859-5.

Одному и тому же двоичному коду в разных кодовых таблицах ставится в соответствие различные символы.

К счастью, в большинстве случаев пользователь не должен заботиться о перекодировках текстовых документов. При работе в приложениях Windows предусмотрена возможность автоматической перекодировки документов, созданных в приложениях MS-DOS. При работе в Интернет с использованием броузеров Internet Explorer и Netscape Communicator происходит автоматическая перекодировка Web-страниц.

Существует также международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ не один байт, а два, и потому с его помощью можно закодировать не 256 символов, а N = 216 = 65536 различных символов. Кодировка используется в основном для передачи данных по сети Internet, ее поддерживает платформа Microsoft Windows&Office.

 

Текстовые файлы -- наиболее распространенный тип данных в компьютерном мире. Существуют несколько проблем, связанных с текстовыми файлами. Первая -- чрезвычайно большое количество символов, требующихся для поддержки различных языков. Американские программисты для работы со 128 символами используют набор символов US ASCII (американский стандартный код для обмена информацией). Для поддержки других языков зачастую не хватает и 256 символов, поэтому сейчас осуществляется постепенный переход к кодировке Unicode, в которой для хранения одного символа отводится уже два байта (т. е. имеется возможность закодировать 65 536 различных символов).

Вторая проблема заключается в том, что люди хотят, чтобы распечатываемые документы содержали графики, диаграммы, примечания, заголовки и чтобы при этом использовались различные шрифты. Документы, распространяемые в Интернет (онлайновые документы), могут содержать мультипликацию, ссылки на различные сетевые ресурсы и звуковое сопровождение.

Многие текстовые файлы передаются в виде простого текста (plain text). Простой текст сложно сделать привлекательным и легко читаемым, так как в нем нет шрифтов различных начертаний, графики, заголовков, подзаголовков и т. д. Эти дополнительные особенности носят название разметки текста (markup).

Говоря о разметке текста, выделяют понятия физической и логической разметки. При использовании физической разметки текста указывается точный вид каждого фрагмента. Например, "центрированный текст, 14-м кеглем, жирный, гарнитура Times". При логической разметке указывается логическое значение данного фрагмента, например, "это заголовок главы". Эти два способа разметки предназначаются, как правило, для использования в разных ситуациях. Для того чтобы распечатать текст на принтере, необходимо использовать физическую разметку. Должны быть приняты решения о размере полей и абзацных отступах. Ранние версии текстовых процессоров использовали только физический тип разметки. При этом для каждого фрагмента указывался шрифт, размер и стиль.

При обмене информацией с другими людьми физическое оформление текста накладывает ряд ограничений, особенно для онлайновых документов. Размер экрана, разрешение, шрифты различны для различных систем. По этим причинам все чаще используется логическое оформление текста. В некоторых случаях логическое оформление практически необходимо: при создании электронных документов типа страниц WWW или при создании и публикации объемных трудов, таких как книги.

Для сохранения разметки документов при передаче текстовой информации от машины к машине применяют разные способы. Текстовые процессоры и издательские системы используют специально разработанные форматы файлов, содержащие не только текст, но и информацию о том, как он должен быть оформлен. Основная проблема здесь в несовместимости таких форматов, хотя наиболее сложные программы обычно могут читать файлы в форматах программ-конкурентов. Примерами такого подхода являются текстовые процессоры Word и StarWriter.

При другом подходе непосредственно в текст документа вставляются специальные команды разметки. Даже если у вас нет программного обеспечения, поддерживающего такой формат, вы все же сумеете в нем разобраться. Существует немало способов подобного представления разметки текста, в том числе:

o HyperText Markup Language (HTML), использующийся в World Wide Web;

o TeX и LaTeX, пользующиеся популярностью у многих академических изданий, а также у математиков, физиков, химиков и даже музыкантов.

Примерами программ, которые позволяют разметить текст подобным образом, служат Netscape Composer и LyX (KLyX).

Файлы, созданные разными редакторами, зачастую имеют уникальные расширения, позволяющие, не заглядывая внутрь документа, догадаться о способах разметки текста. Так файлы, созданные редакторами подготовки plain-текста, часто имеют расширение .txt, а подготовленные в редакторе Lyx -- .lyx. Текстовый процессор Word по умолчанию создает файлы в формате MS Word (расширение .doc), но поддерживает и другие форматы, например RTF (расширение .rtf). Документы, содержащие команды разметки языка HTML, имеют расширение .html или .htm.

Очевидно, что невозможно перечислить все текстовые редакторы. Многие из них "заточены" под ту или иную специфическую деятельность. В списке, рассмотренном ниже, представлена лишь небольшая часть текстовых редакторов.

 

 

17. Кодировка цвета. Форматы графических файлов.

В статье «Кодирование текстовой информации» объясняется, что один байт позволяет закодировать 256 различных значений и эта кодировка будет однозначно восприниматься компьютером.

В число этих значений входят, как мы помним из этой статьи, русские и английские буквы (как заглавные, так и прописные), знаки препинания и специальные символы.

Давайте теперь посмотрим с точки зрения компьютерной грамотности, как обстоит дело с кодированием цвета.

Понятно, что если использовать один байт, то можно закодировать 256 различных цветов. Для рисованных изображений таких как, например, в мультфильмах «Ну, погоди!», «Карлсон, который живет на крыше» этого вполне хватит. Но маловато будет для качественных изображений живой природы и им подобных. Человеческий глаз вполне может различать десятки миллионов цветовых оттенков.

Поэтому одного байта для кодирования цвета явно недостаточно. Возьмем два байта. Тогда получится, что двумя байтами можно закодировать 256x256=65536 различных цветов. Это ближе к тому, что мы видим на фотографиях и в журналах, но до таких цветов, как в живой природе, еще далеко.

Теперь давайте попробуем для кодирования цвета одной точки взять 3 байта (то есть 24 бита). Тогда количество возможных цветов увеличится еще: 256x256x256=16.777.216 (примерно 16,5 миллионов). Результат получается по качеству, сравнимый с живой природой.

Любой цвет можно представить в виде комбинации трех основных цветов: красного, зеленого и синего (цветовые составляющие). Способ разделения цвета на составляющие компоненты называется цветовой моделью. Ниже мы рассмотрим две цветовых модели: RGB и CMYK.

Цветовая модель RGB

При кодировании цвета точки с помощью трех байтов получается, что первый байт является красной составляющей, второй байт – зеленой, а третий – синей составляющей. Чем больше значение байта цветовой составляющей (в пределах от 0 до 255), тем ярче будет цвет.

Белый цвет. Точка белого цвета имеет все цветовые составляющие, и они имеют полную яркость: R (red – красный) = 255, G (green зеленый) = 255, B (blue – синий) = 255. Такая кодировка сокращенно называется по первым буквам спектра – RGB. Красный, синий и зеленый цвета удобны при воспроизведении цветов на мониторах компьютеров. Они устроены таким образом, что воспроизводят цвета путем «перемешивания» именно этих составляющих.

Цветовая модель CMYK

Несколько иначе кодируются цвета при распечатке картинок и текстов на цветном принтере. В принтерах технологически удобнее использовать другие цветовые составляющие. Это – составляющие, которые получаются при смешении красного с синим (лиловый), красного с зеленым (желтый) и синего с зеленым (голубой).

Таким образом, в цветных принтерах для воспроизводства всех 16 млн. цветов применяются 3 цветных картриджа: голубой – C yan, лиловый – M agenta и желтый – Y ellow. Для печати всех оттенков серого цвета часто применяется также черный (Black) картридж, в таких принтерах число картриджей составляет 4. Такая цветовая модель называется CMYK. Чтобы Black не путать с Blue из модели RGB, из слова Blac k берется последняя буква, входящая в название CMYK тоже последней.

Соответственно, при печати цветных изображений и текстов цвета перекодируются из кодировки «красный-зеленый-синий» в кодировку «голубой-магента-желтый». Эти операции выполняют драйверы (системные программы), обслуживающие цветные принтеры, а также некоторые прикладные профессиональные программы.

Следует отметить, что при нарушениях в настройках указанных драйверов или прикладных программ цвета при печати могут отличаться от цветов, которые мы видим на экране монитора. Это исправляется путем включения автоматических настроек или путем тщательной ручной настройки драйверов.







Date: 2016-05-15; view: 813; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию