Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Борисовского благочиния





Город Борисов, основанный в 1102 году, уже во времена Киевской Руси имел свою церковь (возможно, даже не одну). Летописных, или иных сведений, об этом нет, но, безусловно, это было так. Прошло более ста лет после крещения Руси, в 992 г. была создана православная епархия в Полоцке, в состав земель которого входил и Борисов, и, конечно же, население города и прилегающих деревень было к тому времени православное.

Первое, наиболее достоверное упоминание о православной церкви, которая действовала в Борисове, относится к 1510 году (впрочем, есть косвенные сведения о том, что еще в начале XV века, в городе было 3 церкви: Свято-Троицкая, Спасская, Николаевская). В документах этого времени упоминается священник «спасский борисовский», что указывает на существование в городе Спасо-Преображенской церкви. Чуть позже, известный ученый и краевед Борисова Е. Тышкевич писал: «В инвентаре под 1680г. читаем - Борисов имел рынок, на нем Церковь Святого Спаса».

По сведениям архимандрита Николая, который исследовал этот вопрос в середине XIX века, в XII - в начале XIII вв., в Борисове был мужской Воскресенский монастырь, который находился вблизи города. Монастырь был небольшой. По крайней мере, известно, что в 1697 г. в нем было только 7 монахов и 1 игумен. Просуществовал он до 1753 г.


Известен и монастырь и в Велятичах, правда, когда он был основан, сведений нет. Сохранилось предание о том, что на каком – то холме в тех местах двум странствующим старцам из Киева явился образ Божьей Матери. После этого они поселились здесь, построили каплицу, а затем и церковь, после появился монастырь. Закрыт он был на рубеже XVII – XVIII вв., монахи же ушли из него в период войны со Швецией в Киев.

В начале XVII века один из борисовских храмов (который, скорее всего, был православным) находился возле замка, был обнесён валом и широким рвом. Как утверждали те, кто жил в то время, храм имел потайной ход к замку и являлся важной частью оборонной системы города.

В 1596 году на соборе в Бресте была провозглашена уния православной церкви с католической. Язык литургии, молитвы, обряды, облик храмов - все это долгое время оставалось неизменным. Простой народ, принимая унию, слабо понимали изменения. Но в то же время известно немало фактов сопротивления населения униатству. Тем более, они видели, что в их местах все меньше и меньше остается храмов православных. В 90-х годах XVII века в Борисове православные имели только одну церковь. А с 1753 года, после перехода настоятеля Борисовского Воскресенского монастыря с прихожанами в унию, по 1794 год не существовало ни одного православного прихода ни в городе, ни на территории современного Борисовского района.

После 2 – го раздела Речи Посполитой (1793 г.) и перехода белорусских земель в состав Российской империи царское правительство начало предпринимать активные действия по возвращению местных жителей в православие. Бывший униатский Воскресенский собор, Спасо–Преображенская церковь были переведены в православие. В городских окрестностях удалось перевести в православие еще несколько униатских приходов (около 6000 человек). С того времени Борисов стал центром благочиния, который объединял 12 церквей.

Тяжелым временем для Борисовского благочиния стал 1812 год, война наполеоновской Франции с Россией. Православные церкви и их приходы были сильно опустошены. Полностью сгорели и больше не отстраивались борисовская Троицкая и Михайловская церкви. Особенно сильно была повреждена Спасо-Преображенская церковь, в меньшей степени Воскресенский собор. Количество православных прихожан в Борисове в результате событий 1812 года уменьшилось вдвое. Поэтому вместо трёх городских приходов был сделан один. На территории сегодняшнего Борисовского района во время войны 1812 года сгорели церкви в Ратутичах, Бытче, Лошнице и Рогатке. Окончательно были опустошены церкви в Неманице, Сморках (Зоричах), Оздятичах.

После войны работами по обновлению Воскресенского собора руководил протоиерей Петр Боричевский. В Спасской же церкви 1813 г. священника не было. Возможно, он погиб во время нахождения в Борисове французских войск. Во время ремонта собора было выявлено, что его состояние неудовлетворительное. Поэтому в скором времени его разобрали. В 1815 году Спасо – Преображенская церковь, которая размещалась на городской площади недалеко от собора была переосвящена во имя Воскресения Господня и стала кафедральным храмом. Таким образом, два древних приходов в Борисове сократились до одного.

В 1833 году на деньги, которые были выделены из казны, был возведен новый деревянный собор, однако в 1865 году он сгорел. В 1869 году сгорела и старая соборная церковь. Новый кирпичный Свято-Воскресенский собор был возведен в 1874 году и существует до сих пор являя собой символ города. При соборе в июне 1863 года было утверждено православное братство.

В разные времена в городе существовали также Георгиевская и Николаевская церкви.

В середине XIX века происходят существенные изменения в архитектурном облике православных храмов. Были возведены церкви в Бродовке, Кищиной Слободе, Забашевичах и реконструированы церкви в Гливине, Зембине, Корсаковичах.

В начале XX века на территории современного Борисовского района существовало 19 православных приходов, был один собор, 63 церкви и множество каплиц. До наших дней дошёл только каждый седьмой храм.

В Борисове к событиям 1917 года имелись, кроме существующего сейчас Свято-Воскресенского собора и бывшей Свято-Андреевской церкви, также Церковь Андрея Юродивого, Свято–Иульевская Церковь, Свято-Ильинская церковь, "военная церковь", каплица на кладбище в Борке. Первое упоминание о Свято–Иульевской церкви относится к 1898 г. Находилась она на проспекте графа Трубецкого (сегодня проспект Революции), напротив сегодняшнего Парка культуры и отдыха имени М.Горького. Несмотря на сопротивление верующих, в 1930-1931 годах церковь была закрыта. В здании церкви был создан клуб железнодорожников. Во время оккупации города немецко-фашистскими захватчиками церковь была восстановлена, в храме снова проводились службы. Летом 1944 года во время боёв за освобождение города церковь сгорела. К 1944-45 годам Свято-Иульевская церковь была переведена в дом буфетчика на углу улиц Энгельса и Почтовой. В скором времени церковь снова закрыли.

Свято-Ильинская церковь была построена в 1896 году и находилась недалеко от железнодорожного вокзала. Была приписана к Свято-Воскресенскому собору. Уничтожена в годы Великой Отечественной войны.

Конкретную дату строительства Андреевской церкви выявить трудно. По архивным данным, церковь была построена в 1860-1870-х годах, по некоторым мнениям, во второй половине XVIII века. На протяжении девяти лет (1865–1874 гг.) Андреевская церковь заменяла собой бывший кафедральный собор. За это время была подготовлена и утверждена смета на возведение в городе каменного собора. Первый раз церковь Андрея Юродивого была закрыта в 1938 году. Её настоятель Иоанн Мацкевич и его предшественник однофамилец Николай Мацкевич были расстреляны. Одновременно были расстреляны 8 клириков церкви. В 1961 году церковь была снова закрыта, передана ГорПродТоргу под склад. В 1998 году здание церкви было передано старообрядческой общине и сейчас используется как храм.

О так называемой "военной церкви" сведений мало. Из журнала четвёртого Борисовского земского собрания (ноябрь - декабрь 1914) следует, что на нем было принято решение об открытии в Ново-Борисове братской могилы для жертв военных действий и выделении денег на постройку православной каплицы. Скорее всего, она была построена не позднее 1915-1916 годов. Дальнейшие события в связи с отношением власти к религии сделали век военной церкви (или каплицы) очень коротким, скорее всего она была разрушена.

Советское время, почти не закрываясь, смогла пережить только одна церковь в Сморках. На протяжении всей предыдущей истории православные храмы строились из дерева. Исключение составляли борисовский Воскресенский собор, его звонница, бытченская Свято-Троицкая церковь, Михайловская церковь в Зембине и каплица в Велятичах. Все эти храмы сохранились до нашего времени.

http://www.blagobor.by/borisov/war1812

 

Date: 2016-05-15; view: 776; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию