Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Давайте поразмышляем
Итак, мы завершаем изучение характеров представителей различных соционических психотипов и отношений между ними. В заключение давайте немного поразмышляем. Чтобы наше размышление оказалось более плодотворным, кратко перечислим основные положения соционики, ведущей свое начало от типологии Юнга, положения, которые подтверждаются на практике. 1. Среди множества людей довольно уверенно можно выделить 16 психологических типов, которые отличаются друг от друга устойчивыми признаками. Эти признаки можно определить, различая направленность психики каждого человека по четырем дихотомиям: экстраверсия — интроверсия; рациональность — иррациональность; логика — этика; сенсорика — интуиция. В нормальном состоянии человек тяготеет к одному из полюсов каждой дихотомии, что и определяет его типовую принадлежность. 2. Оказалось, что в различных жизненных ситуациях любой человек бывает вынужден перейти на дихотомический полюс, противоположный полюсу его основного состояния. Это может относиться как к одной дихотомии, так и к нескольким. Например, логику может потребоваться решить этическую проблему общения с близким человеком, а этику — решить логическую задачу. Сенсорик может стать перед необходимостью определения перспективности нового начинания, оценки ситуации в целом, и интуит — перед выбором в магазине нового телевизора взамен старого, и т.д. Однако каждый такой переход требует от человека усилий над собой и, следовательно, дополнительных затрат энергии, в то время как действия в пределах «своего» полюса дихотомии осуществляются непринужденно, без нажима. Как только исчезает внешняя причина, заставляющая человека быть в вынужденном для него состоянии, он естественным образом возвращается в свое основное состояние, на свой полюс дихотомии. 3. Находясь на одном из полюсов какой-либо дихотомии, человек нечувствителен к тому кругу аспектов, который принадлежит второму полюсу этой дихотомии. Это утверждение справедливо не только для основного полюса дихотомии, где индивид пребывает охотнее всего, но и того, куда внешние обстоятельства вынудили его перейти. Предположим, например, что этик, будучи преподавателем математики, должен решить к уроку несколько задач. Как бы он ни был взволнован какими-то своими невзгодами, решение задач полностью переключит его внимание в логическую область. Другое дело, что, как только задачи окажутся решенными, он снова вернется в свое родное эмоциональное состояние. Или, например, интуит ожидает гостей. Он поневоле «включает» свое сенсорное восприятие, смотрит, что нужно убрать со стола, где вытереть пыль, какие продукты купить к ужину, проверит, хватит ли столовых приборов на всех, и т.д. И тут уж никакие мечтания и грезы его не посещают, особенно если гости вот-вот придут, а ничего еще не готово. Он остается «здесь и теперь», пока в этом есть насущная необходимость, и возвращается в свои фантазии, как только эта суровая необходимость перестанет выдергивать его из заоблачных высот. Это наблюдение, связанное с дискретностью функций и скачкообразным характером перехода индивидуума в иное состояние, чем то, что определяется его психотипом, мы уже обсуждали в предыдущей главе. 4. Переход в пределах своего полюса дихотомии, но в иную «вертность», также сопряжен с определенными усилиями и, следовательно, дополнительными энергетическими затратами. Этому вопросу также в предыдущей главе было уделено достаточное внимание. 5. Структура каждого психотипа такова, что возможны различные варианты основного типа и, следовательно, могут появиться подтипы. Подтип связан или с усилением некоторых отдельных функций, или с усилением блока из двух функций. Полное число подтипов в одном типе может оказаться порядка десяти. Переход внутри типа между подтипами осуществляется скачкообразно, а не непрерывно, — это наблюдение также связано с тем, что человек может находиться в определенный момент времени только в одном состоянии функции, но никогда не бывает так, чтобы он был одновременно в обоих полюсах одной дихотомии. Подводя итог перечисленным выше наблюдениям, мы вполне обоснованно можем предположить энергетический характер функционирования человеческой психики. Человек связан с окружающим миром четырьмя каналами, каждому из которых можно условно приписать пропускную способность, которая, как мы знаем по наблюдениям, уменьшается от первого к четвертому. По каждому из этих каналов может распространяться энергия как в одну, так и в другую сторону, однако по каким-то, пока нам неведомым, механизмам осуществляется преимущественно одно направление в каждом канале: наружу — экстравертное, вовнутрь — интровертное. Все четыре канала попарно связаны между собой: логический — с этическим, а сенсорный — с интуитивным. Это утверждение основано на многочисленных наблюдениях, когда вся психическая энергия сосредоточивается исключительно в одном из полюсов дихотомии, в то время как второй полюс этой же дихотомии оказывается полностью ее лишен. Учитывая то обстоятельство, что сенсорно-интуитивный и логико-этические каналы реализуют совершенно независимые области жизнедеятельности человека, независимые сферы восприятия и передачи энергии, мы можем предположить, из соображений психического равновесия, что суммарная энергия первого и четвертого каналов должна быть равна суммарной энергии каналов второго и третьего. Характер распространения энергии в логико-этическом (рациональном) канале должен быть иным, чем в канале сенсорно-интуитивном (иррациональном), поскольку спонтанность поведения иррациональных типов свидетельствует и об импульсивном характере протекания энергии. Стремление же рациональных типов к планомерности и последовательности, скорее, указывает нам на плавный и равномерный энергетический поток внутри рационального канала. Итак, если принять в качестве достаточно обоснованного постулата наличие определенной психической энергии у каждого человека, то 16 способов распределения ее внутри каналов и заполнения каналов соответствующими функциями дадут 16 психотипов. Человек способен перегонять эту энергию, в зависимости от обстоятельств, из одного канала в другой и далее может менять направление распространения энергии, но все это дается ему за счет траты дополнительной энергии. И, может быть, психика человека подобна резонансной системе с 16 вариантами «собственных частот», и переход от одного соционического полюса к другому связан с перестройкой этой системы? Энергетический ресурс каждого человека ограничен, поэтому нормальное функционирование, определенное природой, является наиболее эффективным, а кооперация с теми, чья энергетическая структура способна привести к более полному энергетическому балансу и, соответственно, к меньшим энергозатратам, может считаться естественным стремлением каждого человека. Пока еще слишком много неясностей в том, как функционирует психика конкретного человека, еще нет достаточно проработанной картины подтипов. Практически не ясно, как связано сознание с подсознанием — здесь мы можем ограничиться лишь общим утверждением, что доля осознанности значительно выше у сильных, в высокой степени дифференцированных функций и значительно ниже — у функций слабых, которые, соответственно, в большей степени принадлежат к области подсознания. Следуя Юнгу, можно только догадываться о том, что существует энергетическая связь между сознанием и подсознанием, поскольку, как утверждает Юнг, чрезмерное усиление 1-й, самой сильной и дифференцированной ведущей функции может привести к компенсации этого усиления — усилению и самой слабой, недифференцированной функции второго полюса той же самой дихотомии, — такие случаи также доводилось наблюдать и автору книги.[††] Неясной до конца остается и роль информации в энергетическом функционировании психики — не является ли информация неким управляющим механизмом, под действием которого индивид способен концентрировать энергию на нужном ему в данном случае полюсе дихотомии? Во всех этих аспектах пока еще больше вопросов, чем ответов, и, конечно, понятно, что для того, чтобы найти ответы на все эти вопросы, понадобятся усилия людей многих профессий — психологов, медиков, биологов, социоников, физиков... Важность же решения всех этих вопросов настолько велика, что трудно ее переоценить. Представьте себе, что человечество научилось измерять психическую энергию в каналах структуры психотипа и, соответственно, пропускную способность каждого канала. В этом случае исчезли бы все проблемы диагностики и типа, и подтипа, которые смогли бы быть определены совершенно точно. Наверное, многие несчастья людей связаны с тем, что они не могут найти свое место в жизни, чувствуют, что их способности остаются невостребованными. Отсюда и плохое настроение, и депрессия, и состояния стресса, которые могут перейти в агрессию по отношению к тем, кто живет более благополучно. Те же, для кого характерны частые подавленные состояния, рискуют довести себя до соматических заболеваний. Вряд ли мы сильно ошибемся, предположив, что подавляющее большинство психических отклонений от нормального состояния связано с нарушением свободного циркулирования психической энергии в каналах связи. Если бы был открыт способ ее измерения, любые «зажимы» легко были бы обнаружены и могли бы быть квалифицированно устранены переводом избыточной энергии, протекающей через «узкий» канал, в канал «широкий». Человечество всегда считало проблему познания людьми самих себя одной из самых трудноразрешимых. Возможно, именно сейчас мы вплотную подошли к решению этого вопроса. Психическая предназначенность людей разных психотипов для различных областей жизнедеятельности, с точки зрения соционики, столь же очевидна, как и половая предназначенность мужчин и женщин для продолжения рода. Зная свое предназначение, индивид станет свободен в выборе того рода деятельности, в котором наилучшим образом реализуются его возможности. Соответственно, не будет проблем в том, чтобы подобрать целевой коллектив из представителей разных психотипов с заранее известными параметрами психики. Такое регулирование энергопотоков в группах сулит захватывающие перспективы создания бесконфликтных коллективов, эффективно и целенаправленно работающих. Каждый из нас реализует только 1/16 часть сознания социона (напомним, что социон — структурная единица человеческого сообщества, включающая в себя все 16 психотипов), одному неведомо то, что другому очевидно. Наверное, поэтому бывает так продуктивен метод «мозгового штурма», когда каждый участник высказывает любые, самые бредовые идеи, критиковать которые запрещено. В такой ситуации любая задача может получить неожиданный путь решения. Возможно, Вы, уважаемый читатель, захотите высказать собственную идею о механизме функционирования психики человека, и тогда совместными усилиями будет найдено достаточно адекватное решение задачи. Давайте поразмышляем вместе! Успехов! Приложения. Date: 2016-05-14; view: 368; Нарушение авторских прав |